Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранняя юность (15–18 лет)
Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что это возраст, завершающий детство. Общество, казалось бы, уже признает взрослость девушек и юношей: в 14–16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профессиональных учебных заведениях, а некоторые уже работают. Однако пока они сохраняют статус зависимых от родителей детей. Тем не менее пройдет немного времени и детство останется позади, юноши и девушки станут полноправными взрослыми. Поэтому свое пребывание в этом возрасте они рассматривают как временное. Отсюда их устремленность в будущее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие задачи ранней юности обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак. Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Старшеклассники решают важные задачи: кем быть и каким быть. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки – неудовлетворенность всей своей последующей жизнью. Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профес-сиональная. Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Для того чтобы стать личностнообразующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливает необходимость вариативного обучения. А сформированные к этому времени склонности и способности свидетельствуют о необходимости большей дифференциации школьного образования. В настоящее время уже появляются гуманитарные школы-гимназии, политехнические лицеи и художественно-прикладные школы. Очевидно, что таких школ должно быть больше, так как именно дифференциация образования старшеклассников в наибольшей мере соответствует психологии ранней юности. Для учащихся средних профессиональных учебных заведений (профессиональных училищ, лицеев) ведущая деятельность имеет четкую профессиональную направленность. Но поскольку выбор специальности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-профессиональная деятельность не выполняет в полном объеме свою личностнообразующую функцию. Ранняя юность – период завершения физического развития. К концу этого возраста девушки и юноши – биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное развитие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды профессиональной деятельности. И конечно, сексуальное созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-интимном общении. Сексуально окрашенные фантазии и переживания – важная сторона внутренней жизни девушек и юношей. В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. Но В. В. Давыдов убедительно доказал возможность развития этого вида мышления уже в младшем школьном возрасте. А вот эмоционально-волевая сфера развивается достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развитием, а развитие воли связано с активным поиском своего места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое будущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо приложить усилия на завершающей стадии школьного обучения. В ранней юности закладываются основы мировоззрения: происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества. Центральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ранняя юность – это возраст дальнейшего развития самосознания – целостного представления о своей личности, эмоционального отношения к себе, самооценки собственной внешности, физических, умственных, моральных и волевых качеств. На основе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и саморазвитии. В этом возрасте девушки и юноши отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. К основным (личностнообразующим) психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способностей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, переоценка своих способностей и т.д. Но как ни неприятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девушки и юноши при такой обобщенной самооценке испытывают трудности в общении, внутренне напряжены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, становятся одинокими. Пониженное самоуважение снижает уровень притязаний личности, побуждает ее довольствоваться малым, делает ее неконкурентоспособной в социальной и профессиональной жизни. Развитие обобщенной самооценки, определение смысла жизни и своего места в ней, формирование мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начавшийся в подростничестве процесс становления Я-концепции. В поведении повышается самоконтроль, развивается саморегуляция психических процессов и эмоциональных состояний. Стабилизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуальной и психофизиологической сфер к 17–18 годам свидетельствует о том, что детство завершилось и наступила новая эпоха, в которую девушки и юноши вступают оптимистично и с надеждой. Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизненный план охватывает сферы личностного, социального и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представлять свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завершающем этапе школьного обучения жизненные планы становятся все более реальными, лишенными несбыточных надежд и прожектов. Главная забота девушек и юношей – это выбор профессии, а правильнее сказать, выбор формы ее получения: в профессиональном учебном заведении или путем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации. Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису – кризису идентичности, обусловленному противоречием между желаемым личностным и профессиональным будущим и реальными достижениями. Личность перестает совпадать с собой, и это приводит к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности. Психологически комфортный выход из этого кризиса возможен при наличии у девушек и юношей резервного жизненного плана, альтернативного варианта становления. И конечно, они нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке психолога-профконсультанта. На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И. С. Кона, должны найти ответ на три вопроса: § кем быть? (профессионально самоопределиться); § каким быть? (морально самоопределиться); § с кем быть? (найти любимого или любимую). Таким образом, ранняя юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. На этой стадии становления осуществляется выбор профессии, нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни.
Юность (18–23 года) Это важный этап социально-профессионального становления личности. В данном возрасте наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность – это начало взрослости. В этом возрасте многие девушки и часть юношей вступают в брак, получают профессиональное образование или профессиональную подготовку, большинство юношей служат в армии. Это возраст поиска места работы и трудоустройства, освоения новых социально-профессиональных ролей: студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. В то же время юность – возраст крушения жизненных планов: не поступил в профессиональное учебное заведение; распался брак после короткого замужества; не смог трудоустроиться по полученной специальности; стал безработным; из жизни ушли близкие родственники. Юность – это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, детей, профессии (специальности), референтных социально-профессиональных групп, собственного жилья, престижных вещей и др., но это также возраст нереализованных возможностей, опустошенности, бесперспективности, разочарования, нравственной деформации. Можно констатировать, что к 17–18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое – с их крушением. В обоих случаях переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности, от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимости определить свое место в новой социально-психологической ситуации. Идентичность обусловливает целостность личности. При переживании кризиса происходит перестройка ее психологической организации. Переход от одной целостности к другой усиливает уязвимость личности и одновременно стимулирует ее дальнейшее развитие. В психологическом плане это один из самых сложных, трудных после подросткового возраст. Но трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми (родителями, учителями), в юности проблемы приходится решать самостоятельно. Социально-психологическая незащищенность молодежи очевидна. Общество лишь декларирует права молодежи, но она нуждается в реальном их обеспечении, особенно в наше время. Несовершенство общественного строя в первую очередь испытывает на себе молодежь. Ведущие потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Остановимся подробнее на последней потребности. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, это соревнование с самим собой, стремление к улучшению достигнутого и постановка новых целей. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуации, условий, возможностей реализации себя. Естественно, нужно всячески развивать потребность в достижениях, поскольку она способствует личностному и профессиональному росту молодежи, побуждает к авторству собственного образа жизни. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование. Исследования показали, что продолжительность профессионального обучения (начального, среднего и высшего) влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности переквалификации, обусловливает конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Полноценное осуществление ведущей деятельности способствует дальнейшему становлению личности. Но чтобы деятельность выполняла свою личностнообразующую функцию, она должна сама развиваться. Педагоги высшей профессиональной школы отмечают, что наиболее сложными и трудными для студентов являются первые годы учебы, и объясняют это адаптацией к учебно-познавательной деятельности: несформированностью учебных действий, слабой выраженностью учебно-профессиональных мотивов. Это так. Но главным фактором последующей успешной учебы являются неизменные, стабильные технологии (способы, приемы, формы и методы) обучения. Почему успеваемость на старших курсах выше, чем на младших? Да потому что учебно-профессиональная деятельность в течение пяти лет сколько-нибудь существенно не изменяется, становится стереотипной и поэтому утрачивает свою развивающую, личностнообразующую функцию. Л. С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Чтобы выполнять развивающую функцию, обучение должно вызывать у обучаемого определенные затруднения. Преодоление трудностей учебы осуществляется с помощью педагогов, направляющих психическую активность обучаемых. Большое значение в активизации познавательной деятельности имеют дидактические тексты, указания, рекомендации, задания, создание проблемных ситуаций и т.п. В наибольшей степени требованиям развивающего обучения удовлетворяет личностно ориентированное обучение. Поэтому стагнация психического развития студентов старших курсов может быть преодолена путем перехода на новые технологии обучения. Те молодые люди, которые получают профессиональную подготовку на предприятиях, в фирмах и организациях в течение короткого времени (до одного года), достигают примерно такого же уровня психического развития, что и их сверстники, обучающиеся в профессиональной школе в течение 3–5 лет. Конечно, профессиональная подготовленность выпускников профессиональных учебных заведений намного выше, но в интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферах существенных различий не наблюдается. Исследования Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой показали, что в этом возрасте происходит повышение уровня развития внимания, памяти и мышления. Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления – самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессио-нальная компетентность. Важным психологическим новообразованием этого возраста являются сексуальные отношения между молодыми людьми – установление интимно-доверительных, бескорыстных отношений с человеком противоположного пола. В юношеском возрасте возникает потребность в интеграции разных проявлений своего Я в другом человеке. В отношениях с другом человек проверяет свою ценность, уникальность, индивидуальность. Дружба, которая возникает в юности, проходит через всю сознательную жизнь человека и выполняет важную психотерапевтическую функцию, обеспечивая своевременную психологическую поддержку и помощь, а также вносит коррективы в траектории и сценарии жизни друзей. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдаетсякризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессио-нальную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.
23. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НОВООБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Зрелость (28–60 лет) Это самый длительный период жизни, возраст реализации себя во всех видах жизнедеятельности: личной и семейной жизни, социально-профессиональной деятельности и сфере досуга. До 25–27 лет факторами становления личности являются присвоение разнообразных знаний, умений, опыта, освоение многоплановых видов деятельности, приобретение социально полезных и личностно значимых вещей, присоединение к психологически близким людям и другие формы удовлетворения потребности приобретения. После 27 лет ведущим фактором дальнейшего развития личности становится созидание. Как заметил А. Н. Леонтьев, личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ. Социальная ситуация развития в возрасте 28–33 лет неоднозначна. Прежде всего наблюдаются существенные различия в жизнедеятельности женщин и мужчин. Для женщин эмоциональное благополучие семьи, воспитание детей имеют большую значимость, чем для мужчин. Мужчины в большей степени сориентированы на профессиональную деятельность, профессиональные достижения и карьеру. Физиологическое развитие женщин и мужчин также сильно различается. В данном возрасте существенно повышается значение экономических условий жизни. Родители к этому времени уже перестают материально поддерживать молодые семьи. Важную роль играет фактор материального благополучия (наличие собственного жилья, удовлетворительная зарплата, обеспечивающая достойную жизнь семье и позволяющая дать всестороннее образование детям). Важное значение приобретает социально-профессиональный статус молодых людей: место работы, должность, квалификация, обогащающие социально-психологическое пространство жизни. Ведущей деятельностью для одних женщин становится семейно-бытовая, для других – профессиональная. Правильнее говорить об относительном преобладании одного из этих видов деятельности, которое обусловлено личностным отношением к ним женщин-матерей и бездетных женщин. Для мужчин за редким исключением ведущей деятельностью остается профессиональная. В процессе ее выполнения возникает противоречие между потребностями в совершенствовании деятельности и нормативными операционально-техническими способами ее осуществления. Это противоречие частично разрешается путем выработки индивидуального стиля деятельности, внесения в нее элементов новаторства и рационализаторства. Если же характер профессиональной деятельности не предоставляет специалисту таких возможностей, то ему остается либо постепенно профессионально успокоиться и стагнировать, либо менять место работы и должность. Наиболее продуктивным выходом из состояния профессионального равновесия, стагнации является дополнительное профессиональное образование, которое направлено на расширение социально-профессионального пространства личности и предоставляет ей возможность реализовывать себя в другой области деятельности, на новом рабочем месте, в другой специальности или профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования позволит специалисту профессионально самоопределиться в новой социально-профессиональной ситуации. Психическое развитие специалистов в этом возрасте определяется содержанием профессионального труда. В целом возрастает значение психологического фактора во всех видах труда, и это положительно сказывается на дальнейшем развитии психических процессов. Вместе с тем следует отметить, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. В рассматриваемом возрасте внимание, память и мышление определяют общее интеллектуальное развитие, постепенно возрастает творческая активность. Необходимо также учитывать, что до 33 лет происходит становление функциональной основы интеллекта человека, что приводит к росту интеллектуальной активности и продуктивности в рамках уже сложившейся профессиональной деятельности. Важным условием профессионального и интеллектуального развития человека становится постоянное повышение квалификации и последипломное образование. Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28–33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера. Это так называемые позитивные приобретения, определяемые местом данного возраста в онтогенезе человека. Но в этом возрасте у части молодых людей под влиянием социально-профессиональных условий и социальной пассивности развиваются социально и профессионально нежелательные качества. К ним относятся социально-профессиональный инфантилизм, социальный негативизм, профессиональная леность, консерватизм. Наблюдается также профессиональная стагнация. К концу этого возраста многие молодые люди остро переживают очередной кризис, женщины – в 28–30 лет, в среднем на три года раньше, чем мужчины. Совпадение по времени кризиса у супругов приводит к сложному периоду в семейных отношениях. В ситуации кризиса обостряется отношение женщины к карьере. Чувствуя естественный прилив сил и не будучи удовлетворенной семейными отношениями, женщина предпринимает попытку (и не всегда безуспешную) изменить свое социальное положение за счет профессионального роста, карьеры. Для женщин-матерей актуальным становится получение дополнительного (реабилитационного) профессионального образования. Ведь 3–5 лет ушло на воспитание малолетних детей. Общество должно помочь женщинам профессионально восстановиться, а в случаях профессиональной переориентации – получить новую специальность или профессию. Кризис в жизни мужчин возникает вследствие осознанного или неосознанного чувства социально-профессиональной несостоятельности. Большинство мужчин сориентированы на профессиональные достижения, карьеру. Но многие из них реально не могут получить подтверждение того, что они состоялись. Этот кризис называют еще кризисом «возраста Иисуса Христа», так как к этому возрасту он создал свое учение, заложил основы христианской религии, т.е. состоялся. Примерно ¾ всех мужчин должны довольствоваться рядовой должностью: квалифицированного специалиста, рабочего, техника, учителя, инженера, клерка и др. Социальные же стереотипы и ожидания обусловливают потребность в реальном подтверждении социально-профессиональной состоятельности: начальственной должности, ученой степени, воинском звании. Социально-престижная стратификация профессионального статуса мужчин не совпадает с жизненным планом, который сформировался в юности. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, молодой человек попадает в психологические ловушки собственных несбывшихся надежд и неоправданных мечтаний. Молодые мужчины начинают искать подтверждение своей состоятельности, значимости в общении с молодыми, часто незамужними женщинами. Эмоционально-психологическая «дотация» со стороны свободных женщин приводит к нарушению супружеских уз, психологическому охлаждению, а иногда и к распаду семьи. Эмоционально-тягостное переживание своей профессиональной несостоятельности усиливается тем, что отдельные сверстники состоялись, или достигли начальственных кресел, или разбогатели. Супруги усугубляют эмоциональную нестабильность упреками в профессиональной недееспособности. Продуктивные выходы из кризиса: § ревизия и коррекция Я-концепции (не обязательно иметь высокую должность, ведь можно быть просто высококвалифицированным специалистом, хорошим семьянином, верным другом, полезным членом общества); § получение дополнительного образования, существенное повышение квалификации, переход на новую должность, смена места работы, резкое повышение социально-профессиональной активности; § нахождение смысла жизни за пределами профессии (социально-бытовое творчество, хобби, садоводство, театр и др.). Возможные деструктивные тенденции: § нарушение супружеской верности и распад семьи; § злоупотребление алкоголем, азартными играми, пустым времяпрепровождением и т.п. Выход молодых людей из кризисного состояния означает вступление в новую фазу зрелости – фазу самореализации. Следующая ступень зрелости (34–42 года) – период относительно спокойной жизнедеятельности. Женщины и мужчины примиряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие работники в этом возрасте становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов. Сохраняется прежний уровень психического развития. Б. Г. Ананьев показал, что уровень интеллектуальных способностей человека зависит от двух факторов: внутреннего – одаренности и внешнего – образования. Поэтому постоянное повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование и самообразование являются важными условиями дальнейшего профессионального развития специалиста, становления его профессионализма, достижения им вершин мастерства. Выработанные ранее индивидуальный стиль деятельности и стиль жизни позволяют эффективно решать социально-профессиональные проблемы одного из самых продуктивных периодов жизни. Одним из важных новообразований этого возраста является профессиональная позиция. В это же время появляется желание передать молодежи свой опыт, оказать влияние на социально-политическую ситуацию в регионе, стране. Чрезмерное увлечение политикой во многом определяется этими генеративными тенденциями. Социально значимые устремления являются следствием развития субъектности личности. В позитивных изменениях, которые личность вносит (или могла бы внести) в общественно-политическую и социально-профессиональную жизнь, она узнает себя, ей открывается смысл ее жизни. Субъектность личности как психологическое новообразование становится фактором ее дальнейшего самоизменения и саморазвития. Осознавая свои достижения, человек чувствует себя социально и профессионально уверенным, энергичным, дееспособным. В данном возрасте имеются все условия для осуществления своего профессионально-психологи-ческого потенциала, и большинство людей реализует его в эти 12–15 лет продуктивной жизни. Социально-психологическое равновесие к 40–42 годам начинает нарушаться. Возникают проблемы в семейных отношениях, во взаимоотношениях с коллегами, друзьями. Далее явственно начинает осознаваться несовпадение Я-реального и Я-идеального, постепенно нарастает психическая напряженность, появляются тоскливость, раздражительность, уныние, потеря интереса к жизни, профессиональная усталость. Все это признаки наступления кризиса середины жизни, который получил в психологической литературе такие названия, как кризис идентичности, бесперспективности, опустошенности. Каковы же причины этого кризиса? Их много, но в индивидуальной жизни женщин и мужчин они проявляются по-разному. Общими являются физиологические изменения. Организм слабеет, во внешности отчетливо просматриваются следы приближающейся старости. Наступает период подведения итогов, человек вдруг начинает осознавать, что лучшие годы позади. Работоспособность уже не та, а ведь многое из задуманного в юности еще не достигнуто. Все чаще возникает мысль, что жизнь прожита зря и не так, как хотелось. Женщины в большей степени озабочены приближающейся старостью и, как следствием, снижением сексуальной привлекательности. Переживание неизбежного старения делает женщину уязвимой к внешним признакам уходящей молодости, отсюда стремление походить на молодежь не только внешне, но и за счет особых форм поведения, неадекватных возрасту. Сужается социальное и психологическое пространство жизни, уходят из семьи дети, а в отдельных случаях и мужья. Перспектив социально-профессионального роста становится все меньше. Ностальгия по безвозвратно ушедшей молодости усугубляется осознанием того, что много сил и энергии было отдано семье, а вот семейного счастья и благополучия, похоже, нет. Надо было больше внимания уделять себе, своей внешности, удовлетворению своей потребности быть женщиной. Мужчины в большей степени озабочены своими социально-профессио-нальными достижениями, средствами материального благополучия и формами престижного общения. Отсутствие этого обостряет потребность быть мужчиной. Для многих ее удовлетворение связано с дополнительными усилиями, сверхнормативной социальной и профессиональной активностью, самоактуализацией, однако есть резервный вариант, доступный и привлекательный, – утвердиться в глазах другой женщины, как правило намного моложе, и получить подтверждение того, что ты еще настоящий мужчина. И конечно, есть спасательный социально приемлемый вариант – внесение в структуру жизнедеятельности новых форм самоутверждения и реализации себя во внепрофессиональной жизни. Но главное все же – найти в себе социально-психологическое мужество, трезво проанализировать возможности дальнейшего развития, продуктивного становления на основе самоактуализации своего профессионально-психологи-ческого потенциала. Особенности социальной ситуации развития в 45–60 лет обусловлены следующими моментами: § постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций; § изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни приятелей, подруг, коллег, близких знакомых; § сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры. Эти изменения вносят в жизнь женщин и мужчин чувство неуверенности в себе, которое может стать разрушительным в профессиях группы «человек–человек», так как отрицательно сказывается на эффективности социально-профессионального взаимодействия. Достигнув вершин в своем социальном и профессиональном развитии, личность вдруг явственно начинает ощущать приближение старости. Осмысление и переживание этих моментов падает на возраст 50–55 лет. Но человек активно сопротивляется нежелательным изменениям, демонстрируя подчас завидное упорство. Главное в преодолении деструктивных тенденций развития – мобилизация внутренних психических сил, здоровый образ жизни, повышение работоспособности. Важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за достойную жизнь. Обращение к культуре достоинства, овладение эффективными способами экономной организации жизнедеятельности помогут ему преодолеть очередной кризис утраты профессиональной деятельности. Кризисное состояние усугубляется психологическими ловушками, возникающими после 50 лет: § «психологическая импотенция»; § профессиональные деформации; § консервирование прежних отношений и способов жизнедеятельности; § потеря чувства профессиональной идентификации. Эти деструктивные тенденции разрушают сложившуюся Я-концепцию, порождают тревожность и потерянность. К концу стадии зрелости и женщины, и мужчины должны переосмыслить свое место в социально-профессиональном пространстве, обусловленное прекращением активной роли в жизни общества. Компенсаторным психологическим новообразованием в этом возрасте становится чувство уверенности в себе, или самопринятие, поддерживающее чувство собственного достоинства и социальной ценности человека. Преодолению чувства неуверенности и социально-профессиональной неполноценности способствует подчеркивание авторитета на производстве, да и в семье тоже. Психотерапевтическое влияние такого признания сказывается на усилении социально-профессиональной активности и повышении самооценки и самоуважения. В это время возрастает интерес женщин к религии, общественной деятельности в сугубо женских организациях, посещению выставок, театров, концертов. Мужчины обнаруживают повышенный интерес к проблемам практической философии, поиска смысла жизни, социально-политической жизни страны. Актуальными для мужчин остаются достижения и признание в профессиональной жизни. Преодоление кризиса 50–55 лет предполагает ревизию Я-концепции, нахождение новых смыслов жизнедеятельности, коррекцию самосознания, усиление духовности и нравственности. И конечно, люди в этом возрасте нуждаются в психологической поддержке и помощи. Одной из форм такой поддержки может стать социально-психологическое образование, целью которого является развитие культуры достойной жизни, овладение навыками личной гигиены, самообслуживания и домоводства. Главное – своевременно начать формировать психологическую готовность ко встрече со старостью. Ведь люди живут еще 20–30 лет. И прожить эти годы надо достойно.
24. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ Поведение – интегративный внешний показатель внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов, отношений. Поступок – единица поведения. Это действие личности, социальное значение которого ею самой понято, т.е. это действие, осмысленное. Поступок – основной предмет воспитательных бесед, педагогических усилий, взаимных обсуждений педагога и учащегося. Обсуждается, как правило, нормативная сущность поступка, т.е. мера его соответствия действующим в обществе моральным и правовым нормам. С этих позиций поступок, нарушающий моральные нормы (нормы справедливого и должного в человеческих отношениях), квалифицируется как проступок, подлежащий порицанию, осуждению, наказанию педагогическому, но не правовому, юридическому. К проступкам в педагогической практике обычно относят нарушения правил и режима учебного заведения (прогулы, опоздания, нарушения дисциплины в классе, отказ выполнять требования), конфликтные формы поведения (грубость, сквернословие драки, ссоры, вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, нарко - и токсиковеществ), а также поступки, аморальные по своей сути (ложь, незначительная порча общественного имущества, отказ от общественных и трудовых дел). Поведение учащегося, в котором достаточно часто встречаются подобные проступки, определяется как отклоняющееся поведение. Если же поступок вступает в противоречие с правовыми нормами, он квалифицируется как правонарушение, а поведение будет в таком случае противоправным. В педагогической практике наиболее часто встречаются такие правонарушения, как кражи, хулиганство, тяжкие избиения, вандализм и т.д. Отклонения в поведении –это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности. В большинстве случаев педагогическая запущенность характеризуется хронической оппозицией юноши к миру взрослых, негативным отношением к общественным делам и ценностям коллектива. Но в ряде случаев мы можем встретить отклонения и в поведении сознательного, нравственно развитого учащегося. Это может быть неординарный, с самостоятельным складом ума юноша, вошедший в противоречие с рутинной педагогикой и косными традициями, царящими в данном училище. Это может быть невротизированный юноша с астеничной, быстро истощающейся нервной системой, в силу чего он испытывает страх перед делом, требующим усилий, множественных и достаточно напряженных человеческих контактов, может быть учащийся со своеобразным характером, например, шизоидного типа, который отличается замкнутостью, эмоциональной холодностью, отчужденностью от сверстников. Он, как правило, держится в стороне от всех, поэтому понятен его отказ от поручения, требующего активного общения. И наконец, может быть новичок с низким уровнем адаптации, который с трудом входит в новый коллектив и, естественно, страшится оказаться в достаточно ответственном деле один на один с коллективом. Рассмотрим содержание и взаимосвязь сходных и часто воспринимаемых как синонимы понятий «педагогическая запущенность» и «трудновоспитуемость». Педзапущенность и трудновоспитуемость – термины, которые обозначают объективно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные состояния личности. Педагогическая запущенность – это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса. Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затруднено педагогическое общение. Трудновоспитуемость обусловлена разнообразными причинами: неординарностью личности, ее ярким индивидуальным своеобразием, особенностями трудного характера, нарушениями психического здоровья, и главное, педагогической запущенностью учащегося. Любая причина, обусловившая трудновоспитуемость личности, делает общение с ней проблемным, часто малорезультативным, требующим дополнительных усилий со стороны педагога, специальных условий. Таким образом, трудновоспитуемый - это со всем не обязательно педагогически запущенный учащийся, в то время как педагогически запущенный учащийся – это обязательно трудный для воспитания объект. Трудновоспитуемость и педзапущенность – взаимопроникающие феномены. Дело в том, что иногда трудновоспитуемость одаренного, своеобразного или невротизированного учащегося может, в свою очередь, стать фактором зарождения или ускорения развития педагогической запущенности. Это происходит и том случае, если трудновоспитуемость сочетается с сопутствующими неблагоприятными обстоятельствами: асоциальной семейной обстоятельствами, криминогенной дружеской компанией, конфликтными отношениями с педагогами. Каковы причины педагогической запущенности? Наиболее распространенными причинами являются неблагоприятные условия семейнoгo воспитания, отрицательное влияние социальной среды, недостатки и ошибки воспитания в школе, училище. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей: Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в "ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребёнка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем: 1. Родители (отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребёнка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование «идеального» Я. 2. Частые физические наказания вызывают у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещаются на доступных ему людях, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях. 3. Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребёнка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие. Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность. Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребёнок получает признание. Всё это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушения. Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десоциализации. Один из негативных факторов неполной семьи – эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью. Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и, прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребенку не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому – отцу или матери – покой и нормальные условия для воспитания. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребёнок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица. Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, "улизнуть" под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми. Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребёнка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6–7 раз больше, чем у законопослушных. Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. Исследователи отмечают, что в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники. Криминогенная семья – такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4–5 раз. Каждый четвёртый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал. В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности. Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми подросток вынужден усваивать их ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Date: 2015-10-19; view: 427; Нарушение авторских прав |