М 294 Мартынов, М. Ю. Социология массовой коммуникации: предмет и методы исследования: учеб. пособие / М. Ю. Марты-нов, Е. В. Иванчихина; Сургут. гос. ун-т. ХМАО – Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2008. – 159 с.
В учебном пособии рассматриваются методологические проблемы определения объекта и предмета исследования науки «Социология массовых коммуникаций».
Особое внимание уделяется социологическим методам, используемым для изучения массовых коммуникаций в функционировании связей с общественностью.
В пособии описываются количественные и качественные методы социологии массовых коммуникаций: аудиториометрия, массовый и экспертный опрос, контент-анализ и т.д.
Пособие предназначено для студентов специальностей «Связи с общественностью», «Политология» и всех, кто интересуется проблемами социологии массовых коммуникаций.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ.
Введение………..…………………………………………………..
|
|
Социология массовой коммуникации. Образовательный стандарт. Федеральный компонент………..…………………..
|
|
Раздел I
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИОЛОГИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
|
|
Тема 1. Объект исследования социологии массовых коммуникаций. Возникновение коммуникаций в обществе и их роль в обеспечении устойчивости социума………..………….
|
|
Понятие социальной коммуникации: функциональный подход. Массовые коммуникации как объект исследования социологии ………..……………………………………………...
|
|
Признаки и функции массовой коммуникации ………...……
|
|
Этапы развития коммуникации в доиндустриальных и индустриальном обществах ……………..……..………………...
|
|
Массовые коммуникации и мировые информационные процессы в современном постиндустриальном обществе ……...
|
|
Тема 2. Социология массовой коммуникации как наука……
|
|
Предмет социологии массовой коммуникации ………..…….
|
|
Методы социологии массовой коммуникации. Роль изучения массовых коммуникаций в деятельности специалиста по связям с общественностью ………………………………...
|
|
Понятие «эффективность коммуникатора» ………………….
|
|
Раздел II
КОММУНИКАТОР И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
|
|
Тема 3. Исследование аудитории как способ изучения коммуникатора. Аудиториометрия как описательный метод изучения коммуникатора………………………………………..
|
|
Социология массовых коммуникаций в системе теоретических и прикладных наук ………………………………………
|
|
Типы прикладных исследований массовых коммуникаций. Соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, описательных (аудиториометрических) и аналитических исследований …………………………………………..
|
|
Количественные аудиториометрические методы в социологии массовой коммуникации ………………………………….
|
|
Качественные аудиториометрические методы в социологии массовой коммуникации. Методика интегративной оцен- ки аудитории. Проблема объективности измерения ауди-тории... …………………………………………………………
|
|
Тема 4. Аналитическое (проблемное) количественное исследование в социологии массовой коммуникации……………..
|
|
Задачи аналитического или проблемного количественного исследования в социологии массовой коммуникации. Его основные этапы ……………………………….………………..
|
|
Программа исследования. Понятие исследовательской проблемы количественного исследования в социологии массовой коммуникации …………………………………………….
|
|
Диагностика проблемы и выдвижение гипотезы исследования в социологии массовой коммуникации ……….…………
|
|
Концептуализация и операционализация основных понятий ….
|
|
Подготовка методического инструментария социологического опроса в исследовании массовых коммуникаций …….
|
|
Создание выборки исследования ……………………………..
|
|
Тема 5. Техника организации и проведения исследований массовых коммуникаций с использованием качественных методов……………………………………………………………..
|
|
Качественные исследования массовой коммуникации, основанные на анализе текста ……………………………………...
|
|
Качественные исследования массовых коммуникаций, основанные на использовании метода интервьюирования ……
|
|
Качественные исследования массовой коммуникации, основанные на использовании естественно-научных методов …..
|
|
Приложение 1
Контент-анализ жилищных проблем в г. Сургуте на страницах местной прессы (фрагменты из отчета по результатам исследования, проведенного студентами специальности «Cвязи с общественностью» СурГУ) …………………………
|
|
Приложение 2
М.Ю. Мартынов. Сургутский университет на страницах местной прессы. (Контент-анализ публикаций за 1997 год) …..
|
|
Приложение 3
Павленко Р.А. Качественный контент-анализ статьи М.Ю. Мартынова «Сургутский университет на страницах местной прессы» …………………………………………………………
|
|
Приложение 4
Озеров В. Кредит доверия дважды не получишь ……………
|
|
Приложение 5
Фаллический символ в центре Сургута: архитектурный китч или административная прихоть? ……………………………..
|
|
Приложение 6
Зачем Сургуту расширяться? ………………………………….
|
|
Приложение 7
Сибирь: от провинции к региону, от евразийской к арктической цивилизации ……………………………………………...
|
|
Приложение 8
Основы православной культуры в системе образования ……
|
|
Приложение 9
Миграция или колонизация? ……………...…………………..
|
|
Приложение 10
Методология саморазрушения или еще раз о муниципальной системе образования ……………………………………...
|
|