Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей





Еще в 30-х годах прошлого века психоаналитиками был предло­жен метод арт-терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Арт-терапия представляет собой специализиро­ванную форму психотерапии, основанную на изобразительном ис­кусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовы­ражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды про­дуктивной деятельности ребенка как лепка, аппликация, изготов­ление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В практике вы­деляются две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пас­сивной форме арт-терапии ребенок рассматривает картины, подел­ки, т. е. потребляет художественные произведения. При активной арт-терапии ребенок сам создает продукты деятельности. В иссле­дованиях психологов было давно замечено, что рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и индивиду­альные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Р. Альшулер (1947) и Э. Крамер (1975) выделяют четыре ти­па изображений, отражающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально-личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стерео­типы-схемы, пиктограммы и собственно художественные произве­дения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию

детского рисунка, а в более старшем возрасте могут выражать чув­ство беспомощности и одиночества. Стереотипные схематические изображения и пиктограммы в более старшем возрасте могут от­ражать сублимацию подавленных желаний или потребность в за­щите. Символические изображения отражают подавленные аффек­ты в форме сублимации. Особое значение играет цвет. Например, преобладание серых тонов, а также темных, отражают отсутствие жизнерадостности, а яркие насыщенные краски отражают актив­ный жизненный тонус, оптимизм.

В отечественной психологии методы арт-терапии использо­вались в коррекции психических заболеваний у взрослых (М. Е. Бурно, 1989) и неврозов у детей (А. И. Захаров). Наиболее эффективна арт-терапия в коррекции страхов у детей и подрост­ков. А. И. Захаров выделяет несколько этапов коррекции страхов у детей методом рисования:

1) За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психо­логу и показывают их в группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию.

2) На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети. Психолог анализирует тему ребенка, кото­рая имеет диагностическую значимость.

3) На третьем этапе занятий детям предлагаются тематичес­кие рисунки: «в детском саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь», «мой самый страш­ный день».

4) Четвертый этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их.

В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз дол­жен выражать одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполнен­ное задание. Через несколько дней психолог проводит индивидуаль­ное обсуждение рисунков. Ребенку последовательно показывают его рисунки и спрашивают, боится ли он теперь. Отрицание ребенка обязательно надо закрепить похвалой. Оставшиеся страхи рисуют снова. Психолог предлагает ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является дополнительным стимулом к пре­одолению страха.

Занятия по рисуночной терапии могут быть структурирован­ные и неструктурированные. При структурированных занятиях тема рисования предлагается психологом. После окончания заня­тий рисунки обсуждаются совместно с детьми. При неструктури­рованных занятиях дети самостоятельно выбирают тему.

Важным принципом арт-терапии является обязательное одо­брение и принятие всех продуктов изобразительной деятельнос­ти ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

Например, Сурен К., 9 лет. 7 мес., во время землетрясения в г. Спитак оказался в завале, где просидел вместе с учительницей и одноклассниками в течение четырех дней. Трое детей из класса погибли в результате тяжелых травм, у мальчика наблюдалась травма кисти правой руки, по поводу чего он наблюдался в хирургическом отделении. Жалобы родителей и персонала на постоянные ночные крики, страхи, склонность к эмоциональному замыканию, лицевые тики. Мальчика осмотрел врач-невропатолог, была рекомендована консультация психолога.


Мальчик в контакт вступает легко, проявляет интерес к занятию. Обра­щает на себя внимание некоторая настороженность, проявление страха при упоминании о землетрясении. С мальчиком проводилась рисуночная терапия. На первых этапах психолог организовывал неструктурированные занятия. Ре­бенку были предложены фломастеры и альбом для рисования, предлагалось нарисовать,-что он желает. Мальчик охотно включился в занятие. В первом рисунке он изображал красные «языки», дождь. Изображение людей в рисун­ке отсутствовало. Обращали на себя внимание сильные нажимы, что ука­зывает на высокое эмоциональное напряжение у ребенка. На последующих занятиях рисунки мальчика также выражали эмоциональное напряжение, но цветовой фон стал более спокойным. На вопрос психолога: «Как ты на­зовешь свою картину?» мальчик ответил: «Несчастье». Психолог обратила внимание на качество рисунка мальчика, предложила прикрепить рисунок на доску, где висят другие рисунки. Мальчик охотно согласился. На последую­щих неструктурированных занятиях в рисунках мальчика стали появляться фи­гуры людей, дома. Мальчик изобразил себя на фоне падающего дома. На во­прос психолога: «Как мы назовем этот рисунок?» мальчик ответил: «Это землетрясение, я это видел, был там, сидел в завале, было холодно и страш­но». На этапе структурированного рисования психолог предложила мальчику нарисовать «пещеру», в которой он находился. Процесс рисования мальчик

сопровождал комментариями: «было холодно, учительница меня обнимала, я плакал, Карина (одноклассница) сначала кричала, а потом плакала, а потом спала». На последующих занятиях психолог предлагал ребенку следующие те­мы: «Вас спасли спасатели», «Ты в больнице», «Встретился с мамой и папой», «Приехал в Ленинград»,... «Твои друзья в палате», «Мой доктор», «Скоро пра­здник». Анализ результатов коррекции показал высокую ее эффективность: нормализовался сон, уменьшились тики, ребенок стал более общительным. Мать обратила внимание психолога на то, что он перестал бояться темных по­мещений. После индивидуальных занятий мальчик был включен в психокор-рекционную группу для закрепления полученных результатов.







Date: 2015-10-19; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию