Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления психологической коррекции и психокоррекционные технологии для детей с ранним детским аутизмом
При составлении психокоррекционных программ необходимо j ориентироваться на специфику аффективной патологии. Традиционно выделяются две основные группы: — дети с выраженным искажением эмоционально-волевого] развития; — дети с выраженным искажением когнитивного развития. Некоторые авторы предлагают выделить третью группу — моза- ] ичные формы искаженного развития, при котором наблюдаются как искажения эмоционально-волевой сферы, так и когнитивных про* цессов (Семаго Н., Семаго М., 2000). Однако следует подчеркнуть, что определяющим симптомокомплексом у детей с искаженным развитием является аффективная патология, а нарушения речи, моторики, когнитивных процессов являются вторичными и могут способствовать углублению психического дефекта. Учитывая специфику искаженного развития, необходим комплексный подход к психологической коррекции. Необходимо привлечение к психокоррекции специалистов различного профи- ля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других. Вторым важным принципом является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА. Третий принцип — принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребенка, предложенный Лебединским В. В. с соавторами. Базовая аффективная регуляция человека представлена авторами в виде структуры, состоящей из четырех основных уровней. 1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности). 2. Уровень аффективных стереотипов. 3. Уровень аффективной экспансии. 4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля. Каждый уровень, по мнению авторов, вносит свой вклад в организацию всей психической деятельности. На каждом из уровней решаются качественно различные задачи адаптации ребенка, и ослабление или усиление функционирования какого-либо уровня может привести к общей дезадаптации. В процессе психического развития ребенка механизмы аффективной регуляции качественно преобразуются и совершенствуются. Рассмотрим каждый из этих уровней: Первый — уровень полевой реактивности исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации ребенка. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. Этот уровень является базальным в адаптации ребенка к миру. Задача этого уровня — организация аффективной преднастройки ребенка к активному контакту с окружающим миром. Этот уровень является наиболее «примитивным» механизмом регуляции, но во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. Именно на этом уровне у ребенка начинают формироваться собственные приемы стабилизации аффективной жизни (душевного равновесия). В более старшем возрасте у ребенка и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов. Для оценки сформированное™ уровней аффективной регуля- ции К. С. Лебединской и О. С. Никольской (1991) была предложена диагностическая «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие», модифицированная Н. Я. Семаго, М. М. Семаго (2000). Данная схема ориентирована на анализ поведения и эмоцио- налышх реакций ребенка в различных жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней анализируется авторами с точки зрения гипо- или гиперфункционирования того или иного уровня. Это дает возможность представить соответствующий «профиль» структуры аффективной регуляции у ребенка. Гипер- или гипофункцию авторы рассматривают как дисфункцию какого-либо уровня аффективной регуляции. При анализе функционирования отдельных уровней аффективной регуляции в первую очередь ими выделяется и анализируется характер нарушения взаимодействия существующих уровней, особенности гиперкомпенсаторных механизмов, определяется синдром аффективной дезадаптации в целом. Рассмотрим основные ориентиры наблюдений за ребенком первого уровня аффективной регуляции. При гипофункции первого уровня выделяются следующие психологические радикалы: 1. Чувствительность ребенка к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми: — чувствителен к резкой перемене голоса; — не переносит неожиданного (например, с незнакомым человеком) зрительного контакта, также для него труден длительный зрительный контакт; — чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, от- клоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает; — испытывает беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями); — замирает, капризничает или отказывается работать при быстрой смене видов деятельности. 2. Чувствительность ребенка к изменениям в расположении окружающих объектов в процессе освоения им жизненного пространства: — не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях; — боится маленьких, закрытых помещений; — любит порядок, долго раскладывает вещи на столе, пытается как бы все классифицировать, разложить по группам. 3. Чрезмерная чувствительность к интенсивности сенсорных впечатлений проявляется в следующем: — не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже незначительных перепадов температуры. 4. Особенности поведения проявляются в следующем: — боится новых впечатлений; — боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах, часто перестраховывается; — часто наблюдается пониженное настроение, бывают резкие перепады в настроении; — любит играть один. При гиперфункции первого уровня наблюдается следующее: 1. Ребенок не испытывает дискомфорта при интенсивных изменениях во время взаимодействия и общения с другими, что проявляется в следующих особенностях: — не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе; — не боится прикосновений чужих людей; — нечувствителен к изменению дистанции во время общения; — нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке; — нечувствителен к качеству сенсорных впечатлений; — устойчив к холоду, голоду, боли; — неразборчив в еде; — не имеет выраженных сенсорных привычек; — стремится к частой смене впечатлений. 2. Ребенок не реагирует отрицательно на интенсивное изменение объектов в окружающем мире во время освоения пространства: — не боится высоты, достаточно ловко карабкается, любит смотреть вниз с высоты; Date: 2015-10-19; view: 818; Нарушение авторских прав |