Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом





Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором на­блюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых па­тологических образований. Одним из клинических вариантов это­го типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Сло­во аутизм происходит от латинского слова autos — сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Башина В. М. выделяет четыре основных этапа в становлении этой проблемы.

Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX ве­ков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стрем­лением к уходам и одиночеству.

Второй, так называемый доканнеровский, период, приходя­щийся на 20-40-е годы прошлого столетия, когда обсуждался во­прос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухаре­ва Г. Е., 1974).

Третий (1943-1970 гг.) ознаменован выходом в свет карди­нальных работ по аутизму L. Каппег (1943) и Н. Asperger (1944). Впервые этот синдром был описан в 1943 г. американский детским психиатром Каннером (L. Каппег). Независимо от него австрийский психиатр Аспергер (Н. Asperger) в 1944 г. описал близкое состоя­ние у детей, назвав его аутистической психопатией. В своей пер­вой работе L. Каппег охарактеризовал РДА как особое состояние,

с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к со- j стояниям так называемого «шизофренического» спектра. В после- j дующие годы РДА рассматривался как конституциональное осо­бое состояние. Вроно М. Ш. и Башина В. М. (1975) рассматривали аутизм как аутистическое состояние, возникающее у ребенка по­сле приступа шизофрении. Мнухин С. С. с соавторами еще в 1947 го­ду выдвинул концепцию органического происхождения РДА. Ряд исследователей указывали на полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, по- следствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, на­рушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Rut-ter M., 1972 и др). В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофре­нией, при Х-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

Четвертый, послеканнеровский, период (1980-1990 гг.) харак­теризуется существенным отходом от позиции самого Каннера на ранний детский аутизм. РДА стал рассматриваться как неспеци­фический синдром разного происхождения.

К настоящему времени сложилось представление о двух типах j аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в ко­торый входят аутистические состояния разного генеза.

В отечественной психиатрии подход к классификации РДА неоднозначен. Например, Ковалев В. В. (1985) выделяет две ос­новные формы РДА — процессуальный (шизофренический) и не­процессуальный.

Психопатологические особенности детей с РДА при шизофре­нии связаны не с отсутствием потребности в контактах, а с болез- нениыми переживаниями ребенка, которые проявляются в пато­логических фантазиях, в рудиментарных бредовых образованиях. В связи с этим поведение детей с процессуальным синдромом от- j личается выраженной причудливостью, вычурностью, диссации- ■ рованностью.

Башина В. М. на основании изучения характера преморбида у 272 больных ранней детской шизофренией и начальных этапов личностного развития у 28 детей с РДА выявила, что наиважней- шей особенностью РДА Каннера являлся особый асинхронный тип задержки развития. Это проявлялось в нарушении иерархии

психического, речевого, моторного, эмоционального созревания ребенка с РДА. Автор отмечает вариантность аутистических син­дромов от легких до тяжелых, что наблюдалось как при синдроме Каннера, так и при аутизме процессуального шизофренического происхождения. Асинхрония в развитии является важным отли­чительным признаком каннеровского синдрома в отличие от дру­гих видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного про­исхождения.

К. С. Лебединская на основе этиопатогенетического подхода выделяет пять вариантов РДА:

— РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы,

— психогенный аутизм,

— РДА шизофренической этиологии,

— при обменных заболеваниях,

— при хромосомной патологии.

РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Кроме того, у детей наблюдается рассеянная невроло­гическая симптоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припад­ки. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интел­лектуального развития.


Психогенный аутизм по данным западных психиатров и психо­логов возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4 лет), растущих в условиях эмоциональной депривации, т. е. при длительном отсутствии материнской ласки, неправильном воспита­нии, в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивнос­тью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, за­держкой развития речи и психомоторики. В отличие от других ва­риантов РДА психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким.

Дети с РДА шизофренической этиологии отличаются более выра­женной отгороженностью от внешнего мира и слабостью контактов с окружающими. У них наблюдается выраженная диссоциация пси­хических процессов, стирание границ между субъективным и объек­тивным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний и патологических фантазий, наличие рудиментарных бредовых обра­зований и галлюцинаторных феноменов. В связи с этим их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью. На­пример, при отгороженности, малой контактности и эмоциональной невыразительности в общении с близкими дети могут быть общитель­ными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними лицами.

Однообразное, вялое поведение детей может прерываться не­мотивированными агрессивными поступками, разрушительными действиями. Кроме того, у детей может наблюдаться продуктив­ная психопатологическая симптоматика. Это проявляется в нали­чии постоянных страхов, в деперсонализации, в псевдогаллюци­наторных переживаниях.

К. С. Лебединская выделяет два важных диагностических признака РДА шизофренического генеза:

— если хотя бы короткий промежуток времени до возникно­вения аутизма у ребенка наблюдалось нормальное психи­ческое развитие;

— если имеются признаки прогредиентности (прогрессирова-ния заболевания) в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков).

Синдром раннего детского аутизма в отличие от других анома лий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгар моничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологи ей развития. По данным исследования В. Е. Кагана, его распрост раненность колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения Причем у мальчиков РДА встречается чаще, чем у девочек.

Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:

— Недостаточное или полное отсутствие потребности в кон­тактах с окружающими.

— Отгороженность от внешнего мира.


— Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).

— Неспособность дифференцировать людей и неодушевлен­ные предметы. Нередко таких детей считают агрессивны­ми: когда они хватают другого ребенка за волосы или тол­кают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.

— Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздра­жители заставляет многих родителей обращаться к офталь­мологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сиг­налы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети ча­сто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, ка­панье воды из водопроводного крана.

— Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявля­ется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жиз­ни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что малень­кий Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной со­ской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами.

— Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети не переносят перемены места житель­ства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

— Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед гла­зами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, под­прыгивание на носках и пр.).

— Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяже­лых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи),

у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, I проявляющийся в избирательном отношении к определен-] ным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.

Весьма характерным при РДА является зрительное поведение,] что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ре- ) бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, и поэтому многие родители и педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит предметы затылком», или «сквозь стенку».

Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стерео­типные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игруш* j ки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Де<-ти с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, переклады* j вать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Например, любимое занятие четырехлетней девочки с синдромом раннего детского аутизма было переливание воды на даче из одной бочки в другую, и попытки бабушки отвлечь девоч- j ку от таких занятий вызывали у нее бурный протест в виде плача, крика, падения на землю с битьем головой и ногами.


Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью у них может быть различным. Наряду с безразличием, отсутствие ем реакции на присутствие или отсутствие матери, возможна так-1 же симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу при ее отсутствии, хотя никогда не бывает ласков с ней. i

Аффективные проявления у детей с РДА бедны и однообразны.] Аффект удовольствия возникает у ребенка чаще всего, когда он ос- тается один и занят описанными выше стереотипными играми. ! ■ |

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается умственная от-1 сталость, у 15-20% наблюдается легкая интеллектуальная недоста­точность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В иссле-1

дованиях В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что интеллектуаль­ная деятельность при РДА неравномерна, отмечаются низкие пока­затели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности в значительной степени определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом.

Психологические исследования раннего детского аутизма ве­дутся с использованием разных подходов: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр. Заслуживают особого внима­ния работы отечественных психологов: Лебединского В. В., Ни­кольской О. Е. и др.

Опираясь на данные, накопленные различными исследовате­лями, и используя свой собственный экспериментальный опыт, В. В. Лебединский с соавторами предложил рабочую гипотезу, поз­воляющую представить механизмы психических расстройств у де­тей с ранним детским аутизмом, препятствующие их нормальному психическому развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют:

1. Дефицит психической активности ребенка.

2. Нарушение инстинктивной сферы.

3. Нарушение сенсомоторных функций.

; 4. Нарушение двигательной сферы и речи.

Причины этих нарушений авторы делят на две основные группы:

Группа 1 — нарушения, обусловленные недостаточностью регу-ляторных систем (активирующей, инстинктивно-аффективной);

Группа 2 — нарушения, обусловленные дефицитарностью ана­лизаторных систем (гностических, речевых, двигательных).

Клинико-психологический анализ показал, что у детей с не­достаточностью регуляторной системы в структуре психического дефекта наблюдается низкая концентрация внимания, слабость мо­торного тонуса, нарушения восприятия, что проявляется в выра­женной аффективной его окраске. Их поведение отличается выра­женной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети пытаются его компенсировать аутостимуляцией: раскачиванием, бегом по кругу, прыжками. Их непреодолимая тя­га к грязи, воде или огню также является важным компенсаторным механизмом с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

Отрицательная эмоциональная доминанта почти постоянно присутствует у детей с РДА и является причиной того, что эти де-

ти воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аф-' фективных признаков. Это обуславливает состояние диффузной тревоги и немотивированных страхов.

Клинический анализ страхов аутичных детей позволил выде­лить 3 группы страхов:

1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста, ко-1 торые обусловлены реакцией ребенка на реальную, значимую опасность. Например, боязнь остаться одному, потерять мать, бо- язнь чужих людей, незнакомой обстановки. Такие страхи наблю­дались у 28% детей с РДА.

2. Страхи, обусловленные характерной для РДА аффектив­ной и сенсорной гиперчувствительностью, наблюдаются у них значительно чаще — в 35% случаев. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх от различных бытовых шумов (пылесос, шум воды и пр.), зрительных, тактильных раздражений (свет люстры, попадание на тело комаров или др. объектов). Ряд страхов связа* ны с гиперсензитивностью в эмоциональной сфере, в этом случае причиной могут стать незнакомые люди, новые места и пр.

3. Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с край- ней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутич-; ного ребенка об окружающем мире (Лебединская К. С, Николь-» екая О. С, 1991). >

Объекты страха у детей с РДА выявляются с трудом, в связи ■ с этим психологу и педагогу необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка. Когда аутичный ребенок оказывается рядом с пугающим его предметом, он может оставаться безучастным, ■'■ но почти всегда напрягается всем телом, может раскачиваться или отойти в сторону. Страхи у аутичных детей значительно препятст^ вуют их эмоциональной стабилизации и адаптации.

Нарушение подкорковых функций у них нередко сочетается с ря<- ] дом корковых нарушений (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).

Например, движения у них отличаются отсутствием плавно- j сти, что указывает на нарушение связи между корковыми и под­корковыми функциями, их тонической и синергической основа-ми. В других, более тяжелых случаях, наблюдается нарушение программы движения, трудности зрительной фиксации указыва-I ют на зрительно-моторные нарушения.

Наблюдается прямая связь между характером первичных дви­гательных расстройств, связанных с нарушением тонической регу­ляции, и речевых. У детей с РДА наблюдается не только нарушение потребности в речевом общении, но и страдает сама возможность ре­ализации этого акта. У многих детей с РДА наблюдаются дизарт-рические расстройства, нарушение темпа и ритмической организа­ции речи.

Психическое развитие детей с РДА не только нарушено в свя­зи с биологическими факторами. Особую негативную роль на ди­намику их развития оказывают вторичные (социальные) факто­ры. Исходная энергетическая недостаточность у детей и связанная с ней слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщае-мость любой деятельностью, низкие сенсорные пороги с выражен­ным отрицательным фоном ощущений — все это повышает готов­ность к формированию у ребенка реакции тревоги и страха и создает хроническую ситуацию дискомфорта. Как справедливо подчеркивают упомянутые выше авторы, аутизм является своеоб­разной компенсаторной реакцией, направленной на защиту от травмирующей внешней среды.

Развитие познавательных процессов протекает у детей с РДА с выраженным искажением, что обусловлено их повышенной эф­фективностью. Например, в процессе зрительного восприятия предметов у них очень долго сохраняются активные предметно-практические манипуляции. Кроме того, наблюдаются рудиментар­ные способы обследования предметов: обнюхивание, облизывание и пр. Аффективный компонент восприятия у здорового ребенка к концу дошкольного возраста имеют подчиненное значение, а у де­тей с РДА он доминирует и на более поздних возрастных этапах.

Многие авторы обращают внимание на высокий уровень разви­тия памяти у детей с РДА (В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др.). Однако сам процесс памяти носит у детей изолированный характер и в ее использовании проявляется выраженная автономия.

Нарушение взаимодействия психических функций наиболее специфично проявляется в формировании речи и мышления аутич-ного ребенка. В исследованиях В. В. Лебединского, А. С. Спиваков-ской и других авторов выявлен диффузный характер связи между словом и предметом, что не наблюдается у здоровых детей. Аффек-

тивно насыщенная акустическая сторона слова приобретает у детей] с РДА самостоятельное значение, и это проявляется в явлении ав-1 тономной речи. Изучение особенностей игровой деятельности детей с РДА (Спиваковская А. С, 1980) показало тесную связь нарушения мышления и интеллектуальной деятельности с недостаточностью аффективной сферы (явление аутизма).

В исследованиях особенностей мышления у младших школьни- j ков с РДА, проведенных В. В. Лебединским с соавторами, выявле­но преобладание перцептивных обобщений, несмотря на достаточ-но высокий уровень развития понятийного мышления. Это явление авторы объясняют задержкой развития социального опыта ребенка с РДА. «Можно предположить, — пишет В. В. Лебединский, — что в результате аутистических установок в поле сознания больного ре­бенка поступает лишь часть необходимой с точки зрения социаль-; ной практики информации о предметах, их свойствах и функциях. ] В то же время приобретают самостоятельное значение не координи­рованные с функциональными (социально более значимыми) такие перцептивные свойства предметов, как цвет, форма, размер. В этих j условиях при решении задач, где имеется конфликт между зритель­но воспринимаемой ситуацией и смыслом поставленной задачи, больной ребенок ориентируется не на существенные признаки, а на глобальные перцептивные впечатления».

О. С. Никольская с соавторами' выделяет четыре основных группы детей с РДА в зависимости от степени нарушения взаимо- I действия с внешней средой. Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа j детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоян- ] ном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается вы-1 раженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей | этой группы максимально глубокий, он проявляется как полная » отрешенность от происходящего вокруг. В связи с этим авторы вы-1 деляют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихо-1 логический синдром.

Дети второй группы отличаются более целенаправленным по­ведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей является отвержение окружающей реальности.

Дети третьей группы характеризуются большей произвольно­стью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявля­ется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологи­ческим синдромом у них является замещение с целью противосто­яния аффективной патологии.

Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аути-стическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсор­ной сферах. В их статусе на переднем плане выступают неврозопо-добные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологиче­ским синдромом у них является повышенная ранимость при взаи­модействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки са­мообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе (Николь­ская, Баенская, Либлинг, 1997).

Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется сле­дующим образом:

— дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА;

— при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аф­фективная дезадаптация;

— недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА прояв­ляется в выраженных нарушениях поведения;

— интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью (см. таб­лицу 6).

Таблица 6. Особенности психического развития у детей с РДА в зависимости от степени тяжести аффективной патологии

Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
ОСОБЕН­НОСТИ ОБЩЕНИЯ Практически отсутствует (взгляд ре­бенка усколь­зает от собе­седника). Ограниченна, особенно в непривыч­ных услови­ях, (случайно встретив чей-то взгляд, рез­ко отворачи­ваются, вскрикивают, закрывают лицо руками). При ограни­ченной по­требности на­блюдается выраженное избирательное общение, пре­имущественно со взрослыми (взгляд на­правлен «сквозь чело­века»). Не проявля­ют инициати­вы в процессе общения (способны смотреть в ли­цо собеседни­ку, но контакт носит преры­вистый харак­тер, взгляд ча­сто уходит в сторону).
СТЕПЕНЬ АФФЕК­ТИВНОЙ ДЕЗАДАП­ТАЦИИ Самооагрес-сия как про­явление аути-стической защиты. Неадекватные бредоподоб-ные страхи При измене­нии обстанов­ки, например вне дома, аф­фективные на­рушения уве­личиваются. Страхи обус­ловлены по­вышенной гиперчувстви­тельностью (страх пос­торонних ма­лозаметных шумов, запа­хов, ярких бле­стящих пред­метов и пр.). Реакцией на неудачу мо­жет быть не­гативизм. Возможна аг­рессия, кото­рая чаще про­является в вербальных формах. Аффективные переживания проявляются в постоянных вербальных монологах, в однотипных рисунках (ре­бенок может постоянно го­ворить о по­жарах, кражах, убийствах и пр.). Повышенный интерес к предмету так­же может быть проявлением При контак­тах с окружа­ющими про­являет повышенную ранимость. Реакцией на неудачу явля­ется уход от конфликта, склонность к изоляции от окружающих. Наблюдают­ся сверхцен­ные страхи.
Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
      страха (напри­мер, интерес к горшку, эле­ктророзетке, к спичкам и пр.)  
ПСИХИ­ЧЕСКАЯ РЕ­ГУЛЯЦИЯ Преимущест­венно поле­вое поведение (не обращает внимания на предметы, пе­редвигается в неопреде­ленном на­правлении, рассеянно трогает вещи, часто не гля­дя на них). Активность избирательна, выраженная привержен­ность к посто­янству. На­блюдается полевое пове­дение, осо­бенно в не­привычных для ребенка условиях. Поведение более целена­правленное. Дети меньше сосредоточе­ны на ощуще­ниях своего тела или на отдельных внешних впе­чатлениях. В связи с этим меньше аутости-муляций и нецелена­правленных манипуляций с предметами. Поведение в целом целе­направлен­ное. При напряже­нии ситуации могут наблю­даться мотор­ные стереоти­пии, беспокойство, снижение концентрации внимания.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ При бесцель­ных движени­ях могут на­блюдаться высоко коор­динирован­ные, пластич­ные движения. (Например, ходьба по тон­кой доске, подпрыгива­ние со слож­ным чередо­ванием ног, точное движе­ние рук при попытке схва­тить предмет и пр.). Движения ме­нее координи-рованны и пластичны, чем у детей первой груп­пы. Наблюдается скованность, напряжен­ность мышеч­ного тонуса, недоразвитие тонкой мото­рики. i Моторная не­ловкость, нарушение мышечного тонуса, слабая координация движений ту­ловища, рук, ног, тяжелая походка. Выраженных нарушений в развитии мо­торных функ­ций не просле­живается. Наблюдаются трудности в усвоении мо­торных навы­ков. В целом дви­жения отлича­ются меньшей плавностью, замедленнос­тью в отличие от здоровых детей.
Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
КОГНИ­ТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ Проявляются через актив­ные формы аутостимуля-ции (раскачи­вание, прыж­ки, лазание и др.) В процессе об­следования предметов ис­пользует обо­нятельные, ве­стибулярные и тактильные ощущения. Проявляются через симво­лические иг­ры, которые отличаются выраженной стереотипно­стью (напри­мер, может ча­сами играть со шнурками, па­лочками и пр.). Возможен вы­сокий уровень развития ме­ханической памяти как в зрительной, так и в слу­ховой модаль­ностях. Сверх­чувствитель­ное восприя­тие (например, ребенок может заметить не­большую точ­ку, услышать слабый звук). На эффек­тивность вос­приятия су­щественное влияние ока­зывает аф­фективная ус­тановка. Восприятие избирательно. Высокий уро­вень развития памяти, осо­бенно на аф­фективно зна­чимые события. Эффек­тивность вос­приятия в зна­чительной степени зави­сит от эмоцио­нального со­стояния ребенка. В не­знакомой си­туации, в си­туации, требующей максимально­го общения, эффек­тивность ког­нитивных процессов снижается.
ИНТЕЛ­ЛЕКТУАЛЬ­НОЕ РАЗ­ВИТИЕ Резкое сни­жение интел­лекта. Возможны перцептив­ные обобще­ния, освоение глобального чтения в бо­лее старшем возрасте. Возможны обобщения предметов, но преимущест­венно по аф­фективным признакам. Более успеш­ное выполне­ние невер­бальных заданий. Неравномер­ный темп ин­теллектуаль­ной деятельности. Доступны обобщения, суждения по существен­ным призна­кам, но моти­вировка ответов за­труднена. Проявление отдельных способностей, обычно свя­занных с не­вербальной,. сферой (му­зыкой, конст­руированием, эисованием а пр.). Нормальный уровень разви­тия обобще­ний, суждений,
Радикалы Группа 1 Группа 2 v Iруппа 3 Группа 4
      Ограничен­ность (зацик-ленность) ин­теллектуаль­ных интересов (например, од­нообразные увлечения, стереотипные воспроизведе­ния отдельных впечатлений). умозаклю­чений. В экстрема­льных ситуа­циях возмож­ны стереотипии мыслитель­ных опера­ций, аффек­тивная окраска.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ f- Речевой му-тизм. Не сра­зу понимает обращенную речь, однако при измене­нии интона­ции (напри­мер, шепотом) мо­жет выпол­нить простую инструкцию. В более стар­шем возрасте наблюдаются эхолалии. Могут пользо­ваться речью при аффектив­но-значимых ситуациях На­бор речевых штампов жест­ко связан с си­туацией. Эхо­лалии, телеграфный стиль речи. Не использует обращенную речь. Повышенное внимание к аффектив­ной стороне речи, к стихо­сложению. Склонность к словотворче­ству. Высокое раз­витие словар­ного запаса при слабом развитии коммуника­тивной сторо­ны речи. В экстрема­льной ситуа­ции возмож­ны речевые штампы. В целом уро­вень речевого развития в ди­апазоне возра­стной нормы. В процессе ре­чевого обще­ния возмож­ны аграм-магазин.
ПРОГНОЗ Нуждается в постоянной опеке со сторо­ны взрослых в условиях спе­циального уч­реждения или в семье. Возможно обучение на дому по инди­видуальной программе. Овладение элементар­ным счетом, чтением. Возможно обучение на дому или в коррекци-онном классе по специаль­ной программе. Прогноз бла­гоприятный. Возможно обучение по массовой программе в школе.
Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
    Нуждается При целена-  
    в постоянной правленной  
-   опеке. Воз- коррекции  
    можно овла- возможно са-  
    дение элемен- мостоятель-  
    тарными ное прожива-  
    трудовыми ние под  
    навыками. присмотром  
      родственни-  
      ков или опеку-  
      на и овладение  
      трудовыми на-  
      выками.  






Date: 2015-10-19; view: 932; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию