Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Слово аутизм происходит от латинского слова autos — сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Башина В. М. выделяет четыре основных этапа в становлении этой проблемы. Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству. Второй, так называемый доканнеровский, период, приходящийся на 20-40-е годы прошлого столетия, когда обсуждался вопрос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева Г. Е., 1974). Третий (1943-1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму L. Каппег (1943) и Н. Asperger (1944). Впервые этот синдром был описан в 1943 г. американский детским психиатром Каннером (L. Каппег). Независимо от него австрийский психиатр Аспергер (Н. Asperger) в 1944 г. описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией. В своей первой работе L. Каппег охарактеризовал РДА как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к со- j стояниям так называемого «шизофренического» спектра. В после- j дующие годы РДА рассматривался как конституциональное особое состояние. Вроно М. Ш. и Башина В. М. (1975) рассматривали аутизм как аутистическое состояние, возникающее у ребенка после приступа шизофрении. Мнухин С. С. с соавторами еще в 1947 году выдвинул концепцию органического происхождения РДА. Ряд исследователей указывали на полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, по- следствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Rut-ter M., 1972 и др). В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофренией, при Х-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др. Четвертый, послеканнеровский, период (1980-1990 гг.) характеризуется существенным отходом от позиции самого Каннера на ранний детский аутизм. РДА стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения. К настоящему времени сложилось представление о двух типах j аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. В отечественной психиатрии подход к классификации РДА неоднозначен. Например, Ковалев В. В. (1985) выделяет две основные формы РДА — процессуальный (шизофренический) и непроцессуальный. Психопатологические особенности детей с РДА при шизофрении связаны не с отсутствием потребности в контактах, а с болез- нениыми переживаниями ребенка, которые проявляются в патологических фантазиях, в рудиментарных бредовых образованиях. В связи с этим поведение детей с процессуальным синдромом от- j личается выраженной причудливостью, вычурностью, диссации- ■ рованностью. Башина В. М. на основании изучения характера преморбида у 272 больных ранней детской шизофренией и начальных этапов личностного развития у 28 детей с РДА выявила, что наиважней- шей особенностью РДА Каннера являлся особый асинхронный тип задержки развития. Это проявлялось в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания ребенка с РДА. Автор отмечает вариантность аутистических синдромов от легких до тяжелых, что наблюдалось как при синдроме Каннера, так и при аутизме процессуального шизофренического происхождения. Асинхрония в развитии является важным отличительным признаком каннеровского синдрома в отличие от других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения. К. С. Лебединская на основе этиопатогенетического подхода выделяет пять вариантов РДА: — РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы, — психогенный аутизм, — РДА шизофренической этиологии, — при обменных заболеваниях, — при хромосомной патологии. РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Кроме того, у детей наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припадки. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интеллектуального развития. Психогенный аутизм по данным западных психиатров и психологов возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4 лет), растущих в условиях эмоциональной депривации, т. е. при длительном отсутствии материнской ласки, неправильном воспитании, в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики. В отличие от других вариантов РДА психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким. Дети с РДА шизофренической этиологии отличаются более выраженной отгороженностью от внешнего мира и слабостью контактов с окружающими. У них наблюдается выраженная диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний и патологических фантазий, наличие рудиментарных бредовых образований и галлюцинаторных феноменов. В связи с этим их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью. Например, при отгороженности, малой контактности и эмоциональной невыразительности в общении с близкими дети могут быть общительными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними лицами. Однообразное, вялое поведение детей может прерываться немотивированными агрессивными поступками, разрушительными действиями. Кроме того, у детей может наблюдаться продуктивная психопатологическая симптоматика. Это проявляется в наличии постоянных страхов, в деперсонализации, в псевдогаллюцинаторных переживаниях. К. С. Лебединская выделяет два важных диагностических признака РДА шизофренического генеза: — если хотя бы короткий промежуток времени до возникновения аутизма у ребенка наблюдалось нормальное психическое развитие; — если имеются признаки прогредиентности (прогрессирова-ния заболевания) в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков). Синдром раннего детского аутизма в отличие от других анома лий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгар моничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологи ей развития. По данным исследования В. Е. Кагана, его распрост раненность колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения Причем у мальчиков РДА встречается чаще, чем у девочек. Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются: — Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими. — Отгороженность от внешнего мира. — Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада). — Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты. — Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана. — Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами. — Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь. — Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.). — Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, I проявляющийся в избирательном отношении к определен-] ным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги. Весьма характерным при РДА является зрительное поведение,] что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ре- ) бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, и поэтому многие родители и педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит предметы затылком», или «сквозь стенку». Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игруш* j ки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Де<-ти с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, переклады* j вать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Например, любимое занятие четырехлетней девочки с синдромом раннего детского аутизма было переливание воды на даче из одной бочки в другую, и попытки бабушки отвлечь девоч- j ку от таких занятий вызывали у нее бурный протест в виде плача, крика, падения на землю с битьем головой и ногами. Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью у них может быть различным. Наряду с безразличием, отсутствие ем реакции на присутствие или отсутствие матери, возможна так-1 же симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу при ее отсутствии, хотя никогда не бывает ласков с ней. i Аффективные проявления у детей с РДА бедны и однообразны.] Аффект удовольствия возникает у ребенка чаще всего, когда он ос- тается один и занят описанными выше стереотипными играми. ! ■ | У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается умственная от-1 сталость, у 15-20% наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В иссле-1 дованиях В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что интеллектуальная деятельность при РДА неравномерна, отмечаются низкие показатели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности в значительной степени определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом. Психологические исследования раннего детского аутизма ведутся с использованием разных подходов: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр. Заслуживают особого внимания работы отечественных психологов: Лебединского В. В., Никольской О. Е. и др. Опираясь на данные, накопленные различными исследователями, и используя свой собственный экспериментальный опыт, В. В. Лебединский с соавторами предложил рабочую гипотезу, позволяющую представить механизмы психических расстройств у детей с ранним детским аутизмом, препятствующие их нормальному психическому развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют: 1. Дефицит психической активности ребенка. 2. Нарушение инстинктивной сферы. 3. Нарушение сенсомоторных функций. ; 4. Нарушение двигательной сферы и речи. Причины этих нарушений авторы делят на две основные группы: Группа 1 — нарушения, обусловленные недостаточностью регу-ляторных систем (активирующей, инстинктивно-аффективной); Группа 2 — нарушения, обусловленные дефицитарностью анализаторных систем (гностических, речевых, двигательных). Клинико-психологический анализ показал, что у детей с недостаточностью регуляторной системы в структуре психического дефекта наблюдается низкая концентрация внимания, слабость моторного тонуса, нарушения восприятия, что проявляется в выраженной аффективной его окраске. Их поведение отличается выраженной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети пытаются его компенсировать аутостимуляцией: раскачиванием, бегом по кругу, прыжками. Их непреодолимая тяга к грязи, воде или огню также является важным компенсаторным механизмом с целью смягчения эмоционального дискомфорта. Отрицательная эмоциональная доминанта почти постоянно присутствует у детей с РДА и является причиной того, что эти де- ти воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аф-' фективных признаков. Это обуславливает состояние диффузной тревоги и немотивированных страхов. Клинический анализ страхов аутичных детей позволил выделить 3 группы страхов: 1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста, ко-1 торые обусловлены реакцией ребенка на реальную, значимую опасность. Например, боязнь остаться одному, потерять мать, бо- язнь чужих людей, незнакомой обстановки. Такие страхи наблюдались у 28% детей с РДА. 2. Страхи, обусловленные характерной для РДА аффективной и сенсорной гиперчувствительностью, наблюдаются у них значительно чаще — в 35% случаев. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх от различных бытовых шумов (пылесос, шум воды и пр.), зрительных, тактильных раздражений (свет люстры, попадание на тело комаров или др. объектов). Ряд страхов связа* ны с гиперсензитивностью в эмоциональной сфере, в этом случае причиной могут стать незнакомые люди, новые места и пр. 3. Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с край- ней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутич-; ного ребенка об окружающем мире (Лебединская К. С, Николь-» екая О. С, 1991). > Объекты страха у детей с РДА выявляются с трудом, в связи ■ с этим психологу и педагогу необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка. Когда аутичный ребенок оказывается рядом с пугающим его предметом, он может оставаться безучастным, ■'■ но почти всегда напрягается всем телом, может раскачиваться или отойти в сторону. Страхи у аутичных детей значительно препятст^ вуют их эмоциональной стабилизации и адаптации. Нарушение подкорковых функций у них нередко сочетается с ря<- ] дом корковых нарушений (В. В. Лебединский, О. С. Никольская). Например, движения у них отличаются отсутствием плавно- j сти, что указывает на нарушение связи между корковыми и подкорковыми функциями, их тонической и синергической основа-ми. В других, более тяжелых случаях, наблюдается нарушение программы движения, трудности зрительной фиксации указыва-I ют на зрительно-моторные нарушения. Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств, связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых. У детей с РДА наблюдается не только нарушение потребности в речевом общении, но и страдает сама возможность реализации этого акта. У многих детей с РДА наблюдаются дизарт-рические расстройства, нарушение темпа и ритмической организации речи. Психическое развитие детей с РДА не только нарушено в связи с биологическими факторами. Особую негативную роль на динамику их развития оказывают вторичные (социальные) факторы. Исходная энергетическая недостаточность у детей и связанная с ней слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщае-мость любой деятельностью, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений — все это повышает готовность к формированию у ребенка реакции тревоги и страха и создает хроническую ситуацию дискомфорта. Как справедливо подчеркивают упомянутые выше авторы, аутизм является своеобразной компенсаторной реакцией, направленной на защиту от травмирующей внешней среды. Развитие познавательных процессов протекает у детей с РДА с выраженным искажением, что обусловлено их повышенной эффективностью. Например, в процессе зрительного восприятия предметов у них очень долго сохраняются активные предметно-практические манипуляции. Кроме того, наблюдаются рудиментарные способы обследования предметов: обнюхивание, облизывание и пр. Аффективный компонент восприятия у здорового ребенка к концу дошкольного возраста имеют подчиненное значение, а у детей с РДА он доминирует и на более поздних возрастных этапах. Многие авторы обращают внимание на высокий уровень развития памяти у детей с РДА (В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др.). Однако сам процесс памяти носит у детей изолированный характер и в ее использовании проявляется выраженная автономия. Нарушение взаимодействия психических функций наиболее специфично проявляется в формировании речи и мышления аутич-ного ребенка. В исследованиях В. В. Лебединского, А. С. Спиваков-ской и других авторов выявлен диффузный характер связи между словом и предметом, что не наблюдается у здоровых детей. Аффек- тивно насыщенная акустическая сторона слова приобретает у детей] с РДА самостоятельное значение, и это проявляется в явлении ав-1 тономной речи. Изучение особенностей игровой деятельности детей с РДА (Спиваковская А. С, 1980) показало тесную связь нарушения мышления и интеллектуальной деятельности с недостаточностью аффективной сферы (явление аутизма). В исследованиях особенностей мышления у младших школьни- j ков с РДА, проведенных В. В. Лебединским с соавторами, выявлено преобладание перцептивных обобщений, несмотря на достаточ-но высокий уровень развития понятийного мышления. Это явление авторы объясняют задержкой развития социального опыта ребенка с РДА. «Можно предположить, — пишет В. В. Лебединский, — что в результате аутистических установок в поле сознания больного ребенка поступает лишь часть необходимой с точки зрения социаль-; ной практики информации о предметах, их свойствах и функциях. ] В то же время приобретают самостоятельное значение не координированные с функциональными (социально более значимыми) такие перцептивные свойства предметов, как цвет, форма, размер. В этих j условиях при решении задач, где имеется конфликт между зрительно воспринимаемой ситуацией и смыслом поставленной задачи, больной ребенок ориентируется не на существенные признаки, а на глобальные перцептивные впечатления». О. С. Никольская с соавторами' выделяет четыре основных группы детей с РДА в зависимости от степени нарушения взаимо- I действия с внешней средой. Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа j детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоян- ] ном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается вы-1 раженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей | этой группы максимально глубокий, он проявляется как полная » отрешенность от происходящего вокруг. В связи с этим авторы вы-1 деляют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихо-1 логический синдром. Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей является отвержение окружающей реальности. Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии. Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аути-стическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на переднем плане выступают неврозопо-добные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом у них является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе (Никольская, Баенская, Либлинг, 1997). Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом: — дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА; — при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация; — недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных нарушениях поведения; — интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью (см. таблицу 6). Таблица 6. Особенности психического развития у детей с РДА в зависимости от степени тяжести аффективной патологии
Date: 2015-10-19; view: 932; Нарушение авторских прав |