Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникающих в ситуации решения творческих задач
[58] По мере продвижения от внешних практических форм взаимодействий и переходу к диалогу участников происходит становление внутренней регуляции интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных компонентов формируемой деятельности и взаимодействий. Изменяются уровень самоорганизации, способы понимания ситуации и способы взаимодействия и общения, возрастает свобода обучаемых, их готовность не только к принятию, но и к переформулированию целей и смыслов деятельности, к выдвижению новых смыслов и целей. Из ведомого обучаемый превращается в ведущего инициативного партнера. Готовность и способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступают как показатель высшей, развитой формы самоорганизации личности в данной ситуации. Общая психологическая функция системы форм совместной учебной деятельности - выращивание индивидуальности, ее кристаллизация и индивидуализация в многообразных ситуациях взаимодействия, что ведет к самоорганизации, автономности личности. Наделяет личность не рефлекторной, ситуативной и в конечном счете конформистской активностью, но активностью иной природы: пропущенной через призму отражений себя в других, самоидентификации, активности осмысленно продуктивной. Взаимосвязь, с одной стороны, уровней самоорганизации осваиваемой деятельности в ходе решения задач, возрастающих по степени креативности и социальной значимостию продукта, с другой -с процессами перестройки и изменения многообразных форм сотрудничества и составляет центральную движущую, развивающую основу ситуации инновационного обучения. Проектирование и организация ситуаций совместной продуктивной деятельности как одно из направлений стратегии инновационного обучения глубоко преобразует процесс учения. По своей психологической роли учение превращается в процесс становления продуктивности личности. "Продуктивность означает, что человек ощущает сам себя в качестве преобразователя своих сил и в качестве действующей силы; что он ощущает единство со своими силами и они не отчуждены от него, важнейшим предметом продуктивности является сам человек" [32, с. 190]. В этой ситуации становление продуктивной, творческой личности происходит, конечно, не только на полюсе учеников. Учебное сотворчество и сотрудничество столь же продуктивно и для личности преподавателя. Изживается центрирование позиции его личности на самом по себе предметном содержании учебной дисциплины, структурирование дисциплинарных знаний становится средством и посредником продуктивных взаимодействий с учениками, основой соразвития, сотворчества. Изменение этих приоритетов в методической работе способствует' новому восприятию самого научного знания - учебная дисциплина [59] осмысливается в более широком гуманитарном контексте, что позволяет преподавателю открывать и разрабатывать новые междисциплинарные проблемы, т.е. стимулирует творческую мысль, выходящую далеко за пределы его дисциплинарного знания. В свою очередь он получает возможность творчески расширять границы своей педагогической практики, которая становится пространством дальнейшего развития его научных и методических идей. Так это происходило с С.М. Эйзенштейном - не только кинорежиссером, но и одним из создателей ВГИКа - первого в мире института для профессионального образования актеров, режиссеров и других деятелей киноискусства. Свою работу со студентами - будущими кинорежиссерами, которую он вел в режиме изначально совместного решения творческой задачи (строка задания, обозначавшая содержание мизансцены) и определял как создание из разрозненной студенческой группы "многоголового режиссера", Эйзенштейн описывал так: "Мы со студентами коллективно-дискуссионно проходили весь путь от формулировки строчки до воплощения в полный объем живой формы сценического события. И понятно - поэтапно. Пространственно. Игрово. Монтажно. Кадро-композиционно. В зависимости от задач того раздела, которым мы в данный момент заняты" [34, с. 15; 14]. Эта работа педагога у него сочеталась с напряженными исследованиями в области теории художественного воздействия (выразительности). Структурирование предметного содержания курса режиссуры в системе творческих заданий и продуктивные групповые взаимодействия со студентами служили практической лабораторией не только для развития его художественных идей, но и основой актуализации его творческой личности. Синергетический эффект, неизменно рождаемый ситуацией совместного творчества педагога и учеников, прослеживается и во многих других случаях - как в специально моделируемых условиях организации школьного (см., например, книгу Л.А. Коч [10; 15; 17; 31] и вузовского обучения (см. доклад Г.Г. Кравцова [24, т. II, с. 58-59]), так и в экспериментах, поставленных самой жизнью. Там, где ход событий сталкивает людей с проблемами, которые они не могут или затрудняются решить индивидуально. И тогда они приходят друг другу на помощь и, создав ситуацию сотрудничества и сотворчества, решают проблему, получают новый невиданный результат, открывая одновременно новое и в себе самих, а именно - свою способность к соразвитию, коэволюции. Именно в этих ситуациях такая способность и дает о себе знать [16]. Психолог, педагог, методист лишь отлавливают эти жизненные ситуации, очищают их в своих моделях и аналитических теориях, усиливают и тиражируют, делая не эпизодическими и случайными, а закономерными явлениями, например в практике образования. [60]
Date: 2015-10-19; view: 430; Нарушение авторских прав |