Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Любовь и Влюбленность: . 7 различий
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ Всю свою жизнь мы формулируем и пересматриваем свои ответы о жизни и о любви. Дж. Бюджентал ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ:.7 РАЗЛИЧИЙ Мир отношений бесконечно велик — он безграничен. Если сравнить его с такими философскими проблемами, как жизнь и смерть, то мир взаимоотношений (взаимосвязей) — это «ис- тогник жизни». Там, где есть взаимосвязь между явлениями, предметами, людьми; где впервые возникает отношение к чему-то или кому-то, — зарождается жизнь. Поэтому на протяжении веков такие вопросы, как дружба, влюбленность, страсть, любовь, остаются значимыми для каждого человека. Ведь, как отмечал Э. Берн, «любовь — наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». Мир отношений развивается не хаотично* а по законам, по которым живет Природа. В нем установлены строгие правила и порядок. Он целесообразен и наделен логикой. Поэтому человеку, чтобы быть счастливым и успешным в жизни, необходимо знать эти законы. Система отношений устроена «по образу и подобию» человека. Она имеет свои возрастные периоды: детство — приятие, юность — дружба, молодость — влюбленность, зрелость — любовь Отношения многогранны — они могут быть материальными, эмо-) циональными, интеллектуальными, духовными, профессиональ- / ными, коллективными, общественными, мировоззренческими / и др. Как все живое, они могут радоваться и страдать, развивать- ~> ся и болеть, становиться бессмертными или умирать навсегда... Любовь — вершина совершенства системы отношений. Любовь в жизни человека можно сравнить с произведением искусства, в котором отражены общечеловеческие ценности: «...истина в том, что любовь является последней и высшей целью, к которой может стремиться человек. Тогда я осознал и значение той величайшей тайны, которую всегда стремилась донести поэзия, размышления и вера людей: спасение человека через любовь и в любви» (Виктор Франкл). Путь зарождения и развития любви, так же как и создание шедевра мировой культуры, универсален — это риск, смелость, мужество, трудолюбие, воображение, приверженность мечте и общечеловеческим идеалам. Это путь непрерывного обучения, преодоления жизненных преград, раскрытия творческого потенциала, преобразования задатков в способности и талант, и многое другое. Однако, восхищаясь великими людьми, их талантом, далеко не каждый стремится пройти подобный путь. Так и в любви — все ее зовут и ждут, но не все готовы ее постигать, потому что никому не удалось прожить жизнь, ни разу не испытав чувства разочарования и душевной боли. УД. Варга есть замечательное высказывание по этому поводу: «Даже самая горячая любовь, как правило, подвергается испытанию. В жизни каждой человеческой пары бывают такие критические периоды, которые либо безнадежно губят, либо укрепляют еще неразрывнее взаимоотношения двух людей». Любовь, безусловно, сопряжена с риском. Чем сильнее любишь, тем более рискуешь, что тебя разлюбят или ты можешь разлюбить сам (и неизвестно, не хуже ли это, чем когда разлюбили тебя). «Для большинства людей проблема любви прежде всего заключается в том, как быть любимым. На самом же деле быть любимым гораздо легче, чем любить самому» (Э. Фромм). Образно говоря, избежать риска можно только одним способом — не влюбляться вовсе, потому что, как говорил 3. Фрейд: «Мы никогда так не открыты страданиям, как во время любви»
Однако многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, чт о от «нехватки» любви люди ст радают. Так, известно, что одинокие люди болеют чаще семейных: например, среди одиноких мужчин старше 60 лет по сравнению с их семейными сверстниками смертность от рака легких и желудка выше в два раза, от туберкулеза — в десять, от цирроза печени — в семь раз. Во всех возрастных группах инфаркту больше подвержены люди одинокие, не имеющие семьи и близких отношений. Есть также данные, говорящие о том, что любовный опыт необходим для достижения высокого уровня личностной и эмоциональной зрелости. Сложно не согласиться с Э. Фроммом, что «переживания любви — единственный ответ на вопрос, что означает быть человеческим существом, и только любовь может служить гарантией душевного здоровья». И большинство людей все же не устраивает путь одиночества: несмотря на понимание возможных трудностей, они предпочитают влюбляться и вступать в союз по любви. Итак, человеку необходимо любить и он влюбляется. Однако на уточняющий вопрос, затем нужна любовь, ответить непросто. В обыденном представлении укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи: «Супружеская любовь — это самое яркое, всепоглощающее чувство, которое выделяет единственного или единственную из всех прочих; соединяет мужчину и женщину в единое целое и приводит к возникновению полноценной семьи — одного из величайших благ и радостей, дарованных людям», — как верно отмечает С. В. Ковалев. Но далеко не всегда в истории человечества любовь сопровождала семейную жизнь. Это скорее завоевание нового времени. Другое мнение — любовь нужна детям. Ведь, как писал Эрик Эриксон: «Для ребенка не столь важны наши отдельные поступки, его в первую очередь волнует наша жизненная позиция: живем ли мы как любящие, помогающие друг другу и твердые в своих убеждениях люди или что-то делает нас злыми, тревожными, внутренне раздвоенными». Если между родителями нет «связующего моста» — любви, будет ли счастлив ребенок? Неоспоримым ка^ жется мнение, что любовь приносит радость. Безусловно, самые радостные моменты в жизни человека обычно связаны с состоянием влюбленности. А так как радость^амоценна, то вопросы на
первый взгляд не должны возникать. Однако нужно отметить, что и самые горькие воспом инания связа ны именно с ней — с любовью. И поэтому нельзя с уверенностью сказать, чего больше привносит любовь в жизнь человека — счастья или разочарований, радости или печали. А «...от решения проблемы любви и брака, пожалуй, зависит прежде всего человеческое счастье», как точно подметил Альфред Адлер. Однако можно предположить, что любовь в современном мире встречается редко. Не то чтобы люди считали любовь делом неважным, нет, ее ждут, смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастливых историях любви, слушают песни о любви, — но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует реальная необходимость угитпъся любви. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, интимное и общепринятое, понятное и необъяснимое. Любовь — это также одна из форм выражения стремления преодолеть свою ограни- \)& ченность, стремления к совершенству и вечности. Является ли любовь искусством — искусством быть Безусловно, размышлять о любви непросто, так как на самом деле это означает, что необходимо затрагивать высшие и истинные потребности человеч еского существа. Александр Лоуэн отмечает, что «любовь представляет сооои^вечно живое и жизнетворное подключение к источнику жизни и радости, будь этот источник конкретным человеком, каким-то сообществом людей, природой, Вселенной или Богом». Современная культура основывается на нескольких установ- Первое заблуждение заключается в том, что привлекательность физическая и духовная (которая более соответствует моде данного времени) является синонимом любви. «Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке» (Э. Фромм). Подобное отношение к любви существует не только в современную эпоху рыночной ориентации в мировоззрении — его корни уходят в далекое прошлое человечества, когда брак-сделка и брак-выгода были одними из самых распространенных «копий» любви. Но ведь «любовь проникает далеко за пределы физической сущности любимого человека», писал Виктор Франкл. Второе заблуждение состоит в том, что проблемы любви возникают не из-за отсутствия способности к любовным отношениям (необходимых знаний, умений и навыков), а из-за не- V правильного выбора партнера — объекта любви. Люди думают, что любить на самом деле очень просто, сложнее найти настоящий объект любви — свою вторую половину, своего «принца или принцессу», который(ая) предназначен (а) только для него. Такая позиция свидетельствует о желании избежать ответственности за < свою жизнь и поиски адекватного объяснения для оправдания своего бездействия. Третье заблуждение — это убежденность, что в любви ничему не надо учиться, так как это чувство недоступно для понимания, для сознания человека. Любовь — это ъудо, которое якобы не- V ожиданно появляется и по своей же воле исчезает. Волна слепого влечения («помешательство» друг на друге) — это и есть для современного человека доказательство любви, хотя оно более свидетельствует q степени предшествующего одиночества двух людей. По этому поводу вспоминается высказывание Бертра-на~Рассела: «Любовь — главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни». Подобные представления о любви связаны с тем, что влюбленный переживает это. чувство с такой же силой, как и любовь. Классический пример — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Однако между любовью и влюбленностью существуют значительные отличия. Рассмотрим их. Влюбленность — это задатки, а любовь — это способность и талант. Иногда можно услышать: «Этот человек не способен любить...» Но у А. Маслоу можно прочитать, что «если вы / намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни». Действительно, первичные ростки любви заложены в каждом живом существе на Земле. Влюбленность — это «воздух, пища и вода» личности. А вот любовь — это риск, подвиг, искусство, которому необходимо учиться в школе под названием «жизнь». Любовь, безусловно, является одной из духовных вершин человека, требующей глубокого понимания другого — мудрости. Постигая искусство любви, можно взять себе на заметку или в качестве мантры высказывание, предложенное Эрихом Фромом: «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался_2ади_нетр_самого, своим собственным путем, а не для того, чтобьмут^жить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей». Влюбленность — это эмоционально-чувственное состояние, а любовь — это творчество. Влюбленность имеет специфическую связь с эмоциональным миром, эротическим чувством, то есть имеет под собой осознанную или неосознанную сексуальную мотивацию, а любовь — чувство, рождающееся в сердце, устремляющее человека к объединению и единству, к преобразованию и рождению нового. По сравнению с влюбленностью другие отношения кажутся нам слишком холодными и малозначащими. Однако, несмотря на ощущение полного восторга, который мы испытываем в период влюбленности, очень много времени потом приходится проводить в состоянии глубокого одиночества и фрустрации, связанной с неспособностью к истинным и долговременным любовным отношениям. Обычно мы порицаем других за собственные недостатки, как правило, не осознавая того, что, наверное, именно нам самим следует изменить свои бессознательные установки, то есть ожидания и требования, которые мы связываем с окружающими нас людьми и отношениями с ними. Ведь «для людей более сильной потребностью является не секс сам по себе, а взаимоотношение, близость, приятие со стороны другого и утверждение», отмечал Ролло Мэй. Влюбленность — это образ (роль), а любовь — это истинное лицо. Когда человек влюбляется, он начинает играть определенную, заданную роль. Первое знакомство происходит как бы в масках, и отношения становятся некой игрой по правилам
Поэтому, влюбляясь, никто даже не знает толком внутренний мир того, кого он любит. Романтические отношения диктуют тот или иной тип поведения (скажем, все знают, что надо дарить цветы любимой, подавать руку при выходе из автобуса и т. д.). Мы настолько привыкли жить в соответствии с убеждениями и традициями романтической любви, что считаем ее единственной формой любви, на основании которой заключаются браки и вообще существуют любовные отношения. Мы считаем, что лишь такая любовь является истинной. Однако настоящая любовь требует выйти за пределы ритуа- Д ла, самостоятельно строить отношения на основе творчества. Еще Карен Хорни сожалела, что «наше образование так мало касается брака, что большинство из нас даже не знает, что влюбленность мы получаем в подарок, а хороший брак нужно строить шаг за шагом». Поэтому все романы похожи друг на друга и практически вся художественная литература описывает состояние влюбленности (страсти), а не любви. Любовь же — эт^ отншЩШЯ, вопреки слабостям и недостаткам партнера. Смысл такого отношения точно передают строчки из стихотворения Агнии Барто: «Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Влюбленность — это идеализация, а любовь — это приятие. Один из величайших парадоксов влюбленности заключается в том, что она никак не связана с земными отношениями, -она сохраняет романтический экстаз. Она порождает драмы, рискованные приключения, мистерии, страстную любовь, ревность и предательство. Таким образом, человеку не удается войти в реальные отношения с обычными людьми из плоти и крови до "тех п5ртпока~не закончится экстаз романтической любви, то есть пока не пр^ШдетТшббленность и не наступит любовь. Влюбленный воспринимает объект своей любви не столько таким, как он есть, сколько таким, каким он может быть. Поэтому влюбленность может возникнуть на основе избыточно значимых ожиданий, например идеализации образа семьи (каков должен быть муж (жена), сколько зарабатывать, как относиться к детям и т. д.). Или абсолютизируется сама идея о том, что семья — это и есть любовь. Соответственно, когда эти ожидания не оправдываются, человек начинает испытывать нерадостные переживания, а затем влюбленность исчезает, так и не перерастая в любовь
Идеализировать можно и сами отношения. То есть если он (она) влюблен(а), значит, он обязательно должен «приехать на белом коне, сразиться с драконом, поцеловать и т. д.», а она, несомненно, Василиса Прекрасная и Премудрая. Так у человека формируется образ того, как нужно себя вести. А потом обнаруживается, что кто-то недостаточно тактичен, деликатен, честен, воспитан, благодарен и т. д. Распространена идеализация секса, когда отношения строятся на установке «Желаю — значит, люблю». В длительных отношениях (например, семейных) она проявляется в виде постоянных претензий к партнеру, например, из-за того, что он не так относится к сексу, не так себя ведет, недостаточно активен и т. д. Идеализация внешности также широко распространена в современной культуре. Бесконечны трагические переживания по поводу внешности, недовольство какой-то частью тела, избыточного (или недостаточного) веса и т. д. Подобный перечень на самом деле гораздо больше. Еще может быть идеализация своих способностей («Я сам все знаю, мне видней!»), независимости («Не терплю никакого контроля!»), разумности людей («И как он мог сделать такую глупость!»), идеализация цели (например, «Я умру, если этого не произойдет!»), исклюги-телъности («Для меня это унизительно») и другие. Влюбленность — это юность, а любовь — зрелость. Влюбленность — это сентиментальное чувство, которое может испытать человек независимо от достигнутой им зрелости. Любовь же доступна_только зрелым люд ям, творчески ориентированным, которые постоянно и активно развивают свою индивидуальность. «Есть лишь одна форма близости, которая не тормозит развития личности и не вызывает противоречий и потерь энергии, — это зрелая любовь; этим термином я обозначаю полную близость между двумя людьми, каждый из которых сохраняет полную независимость и в каком-то смысле отделенность. Любовь поистине не вызывает конфликтов и не приводит к потерям энергии, поскольку она сочетает две глубокие человеческие потребности: в близости и в независимости» (Э. Фромм). Влюбленность кратковременна и множественна, любовь длительна. Известно, что любовь трудно сохранить надолго. Поверхностное чувство обладает способностью очень быстро пропадать, мало кому удается поддерживать его в течение длительного времени. Более того, привычной стала и та точка зрения
что любовь вообще не может длиться долго, что скоротечность свойственна самой природе любви. Подобное убеждение'приводит к печальным последствиям: потеряв веру в возможность npo-L должительной любви, человек и на самом деле постепенно перестает любить. А любовь, ее упрочение — это всегда преодоление трудностей и борьба. И часто это борьба тяжелая. Но для того, чтобы победить, человек должен верить в возможность победы. Тот же, кто выходит на бой убежденным в том, что шансор у него нет, обречен на поражение. Влюбленность — это такое состояние, когда не знаешь, за что любишь, а любовь — когда осознаешь, ради чего. Влюбляются Bi розовых очках, а любовь — это приятие реальности и видение перспектив. Любят с открытыми глазами. В любви человек впускает в свою жизнь другого, так или иначе рассчитывая на его поддержку: материальную, духовную, профессиональную, мировоззренческую, коммуникативную и др. Само осмысление этого факта требует от человека большого количества энергии и высокой личностной культуры. В этом может помочь призыв Вирджинии Сатир: «Я хочу любить тебя, но не держать тебя. Я хочу ценить тебя без рассуждений. Я хочу присоединиться к тебе, но не йторгаться в тебя. Я хочу просить, но не требовать. Я хочу помогать, но не упрекать в неумении. Если мы оба будем хотеть этого, то мы можем встретиться». Другими словами, любовь — это приятие уникальности другого человека. Поэтому объект любви незаменим. Иногда в сложных случаях окружающие начинают советовать: «Брось ты ее, найдешь другую, пб-хожую!» Если это любовь, то, как бы ни был похож на объект любви другой человек, он все равно другой., Таким образом, влюбленность — это эмоционально-чувственное состояние: многоуровневая форма переживания субъектом своего отношения к объектам, предметам, условиям. Влюбленность — это продукт мотивационных процессов (это ослепленная желанием страсть). Любовь — это энергия накопленного опыта развития человека, проявленная в его излучательной способности (как умение вдохновлять, объединять) и в способности сотворить новое начало жизни. Любовь — это универсальные законы развития. Обобщая вышесказанное, выделим противоположные стороны двух состояний — влюбленности и любви (табл. 1). Date: 2015-10-19; view: 481; Нарушение авторских прав |