Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебники и учебные пособия
Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, и т. п. Учебник выполняет две основные функции: I) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников. Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй - помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий - спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты. В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, и т. п. Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике: Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания). Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия. Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста. Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами. Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный, Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: 1) теоретико-познавательный: • основные термины; • ключевые понятия и их определения; • основные факты, явления, процессы, события; ■опыты; ■описание основных законов, теорий, ведущих идей; • выводы и т. п. 2) инструментально-практический., • характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; • описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; • составление набора задач, опытов, самостоятельных работ; • обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал. Дополнительный текст включает: • документы; • хрестоматийный материал; • обращение к читателям; • биографические и народоведческие сведения; • статистические сведения; • справочные материалы, выходящие за рамки программы. Пояснительный текст включает: • предметные введения к учебнику, разделам, главам; • примечания, разъяснения; • словари; • алфавиты; • определители; • пояснения к картам, схемам, диаграммам; • указатели. Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки: 1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения; 2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации; 3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул. Один из важнейших приемов работы с учебником - выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала. Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавии к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений. После чтения учениками фрагмента учебника учитель может сформулировать вопросы и задания: «О чем идет речь в этом параграфе? Выделите ключевые термины текста. Какие предложения являются в нем главными, а какие - второстепенными? Задайте вопросы по содержанию параграфа. Попробуйте ответить на них. Запишите в тетрадях главные пункты текста в виде плана (тезисов, рисунков, схем, формул), выполните с их помощью пересказ. Почему именно эти пункты выделены как главные?» Для младших школьников возможна следующая последовательность заданий по работе с учебником: 1. Прочитайте текст. О ком (о чем) в нем говорится? Что о них говорится? 2. Что хотел сказать автор текста? 3. На какие пункты разделен текст параграфа? Для чего это сделано? 4. Проанализируйте содержание выбранного вами пункта. Определите ключевые слова и главные предложения. 5. Как в учебнике выделено главное? Как бы вы предложили выделить главное в учебниках по разным учебным курсам? Для учащихся средних и старших классов примененяются следующие типы упражнений по работе с учебником: подготовительные - для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала; диагностирующие - для определения уровня знаний с помощью вопросов и задании из учебника; обучающие - формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием; творческие - по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов; рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника; праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях; контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.
Схема 27
Date: 2015-10-19; view: 414; Нарушение авторских прав |