Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гетерохронии в развитии психических функций
Л.С. Выготский сформулировал основные правила развития высших психических функций. Он отмечает, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены. Во-первых, история развития каждой психической функции не является прямым продолжением и усовершенствованием соответствующей элементарной функции, а предполагает коренное изменение направления развития в совершенно новом плане. Другими словами, каждая высшая психическая функция является специфическим новообразованием. Во вторых, высшие психические функции не надстраиваются над элементарными процессами, как второй этаж, а представляют собой новые психологические системы, состоящие из сложного сплетения элементарных функций, которые при включении в такую систему сами начинают действовать по новым законам. Таким образом, каждая "высшая психическая функция определяется не только своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций, но и новым уровнем их функционирования. В третьих, при возникновении нарушений в развитии в первую очередь страдает связь элементарных и высших психических {натуральных и символических) функций. Это приводит к тому, что элементарные процессы начинают действовать как самостоятельныепсихологические структуры, что вызывает возвращение к более примитивным формам поведения. Психическое развитие в онтогенезе, таким образом, представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является генетической основой последующих ступеней или стадии развития. Возникает вопрос о том, как действует принцип гетерохронии в формировании психических функций. Здесь следует обратиться к понятию сензитивных периодов. Н.С. Лейтес развивает идеи К.Д. Ушинского о своевременности обучения в соответствии с назревающей возможностью детского развития и Л.С. Выготского о совпадении оптимальных сроков обучения с повышенной чувствительностью к определенным окружающим воздействиям в разные возрастные периоды (сензитивные периоды). Он считает, что понятие сензитнвного периода является первостепенным для понимания возрастного развития ребенка. Неодинаковость чувствительности к определенным воздействиям в разные периоды детства выражается во временном повышении ее уровня и изменении ее направленности. Это приводит к тому, что в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики, психических функций в тех или иных направлениях, а затем такая возможность может постепенно или резко ослабевать. Вопрос детерминации возрастной сензитивности сложен, но несомненно, что социальные влияния должны преломляться через внутренние условия развития и в том числе через анатомо-физиологическое созревание мозга ребенка. Морфогенез мозга, неравномерное созревание различных его структур может выступать, таким образом, наряду с социальными влияниями, одной из составляющих становления психических функций. Сензитивные периоды несводимы только к морфогенезу мозга или только к социальным влияниям - они являются продуктом взаимопроникновения биологического и социального в целостном психическом развитии. Гетерохронии в становлении психических функций на разных возрастных этапах могут проявляться в возникновении новых внутри- и межсистемных координации, а также в опережающем развитии той или иной психической функции. Меж- и внутрифункциональные отношения и связи задают специфические, особые для данного возраста взаимодействия между различными элементами психических функциональных систем и между разными системами (что приводит к возникновению психических новообразований) и могут быть разных типов. Одним из них является временная независимость функций. Она характерна для ранних этапов онтогенеза и относится к начальным этапам формирования психических процессов и их компонентов. Чисто ассоциативный тип взаимодействий также характерен для ранних этапов онтогенеза и позволяет объединить разномодальные ощущения в целое на основе пространственно-временной близости. Более сложные иерархические связи устанавливаются в ходе предметной деятельности и общения и характеризуются наличием ряда уровней в построении психических функций - ведущих и фоновых. В нормальном онтогенезе эти связи отражают горизонтальную и вертикальную составляющие иерархической системы функциональной организации психики. Перестройки в этих связях и их усложнение протекают в определенной последовательности и обусловлены разным временем формирования психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая функция имеет свой цикл развития, сензитивный период своего быстрого развития и период относительной замедленности формирования. Так, например, в возрасте 2-5-ти лет наблюдается опережающее развитие восприятия и речи по отношению к ранее интенсивно развивавшимся, но на этом этапе характеризующихся замедлением темпа развития, движениям и действиям. При этом первоначально восприятие занимает иерархически ведущую позицию по отношению к речи, которая, согласно Л.С. Выготскому, на этом этапе строится по гностическому типу, то есть ребенок стремится назвать, обозначить словесно все, что он замечает вокруг себя. Внутри самой функции речи ее различные составляющие также имеют собственную динамику развития и иерархию построения. Так, слуховое восприятие развивается значительно раньше, чем реченорождение. На первом этапе овладения речью ведущим является различение на слух акустических признаков слои, а речедвигательный компонент следует за ним. Таким образом, воспринимаемые наслух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционных схем этих слов. В связи с этим, на первых этапах овладения словом, акустическая оболочка имеет для ребенка самостоятельное значение (не связанное со смыслом слова). Известно, что отдельные признаки предмета могут заметать сам предмет. Это приводит к появлению звукоподражательных комплексов и слов, когда одним звуковым комплексом обозначается целый ряд предметов и действий. Date: 2015-10-19; view: 340; Нарушение авторских прав |