Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА. Международное экономическое право

 

Методические указания по изучению темы:

 

Уяснить: понятие, принципы и источники международного экономического права. Виды экономических соглашений (торговые, кредитные, о расчетах, в сфере налогооблажения, инвестиционные, о научно-техническом сотрудничестве и др.) Многосторонние товарные соглашения и их особенности.

Международные экономические организации универсального характера. Правосубъектность международных валютных и кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, МАР и др.). Правовой статус Всемирной торговой организации (ВТО). Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Изучить вопросы правового регулирования экономического сотрудничества государств на региональном уровне. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Соглашение о создании европейского экономического пространства (ЕЭП), Региональные соглашения о таможенном сотрудничестве. Правовой статус региональных экономических организаций (ЕС, ЕАСТ, ЕврАзЭс и др.)

Литература:

1 Альтшулер, А.Б.Международное валютное право / А. Б. Альтшуллер. - М., 1984.

2 Богатырев, А.Г.Инвестиционное право / А. Г. Богатырев. - М., 1992.

3 Богуславский, М.М. Международное экономическое право / М. М. Богуславский. - М., 1986.

4 Вельяминов, Г.М.Основы международного экономического права / Г. М. Вельяминов. - М., 1994.

5 Войтович, С.А. Принципы международно-право-вого регулирования межгосу­дарственных экономических отношений / С. А. Войтович. - Киев, 1988.

6 Евсеева, А.И. Региональная экономическая интеграция в рамках СНГ: особен­ности правового регулирования / А. И. Евсеева // Российский ежегодник между­народного права. 2000. - СПб., 2000.

7 Ушаков, Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударствен­ных отношениях / Н. А. Ушаков. - М., 1995.

8 Шатров, В.П. Международное экономическое право / В. П. Шатров. - М., 1990.

9 Шумилов, В.М.Международное экономическое право: учеб. пособие. В 2 т./ В. М. Шумилов. - М., 2002.

10 Шумилов, В.М.Международное экономическое право в эпоху глобализации / В. М. Шумилов. - М., 2003.

 

Вопросы по изучаемой теме:

1. Понятие, источники и принципы международного экономического права.

2. Международные организации в сфере регулирование экономического сотрудничества.

Форма контроля: групповая консультация

Краткое содержание лекции:

1. Понятие, источники и принципы международного экономического права.

Международное экономическое - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между госу­дарствами и иными субъектами в области экономического сотрудниче­ства.

Эта область охватывает широкий спектр взаимосвязей торговых, произ­водственных, научно-технических, транспортных, финансовых, тамо­женных и т. д. Международные экономические отношения реализуются в форме: купли-продажи товаров и услуг (экспортно-импортных операций), подрядных ра­бот, оказания технической помощи, перевозки пассажиров и грузов, предоставле­ния кредитов (займов) либо их получения из иностранных источников (внешние заимствования), решения вопросов таможенной политики.

В международном экономическом праве сложились подотрасли, охватываю­щие конкретные направления сотрудничества, международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, меж­дународное таможенное право, международное валютно-финансовое право, ме­ждународное право интеллектуальной собственности и др.

Существенная специфическая черта международных экономических отноше­ний это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: I) межгосударственные - универсального или локального, в том числе двустороннего, характера; 2) между государствами и международными организациями (органа­ми); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадле­жащими к иностранным государствам, 4) между государствами и междуна­родными хозяйственными объединениями; 5) между юри­дическими и физическими лицами различных государств.

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующего о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные "процессы на двух уровнях ном (всемирном) и региональном (локальном)

Существенную роль, в интеграционном сотрудничестве играют международ­ные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются Эко­номический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная торговая организация (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и раз­вития (МБРР).

На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский Союз, Организацию экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Содружество Независимых Государств (СНГ), ЕвразЭС (Евразийское экономическое сообщество), а также региональные экономические комиссии ООН.

Источники международного экономического права столь же многообразны, как и регулируемые отношения. В число универсальных документов входятучредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах междуна­родной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в между­народной купле-продаже товаров 1974 г.. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвести­ционные, кредитные и иные соглашения.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения госу­дарств в экономической сфере лежат принципы экономического сотрудничества, т.е. установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам.

Выделяют следующие режимы (принципы):

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, вотношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

Национальный режим предусматривает уравнивание вопределенных правах иностранных юридических и физических лип с собственными юридическими и физическими лицами государства Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты, социальных прав.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономическо­го сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав дня иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвести­ций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам ино­странных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

 

2. Международные организации в сфере регулирование экономического сотрудничества.

В рамках международного экономического права роль межгосударственных организаций определяется тем, что, во-первых, это форумы для обсуждения важнейших экономических проблем; во-вторых, это постоянно действующий механизм, обеспечивающий государствам оперативное решение все более сложных вопросов международной экономической жизни; в-третьих, это квалифицированный аппарат для разработки проектов экономических договоров, особенно многосторонних, имеющих универсальный, региональный или локальный характер. Международные организации не имеют самостоятельных экономических интересов, вся их деятельность направлена на развитие экономического сотрудничества государств.

На первом месте среди международных организаций по своему значению стоит Организация Объединенных Наций с ее разветвленной системой органов и организаций. Этими вопросами в Организации занимаются Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Генеральная Ассамблея осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС. Ее рекомендации в адрес Совета имеют обязательную силу (ст.ст. 60 и 66 Устава). ГА ООН учреждает на каждой сессии для предварительного обсуждения повестки дня Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет).

Важным вспомогательным органом (постоянного характера) Генеральной Ассамблеи ООН является Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Основная ее функция заключается в содействии унификации права международной торговли. Определенное значение имеет Комиссия международного права ООН (например, в разработке вопроса о режиме наибольшего благоприятствования).

ЭКОСОС как главный орган ООН, несущий ответственность за выполнение ее функций в области международного экономического и социального сотрудничества, осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы ООН. Большое место в деятельности ЭКОСОС занимает подготовка проектов международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее.

ЭКОСОС имеет вспомогательные органы, в том числе Комитет по программе и координации; Комитет по науке и технике в целях развития; Комитет по природным ресурсам; Комитет по планированию развития.

Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных экономических комиссий:

— в Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК) входят
европейские и постсоветские государства — члены ООН, а также США и
Канада; штаб-квартира — в Женеве;

— членами Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и
Тихого океана (ЭСКАТО) являются государства Азии (кроме арабских стран
Западной Азии), Океании, а также Великобритания, США и Франция; штаб-
квартира — в Бангкоке;

— Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) состоит из африканских государств; штаб-квартира — в Аддис-Абебе;

—Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (ЭКЗА) объединяет арабские государства Западной Азии, Египет, в нее также входит Организация освобождения Палестины; штаб-квартира — в Аммане;

— членами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и
Карибского бассейна (ЭКЛАК) являются латиноамериканские государства, а
также Великобритания, Нидерланды, Испания, Канада, США и Франция; штаб-
квартира — в Сантьяго.

В названных комиссиях в качестве ассоциированных членов, наблюдателей или консультантов могут сотрудничать и другие страны, а также международные организации. Цели деятельности и функции перечисленных комиссий аналогичны: содействие экономическому развитию стран соответствующих регионов, повышение уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений, как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Аналогична и организационная структура комиссий. Высшим органом является пленарная сессия представителей государств-членов. Имеются также постоянные и временные вспомогательные органы. Исполнительным органом служит секретариат во главе с исполнительным секретарем. Комиссии проводят международные конференции, совещания и т.п.

Каждая комиссия имеет разветвленную сеть специализированных вспомогательных органов (комитетов). Непосредственно или через эти вспомогательные органы комиссия поддерживает связи с международными организациями, как региональными, так и универсальными.

Одной из важных функций ЭКОСОС является координация деятельности специализированных учреждений ООН, многие из которых занимаются вопросами международного экономического сотрудничества. Это прежде всего Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), получившая в 1985 году статус специализированного учреждения ООН. Она координирует деятельность ООН в этой области для ускорения индустриализации развивающихся стран. В рамках ЮНИДО разработаны, например, Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству (1975 г.), в которых утверждается право государств на суверенитет над природными ресурсами и контроль над деятельностью частного капитала.

Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения (МБРР, МВФ, МФК, MAP).

Созданная как вспомогательный орган ГА ООН Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сохранила со времен своей первой сессии, состоявшейся в 1964 году, это название, хотя давно уже переросла в самостоятельную авторитетную организацию с многочисленными вспомогательными органами. Главной задачей ЮНКТАД является определение принципов и политики в сфере международной торговли, чтобы содействовать ускорению экономического развития, прежде всего в развивающихся странах. Большой вклад внесла ЮНКТАД в формирование новых представлений и концепций о коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе.

Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — крупнейшие Международные валютно-кредитные организации — созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 году. МВФ и МБРР -специализированные учреждения ООН, они имеют соглашения об отношениях с ООН (1947 г.). Однако в отличие от других соглашений, определяющих принципы и формы взаимодействия и координации между Генеральной Ассамблеей, ЭКОСОС и специализированным учреждением, эти соглашения фиксируют значительную степень независимости МВФ и МБРР от ООН.

По соглашению 1944 года основные цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и предоставлять им займы (краткосрочные, среднесрочные и частично долгосрочные) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд стремится также содействовать международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли. Для достижения этих целей Фонд обеспечивает финансирование государств-членов, испытывающих трудности с платежным балансом, и оказывает им техническую помощь для улучшения методов их хозяйствования. Государства-члены обязуются сотрудничать с Фондом и между собой с тем, чтобы обеспечить заключение соглашений об упорядоченном валютном обмене и создание стабильной системы валютных курсов наряду с многосторонней системой расчетов, свободных от ограничений, и, таким образом, способствовать сбалансированию платежей между странами.

Предоставление займов сверх определенной суммы обусловливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики. В компетенцию Фонда входит также рассмотрение вопросов, связанных с режимом валютных курсов стран-членов.

Право голоса каждой страны — члена МВФ в ее высшем органе отражает главным образом ее вклад в финансовые ресурсы Фонда, который в свою очередь связан с ее относительной долей в мировой экономике (принцип взвешенного голосования).

Главная цель МБРР — содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей. Основная задача МБРР состоит в стимулировании частных иностранных капиталовложений путем предоставления гарантий или путем прямого участия, а также в содействии международной торговле и в поддержании платежных балансов.

Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты под достаточно высокий процент. Займы даются государствам — членам Банка, а также их частным компаниям. Если займы предоставляются частным компаниям, то заинтересованное правительство государства — члена Банка обязано дать соответствующие гарантии. В последние десятилетия финансовая политика МБРР ориентирована в основном на развивающиеся страны. Главная роль в ней отводится вывозу капитала, стимулированию частного предпринимательства в развивающихся странах, осуществлению программ экономической помощи этим странам.

В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в 1947 году было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ - крупнейший многосторонний торговый договор, на базе которого за прошедшие годы сложился механизм, обладающий чертами международной организации. На базе этого соглашения с 1995 года начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО). (В Республике Беларусь при Правительстве создана комиссия по вступлению в ВТО).

Центральное место в ВТО занимает принцип применения режима наибольшего благоприятствования. По соглашению всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице, автоматически в силу принципа наибольшего благоприятствования распространялась на все другие страны — участницы ВТО. Основные задачи ВТО — либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе.

 

Для регулирования международной торговли отдельными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд международных организаций с участием государств — импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу и цинку) либо только экспортеров (по нефти - ОПЕК). Целями организаций с участием стран-экспортеров и импортеров являются смягчение резких колебаний мировых цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен и создания систем «буферных» запасов товаров.

Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров (в основном арабских) является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей защиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допустимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установленными для каждой страны квотами.

Из числа международных организаций, образованных в целях содействия международной торговле и имеющих значение для развития МЭП, можно назвать Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и в рамках ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА ведется большая работа по гармонизации и унификации национального законодательства, регулирующего коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями посредством выработки международно-правовых актов факультативного действия. Примером могут служить широко применяемые Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», разработанные Международной торговой палатой.

 

В 2000г. в рамках СНГ было заключено Соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества (Беларусь ратифицировала в 2001г.). В организацию вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения (членство совпадает с ОДКБ). Главная цель – обеспечить принципы свободы перемещения товаров и услуг, капиталов и граждан; создание экономического и таможенного союза.


<== предыдущая | следующая ==>
Задача 16 | 

Date: 2015-10-19; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию