Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиция оздоровления: Восток и Запад

Что такое оздоровительная система? Какие существуют оздоровительные системы? Отличаются ли оздоровительные традиции Запада и Востока? Существует ли особая система оздоровления в русской культуре?

В истории человечества возникла специальная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья. В разные эпохи у различных народов складывались специфические системы оздоровления. Являясь феноменом культуры той или иной цивилизации, они впитали в себя дух народа, его нравы, традиции. Каждый народ хранит свои рецепты красоты, здоровья и долголетия. Каждая оздоровительная система содержит

- рекомендации к ежедневному и сезонному образу жизни,

- советы на отдельные экстремальные случаи жизни,

- возрастные каноны,

- идеальные образы мужчины и женщины.

Оздоровительных систем великое множество. Это связано с многоцветьем национальных колоритов, разнообразием и мозаичностью природно-климатических условий существования, многосложностью социальных структур (религиозных, профессиональных, экономических, политических, гендерных). Но все это многообразие сосредоточено в нескольких общих вариантах и является вариациями на тему здоровья в рамках нескольких парадигм. С некоторыми оговорками можно утверждать существование восточной и западной парадигм оздоровления. Сравнительная характеристика этих оздоровительных систем представлено в таблице 2.

 

Восточная традиция оздоровления как единая и общая проявляется через конкретные, частные, особенные, своеобразные – индийскую, китайскую, японскую и тибетскую гигиенические культуры.

Индийская парадигма гигиенической культуры сосредоточена в йоге. Буквально «йога» переводится как «соединение», «слияние» и означает слияние с той божественной силой, которая пребывает в каждом и которой живет Вселенная. Основа каждой частички Вселенной – знание единства бытия. Вера в Абсолют – коренной принцип индийской традиции, ее системообразующий элемент. Этот компонент определяет стройность йогической системы, дает ей телеологическое измерение – «радость», стремление к совершенству. «Если же мы забываем о цели человеческой жизни и просто используем для удовлетворения чувств получаемое от посланцев Господа, – читаем в Бхагават-Гите, – все более и более запутываясь в материальном существовании, которое не является целью творения, несомненно мы становимся ворами и потому подлежим наказанию по законам материальной природы. Общество воров никогда не будет счастливым, так как у воров нет цели в жизни»[1].

Ненасытная душа, ненасытное честолюбие, безумные порывы, необузданные страсти, безграничные желания – это царства богини Кали – богини желания и смерти. В этом царстве человек постоянно жаждет удовольствия, но, получая их, быстро насыщается и вновь жаждет, а потому страдает. Поэтому человеческую жизнь индийские мудрецы назвали «сансарой», или «кругом существования», кругом мимолетных удовольствий, нескончаемых желаний и непрекращающихся терзаний. Разорвать этот круг человек может лишь на пути самопознания.

Йога представляет собой практику (путь) духовного и телесного самосовершенствования на путях самопознания и обращена к конкретному человеку. Йога рассматривает человека как целостность, в которой духовное и телесное существования слиты и взаимозависимы. Целью йоги является умиротворение души, достигаемое с помощью «третьего глаза», обращенного во внутренний мир личности, и посредством многочисленных практик. Для йоги бессмысленна забота о теле ради тела. Тело воспринимается как орудие для проявления деятельности Духа, и именно поэтому достойно заботы и внимания.

В структуре практики йоги 8 ступеней:

· Яма запрещает практикующему воровство, ложь, насилие, принятие подарков, а также поступки, продиктованные неконтролируемыми импульсами. Эти моральные ограничения должны привести человека к эмоциональной уравновешенности.

· Нияма включает внешнее и внутреннее телесное очищение, с помощью аскезы достижение устойчивости к внешним воздействиям, изучение философии, религиозные занятия.

· Асана выражается в выполнении специфических поз, статических физических упражнений. По преданию Шива открыл асаны как способ обретения просветления в течение одной жизни, которое достижимо обычным путем – через определенное количество перерождений

· Пранаяма содержит упражнения по дыханию, а также некоторые процедуры, связанные с приемом пищи. Эти практики связаны с поступлением в организм жизненной энергии – праны.

· Пратъяхара – практика негативной концентрации. С ее помощью достигается выключение работы органов чувств и релаксация.

· Дхарана

· Дхъяна– напротив, практика активного сосредоточения внимания на объекте. Йоги стремятся удерживать концентрацию внимания в течение 144 секунд.

· Самадхи – высшая ступень йоги. Она представляет собой полное проникновение в объект концентрации до потери границы собственной личности и объекта.

В йоге активно используются практики релаксации, медитации и массажа. Медитация как произвольное сосредоточение на чем угодно – на дыхании, на процессе приема пищи, на ходьбе, на позе тела, на объекте окружающего мира – позволяет достигать «космического расширения сознания». В индийской культуре одной из старых медитативных техник является представление себя насекомым. После того, как удастся добиться ощущения окружающего мира с точки зрения маленького насекомого, необходимо представить себя великаном величиною с гору. Существуют медитации и на звукосочетаниях – мантры.

Важнейшее свойство индийской оздоровительной системы – единство онтологических, гносеологических и этических первоначал. Бытие, знание и блаженство неразделимы в индийской традиции. «Фундаментальные духовные детерминанты абсолютного Бытия – Я (ему соответствует ведантистская категория Атмана – Мировой души), Божественное (Ишвара – Мировой Владыка) и сознательное существо (Пуруша)»[2]. Единство трех перечисленных начал пронизывает все практики йоги. Например, «Кама Сутра» определяет любовь как наслаждение, которое дают пять чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, объединенные с душой и сопровождаемые разумом. В образе здорового человека также присутствуют этические и гносеологические начала. «Сыновье послушание, воинская доблесть и вместе с тем великодушное чувство относительно всех – вот древнеиндусский идеал человека. Что же касается женщины… Ни Греция, ни народы Севера никогда не достигали в своих поэмах образа супруги настолько нежной, настолько благородной и одухотворенной, как страстная Сита и нежная Дамаянти»[3].

 

Китайская парадигма гигиенической культуры возникла на философской базе конфуцианства и даосизма и имеет тысячелетнюю историю. В центре социальной утопии Конфуция – идеальный человек – «цзюнь цзы» (благородный муж), основным качеством которого является жэнь (человеколюбие). Конфуций так описывает это качество: «Тот, кто способен проявлять в поднебесной пять качеств, является человеколюбивым…: почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброту. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других»[4]. Благородный муж должен не только обладать «жэнь», но и в совершенстве знать «ли» и «эю». «Юэ» – ритуальные музыка и танцы, в которых каждая нота и жест имеют глубокое символическое значение. Правила «ли» – «китайские церемонии» – предписывают выполнение определенных норм всем – от рядового до императора. Правила «ли» дают возможность гармонии осуществиться. «Ли» – это правильный ритм, уместное поведение, созвучное ситуации, действие, избегающее односторонности.

В философской школе даосов создан иной образ – образ «настоящего человека». Это человек из народа, как правило, стоящий на самой низшей ступени социальной лестницы, но полный внутреннего достоинства. Он с презрением относится к сильным мира сего, а идеалом его является спокойная жизнь на лоне природы. Оба эти образа – «благородного мужа» и «настоящего человека» – объединяет то, что находит выражение в образе Учителя, Мастера. Учитель не учит, в западном понимании, он лишь «показывает путь». Ученику необходимо следовать за мастером и повторять за ним все, что он делает, стараясь «вступить в след мастера». Миссия Учителя – передача системы.

Здоровье и благополучие обеспечивается по китайской традиции «ци» – источник жизни, связующее звено между человеком и природой, часть мировой души (то, что в индийской традиции «прана»). Получая в утробе матери прирожденный потенциал «ци», человек дополняет его за счет правильного питания и дыхания. Высшие этапы мастерства позволяют не только сохранять свою «ци», но и направлять во вне, исцелять больных. Живопись, поэзия, каллиграфия и боевые искусства через подсознание влияют на циркуляцию «ци». Умение управлять своей жизненной силой и составляет суть искусства цигун – «усердие духа».

В центре китайской парадигмы – понятие «Дао». Это трактуется как путь, сверхбытие, великое, единое, предельная реальность. Принципы постижения Дао – принцип недеяния и принцип величия действия. В соответствии с принципом недеяния человеку предлагается покойно-деятельная форма поведения:

«Стань спокойным, отключи чувства

И тогда проникнешь в основу Поднебесной.

…Только духом можно не торопиться, но быть быстрым,

Не двигаться, но достигать предела»[5].

Согласно Лаоцзы, познание сущности предохраняет человека от излишних действий, не соответствующих объективно протекающим процессам:

«Нужно осуществлять недеяние,

Соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное.

Великое состоит из малого, а многое – из немногого.

На ненависть надо отвечать добром.

Преодоление трудного начинается с легкого,

Осуществление великого начинается с малого…»[6].

На пути обретения покоя в движении человек должен вытеснить из сознания шаблонные стереотипы, избавить себя от привычки искать истину вне себя и побудить психику к прямому и непосредственному созерцанию своей истинной природы.

Принцип величия действия трактует сам акт действия как акт творчества, в котором важен не столько результат, сколько процесс, разгоняющий энергию по каналам и меридианам. Даосские методы оздоровления включают множество движений, в том числе движения, имитирующие различных животных – движения богомола, обезьяны, бой журавля и тигра.

Как и в других восточных системах оздоровления большую роль играют такие оздоравливающие практики как массаж, самомассаж, биоэнергетическая стимуляция, медитация. В китайской культуре созданы различные формы динамической медитации – сосредоточения и концентрации на движениях и жестах. На практике они осуществляются с помощью правил «ли». Это жесты, которыми люди обмениваются в определенных ситуациях, формы этикета при различных контактах, ритуалы во время религиозной службы, семейных событий и т.д.

В основе китайского понимания здоровья и благополучия лежит убеждение, что благополучия целого зависит от состояния частей. Так в конфуцианском каноне «Великое учение» говорится: «Тот, кто хотел сделать достоянием Поднебесной светлое дэ древних, прежде учился управлять своим государством, прежде устанавливал порядок в своей семье, прежде учился владеть самим собой, прежде делал правым сове сердце. Тот, кто хотел сделать правым свое сердце, прежде делал искренними сои чувства, прежде раскрывал свой ум. Раскрытие же ума зависит от постижения вещей. Когда вещи постигнуты, ум раскрывается. Когда ум раскрывается, мысли делаются искренними, сердце становится правым. Когда сердце становится правым, владеешь самим собой. Когда владеешь самим собой, в семье устанавливается порядок. Когда в семье устанавливается порядок, должным образом управляется государство. Поднебесная живет в мире»[7].

Японская традиция гигиенической культуры не ищет Абсолюта вне природной реальности. Особенностью японской традиции является принцип суженного зрения, ориентирующий на конкретное, единичное. Постижение всеобщего через единичное в течении короткого промежутка времени, выброс сознания в безграничное – сатори, уникальная практика достижения нирваны.

Японская культура оздоровления экофилична. Почитание природы нашло отражение в древнеяпонском обычае обозрения страны (куними), в сезонных праздниках цветов (весной – любование сакурой, осенью – праздник хризантем), в создании садов воды и садов камней, успокаивающих, помогающих сосредоточиться и отрешиться.

Широко известны японские динамические медитации, позволяющие достичь полного выключения сознания, например, чайная церемония.

И для японской культуры оздоровления физическое совершенство – не самоцель. Например, карате – поиск абсолютной истины на пути боевого искусств, а не просто телесная практика[8].

 

Табл.2. Восточная и западная парадигмы оздоровления

Принцип организации модели оздоровления, элементы парадигмы оздоровления Парадигмы оздоровления
Восточная Западная
  Вектор усилий между телом и духом Совершенствование духа посредством телесных практик Достижение здорового тела посредством духовных практик (аутотренинг)
Соотношение стимуляции и релаксации Стимуляция достигается техниками медитации и релаксации Преобладание стимулирующих технологий оздоровления
Присутствие в основе и взаимодействие онтологических, этических, гносеологических элементов Единство онтологического, гносеологического и этического первоначал в основе системы оздоровления Единство онтологического и гносеологического первоначал
Основной гносеологический механизм оздоровления   Самопознание   Познание окружающего внешнего мира
Господствующий культ Культ природы Культ науки и техники

 

Сложной и неоднозначной предстает славянская парадигма оздоровления, имеющая неповторимое своеобразие и колорит. Элементы этой парадигмы, правила здоровой жизни сосредоточены в Домострое, отражены в пословицах и поговорках. Современными вариантами русской народной оздоровительной системы является учение Порфирия Корнеевича Иванова, Травинки.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы обязательные составляющие оздоровительных систем?

2. Существуют ли традиции оздоровления в вашей семье (у вашего народа)? В чем они заключаются?

3. Оцените любую известную вам оздоровительную систему. Видите ли Вы в ней сходство или различие с описанными выше западной и восточной системой оздоровления?

4. Существует ли, на Ваш взгляд, славянская парадигма оздоровления, и в чем она заключается?

Литература к теме:

  1. Серова И.А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992.
  2. Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические аспекты. М.,1991.
  3. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  4. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографичесчкий аспекты. Л.,1984.
  5. Домострой (редакция Сильвестра) // Домостой. М., 1991.
  6. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм

[1] Бхагават-Гита. Гл.3. Комментарии к тексту 12.

[2] Цит. по Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985. С. 147.

[3] Шюре Э. Великие посвященные. Калуга, 1914. С. 53.

[4] Цит. по Берзин Э.О. Конфуций, Шан Ян и другие // Атеистические чтения: Сб., М., 1998. С. 111-112.

[5] Цит. по Лукьянов А.Е. От родового субъекта к «совершенномудрому человеку» и «сыну правителя» // Человек как философская проблема: Восток–Запад. М., 1991. С.33

[6] Древнекитайская философия. М., 1972. Т.1. С.128.

[7] Цит. по Серова И.А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. С. 119.

 

[8] Фомин В., Линдер и. Диалог о боевых искусствах Востока. М. 1990.


<== предыдущая | следующая ==>
Гордость школы | Качество как экономическая категория

Date: 2015-10-19; view: 2271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию