Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Зигмунд Фрейд (1856-1939) — одна из величайших фигур в психологии личности





Зигмунд Фрейд (1856-1939) — одна из величайших фигур в психологии личности. Хотя его теория насчитывает более ста лет, она остается исключительно полемичной и влиятельной в различ­ных областях за пределами психологии. Во многих отношениях Фрейд был первооткрывателем.

• Он понимал необходимость тщательного наблюдения пове­дения (хотя существует общее мнение, что его собственный опыт наблюдения был далек от совершенства).

• Он пытался объяснить поведение с помощью небольшого числа психологических процессов.

• Он разработал модель психического функционирования, ко­торая естественным путем привела к созданию отдельного направления в психотерапии (психоанализ).

• В сущности он пытался дать объяснение всем важным аспек­там человеческой жизни, включая религию, любовь к ис­кусствам, развитие ребенка, сны, шутки, «обмолвки», мо­тивацию, тревогу, сексуальное поведение, депрессию и дру­гие неврозы, а также агрессию.

Теория Фрейда и дискуссионна, и влиятельна (особенно в кон­тинентальной Европе) и вне психологии, в таких областях, как литературная критика. Поэтому она рассматривается в двух главах: первая описывает развитие некоторых наиболее важных идей Фрей­да и дает им объяснение, вторая посвящена выяснению того, ка­кие именно положения теории Фрейда действительно верны (если таковые имеются). Теория Фрейда важна, потому что она стремит­ся объяснить, в сущности, каждый значимый и интересный ас­пект человеческого поведения. Это была первая «грандиозная тео­рия» психологии и первая теория (хотя и не бесспорная), которая придавала бессознательному значение большее, чем «мусорной корзине» для забытых воспоминаний. Она по-прежнему остается одной из немногих теорий, которые предполагают, что люди мо­гут быть мотивированны и подверженны влиянию со стороны фак­торов, которые они совершенно не осознают.

По-видимому, почти каждый психолог имеет свое мнение о Фрейде, независимо от того, читал ли он в действительности ка­кую-либо из его работ. На самом деле чтение переводов статей и книг самого Фрейда ничем нельзя заменить, прежде всего пото­му, что некоторые из них были написаны для просвещения чита­телей, не имеющих специальной подготовки, например, для его коллег по медицинской практике, и поэтому я бы настоятельно советовал читателям изучить хотя бы работы, перечисленные в конце данной главы.

Фрейд никогда не собирался быть психологом. Собственно, это понятие появилось незадолго до того, как он начал изучать меди­цину в Вене в 1873 г. Став квалифицированным специалистом, он сосредоточился на физиологических и неврологических исследо­ваниях, проводя в том числе и некоторые новаторские экспери­менты по воздействию кокаина, в частности на яички угря (что

естественно для человека, которому суждено было открыть сексу­альный символизм). Согласно его биографу Эрнсту Джонсу (Ernest Jones, 1953), он говорил своей невесте, что «анатомия мозга была единственным серьезным соперником, которого она когда-либо имела или могла иметь». Таким образом, Фрейд был весьма све­дущ в научном методе: он проводил наблюдения в контролируе­мых условиях, формулируя на их базе теории, которые затем про­верялись в условиях контролируемого эксперимента. Однако каче­ство данных, на которых Фрейд основывал свои собственные теории, все еще остается дискуссионной темой. Критики (напри­мер, Айзенк) утверждают, что теория Фрейда основывается на ненадежных наблюдениях, а сами идеи настолько сложны, что не поддаются опровержению, хотя могут претендовать на то, чтобы «объяснять» почти все что угодно. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса в следующей главе.

В XIX в. психиатрия в значительной степени была золушкой в медицинской практике. От расстройств психики, не имеющих явной физиологической основы, отделывались как от чего-то, чего не может быть. Некоторым требовавшим внимания пациентам, страдавшим от таких разных симптомов, как провалы памяти, паралич, нервные тики (подергивания), сужение поля зрения, анорексия, слепота, шепотная речь, конвульсии, а также от це­лого ряда других тревожных нарушений, ставился диагноз заболе­вания различными формами истерии. Это было почти равносиль­но обвинению в симуляции, и медицинский истеблишмент избе­гал таких пациентов.

Интерес Фрейда к психиатрии возник в 1880-е гг., когда он согласно его переводчику Джеймсу Стрэйчи (James Strachey)] нуж­дался в том, чтобы упрочить свое положение для женитьбы на богатой невесте Марте Бернейс (Martha Bemays). В 1885 г. он отпра­вился в Париж проводить исследования совместно с Шарко, про­славленным неврологом. Это решение призвано было изменить судьбу психологии.

Шарко изучал гипнотизм и особенно способы, посредством которых гипнотические внушения могли быть использованы для «имплантации» идей в сознание здоровых испытуемых-доброволь­цев. В результате этих воздействий у испытуемого, даже после ос­вобождения от гипнотического транса, появлялась заданная ак­тивность или возникали определенные чувства. Например, загипнотизированному субъекту могли внушить, что всякий раз, когда впоследствии при нем будет упомянута цифра «девять», он дол­жен вставать или что его левая нога будет ощущать холод и онеме­ние всякий раз, когда он увидит пищу. Испытуемые, подвергшие­ся подобного рода гипнозу, утверждали, что не помнят о том, чтобы их просили вести себя именно так или переживать подоб­ные ощущения, и им было довольно трудно объяснить себе, поче­му они чувствуют побуждение выполнять подобные действия в ответ на гипнотическое внушение.

Фрейд увидел определенное сходство между поведением за­гипнотизированных Шарко испытуемых и пациентами, страдаю­щими от истерии. Прежде всего, в обоих случаях поведение или симптом не имели физической причины. Онемение ноги, возни­кающее в результате гипнотического внушения, имело чисто пси­хологическое происхождение, точно так же как и симптомы паци­ентов-истериков. Помимо этого, испытуемые, подвергавшиеся гипнозу, не осознавали причин своего поведения или побуждений совершать некоторые действия, почти так же как и истеричные пациенты, утверждавшие, что они совершенно ничего не знают о происхождении своих симптомов. Фрейд предположил, что эти явления могут проистекать из забытых впечатлений. Что-то пере­житое, какое-то психическое событие может объяснять симптомы истерии. Поскольку оба — и подвергшийся гипнозу испытуемый, и пациент-истерик — не помнят, как может показаться, о таком событии, оно должно локализоваться в той области психики, ко­торая обычно не доступна сознанию, но откуда, тем не менее, могут поступать сигналы, влияющие на поведение, телесные и психические симптомы.

Если эта теория верна, из нее следует, что симптомы истерии можно лечить, используя определенные психологические манипу­ляции, в значительной мере аналогичные тем, какие производятся при аннулировании гипнотического внушения (или принудитель­ного забывания) в соответствии с инструкциями гипнотизера. Вер­нувшись в Вену, Фрейд заявил о себе как о специалисте по лечению «нервных болезней» с помощью нового метода, именуемого «мето­дом свободных ассоциаций». Он объединился с более опытным вра­чом Иозефом Брейером, и они совместно опубликовали книгу «Исследования истерии» (1893/1964), которая широко интерпретиру­ется как основа фрейдовской теории психоанализа.

Эта плодотворная работа сообщала о некоторых замечатель­ных случаях излечения от симптомов истерии с помощью гипноза.

Пациентов гипнотизировали, а затем убеждали поверить, что сим­птомы их болезни исчезнут, а также просили порассуждать о при­чинах появления этих симптомов (как описано Фрейдом в анализе случая Эмми фон Н.). Позднее Фрейд пришел к выводу, что ос­новной причиной излечения было тщательное изучение воспоми­наний пациента (а не гипнотическое внушение). Он утверждал: Каждый отдельный симптом немедленно и навсегда исчезал, ког­да нам удавалось привести к четкому осознанию воспоминание о со­бытии, вызвавшем его появление, и возбудить сопутствующий аф­фект (слово, которое Фрейд использует как синоним слова «эмоции») (при условии, что пациент описывал события с максимально возмож­ным числом деталей и вкладывал все чувства в это описание).

(Freud and Breuer, 1893/1964, p. 57)

Это первое изложение техники, известной как свободная ассо­циация. Она включала следующее: пациент в непринужденной позе полулежал на кушетке, терапевт садился вне его поля зрения и просил его (или ее) сказать первое, что придет ему в голову в ответ на слова, периодически произносимые терапевтом. Пациен­та особенно настойчиво просили не упускать ни одной детали, даже если она кажется ему тривиальной, несущественной, сму­щающей или посторонней. Затем терапевт тщательно анализи­ровал эти воспоминания и отмечал особенно те случаи, когда пациент затруднялся выдать ассоциацию в ответ на какое-либо слово или фразу. Это может указывать на то, что некий психоло­гический механизм, известный как репрессия, вмешивался в спо­собность пациента отвечать. Поскольку пациента настоятельно просили говорить все, что придет в голову, каким бы фрагмен­тарным, смешным или смущающим это ни представлялось, зат­руднение в порождении ассоциаций едва ли можно было объяс­нить внутренней цензурой. Поэтому предполагалось, что терапевт задевал что-то, близкое к неприятному, эмоционально отягощен­ному, вытесненному в область бессознательного воспоминанию, которое, вероятнее всего, и было подлинной причиной синдрома истерии.

«Исследования истерии» и другие работы описывают несколько случаев, когда пациенты Фрейда в конечном счете смогли вспом­нить события (часто имевшие место в детстве), которые спустя многие годы были полностью забыты и ассоциировались с силь­ными и неприятными эмоциональными переживаниями — такими, как гнев, печаль или вина. Фрейд обнаружил, что, когда па­циент вспоминал травмировавшее его событие и (что особенно важно) заново переживал эмоцию, испытанную в то время, фи­зический симптом просто исчезал. Фрейд утверждал, что, исполь­зуя этот метод, который стал известен как психоанализ, можно лечить такие симптомы, как нарушение глотательного рефлекса, паралич, слепота, нервные тики и потеря памяти.

Далее следуют два довольно типичных примера, которые при­водятся Фрейдом. Первый описывает одну из ранних попыток Брейера исследовать бессознательное, используя гипноз при попытке вылечить молодую женщину, время от времени впадавшую в со­стояние транса, напоминающее некоторые формы эпилепсии. Вто­рой пример описывает разработанную Фрейдом технику психо­анализа.

Было замечено, что, когда пациентка находилась в состоянии «отключенности» (измененное состояние личности сопровождалось за­мешательством), она имела привычку бормотать про себя какие-то слова, причем казалось, будто они возникают из потока мыслей, кото­рые захватывали ее разум. Доктор, зная эти слова, начинал вводить ее в состояние гипноза и повторять ей эти слова так, чтобы заставить ее использовать их в качестве исходного стимула. Благодаря этому пациентка... воспроизводила в его присутствии мысленные образы, которые овладевали ее разумом во время периодов «отключенности» и выдавали свое существование посредством отдельных слов, кото­рые она произносила. Это были фантазии, имевшие оттенок меланхо­лии (назовем их «дневные сны»), иногда характеризуемые поэтичес­кой прелестью, а исходным стимулом являлась, как правило, ситуа­ция, когда девочка сидела у постели больного отца. Когда пациентка связала ряд этих фантазий, она как будто стала свободной и верну­лась к нормальной психической жизни... Напрашивается вывод, что изменения в ее психическом состоянии, выражавшиеся в периодах «отключенности», явились результатом стимула, возникшего из этих эмоциональных фантазий. (Freud, 1957, лекция 1)

Вместо того чтобы принуждать пациента рассуждать по поводу какой-то особой темы, я теперь прошу его отдаться течению свобод­ных ассоциаций — это значит, он говорит все, что придет ему в голо­ву, до тех пор, пока не прервешь его с целью дать какое-то опреде­ленное направление его мыслям. Существенным моментом является то, что пациент должен обязательно сообщать дословно все, что воз­никает в его самовосприятии, нельзя допускать критические возражения, побуждающие его отстранять определенные ассоциации, на том основании, что они недостаточно важны, или не имеют отноше­ния к делу, или что все они в совокупности не имеют значения... Однако если пациент соблюдает это правило и преодолевает свою скрытность, сопротивление найдет другие средства выражения. Это произойдет таким образом, что подавляемый материал никогда не будет доступен, за исключением каких-то намеков, которые прибли­жают его к пациенту иносказательным образом; и чем больше сопро­тивление, тем дальше от фактически существующей мысли, в поис­ках которой пребывает аналитик, будут находиться замещающие ас­социации, сообщаемые пациентом. Если сопротивление невелико, он (аналитик) сможет из намеков пациента сделать выводы о самом неосознаваемом материале, если же сопротивление значительно, он сможет установить его характер на основе ассоциаций... и объяснит это пациенту.

(Freud, 1959, раздел IV)

Таким образом, никакого равноправия в психоанализе не су­ществует. По контрасту с другими современными направлениями психотерапии, в которых консультант и пациент совместно ис­следуют воспоминания и чувства, психоаналитик фрейдистского толка старается уловить знаки сопротивления в потоке свободных ассоциаций и может сделать вывод о глубоко скрытой травме, наличие которой пациент совершенно не осознает. После поста­новки диагноза необходимо убедить пациента признать его и по­верить в правильность интерпретации, даваемой аналитиком, не­смотря на вс» протесты и попытки защиты. Только тогда симптом должен исчезнуть.

Date: 2015-10-19; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию