Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции международного права во внутригосударственной сфере





Способность норм современного международного права выполнять, с учетом отмеченных особенностей, те же регуля­тивные функции, на которые ориентированы нормы внутриго­сударственного права, используется в правовой системе РФ (ранее — в правовой системе Союза ССР) в целях их согласо­ванного, совместного применения. В нашем законодательстве содержится немало предписаний, согласно которым тот или иной порядок деятельности определяется, те или иные отно­шения регулируются, а компетентные органы руководствуются, с одной стороны, Конституцией, законами, иными актами ор­ганов РФ, а также теми законами СССР или их отдельными нормами, которые продолжают действовать на территории РФ, поскольку они не противоречат российскому законодательст­ву, с другой — международными договорами РФ и восприня­тыми ею в порядке правопреемства международными догово­рами СССР.

В качестве примеров такого рода назовем гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ2, ст. 407 Гражданского процессу­ального кодекса РФ3, ст. 256 Арбитражного процессуального кодекса РФ4, ст. 15 Федерального закона «Об органах феде­ральной службы безопасности в Российской Федерации», со­гласно которым порядок отношений органов и должностных лиц с соответствующими органами и должностными лицами

1 Конституции Республики Казахстан (ч. 3 ст. 4) и Республики Словении (ст. 8) предусматривают непосредственное применение ра­тифицированных международных договоров.

2 Далее - УПК РФ.

3 Далее - ГПК РФ.

4 Далее - АПК РФ.

Глава 7. Международное и внутригосударственное право

иностранных государств определяется законодательством РФ и ее международными договорами. В ряде законов имеются спе­циальные статьи, посвященные правовым основам деятельно­сти того или иного ведомства и называющие в связи с этим как Конституцию, законы и иные нормативные акты, так и между­народные договоры (ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 г.). Согласно ч. 2 ст. 2 Федераль­ного конституционного закона от 26 февраля 1997 г. «Об Упол­номоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Кон­ституцией РФ, названным Законом, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международ­ного права, международными договорами РФ.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об органах федераль­ной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. эти органы в своей деятельности, специфика которой вполне по­нятна, руководствуются не только Конституцией РФ и другими федеральными актами, но также нормами международного пра­ва и международными договорами РФ.

В Законе РФ «О милиции» 1991 г. подобный перечень был ограничен внутригосударственными актами. В целях приведе­ния нормы в соответствие с реальными потребностями Феде­ральный закон от 31 марта 1999 г. установил новую редакцию ст. 4 Закона «О милиции», введя в круг актов, которыми руко­водствуется в своей деятельности милиция, международные до­говоры РФ.

На фоне рассмотренных и многих других нормативных ак­тов заметен пробел в Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. Это Министерство в своей деятельности не может не руководствоваться международными договорами, прежде всего при решении таких обозначенных в ст. 4 задач, как защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом, обеспечение дипломатических и консульских отно­шений РФ с иностранными государствами и т. д., а также при осуществлении функций, закрепленных в ст. 5. Между тем со­гласно ст. 2 Положения правовую основу деятельности МИД России составляют исключительно акты РФ (международные договоры не упомянуты).

§ 2. Международное право во внутригосударственной сфере 147

Идея согласованного регулирования четко выражена во мно­гих законодательных актах, посвященных определенным видам деятельности. Так, в преамбуле Закона РФ от 13 января 1996 г. «Об образовании» сказано, что образование в Российской Феде­рации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. В Законе РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова­ниях мест происхождения товаров» предусмотрено, что правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его госу­дарственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров РФ (ст. 2). Со­гласно ст. 5 Закона от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвести­циях в РСФСР» отношения, связанные с иностранными инве­стициями, регулируются настоящим Законом, иными действую­щими на территории России законодательными актами и международными договорами. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» совершен­но закономерно содержит особенно много ссылок на междуна­родные договоры. В частности, ч. 2 ст. 7 определяет, что режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими законодательными актами и международными догово­рами РФ.


Таким образом, взаимодействие правовых систем проявля­ется в согласованном регулировании отношений, относящихся к совмещенному предмету регулирования.

Принципиальное значение имеет разграничение понятий: право государства как совокупность создаваемых данным госу­дарством, его органами правовых норм и правовых актов и пра­во, применяемое в государстве, как совокупность всех право­вых норм, всех правовых актов, которые подлежат реализации в сфере внутригосударственных отношений и (или) могут дейст­вовать в пределах юрисдикции соответствующего государства и компетенции его органов. Второе понятие шире первого, по­скольку охватывает — наряду с национальным правом (основ­ным компонентом) — применимые международные нормы, ме­ждународные договоры, заключенные или признанные данным государством, а также отдельные нормы права иностранных го­сударств в случаях, предусмотренных национальными законами или международными договорами.

Естественно, что для такого применения нормы, принадле­жащие к различным правовым системам, должны обладать юри-

Глава 7. Международное и внутригосударственное право

дической совместимостью1. При взаимодействии национальных норм (собственных норм данного государства) и международных норм это достигается их согласованием в процессе разработки, когда внутригосударственные правовые категории, принципы, нормы принимаются во внимание при подготовке международ­ных договоров, а внутригосударственное законодательство при­водится в соответствие с вступившими в силу международными договорами. Использование норм иностранного права осущест­вляется с учетом оговорки об их неприменении, если это проти­воречит основам национального правопорядка (публичному по­рядку).

В связи с рассмотрением проблем разграничения понятий «право государства» и «право, применяемое в государстве» тре­буют уточнения два вопроса — об источниках права и о квали­фикации нормативных комплексов, рождающихся и действую­щих на межсистемной основе.

В некоторых изданиях можно встретить утверждения, что международные договоры относятся к категории специфиче­ских источников внутригосударственного права (например, ад­министративного, трудового и уголовно-процессуального пра­ва). По сути дела, к такому же результату приходят сторонники концепции «трансформации», отстаивая идею «перевода нормы международного права в норму национального права»2, перево­площения международных договоров в национальные законы. Сама природа понятийного аппарата обусловливает «привязку» определенных правовых категорий к соответствующей право­вой системе. Каждая правовая система имеет свои источники, которые обладают способностью выполнять присвоенные им функции в рамках другой правовой системы, не переходя в нее, сохраняя «прописку» в собственной правовой системе.


Что же касается нормативных комплексов, рождающихся и действующих на межсистемной основе, обладающих качества-

1 Современный период характеризуется значительными усилиями по унификации ряда областей национального законодательства взаи­модействующих государств. Один из примеров — Соглашение в рам­ках СНГ о принципах сближения хозяйственного законодательства го­сударств — участников Содружества от 9 октября 1992 г. Устав СНГ (ст. 20) ориентирует государства-члены на устранение противоречий между нормами национального законодательства.

2 Зивс С. Л. Источники права. М., 1981. С. 226.

§ 2. Международное право во внутригосударственной сфере

ми регулятивной совместимости, то нам не кажется оправдан­ным их восприятие сквозь призму традиционных представле­ний о таких стабильных нормативных образованиях, как «пра­вовой институт» или «отрасль права», поскольку эти категории, как и источники права, принадлежат соответствующей право­вой системе. Мы разделяем мнение, что «нормы международ­ного и национального права не могут составлять объективно существующую единую совокупность норм, поскольку по своей социальной и юридической природе — это различные и особые системы права»1.

Предпринимаемые попытки конструирования «межсистем­ных отраслей» или «межсистемных институтов» кажутся искус­ственными и игнорирующими то обстоятельство, что принад­лежащие к различным правовым системам нормы взаимодейст­вуют как нормативный комплекс не в статическом состоянии, а в правоприменительном процессе, причем в целях решения конкретной задачи, урегулирования конкретного правоотноше­ния. Такие группы разносистемных норм, состыкованные в оп­ределенных ситуациях, могут быть обозначены как правоприме­нительные комплексы.

В нашей практике типичными являются двусоставные пра­воприменительные комплексы — из норм национального зако­нодательства и норм международных договоров.

Вместе с тем получили распространение и трехсоставные правоприменительные комплексы, включающие помимо на­званных норм и нормы иностранного права. Так, при решении вопросов двойного гражданства подлежат применению нормы ст. 6 Федерата ного закона «О гражданстве Российской Федера­ции», нормы международного договора между Российской Фе­дерацией и иностранным государством, допускающего и регла­ментирующего статус двойного гражданства, если такой договор заключен, а также нормы законодательства соответствующего иностранного государства. Точно так же конкретный акт выда­чи лица для привлечения к уголовной ответственности или для

1 Международное воздушное право / Отв. ред. А. П. Мовчан. М., 1980. Кн. 1. С. 17—18. Сравните с другим мнением: «Многие институ­ты международного права... являются общими одновременно и для внутригосударственного права. Они как бы сливаются, переходят друг в друга» (Тилле А. А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридиче­ских дисциплинах. М., 1978. С. 198—199).

Me

ждународное право

Глава 7. Международное и внутригосударственное право

исполнения приговора требует применения в совокупности норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства как запрашивающего, так и запрашиваемого государства и норм договора о правовой помощи, заключенного соответствующими государствами.







Date: 2015-10-19; view: 399; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию