Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Номера рейсов, которые выполняет указанный самолетПроектирование базы данных ВХОДНЫЕ И ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЗАДАЧИ
Входными данными задачи являются: Данные о пассажире: · ФИО · дата рождения · номер и серия паспорта · место прописки · место проживания Данные об самолете, в котором работает сотрудник: · идентификатор самолета · марка самолета · количество посадочных мест Данные о рейсе: · номер рейса · пункт назначения · продолжительность полета · время вылета · дни недели, в которые выполняется рейс Данные о билете: · номер билета · цена билета Данные о дне недели: · дата · название дня недели · рабочий или выходной день
Выходными данными задачи являются: Марка самолета выполняющего рейс по дате и номеру рейса · марка самолета · дата вылета · номер рейса Количество билетов, проданных по заданному рейсу и дате вылета · Количество билетов · Номер рейса · Дата вылета Пункт назначения по номеру билета · номер билета · пункт назначения Номера рейсов, которые выполняет указанный самолет · идентификатор самолета · марка самолета · номер рейса
4.2 Инфологическое проектирование базы данных
После анализа предметной области были выделены следующие информационные объекты: · «Пассажир»; · «Самолет»; · «Рейс» · «Билет»
Определение связей 1. «Рейс» и «Самолет». Один и тот же рейс в разные дни может выполняться разными самолетами. Каждый самолет может выполнять разные рейсы. Следовательно, связь между объектами «Рейс» и «Самолет» М:М Инфологическая модель проектируемой базы данных «Аэропорт» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Инфологическая модель базы данных «Аэропорт»
Таблица «Пассажир» связана с таблицей «Билет» связью «1:М», поскольку один пассажир может купить несколько билетов. Таблица «Дата» связана с таблицей «Билет» связью «1:М», поскольку один день покупаются несколько билетов. Таблица «Рейс» связана с таблицей «Билет» связью «1:М», поскольку одному рейсу принадлежать около сотни билетов. Таблица «Самолет» связана с таблицей «Рейс» связью «1:М», поскольку один и тот же рейс могут обслуживать разные самолеты.
4.3 Выбор СУБД
Для разработки базы данных «Аэропорт» будем использовать реляционную СУБД Microsoft Access. Данная СУБД является функционально полной, в ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления большими объемами информации.
4.4 Даталогическое проектирование базы данных
Согласно перечню атрибутов каждой сущности, представленному в разделе «Анализ и описание предметной области», и инфологической модели базы данных «Аэропорт», составим отношение R0,адекватно отображающее объекты предметной области. Отношение R0 представлено в таблице 1. Сделав первичный ключ каждой из представленных в инфологической модели базы данных сущностей первичным ключом полученного отношения R0, перейдем к новому отношению R1. Отношение R1 представлено в таблице 2. Отношение R1 находится в первой нормальной форме, так как все его атрибуты простые. Но отношение R1 не находится во второй нормальной форме, так как не все его не ключевые атрибуты полнофункционально зависят от всего составного ключа. Зависимости в отношении R1 представлены на схеме 1
· номер и серия паспорта · ФИО · дата рождения · место прописки · место проживания · номер билета · дата · цена билета · номер рейса · пункт назначения · продолжительность полета · время вылета · дни недели, в которые выполняется рейс · дата · название дня недели · рабочий или выходной день · идентификатор самолета · марка самолета · количество посадочных мест
Схема 1. Зависимости в отношении R1
Необходимо произвести декомпозицию отношения R1 согласно полученным на схеме 1 зависимостям. Тогда из отношения R1 получим отношения R2: Пассажир, R3: Билет,, R4: Рейс, R5:Самолет, R6: Дата Эти отношения представлены в таблицах 3, 4, 5 и 6 соответственно. Зависимости в отношениях R2, R3, R4 покажем на схемах 2, 3, 4 и 5. · номер и серия паспорта · ФИО · дата рождения · место прописки · место проживания Схема 2. Отношение R2: Пассажир · номер билета · номер и серия паспорта · номер рейса · дата · цена билета
Схема 3. Отношение R3:Билет · номер рейса · пункт назначения · продолжительность полета · время вылета · дни недели, в которые выполняется рейс · идентификатор самолета Схема 4. R4: Рейс · идентификатор самолета · марка самолета · количество посадочных мест Схема 5. R5: Самолет · дата · название дня недели · рабочий или выходной день
Схема 6. R6: Дата Как видно из схем 2-6, отношения R2, R3, R4, R5 и R6 находятся во второй нормальной форме, так как они находятся в первой нормальной форме и все не ключевые атрибуты полнофункционально зависят от ключа.
Согласно представленным на схемах 2-6 зависимостям, отношения от R2, R3, R4, R5 и R6 находятся в третьей нормальной форме, так как они находятся во второй нормальной форме и в них отсутствуют транзитивные зависимости.
Таким образом, наша база данных будет состоять из отношений R2, R3, R4, R5 и R6. Даталогическая модель проектируемой базы данных изображена на рисунке 2. Рисунок 2. Даталогическая модель базы данных «Аэропорт»
4.5 Реляционная база данных «Группы-студенты». Физическое проектирование.
Выполним физическое проектирование в среде СУБД Microsoft Access 2010. Поименуем таблицы и атрибуты, определим типы данных и размерность атрибутов. В таблицах выберем первичные ключи и индексированные поля.
Таблица 1. Структура таблицы «Рейс»
Таблица 2. Структура таблицы «Билет»
Таблица 3. Структура таблицы «Пассажир»
Таблица 4. Структура таблицы «Самолет»
Таблица 5. Структура таблицы «Дата»
Рис.4. Связи между таблицами (схема данных) в базе данных. 5. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ БАЗЫ ДАННЫХ «Аэропорт»
5.1. Структура информационной системы
Для определения структуры информационной системы необходимо распределить задачи, решаемые в АИС, по пользователям системы: администратор и клиент. Информационную систему «Аэропорт» можно представить в виде 2-х подсистем (рис.5). Рассмотрим простую структуру АИС «Аэропорт» (рис. 5):
Рис.5. Простая структура АИС «Аэропорт»
Рассмотрим подсистему «Администрация» (рис. 6):
Рис.6. Структура подсистемы «Администрация»
Далее представим связи между таблицами, формами и запросами для каждой компоненты подсистемы «Администрация» (рис. 7):
Рис.7. Структура компоненты для учетной записи «Администрация».
Рассмотрим подсистему «Клиент» (рис. 8):
Рис.8. Структура подсистемы «Клиент»
5.2. Запросы на выборку данных для решения поставленных задач
Рассмотрим структуру уникальных запросов на примере запроса по номеру билета, выдающего информацию о его владельце (рис. 10): Рис.10. Запрос для получения информации о владельце билета.
Чтобы определить параметр запроса (Код студента), в строку «Условие отбора» для столбца «Код студента» введем слово или фразу вместо конкретного значения и заключим их в квадратные скобки ([Введите код студента]). Эта фраза будет выдаваться в виде в диалоговом окне при выполнении запроса.
Остальные уникальные запросы для обеих учетных записей строятся аналогичным образом.
5.3. Отчеты по результатам решения задач
В качестве примера создадим несколько отчетов:
1. Отчет по самолетам. Используем для этого мастер отчетов. Экранная форма конструктора отчетов приведена на рис.12.
Рис.12. Создание отчета – самолет.
2. Отчет по пассажирам. Используем для этого мастер отчетов. Экранная форма конструктора отчетов приведена на рис.13.
Рис.13. Создание отчета Пассажиры. 5.4 Организация интерфейса с пользователем.
Интерфейс будет разрабатываться с главной странички для двух определенных пользователей: администратора и для случайного пассажира. В этом интерфейсе у администратора и клиента(пассажира) будут разные привилегии и уровень доступа. Администратор будет иметь право вводить новые данные, изменять и удалять их. В свою очередь клиент не будет иметь возможности что-либо менять, в его возможности будут входить лишь три уникальных запроса, по которым он сможет достать нужную для него информацию. Итак, начнем с главной страницы интерфейса:
Рис.14. Начальная форма АИС «Аэропорт» Рис.15. Форма «Выбор пользователя»
Рис.16. Форма «Пассажир» для учетной записи «Администратор»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТАБЛИЦЫ БАЗЫ ДАННЫХ «Аэропорт»
Таблица1. «Пассажир»
Таблица2. «Дата» Таблица3. «Билет» Таблица 4. «Рейс» ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ
Запрос 1. «Юноши с 90-го по 95-ые года»
Запрос 2. «Информация о пассажире по номеру билета»
Запрос 3. «Информация о самолете по идентификационному номеру»
Запрос 4. «Информация о рейсе по номеру билета»
Запрос 4. «Дата вылета по номеру билета»
Запрос 5. «Информация по пункту вылета»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОТЧЕТЫ Отчет №1. «Пассажир»
Отчет №2. «Предметы потока»
ЛИТЕРАТУРА
1. Ризаев И.С., Яхина З.Т. Базы данных. Учебное пособие. Казань.: КГТУ. 2002. 2. Ризаев И.С., Яхина З.Т. Базы данных. Лабораторный практикум. -Казань, КГТУ, 2002. 3. Захарова З.Х., Ризаев И.С., Яхина З.Т. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Базы данных». - Казань, КГТУ, 2006. 4. Карпова Т.С.. Базы данных: Модели, разработка, реализация. Учебник. - СПб.: Питер, 2001. 5. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация: Учебник для вузов. Издательство: СПб.: Питер.
|