Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знания научной и практической психологии как основа учебного курса





Основу учебной дисциплины составляют научные и практические психологиче­ские знания.

1. Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внут­реннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические на­учные факты, т. е. факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логиче­ских умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал дол­жен быть важной составной частью учебного курса психологии (лекций, семина­ров, практических занятий), поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала. Недостаточно ограничиваться рассуждениями, теорети­ческими положениями, идеями. Объективность научно-психологическим исследо­ваниям придает использование таких методов исследования, как систематизирован­ные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов. Они же должны стать основой преподавания психологии.

Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что в научном познаний ученый опирается на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, по­нятия), может дать себе и другим людям отчет о способах получения новых знаний и логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышле­ния, способен логически доказать истинность полученных выводов своим колле­гам. Аналогичную способность к логическому обоснованию и логическому выво­ду должен проявлять преподаватель психологии.

Использование эмпирического и логического доказательства истинности изла­гаемых научно-психологических знаний придает им особый вес в глазах студентов.

Научная психология отличается обобщенным характером знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологи­ческие особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях человеческой психологии. Отсюда ста­новится приятным, что обобщенные психологические понятия и теории составля­ют значительную часть содержания курса психологии.

Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематиче­скому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или ка­кой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии большое значение


182 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии

придается построению теорий и классификаций психологических феноменов. Отсюда вытекает принцип системности в преподавании психологии, который за­ключается в том, что учебная дисциплина должна быть построена логически по­следовательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме. Клас­сификации, используемые преподавателем, значительно помогают студентам в усвоении знаний.

По причине обобщенности знаний научной психологии она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, дея­тельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных по­нятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизиро­вана. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связыва­ются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития. Абстрактность психологических понятий часто вызывает трудности при усвое­нии психологии студентами. Поэтому преподавателю необходимо опираться на примеры из жизни или эмпирических исследований, чтобы проиллюстрировать основные понятия.

Особенностью ряда научных психологических понятий является то, что они обозначаются теми же словами, что и многие житейские понятия, но значение этих слов отличается. Преподаватель должен обращать на это внимание студентов.

Научно-психологические знания излагаются с помощью специфического на­учного языка, понятного профессиональным психологам, но не всегда доступного неподготовленному слушателю или читателю. Обилие специфической термино­логии в психологии порой вызывает недовольство и критику. Основным объек­том такой критики становится большое количество терминов иностранного (чаще всего англоязычного) происхождения. Иногда студенты спрашивают: «А нельзя ли сказать проще, по-русски?» На этот вопрос нужно отвечать прямо: «Нельзя». И для этого есть достаточные основания. Лексические единицы русского языка имеют многообразные оттенки, что часто приводит к неоднозначности толкова­ния их значения. Задачей же научного психологического термина является точ­ное обозначение понятия. По этой причине для обозначения способности челове­ка к генерации новых идей и образов предпочтительным будет использование слова «креативность», чем его буквального перевода — «творческость». Это слово является более многозначным, да и выглядит довольно непривычно. Навязчивая идея не допускать заимствования иностранных слов в русский язык имеет давние традиции. К этому еще в XIX в. стремился составитель словаря русского языка Владимир Даль. Однако буквальный перевод некоторых слов и в его словаре за­частую выглядит неудачно: «логика — умословие, эгоист — самотник, себятник, эллипс — долгокруг и т. д.» (цит. по: Фомина, 1990, с. 21). С самого начала изуче­ния психологии как учебной дисциплины студенты должны быть настроены на постепенное усвоение научного языка.


В силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий психологическая наука нередко может казаться скучной тем студентам и учащимся, для которых психология не является основным предметом. В связи с этим преподавателю не следует без необходимости перегружать учебный курс на­учно-психологической терминологией и теориями.


9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса 183

2. Практическая психология

Другим важнейшим типом психологических знаний, на который опирается пре­подавание психологии как учебной дисциплины, является практическая психоло­гия. Главная цель практической психологии — разработка способов психологи­ческой помощи людям. Следует отметить, что практическая психология отличает­ся от прикладной. Прикладная психология ориентирована на изучение возможно­стей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения прак­тических задач. При этом ученые пользуются научными методами исследования.

Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку ме­тодов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессио­нальных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от на­учной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологи­ческую работу.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психоло­гии). В этом состоит одно из достоинств практической психологии, благодаря ко­торому она вызывает большой интерес у студентов. Именно поэтому студенты обычно с большим увлечением изучают соответствующие учебные дисциплины. Им интересны не общие закономерности, а возможности понимания конкретного человека: другого или самого себя.


Критерием достоверности знаний этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, 1996). По­этому некоторые разделы психологии гораздо успешнее преподают психологи, имеющие большой опыт практической психологической работы. Однако обоб­щенность знаний в практической психологии также имеет значение. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов ра­боты, тем в большей мере эти методы получают признание в области практиче­ской психологии. В практической психологии используются такие методы, как психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотре­нинг; именно эти методы составляют предмет изучения в базовом психологиче­ском образовании, а также в последипломном образовании. В программы препо­давания психологии студентам непсихологических специальностей знания и ме­тоды практической психологии включаются в зависимости от их целесообразности (а не только интереса студентов).

Особенностями знаний в сфере практической психологии являются конкрет­ность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случая­ми, на которые они опираются при формировании и изложении своего профес­сионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Резуль­таты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Это


184 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии


 


Фрейд Зигмунд (1856-1939)

Австрийский психолог, психиатр и невропатолог.

С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины, известен,

прежде всего как создатель психоанализа.

На снимке Зигмунд Фрейд (справа) и венгерский психоаналитик

Сандор Ференчи.


с полным основанием привлекает внимание студентов. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психо­логических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в прак­тической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической рабо­ты, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обоб­щенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы оказания им психологической помощи.

Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо кон­цепцию, разработанную систему способов и приемов работы с определенным ти­пом проблем. При этом он применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека.

Еще одной особенностью практической психологии является целостность в опи­сании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психоло­гии. В этой связи Л. А. Петровская пишет: «Если же обратиться к ситуации оказа­ния психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом цело­стно, в единстве своего поведения, когниций, мотивации и т. д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не мо­жет ограничиться строгими рамками одного подхода... Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств» (цит. по: Слободчи-ков, Исев, 1995, с. 114-115).


Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, т. е. ис­пользованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в работах 3. Фрейда («эдипов комплекс» и др.), Э. Фромма («бегство от свободы»). Мета­форичность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие психологи. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, 1996, с. 16-17). Поэтому при обучении студентов имеют значение не только зна­ния и методы практической работы, но и личность преподавателя. Преподавателю же, в свою очередь, важно обращать внимание на личность и профессиональные


9.2. Место и роль житейских психологических знаний 185

качества автора той или иной методики практической психологии, поскольку в сле­дующей шутке есть значительная доля истины: «Чтобы овладеть тестом Роршаха, нужно стать Роршахом».

В отличие от ученых практические психологи обнаруживают большее стрем­ление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно описы­вать их на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому боль­шая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, описаний отдельных случаев из профес­сиональной практики делает их особенно привлекательными для учащихся и сту­дентов.







Date: 2015-10-18; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию