Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
Основу учебной дисциплины составляют научные и практические психологические знания. 1. Научная психология Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, т. е. факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса психологии (лекций, семинаров, практических занятий), поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала. Недостаточно ограничиваться рассуждениями, теоретическими положениями, идеями. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов исследования, как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов. Они же должны стать основой преподавания психологии. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что в научном познаний ученый опирается на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, понятия), может дать себе и другим людям отчет о способах получения новых знаний и логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен логически доказать истинность полученных выводов своим коллегам. Аналогичную способность к логическому обоснованию и логическому выводу должен проявлять преподаватель психологии. Использование эмпирического и логического доказательства истинности излагаемых научно-психологических знаний придает им особый вес в глазах студентов. Научная психология отличается обобщенным характером знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологические особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях человеческой психологии. Отсюда становится приятным, что обобщенные психологические понятия и теории составляют значительную часть содержания курса психологии. Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии большое значение 182 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии придается построению теорий и классификаций психологических феноменов. Отсюда вытекает принцип системности в преподавании психологии, который заключается в том, что учебная дисциплина должна быть построена логически последовательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме. Классификации, используемые преподавателем, значительно помогают студентам в усвоении знаний. По причине обобщенности знаний научной психологии она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития. Абстрактность психологических понятий часто вызывает трудности при усвоении психологии студентами. Поэтому преподавателю необходимо опираться на примеры из жизни или эмпирических исследований, чтобы проиллюстрировать основные понятия. Особенностью ряда научных психологических понятий является то, что они обозначаются теми же словами, что и многие житейские понятия, но значение этих слов отличается. Преподаватель должен обращать на это внимание студентов. Научно-психологические знания излагаются с помощью специфического научного языка, понятного профессиональным психологам, но не всегда доступного неподготовленному слушателю или читателю. Обилие специфической терминологии в психологии порой вызывает недовольство и критику. Основным объектом такой критики становится большое количество терминов иностранного (чаще всего англоязычного) происхождения. Иногда студенты спрашивают: «А нельзя ли сказать проще, по-русски?» На этот вопрос нужно отвечать прямо: «Нельзя». И для этого есть достаточные основания. Лексические единицы русского языка имеют многообразные оттенки, что часто приводит к неоднозначности толкования их значения. Задачей же научного психологического термина является точное обозначение понятия. По этой причине для обозначения способности человека к генерации новых идей и образов предпочтительным будет использование слова «креативность», чем его буквального перевода — «творческость». Это слово является более многозначным, да и выглядит довольно непривычно. Навязчивая идея не допускать заимствования иностранных слов в русский язык имеет давние традиции. К этому еще в XIX в. стремился составитель словаря русского языка Владимир Даль. Однако буквальный перевод некоторых слов и в его словаре зачастую выглядит неудачно: «логика — умословие, эгоист — самотник, себятник, эллипс — долгокруг и т. д.» (цит. по: Фомина, 1990, с. 21). С самого начала изучения психологии как учебной дисциплины студенты должны быть настроены на постепенное усвоение научного языка. В силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий психологическая наука нередко может казаться скучной тем студентам и учащимся, для которых психология не является основным предметом. В связи с этим преподавателю не следует без необходимости перегружать учебный курс научно-психологической терминологией и теориями. 9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса 183 2. Практическая психология Другим важнейшим типом психологических знаний, на который опирается преподавание психологии как учебной дисциплины, является практическая психология. Главная цель практической психологии — разработка способов психологической помощи людям. Следует отметить, что практическая психология отличается от прикладной. Прикладная психология ориентирована на изучение возможностей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач. При этом ученые пользуются научными методами исследования. Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). В этом состоит одно из достоинств практической психологии, благодаря которому она вызывает большой интерес у студентов. Именно поэтому студенты обычно с большим увлечением изучают соответствующие учебные дисциплины. Им интересны не общие закономерности, а возможности понимания конкретного человека: другого или самого себя. Критерием достоверности знаний этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, 1996). Поэтому некоторые разделы психологии гораздо успешнее преподают психологи, имеющие большой опыт практической психологической работы. Однако обобщенность знаний в практической психологии также имеет значение. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы, тем в большей мере эти методы получают признание в области практической психологии. В практической психологии используются такие методы, как психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг; именно эти методы составляют предмет изучения в базовом психологическом образовании, а также в последипломном образовании. В программы преподавания психологии студентам непсихологических специальностей знания и методы практической психологии включаются в зависимости от их целесообразности (а не только интереса студентов). Особенностями знаний в сфере практической психологии являются конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые они опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Это 184 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии
Фрейд Зигмунд (1856-1939) Австрийский психолог, психиатр и невропатолог. С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины, известен, прежде всего как создатель психоанализа. На снимке Зигмунд Фрейд (справа) и венгерский психоаналитик Сандор Ференчи. с полным основанием привлекает внимание студентов. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы оказания им психологической помощи. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию, разработанную систему способов и приемов работы с определенным типом проблем. При этом он применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека. Еще одной особенностью практической психологии является целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. В этой связи Л. А. Петровская пишет: «Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотивации и т. д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничиться строгими рамками одного подхода... Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств» (цит. по: Слободчи-ков, Исев, 1995, с. 114-115). Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, т. е. использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в работах 3. Фрейда («эдипов комплекс» и др.), Э. Фромма («бегство от свободы»). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие психологи. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, 1996, с. 16-17). Поэтому при обучении студентов имеют значение не только знания и методы практической работы, но и личность преподавателя. Преподавателю же, в свою очередь, важно обращать внимание на личность и профессиональные 9.2. Место и роль житейских психологических знаний 185 качества автора той или иной методики практической психологии, поскольку в следующей шутке есть значительная доля истины: «Чтобы овладеть тестом Роршаха, нужно стать Роршахом». В отличие от ученых практические психологи обнаруживают большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно описывать их на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, описаний отдельных случаев из профессиональной практики делает их особенно привлекательными для учащихся и студентов. Date: 2015-10-18; view: 386; Нарушение авторских прав |