Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка и отмена крепостного права





Причины отмены крепостного права:

1. Крепостное право как форма рабства осуждалось всеми слоями русского общества.

2. Модернизация страны, преодоление технико-экономической отсталости были невозможны в условиях крепостничества.

3. Труд крепостных был малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом.

4. Правительство опасалось стихийных выступлений крестьянства.

В 50-е гг. в обществе получили распространение различные проекты освобождения крестьян.

Особое значение приобрела составленная в 1855 г. «Записка об освобождении крестьян», автором которой был К.Д. Кавелин. Крепостное право, считал Кавелин, – это главный узел, в котором сплелось все опутавшее Россию зло. Но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса только добавит зла, но не внесет успокоения. России, писал он, нужны мирные успехи. Надо провести такую реформу, говорилось в записке, чтобы дать России «на пятьсот лет внутренний мир». Кавелин считал, что можно и нужно пренебречь правом помещика на личность крестьянина, но нельзя забывать об их праве на его труд и в особенности на землю. Отсюда следовал вывод, что освобождение крестьян может быть проведено только при вознаграждении помещиков. Другое решение, заявлял Кавелин, «было бы весьма опасным примером нарушения права собственности». Но нельзя, писал Кавелин, упускать из виду и интересы крестьян. Они должны быть освобождены от крепостной зависимости, за ними надо закрепить то количество земли, каким они владеют в настоящее время. Разработку выкупной операции правительство должно взять на себя. Если оно сумеет учесть интересы и помещиков и крестьян, два бывших сословия сначала сблизятся, а затем сольются в один земледельческий класс. Внутри него исчезнут сословные различия и останутся только имущественные. Помещикам удалось настроить против Кавелина царя. Он потерял место наставника при наследнике престола и был удален из дворца, а затем и из Петербургского университета. Тем не менее, его записка предопределила многие положения крестьянской реформы.

В начале 1858 г. журналам было разрешено печатать статьи по крестьянскому вопросу. Воспользовавшись этим, Н.Г. Чернышевский опубликовал в «Современнике» записку Кавелина. Однако вскоре проект Кавелина перестал удовлетворять Чернышевского. Он пришел к выводу, что крепостной труд вовсе не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получить весьма пониженную, почти символическую плату от государства. В споре о крестьянской реформе точка зрения Чернышевского оказалась наиболее радикальной. Реализация плана

Чернышевского вызвала бы жестокое потрясение, а то и разорение большинства помещичьих хозяйств. Между тем крепостная система строилась на том, что именно помещик изымал излишки продуктов у непосредственного производителя и отправлял их на рынок. Само по себе крестьянское хозяйство было в массе своей натуральным и слабо связанным с рынком. Разорение помещиков прекратило бы вывоз хлеба из России и вызвало бы большие затруднения в снабжении продовольствием армии и городов.

В феврале 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенных сановников. В конце 1857 г. в соответствии с царским предписанием в каждой губернии, на которую распространялось крепостное право, из числа местных помещиков образовывались губернские комитеты «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян». В 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Проекты, составленные в губернских комитетах, поступали в редакционные комиссии, образованные при Главном комитете в 1859 г. Они должны были подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Я.И. Ростовцев (председатель комиссии), Н.А. Милютин, представители дворянства Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский.

19 февраля 1861 г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном Совете, Александр II подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около 1/4 суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

2. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных наделов устанавливалась в зависимости от плодородия земли той или иной местности. Если дореформенный земельный надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки»). Они составили 1/5 прежних наделов.

4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым крестьянином в отдельности, а с общиной.

5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия. Оценивая крестьянскую реформу, важно отметить следующее. Во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения у крестьян, по–видимому, не было. Однако, несмотря на это, реформа создала возможность для широкого развития рыночных отношений в деревне. С 1861 г. Россия вступила на путь капиталистического развития. Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между крестьянами и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было следствием компромиссного характера реформы.

В-третьих, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

Самые значительные из них относятся к 1861 г. – восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и селе Кандеевка Пензенской губернии.

В–четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно–политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

2.Реформы 60–70–х гг. XIX в.

Земская реформа

Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при министерстве внутренних дел с 1859 г. под председательством Н.А. Милютина и с 1861 г. – П.А. Валуева. В 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Гласные (депутаты) земских собраний в губерниях и уездах избирались сроком на три года тремя категориями (куриями) жителей – землевладельцами, городскими собственниками и сельскими обществами крестьян. Избирательная система была цензовой (возраст, недвижимость на сумму от 500 руб. для городской курии, оседлость). Гласные от крестьянской курии избирались многостепенно – представители от сельских общин на волостных сходах избирали выборщиков; на уездных собраниях выборщиков избирались гласные в уездное земское собрание.

В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределения государственных податей, назначения местных налогов, здравоохранения, народного образования, устройства благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но они были лишены законодательной инициативы. Запрещались также межгубернские объединения земств.

Земские учреждения вводились в 34 губерниях России. Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств в России растянулся до 1911 гг. Значение земской реформы в том, что, во–первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во–вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Реформа городского самоуправления

В 1870 г. было принято новое Городовое положение, в соответствии с которым создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы. Гласные городской Думы (депутаты) избирали городскую управу и городского голову. Выборы гласных осуществлялись на основе имущественного ценза (владение недвижимостью и уплата различных торгово–промышленных сборов). Такая система обеспечивала преобладание в Думах представителей дворянства и буржуазии.

В компетенцию городского самоуправления входили в основном хозяйственные вопросы: развитие торговли и промышленности, установление налогов, благоустройства городов, развитие здравоохранения и народного образования.

Городские думы находились в ведении Сената. Губернаторы контролировали постановления дум только в плане соответствия их законодательству. Городской голова возглавлял исполнительный орган городского самоуправления – управу и председательствовал в городской Думе. Таким образом, в одном лице соединялись исполнительные и законодательные функции, что значительно снижало уровень свободного обсуждения и принятия решений городской Думой. Городская реформа стала несомненным шагом вперед в сравнении с дореформенной организацией городского самоуправления, она соответствовала потребностям времени, способствовала развитии городского хозяйства, промышленности и торговли.

Судебная реформа

Реформу готовили профессиональные юристы – Н.А. Будковский, С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев. Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам, утвержденным императором 20 ноября 1864 г., судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели, представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились лица (мужчины в возрасте 25–70 лет) русские, владеющие собственностью на сумму не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Предварительное следствие по делу осуществлялось теперь не полицией, а специальными судебными следователями. Они, так же как и судьи, назначались правительством и были несменяемы. Суд являлся общим для всех сословий. Создавался также институт нотариусов.

В стране создавались следующие судебные инстанции:

• мировой суд – действовал в уездах, рассматривал мелкие уголовные преступления и гражданские дела;

• коронный суд – он состоял из окружного суда, рассматривавшего большую часть уголовных дел, но не политические и судебной палаты, в ведении которой находились государственные преступления;

• высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60–70–х годов. Она базировалась на последних достижениях западноевропейской юридической и правовой мысли. Выдающийся русский юрист А.Ф. Кони отмечал, что «реформа проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищенности».

Во второй половине 60–х гг. (большинство историков связывают это с покушением Каракозова на Александра II) правительство принимает ряд мер, направленных на ограничение судебной реформы. В 1871 г. следствие по делам о государственных преступлениях переходит в ведение жандармских органов. В 1872 г. создается Особое Присутствие Сената для рассмотрения этих дел. С 1878 г. Часть политических дел переходит к военно–окружным судам.

Военные реформы

Проведены под руководством Д.А. Милютина.

Необходимость военных реформ определялась следующими причинами:

1) поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость;

2) европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно–политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России;

3) порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе.

В 1862–1864 гг. сформированы военные округа и усилена централизация в управлении сухопутными войсками. В 1865 г. центральным звеном управления армией стал Главный штаб. В 1868 г. реформировано военное министерство. В 1871 г. проведена реорганизация армии с выделением полевых (действующих) войск и местных (вспомогательных, резервных). Центральным звеном военной

реформы явилось введение с января 1874 г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20–летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет – на флоте. Для имевших образование срок службы сокращался. Существовала достаточно гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы.

Расширялась система военных учебных заведений. В 1863–1866 гг. были созданы юнкерские училища. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность.

Преобразования в армии стали важнейшим фактором демократизации общества, модернизации армии, способствовали повышению ее боеспособности – все это в полной мере проявилось в войне с Турцией 1877–1878 гг.

Реформы в области образования

Университетская реформа

В июне 1863 г. Александр II подписал новый университетский устав. Восстанавливался порядок избрания ректора, деканов факультетов, профессоров. Образовывался совет университета – высший орган управления. Администрация в лице министра просвещения и попечителя учебного округа не могла вмешиваться в учебную деятельность университетов. Были определены факультеты университетов – историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Петербургскому университету разрешался факультет восточных языков. Значительно расширились кафедры и штаты преподавателей. Университетам разрешалась свободная издательская деятельность по выпуску учебной литературы, иностранная книга приобреталась ими также без цензурного контроля. В университет принимались юноши, достигшие 17 лет и успешно сдавшие вступительные экзамены. Сословная принадлежность теряла значение. Однако сохранялся и даже усиливался контроль над студентами. Также были повышены оклады преподавателям.

Школьная реформа

(«Положение о начальных народных училищах», 1864 г., «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения», 1864 г.).

Создавалось два типа гимназий – классическая, с более углубленным изучением древних языков и гуманитарных предметов, и реальная, с естественнонаучным профилем. В первый класс гимназии зачислялись дети с 10 лет, «умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики... таблицу умножения». Цель гимназического обучения «доставить» юношеству общее образование и подготовить к поступлению в университет.

К начальным народным училищам относились (ведомственные, общественные и частные) приходские училища в городах, поселках, селах, воскресные школы (для образования лиц рабочего сословия). Предметы учебного курса училищ: закон божий, чтение, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. Цель – «утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространить первоначальные полезные знания». На частные пожертвования открывались женские гимназии, а позднее и университеты.

Цензурная реформа (закон 6 апреля 1865 г.)

В двух городах империи – Москве и Петербурге – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них «вредного» направления, виновные (автор, издатель, переводчик, редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережений министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по Высочайшему решению. Предварительной цензуре подлежала массовая периодика.

Финансовая реформа

Право распоряжаться финансовыми средствами страны получало министерство финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово–промышленные предприятия. Были упразднены винные откупы (1863), вместо них вводились патентные сборы и особый акциз. На местах для их взимания созданы специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Значение реформ 60–70 гг. XIX в.

1. Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по–прежнему оставалась абсолютной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

2. Реформы, в большинстве своем, носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, учинивших кровавый террор в обществе (сам Александр II убит 1 марта 1881 г. народовольцами), так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких–либо преобразований. Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно–охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпан. Более объективной, однако, представляется точка зрения, согласно которой политику Александра II не следует однозначно подразделять на реформаторский и консервативный периоды, так как в ней в течение всего царствования взаимодействовали и боролись различные направления. Характер тех или иных преобразований, конкретные решения зависели от целого ряда факторов объективного и субъективного свойства: мнения ближайшего окружения императора, соотношения сил в стане «реформаторов» и «консерваторов», позиции революционного лагеря.

На рубеже 70–80-х гг. во внутриполитической жизни страны отчетливо проявляются признаки кризиса. Для его преодоления и стабилизации обстановки в феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления – Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Александру II был предоставлен проект создания «подготовительных комиссий» для разработки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым и административным вопросам. В комиссии наряду с правительственными чиновниками предлагалось ввести выборных от земств и городов. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», получил поддержку императора. Однако убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. изменило ход событий.

Date: 2015-10-18; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию