Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кии Лиги, и иитншики!К. Сграна. Пишет школьник Паша: Шапка, шайба, каша, Мышка, кошка, шутка, Шахматы, мишутка. Е. Алифанова, Н. Егорова. Отправляется в полёт В яблоке червяк — Ш... ш... ш... Шмяк!!! И. Золотое. Глупый наш телёнок На цветы глядел, Глупый наш телёнок Их чуть-чуть не съел! М. Пляцковский. Шубу, шапку и калоши Мы найти никак не можем. Вот такие шутки у нашего Мишутки! Е. Алифанова, Н. Егорова. Уж шипит мышонку: — Кыш! Ты — мышонок, а не мышь! Е. Алифанова, Н. Егорова. Лягушка Вот лягушка на дорожке, У неё озябли ножки. Значит, ей нужны Тёплые штаны. С. Маршак. Шила шубку — сшила юбку. Шила шапку — сшила тапку. Хороша швея Наташа! Е. Благинина. Шорох, Шептанье, Шумок под окном, Шлепанье легкое.., Кто это — гном? Ш-ш-ш! Там за шторами Возле окна Шустрым мышонком Шуршит тишина. В. Лунин.
По тропинке, По" дорожке Шли четыре понарошки, А навстречу На горошке (Проезжали Три картошки.,Если каждой понарошке Дать на, завтрак по картошке, То одной Из понарошек Что достанется? Горошек. В. Голяховский. — Мышка, мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? — Я боюсь уснуть, сестрица, Н. Красильников. Пугливые камыши Я сижу и слушаю не дыша Шорохи шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши! Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо! Я хожу по берегу и кричу: — С вами я шушукаться не хочу! Я спою над речкою и спляшу! Даже разрешения не спрошу! Я спляшу у самого камыша. Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша! Словно просят шепотом: — Не пляши! До чего пугливые камыши! В. Орлов. На кухне кошка готовит лецёшки. Ляобит лейёшки котёнок Тимошка. Е. Алифанова, Н. Егорова.
На Про большого малыша Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом мышь. В этот час такая тишь!.. Только слышно: — Спи, малыш. У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьёт для малыша. На широком мшистом пне шьёт и порет при луне... Будет шубка хороша у большого малыша! Я про шубку напишу, но сперва слонов спрошу: ♦Сколько меха закупили на шубейку малышу?!» И. Демьянов. (Стихотворение И. Токмаковой выразительно по ролям.) В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит. — Ты куда? — К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: Шу-шу-шу да ши-ши-ши. — Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши, Тишину послушай!.. Слышишь? — Слышу... — Что ты слышишь? — Шебуршатся где-то мыши, Под кореньями шуршат, Дружно шишку шелушат. — Тише, Шорох, не дыши!.. Разговор старой ивы с Дождем — Восемь — у дороги, Девять на углу... — Что ты, Дождь, считаешь? Может, помогу? — Две — под старой елью, Возле стога — шесть... — Что ты, Дождь, считаешь, Да не можешь счесть? — Тороплюсь ромашки И. Токмакова. можно прочитать с ребенком Слышишь, стихли камыши? Слышишь? — Слышу... Вышли цапли на охоту. Цапли ужинать спешат, Рыщут — ищут лягушат. — Слышишь? — Слышу. — Что ты слышишь? — Две букашки спать устроились В ромашке. Под простынки влезть хотят, Лепестками шелестят. «Звинь-звинь-звинь!» — А это Шмель Прошмыгнул и сел на ель. В. Суслов. (Это стихотворение может послужить хорошим упражнением Для развития интонации и модуляции голоса, если его прочесть Го ролям: взрослый читает слова автора и Шепота, а ребенок — юва Шороха.) Автоматизация звука [ш] в рассказах '')•■■ Даша, Антоша и Алёша идут домой. Даша и Антоша шагают ногу, а Алёша нет. «Алеша, иди шагом, не прыгай», — говорят Даша. Маша, Наташа и Миша едят пшённую кашу. Маша и Наташа Кушают хорошо, а Миша шалит. «Мишину кашу отдадим мы Кошке нашей», — шутят Маша и Наташа. *■ Мышонок шуршит в мешке. Кошка думает: «Вот бы поймать т|рышонка!» Но мышонок нашёл дырку в мешке и убежал от кошки. В курятнике петушок. «Петушок, петушок, выгляни в окошко — дам тебе горошка!» — поёт Маша. И вот петушок клюёт Цашин горошек. у. ■ Мишина мама — швея. Она шьёт на швейной машинке. «Что ТЫ шьёшь, мама?» — спрашивает Миша. «Я шью детскую одежду», — отвечает мама. У Наташи новая шуба и шапка. Каждый день Наташа гуляет • новой шубе и шапке, а дома вешает их в шкаф. Л. Успенская, Н. Успенский. Шуба для Пушка Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит: — Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит. Е. Алифанова, Н. Егорова. Сестры Маша и Даша — сестры. Даша старше Маши. Она уже ходит в школу. А Маше только шесть лет. Папа у них работает шофёром. Он часто отвозит Дашу в школу на машине. Иногда папа катает Дашу и Машу по городу на машине. Даша любит машины и мечтает стать шофёром, как папа.
Воздушный шар Саша с мамой гуляли в парке. Вдруг Саша позвал маму: — Мама, мама! В небо смотри. Что это? — Это воздушный шар, — сказала мама. — Видишь, большой шелковый мешок. Его наполнили горячим воздухом. Поэтому он может подняться сам и поднять подвешенную к нему корзинку. Шар летит в ту сторону, куда дует ветер. Когда воздух остынет, шар опустится. Саше очень понравился воздушный шар. Он решил, что когда вырастет, то обязательно поднимется в небо на таком воздушном шаре. Ж. Флерова. Берёзкам зябко Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришел мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнет крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым берёзкам, так они качаются! Тихий снег Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто с небес принёс тишину. И на всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновения к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина. М, Пришвин. Заколдованная буква Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нём лежит ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга: — Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь её на попа! И когда выгрузили, шофёр сказал: — Теперь надо эту ёлку заактировать, — и ушёл. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала: ..г-. Смотрите, а на ёлке сыски висят. - \ •,. у '«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтоб не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и зфичал: — Ой, умру от смеха! Сыски! А я, конечно, поддавал жару: — Пять лет девчонке, а говорит «сыски»... Ха-ха-ха! Потом Мишка упал в обморок и застонал: — Ах, мне плохо! Сыски... И стал икать: — Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошёл с ума. Я орал: — Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она «сыски». — Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Миша сказал: — Эка невидаль! У меня зуб вывалился! У меня целых три Ох, хыхечка зелёная, Боюся уколюся я. Но Алёнка как закричит. А она громче нас двоих: — Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски! А Мишка: — Именно, что не надо сыски, а надо хыхки. И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!» Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шёл домой и всё думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь ато очень простое слово. Я остановился на лестнице и внятно сказал: — Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: Вот и всё! ' В.Драгунский
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] — [С] ([С]) Дифференциация звуков [ш] — [с] ([с']) в слогах
Саша, сушки, смешно, страшно, слышно, солнышко, старушка, шоссе, шелест, шалость, пастушок, шустрый, пушистый. Дифференциация звуков [ш] — [с] ([с']) в предложениях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение'. а) простых нераспространенных предложений: Старушка устала. Саша рассмешил. Светит солнышко. б) простых распространенных предложений: Саша шёл лесом. Саше дали вкусную сушку. Высушили мокрую одежду. Старшая сестра ушла в гости. Шустрый малыш играл с машинкой. Страшный зверь живёт в лесу. Пушистый снег падает на землю. У Саши и Маши воздушные шары. Саша нашёл сосновую шишку. Наташа слушает шутки целые сутки. Наша Саша любит кушать сладкую кашу. У Маши пушистый мишка, а у Саши — красивая миска. Саша спешит по шоссе и несёт сушки. Машинист спешит по шоссе и несёт сушки. Путешественник спешит по шоссе и несёт сушки. Пастушок спешит по шоссе и ест сушки. Пастушка спешит по шоссе и ест сушки. 2. Спряжение в настоящем и будущем времени. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Шептать на ушко дедушке смешную сказку. Сушить пуховые подушки на солнце. 3. Спряжение в настоящем времени. Спешить в лес за сосновыми шишками. Спешить из леса домой с сосновыми шишками. 4. Игра «Что у белочки в дупле?» Материал: сюжетная картинка с изображением белки, сидящей возле дупла; плоскостные изображения шишек, грибов, орехов. На обратной стороне шишек наклеены картинки со звуком [ш], на обороте грибов и орехов — со звуком [с] ([с']). Ход игры Ребенку предлагают вспомнить, где спит белка, как она готовится к зиме, какие запасы делает на зиму, где их складывает. Он вместе со взрослым достает из «дупла» спрятанные запасы, раскладывает их на столе; уточняет, какие слова спрятались в беличьих запасах. Ребенок должен правильно произнести звуки [ш] — [с] ([с']) в словах. Для школьников кроме предметных картинок можно включить в игру карточки с написанными на них словами, которые дети читают и прикладывают к предметным картинкам. Дифференциация звуков [ш] — [с] ([с']) в загадках В шахту спустился шахтёр, принёс воды во двор. (Ведро.) У нашей туши выросли уши, а головы нет. (Ушат.)
Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (Гриб.) Хлопотун Егорка Взялся за уборку. В пляс по комнате пошёл, Оглянулся — чистый пол. (Веник.) Летел со мной под облака, Не появлялся из мешка. Когда покинул он мешок, Спуститься мне с небес помог, (Парашют.) Дифференциация звуков [ш] — [с] ([с']) в чистоговорках, скороговорках, пословицах, стихах ша-ша-ша — красная крыша са-са-са — серая крыса аш-аш-аш — красный карандаш ас-ас-ас — вкусный квас шо-шо-шо — всё будет хорошо со-со-со — у машины колесо ос-ос-ос — новенький насос уш-уш-уш — принимаем душ ус-ус-ус — изысканный вкус шу-шу-шу — на турнике вишу су-су-су — вишни принесу ыш-ыш-ыш — принесли камыш ыс-ыс-ыс — коты ловили крыс ши-ши-ши — сильно не спеши сы-еы-сы — у лисы усы еш-еш-еш — быстро кашу съешь Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке. Шашки на столе, шишки на сосне. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Поскользнувшись — падают, опершись — встают. Бедка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в мишку угодила. А. Блинов. — Маленькая девочка, Скажи, где ты была? — Была у старой бабушки На том конце села. — Что ты пила у бабушки? — Пила с вареньем чай. — Что ты сказала бабушке? — «Спасибо» и «прощай». Английский фольклор. Мышка Наташка Скушала кашку: В мышкиной плошке — Больше не крошки! Скучно без кашки Мышке Наташке. А. Грамолин. Шила Саша шапку скоро, Шов строчила шёлком споро. А. Просветов. Мышь как мышь Мышь как мышь, сама с вершок! Влезла мышка на мешок. Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуршат! Пошуршать бы пошуршали! Только кошки помешали... Г. Лагздынъ. Вышли мышки как-то раз Поглядеть, который час, Раз, два, три, четыре — Мышки дернули за гири... Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон. Английский фольклор. В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит. В. Суслов. Шёл медведь, косматый мех, Нёс в мешке весёлый смех, Зацепил мешком за сук — Смех и высыпался вдруг. Раскатились по тропинке Тридцать три смешинки, А за ними из мешка Тридцать три смешка. М. Вайнилайтис. Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Мышки зубики сломали. Соня и Саня Весело смеялись: Шесть пушистых кошек Мышонка испугались. Е. Алифанова, Н. Егорова. Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-жёлтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Лёгкий делает прыжок. А. Твардовский. Шёл я лесом и боялся... Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес нестрашным стал. — Эй, кто шарфик потерял?! Г. Виеру.
Сапоги Две огромные ноги Надевали сапоги. Из квартиры выходили — Всем проход загородили. Шли навстречу восемь бот, Встали задом наперёд. Застучали каблуки, Побежали башмаки... А на лестнице стояли Туфли, тапочки, сандалии. Девять кошек, шесть собак... Девять кошек? Шесть собак? Но известно, что никак Не умеют жить без драк Вместе кошки и собаки! И во время шумной драки Туфли, тапочки, собаки, Боты, кошки, башмаки, Кот и длинные шнурки, Все запуталось в клубок, Кроме двух больших сапог. Было им не до собак, Кошек, тапочек и драк, Перепутанных шнурков, Каблуков и башмаков. Две огромные ноги Обновляли сапоги — Не слыхали ничего, Кроме скрипа своего, Не видали ничего, Кроме блеска своего. Н. Юркова. Замарашка Замарашка рук не мыл, Месяц в баню не ходил. Столько грязи, столько ссадин! Мы на шее лук посадим, Репу — на ладошках, На щеках — картошку, На носу морковь взойдет. Будет целый огород! И. Демьянов. Кошкин вагон Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели у окошек. Восемь окон — восемь кошек. Просят у проводника Восемь плошек молока. Проводник Гав-гав смущён. Вход собакам запрещён! А. Строило. Я — лишний Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят. Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Бежит Серёжа в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! — Ребята говорят. А. Барто. Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах. Сто бесстрашных лягушат Цаплю шорохом страшат. В. Нестеренко. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. Пушкин. Про Машу и манную кашу Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу. — Садись, гостья желанная, остынет каша манная. Каша сладкая — с песком да с душистым молоком! На-ка ложку, Маша, Ешь скорее кашу! Села Маша поближе к окошку, шепчет: — Дай-ка мне, бабушка, ложку! Ароматная каша, густая, пять минут — и тарелка пустая. И. Демьянов. У нас в квартире На лестнице нашей детишек не счесть: есть Миша и Саша, и Машенька есть. Два Пети живут на втором этаже. Там жил еще третий, но вырос уже. И в нашей квартире ребята растут. Кроватки четыре — их четверо тут. Четыре пальтишка и восемь галош... Дружней ребятишек нигде не найдёшь! 3. Александрова. Игра «Шла коза по лесу» Играющие берутся за руки, образуя круг, затем выбирают «козочку», которая становится в центр. Все движутся по кругу и поют: Шла коза по лесу, по лесу, по лесу. Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. После этих слов «козочка» должна выбрать из всех играющих «принцессу», вывести ее в круг, танцевать с ней и петь, взявшись за руки: Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, ч И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Все играющие делают то же самое, стоя в кругу. Затем «козочка» становится в общий круг, «принцесса» становится «козочкой», и игра повторяется.
Дифференциация звуков [ш] — [с] ([с']) в рассказах Деревья в снегу Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились и некоторые Даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что и склоняется. Ель царствует, а берёза плачет. В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шёпот снежинок, как разговор между странными фигурами. М. Пришвин. Всюду лежит снег. Кажется, будто слышишь шёпот снежинок. А вот какой-то шорох. Это мышонок под снегом грызёт корешок. По М. Пришвину. Мышки Собрались мышки у своей норки — старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся. ...Ох, берегитесь, мышки. Ваш приятель Вася недалеко. Он вас любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт. К. Ушинский. Купание медвежат Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл. Очутившись на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. В. Бианки. Хитрый Саша Саша и Лёша сегодня днём спят в саду. Солнышко светит. Мошки вьются, мешают спать, кусают то в нос, то в уши. Проснулись Саша и Лёша. Стали шептаться. — Если бы у тебя была волшебная скатерть-самобранка, то что бы ты у неё попросил? — шепчет Лёша. — Пирожные, мороженое, пирожки, конфеты, шоколад. А ты, Лёша, что бы ты у неё попросил? — Да, какой хитрый! — обиделся Лёша. — Всё самое хорошее выбрал и ничего мне не оставил. По В. Осеевой. ЗВУК[Ж] Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ж]: ГУБЫ образуют овал, чуть вытянуты вперед. ЗУБЫ обнажены, между ними расстояние около 4 мм. Кончик ЯЗЫКА широкий, поднят к альвеолам или к передней части твердого нёба и образует с ним щель. Передняя часть спинки широкая, поднята к нёбу за альвеолами, но не касается его, а образует с ним щель. Средняя часть спинки опущена, прогибается книзу. Задняя часть спинки приподнята и оттянута назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю воздуха. МЯГКОЕ НЁБО поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ сомкнуты. ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ сильная, широкая, теплая, проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом.
Подготовительный этап: артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика при отсутствии звука [ж] 1. «Рупор». 2. «Наказать непослушный язык». 3. «Приклей конфетку». 4. «Чашечка». б. «Кто дальше загонит мяч?» 6. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме 1. «Трубочка». 2. «Хоботок». 3. «Лошадка». 4. «Грибок». б. «Маляр».
6. «Дятел». 7. «Гармошка». 8. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при боковом сигматизме 1. «Рупор». 2. «Катание шарика». 3. «Желобок». 4. «Фокус». б. «Чашечка». 6. «Грибок». Артикуляционная гимнастика при носовом сигматизме 1. «Хоботок». 2. «Рупор». 3. «Наказать непослушный язык». 4. «Сделать язык широким». б. «Вкусное варенье».
6. «Грибок». 7. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при губно-зубном парасиг-матизме 1. «Рупор». 2. «Шторки». 3. «Сделать язык широким». 4. «Грибок». 5. «Вкусное варенье». в. «Гармошка». 7. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при призубном парасигма-тизме 1. «Трубочка». 2. «Хоботок». 3. «Кто дальше загонит мяч?» 4. «Фокус». 6. «Грибок». 6. «Маляр». 7. «Утюжок». Артикуляционная гимнастика при шипящем парасигматизме 1. «Рупор». 2. «Наказать непослушный язык». 3. «Чашечка». 4. «Маляр». б. «Утюжок». 6. «Кто дальше загонит мяч?» Артикуляционная гимнастика при свистящем парасигматизме 1. «Рупор». 2. «Настроение». 3. «Сделать язык широким». 4. «Вкусное варенье». б. «Маляр». в. «Грибок». Артикуляционная гимнастика при «щечном» произношении звука[ж] 1. «Рупор». 2. «Сделать язык широким». 3. «Чашечка». 4. «Грибок». 5. «Маляр». 6. «Желобок». 7. «Ято дальше загонит мяч?» 8. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при «нижнем» произношении звука[ж] 1. «Рупор». 2. «Наказать непослушный язык». 3. «Грибок». 4. «Приклей конфетку». 5. «Маляр». 6. «Ятгао дальше загонит мяч?» 7. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при заднеязычном произношении звука [ж] 1. «Рупор». 2. «Сделать язык широким». 3. «Вкусное варенье». 4. «Приклей конфетку». 5. «Грибок». 6. «Маляр». 7. «Кто дальше загонит мяч?» 8. «Фокус». Формирование произносительных навыков Постановка звука [ж] Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж]: взрослый прикладывает тыльной стороной одну ладонь ребенка к своей шее спереди, а другую — к его шее, далее вместе с ребенком произносит ввук [ш] и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у взрослого, другой — у себя. Затем изолированный звук [ж] закрепляют с помощью звукоподражания (жужжание жука, пчелы, шмеля). Изолированное произношение звука Игры: «Жук жужжит», «Пчелки собирают мед», «Мухи в паутине» (см. Приложение 3). Автоматизация звука [ж] в слогах 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение: а) прямых слогов и слоговых рядов: жа-жа-жа жа-жо-жа жо-жо-жо жо-жа-жо же-же-же же-жу-же жу-жу-жу жу-жи-жу жи-жи-жи жи-жу-жи б) слогов и слоговых рядов: ажа-ажа-ажа ужу-ужу-ужу ожо-ожо-ожо ижи-ижи-ижи еже-еже-еже в) слогов со стечениями согласных и слоговых рядов: 2. Произнесение слогов на протяжном выдохе. 3. Игра «Здравствуй, пальчик». Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги-приветствия: жа, жо, жу, жи, же и т. д. 4. Игра «Поиграй на пианино». Ребенок имитирует игру на пианино, произнося на каждый удар пальчиком по столу одинаковые или различные слоги со звуком [ж]. б. Упражнение «Закончи слово». Е... (жи), у... (жи), лы... (жи), стри... (жи), ле... (жи), лу... (жи), ро... (жи). Ле... (жу), си... (жу), вя... (жу), еле... (жу), ска... (жу), свя... (жу), поло... (жу), погро... (жу). У... (же), бли... (же), стро... (же). 6. Задание «Произнеси слог столько раз, сколько тебе лет (фигур на листе, хлопков и т. д.}». Автоматизация звука [ж] в словах 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов: а) со звуком [ж] в начале: жар, жало, жаба, Жанна, жалко, жатва, жарить, жабры, жалоба, жадина, жадный, жаворонок, жакет; Жора, жокей, жонглёр; жир, жизнь, жижа, жито, жидкость, живность; жильё, живот, живой, жираф, животное; жердь, жёлудь; желе, Женя, жена, жених, желток, жевать, железо, желание, жернова, жеребёнок; жук, жуть, жучок, жулик, Жучка, жужелица; жюри, журнал, жужжать, журчать, журавль; жгут, жбан, жнец, ждать, жвачка, жмурки, жребий, жнейка; б) со звуком [ж] в середине: ужас, лужа, кожа, ложа, пожар, пижама, урожай, вожатый, пропажа; ужи, ежи, лыжи, лежи, ножи, вожжи; уже, туже, ниже, ближе, драже, движение, уважение, ежевика, этажерка; абажур, буржуй, кожура, тужурка; ожог, рожок, снежок, кружок, дружок, флажок, обжора, утюжок, пирожок, медвежонок; джем, дожди, важно, можно, нужно, дружно, дружба, лыжня, лыжник, дрожжи, каждый, одежда, однажды, бережно, художник, пирожное. 2. Игра «Что в мешочке?» Материал: мешочек; игрушки и другие предметы, в названии которых есть звук [ж]. Взрослый говорит, что у него есть мешочек, в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, — продолжает он, — тот пусть вынет из мешочка один предмет, назовет его и покажет детям». Ребенок выполняет задание. Затем взрослый предлагает послушать, есть ли в названии этого предмета звук [ж] («песенка жука»). 3. Игра «Подберем игрушки». Материал: кукла; игрушки и другие предметы, в названии которых есть звук [ж]. Все игрушки и другие предметы взрослый расставляет на видных местах. Затем показывает детям куклу и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нем был слышен звук [ж]. Дети произносят имена. Затем взрослый предлагает подобрать для этой куклы различные предметы, в названии которых тоже есть этот звук. Дети ищут и называют их. Взрослый следит за тем, чтобы ребята чисто и четко произносили слова со звуком [ж], выделяли его голосом. 4. Игра «У кого кто?» Материал: картинки с изображением животных и их детенышей (медведь и медвежата, еж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята). Взрослый показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Затем он спрашивает: «Как называют детенышей этого животного?» Дети отвечают. Взрослый следит, чтобы дети четко произносили звук [ж] в словах, выделяя его голосом. б. Задание «Угадай слово, которое начинается со звука [ж}». ...ир,...ивот,...елезо,...ук,...изнь,...илет,...ивой,...ёлтый,...аба,...ираф,...еле,...арко. 6. Упражнение «Добавь букву И в конце слова». (свежи), сторож —... (сторожи), морж —... (моржи). 7. Задание «Подбери родственные слова». 8. Игры «Телефон», «Телеграф» (упражнение в припоминании В игре «Телефон» дети говорят слова со звуком [ж] друг другу на ухо, а в игре «Телеграф» — произносят слова по слогам. Автоматизация звука [ж] в словосочетаниях Колючий ёж, большой жираф, жадная жаба, острые ножи, дружные моржи, вкусные коржи, оранжевая пижама, свежий пирожок, отважный пожарный. Автоматизация звука [ж] в предложениях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение: а) простых нераспространенных предложений: б) простых распространенных предложений: Ежонок убежал от мамы. Заржавел железный замок. Под дубом жёлуди. Над столом висит абажур. Жаба сидит у воды. Жаба и ёжик — животные. Жираф жуёт траву. Жора страшный обжора. Жук сел на листок. Мышка задрожала от страха. Ежата бегут в норку. Женя и Жора играют в жмурки. У Жени новый ножик. У Жени в каждой руке по флажку. Ежи и ужи живут в живом уголке. 2. Задание «Составь предложения с данными словами». уж; журавль, жаба. 3. Задание «Ответь на вопрос полным предложением». — Какое животное всегда носит колючки? — Какие животные живут в живом уголке? — Какое земноводное питается комарами, жуками и мухами и живет у воды? — Когда бывает жаркая погода? — Какая змея не опасна для человека? — Какого цвета цыплята и одуванчики?
|