Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шаблыко Е. И., сост., 2006 ШВК 985-486-495-2 © ООО ИД «Белый Ветер», 2006Стр 1 из 27Следующая ⇒ К68 Составитель Е. И. Шаблыко Рецензенты: Ст. преподаватель каф. дефектологии Академии последипломного образования Т. В. Пятница; Учитель-дефектолог средней школы № 8 г. Калинковичи Н. Ф. Снзоненко Коррекция нарушений произношения шипящих звуков у до- К68 школьников и младших школьников: пособие для учителей-дефек- Тологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / [сост. Е. И. Шаблыко]. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. — 157, [3] с.: ил. ВЫ 985-486-495-2. Пособие посвящено вопросу коррекции нарушений произношения звуков [ш], [ж], [ч'], [ш'] у дошкольников и младших школьников, включает теоретический и практический материал, раскрывающий основное содержание коррекциоиной работы при каждом виде сигматизма и парасигма-тизма, и предлагает этапы логопедического воздействия, направленного на формирование гцмвильного звукопрои л ношения (подготовительный, постановке звука, автоматизация и дифференциация). Адресуется учитялям-дяфектологам учреждений, обеспечивающих по-дучмм дошкольного образования, в школьных пунктов коррекционно-Падагогжчяохой помощи, и также будят полезно преподавателям, студентам падагогжчаских высших учебных заведений, учащимся педколледжей, воспитателям детских садов, родителям. УДК 376.3 ББК 74.102 Шаблыко Е. И., сост., 2006 ШВК 985-486-495-2 © ООО ИД «Белый Ветер», 2006 ВВЕДЕНИЕ В данном пособии представлен теоретический и практический материал, раскрывающий основное содержание работы по устранению нарушений произношения шипящих звуков, рассматривается система коррекциоиной работы при каждом виде сигматизма и парасигматизма. В книгу включены: характеристика шипящих звуков, описание нарушений их произношения, положений органов артикуляционного аппарата при правильном произношении звуков, этапы логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения, — подготовительный, постановка, автоматизация и дифференциация звука. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков предлагается речевой материал, который может варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, с учетом его психического развития, степени сформированное™ других звуков речи, возраста. Для успешного формирования правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15—20 мин с дошкольниками и по 25—30 мин с младшими школьниками. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, звукового анализа, упражнения и игры на отработку интонации и модуляции голоса. Для развития мелкой моторики рук можно использовать специальные игры и упражнения, лепку, аппликацию, обведение предметов по контуру, штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т. д. В работу с младшими школьниками можно включить разгадывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложений под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место звука в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т. д. Эта книга предназначена для учителей-дефектологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и школьных пунктов коррекционно-педагогической помощи, воспитателей детских садов, а также родителей, которые желают активно участвовать в устранении неправильного звукопроизношения у своих детей. ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Звуки [ш], [ж], [ч'], [Ш'] — шипящие. По месту образования они все переднеязычные. По способу образования первые три — щелевые, звук [ч'] — смычно-щелевой, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Артикуляция звука [ж] отличается от артикуляции [ш] наличием голоса, а артикуляция звуков [ч'], [ш'] — дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу. Так как для [ш], [ж], [ч'], [Ш'] основной является артикуляция звука [ш], он и будет базовым для всей группы. Нарушения произношения звуков [ш], [ж], [ч'], [ВТ] Нарушения произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч'], [Ш'] в основном аналогичны нарушениям произношения свистящих: межзубный, боковой, носовой сигматизм (искажение звуков), губно-зубной, призубный, шипящий парасигматизм (замена другими звуками). Специфическим только для шипящих является свистящий парасигматизм — замена шипящих звуков свистящими. Следующая разновидность нарушений — искаженное произношение [ш], [ж]; «щечное», «нижнее», заднеязычное. Для звука [ш'] характерно укороченное произнесение, а также замена его мягким свистящим [с'], произнесение с аффрикатным элементом в завершающей фазе как сочетание [ш'ч']. Среди нарушений произношения [ч'] кроме общих для всех шипящих нужно отметить замену этого звука мягкой свистящей аффрикатой [ц'], а также [т'] или [ш']. При межзубном сигматизме наблюдается следующее нарушение артикуляции: зубы разомкнуты примерно на 1 см; кончик языка просовывается между резцами, передняя часть спинки образует е ними плоскую щель, средняя часть опущена, но не прогибается книзу, задняя часть опущена, боковые края языка прилегают к коренным зубам; воздушная струя слабая, рассеянная. Звучание характеризуется шепелявым оттенком. При боковом сигматизме один из углов рта может быть слегка опущен или оттянут, нижняя челюсть смещена влево или впра-■о; кончик языка поднят вверх и упирается в корни верхних рез- Щ01 ИЛИ опущен за нижние, передняя часть спинки образует ММЧМу о ильмголнми, либо правая (левая) половина образует смыч- ЩШ ИЛМНюлйми. правая (левая) половина опущена, средняя часть
ИйИМ пидиимйатоя к ийбу и образует с ним смычку, либо левая рММ) яманиий мм гнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина и боковые края языка опущены, либо опущен левый (правый) край языка; воздушная струя выходит по обоим краям языка или идет вбок вправо (влево). Звучание характеризуется хлюпающим звуком. При носовом сигматизме зубы разомкнуты; кончик языка опущен и оттянут вглубь рта, передняя часть спинки опущена, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом, средняя часть оттянута назад, задняя часть поднята вверх, соединяется с мягким нёбом, боковые края опущены, мягкое нёбо тоже; воздушная струя идет через носовую полость. Шипящий звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком. При губно-зубном нарасигматизме нижняя губа поднята к верхним резцам и образует с ними щель, нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены; кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, передняя часть спинки опущена и слегка отодвинута назад, средняя часть приподнимается и слегка оттягивается назад, задняя часть приподнята, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; воздушная струя более узкая и холодная. Шипящий звук заменяется звуком [ф]. При призубном парасигматизме зубы незначительно разомкнуты; кончик языка смыкается с альвеолами за верхними резцами, передняя часть спинки сомкнута с альвеолами, средняя часть опущена, желобок не образуется, задняя часть становится более выпуклой, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; воздушная струя толчкообразная. Звучание характеризуется заменой шипящего звука на звук [т]. При шипящем парасигматизме зубы разомкнуты, видны верхушки резцов; кончик языка опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны, передняя часть спинки напряжена, средняя — выгнута и напряжена, желобок не образуется, задняя часть приподнята, боковые края языка опущены, не смыкаются с зубами; воздушная струя растекается по всей поверхности языка. Звучание твердых шипящих звуков характеризуется их смягчением. При свистящем парасигматизме губы без напряжения растянуты, как при легкой улыбке; зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены; кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, передняя часть спинки широкая, приподнята к альвеолам, посередине образуется щель в форме желобка, средняя часть опущена, посередине ее образуется продольный желобок, задняя часть незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам; воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка. Звучание шипящих звуков характеризуется заменой их на свистящие. При «щечном» произношении звуков [ш], [ж] язык не принимает участия в артикуляции; выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого [ж] к шуму прибавляется голос; произношение звука сопровождается раздуванием щек. При «нижнем» произношении звуков [ш], [ж] щель образуется сближением с твердым нёбом не кончика языка, а передней части его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук [Ш'], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук. При заднеязычном произношении звуков [ш], [ж] щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае образуется шум, напоминающий шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г]. В числе анатомических факторов, предрасполагающих к возникновению нарушений произношения шипящих согласных, помимо аномалий в строении речевого аппарата следует указать резко укороченную подъязычную связку, затрудняющую подъем переднего края языка к нёбу, а также высокое и узкое твердое нёбо. Постановку шипящих звуков следует начинать после того, как ребенок хорошо овладеет свистящими звуками. ЗВУК [Ш] Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]: ГУБЫ округлены и слегка выдвинуты вперед. ЗУБЫ сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними примерно 4 мм; верхние и нижние резцы видны. Кончик ЯЗЫКА широкий, поднят к альвеолам или к передней чаоти твердого нёба и образует с ним щель. Передняя часть (ШИММИ широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму Яяредией чести ковшика), но не касается его, а образует с ним НДОь, ('рядили чисть опущена, прогибается книзу (углубление посредине образует как бы дно ковшика). Задняя часть приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика). Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам струю воздуха. МЯГКОЕ НЁБО поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ разомкнуты. ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ сильная, широкая, теплая, проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. Подготовительный этап: артикуляционная гимнастика Цель: подготавливать органы артикуляционного аппарата к овладению звуком [ш]. Артикуляционная гимнастика при отсутствии звука [ш] 1. «Рупор». Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 2. «Наказать непослушный язык». Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10). 3. «Приклей конфетку». Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. 4. «Чашечка». Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять к верхним зубам (но не касаться их), боковыми краями касаться верхних
• коренных зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза. б. «Кто дальше загонит мяч?» Цель: вырабатывать плавную длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони. 6. «Фокус». Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать боковые края широкого языка к верхней губе так, чтобы посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме 1. «Трубочка». Цель: развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении 10—15 с. 2. «Хоботок». Цель: развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать в таком положении 10 с. 3. «Лошадка». Цель: учить растягивать подъязычную связку языка. Присосать кончик языка к нёбу. Пощелкивать, имитируя цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз. 4. «Грибок». Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей повехностью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять б—в раз.
|