Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Различия как барьер для эффективной коммуникации





Одним из самых серьезных препятствий для эффективной коммуникации является вынесение суждений или предположений о другом лице.

Различия могут быть следующими:

  • Культурные различия;
  • Личностные различия;
  • Различия между врачом и пациентом в восприятии болезни;
  • Различия у пациентов с проблемами обучения или общения;

 

2. Какова роль пациент-центрированого подхода в построении коммуникации?

Применение более пациент-центрированного подхода, стремление взглянуть на ситуацию с точки зрения пациента сделает пациента более раскованным, более свободным и приведет к более эффективному консультированию и диагностике. Это также поможет сэкономить время.

S.A. Lewin и др. отмечают, что «проблемы общения в здравоохранении могут возникнуть как результат того, что работники здравоохранения больше фокусируются на болезнях и их лечении, чем на людях и их проблемах здоровья. Пациент-центрированные подходы в оказании помощи все больше защищаются потребителями и клиницистами и включены в подготовку работников здравоохранения».

Клинический пример:

Вы хотите госпитализировать пожилую женщину с абдоминальной болью для серии исследований, но она сопротивляется госпитализации. Возможны следующие причины такого поведения:

  • Она боится того, что серьезно больна;
  • Она не хочет оставлять кошку одну в доме;
  • Она – вегетарианка и боится, что не сможет есть больничную еду;
  • Она не хочет, чтобы кто-либо знал о том, что она храпит;
  • Она не может позволить себе новую ночную рубашку.

3. Какие психологические особенности снижают коммуникативную компетентность врача?

Профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищать возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.



 

4. Что такое тревога?

Тревога — это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач и формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, тревога возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом.

 

5. Когда тревога является положительным качеством?

Легкая степень тревоги (беспокойство) — обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача и его эмоциональная поддержка, повышающая эффективность коммуникации «врач-больной».

 

6. Когда тревога может быть отрицательным фактором?

Интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов.

Интенсивная тревога мешает:

· адекватно оценить ситуацию;

· определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение;

· прерывают коммуникацию врача с пациентом;

· разрушают психологический контакт между врачом и пациентом;

· тревога врача «передается» больному и дезорганизует его;

· под влиянием тревоги нарушаются различные функции организма, вследствие чего могут возникнуть расстройства сна, снижение аппетита, либо, напротив, его повышение (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия);

· врачи, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для больных, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей.

 

7. Какая характеристика врача особенно негативна для коммуникации?

Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессия - гипотимия.

8. Что такое депрессия?

Если тревога направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое, представляясь сплошной цепью неудач и неприятностей, проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Депрессивные установки могут представлять собой весьма устойчивые особенности всей личности врача.

 

9. Как депрессия влияет на коммуникативную компетентность?

  • Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного;
  • Наблюдая, как лечащий врач реагирует чувством вины на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить;
  • Погруженный в собственные переживания врач может, с одной стороны, не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления, а с другой стороны, «заразить» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушить позитивные эффекты проведенной терапии.

 



10. Какие другие личностные характеристики врача могут мешать эффективной коммуникации?

Серьезной психологической характеристикой, затрудняющей установление доверительных отношений «врач-больной» является глубокая интровертированностьврача.

Интроверсия — термин, введенный в психологию Юнгом, обозначает направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям и переживаниям. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы.

 

11. Как влияет интровертированность на коммуникацию?

· Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми и обнаруживает беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими;

· Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на его беспокойство и тревогу;

· выступая в роли «коммуникативного барьера»,препятствующего эффективному общению, это качество способно снизить коммуникативную компетентность врача;

· выраженная в значительной степени, интровертированность затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним и не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

12. Какие еще трудности могут возникать в процессе общения между врачом и больным?

Существует пять основных трудностей во взаимоотношениях «врач - пациент».

1) Использование в беседе упрощенных техник или схем. Например, врач выступает в роли «назидателя» или «опекуна», а пациент в роли исполнителя или ученика. В этих случаях из уст врача наиболее часто звучат такие фразы «постарайтесь успокоиться»; «возьмите себя в руки»; «все будет хорошо»; «постарайтесь отвлечься». В таких ситуациях врач пытается просто уйти от сложной ситуации и перекладывает ответственность за данное состояние на больного, забывая, что коммуникация сама по себе и есть лечебный процесс;

2) Личностные характеристики врачей и пациентов различны. Но понимание личностных особенностей пациента позволяют врачу эффективно взаимодействовать с больным;

3) Отсутствие знаний и навыков использования различных форм и методов коммуникаций. Личности и их характеристики обычно мало меняются в течение жизни, но использование даже простых техник коммуникаций может помочь общению. Поэтому очень важен предшествующий опыт врача, знания различных форм и методов коммуникаций;

4) Пациенты обычно хотят знать свой диагноз, но могут недооценивать его значение и могут неохотно спрашивать о нем. Их восприятие информации отличается от того, что сказал и хотел сказать врач. Некоторые пациенты могут не желать знать «правду». Отрицание является иногда эффективным механизмом совладания (адаптации). Неведение, особенно в отношении вещей, которые не могут быть изменены, позволяет людям продолжать функционировать. В зависимости от ситуации, иногда уместно помочь пациенту принять решение в его темпе или сказать «Мы, возможно, обсудим это позже» и оставить это пациенту для принятия собственного решения;

5) Недостаточное понимание или оценка необходимости риска. Многое из того, что советует или делает врач, зависит от оценки преимущества риска в сравнении с другими, менее рискованными действиями. Часто, лучшее, что врачи могут сделать, - это измерить риск и дать ему количественную оценку. Пациентам можно помочь, сказав, что могли бы сделать, находясь в подобных обстоятельствах, вы, но подчеркнуть, что не вы, а они сами должны принять решение. Этот подход «если бы я был в Вашей ситуации» особенно полезен в работе с родственниками, которым, возможно, предстоит принимать решения от имени своих престарелых родителей.

эмоциональное выгорание как фактор, снижающий коммуникативную компетентность врача(классификация, профилактика)

Чтобы быть современным и максимально эффективным врачом, нужно стремиться использовать в своей практике пациент–центрированную модель болезни!








Date: 2015-10-19; view: 1003; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию