Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различия как барьер для эффективной коммуникации
Одним из самых серьезных препятствий для эффективной коммуникации является вынесение суждений или предположений о другом лице. Различия могут быть следующими:
2. Какова роль пациент-центрированого подхода в построении коммуникации? Применение более пациент-центрированного подхода, стремление взглянуть на ситуацию с точки зрения пациента сделает пациента более раскованным, более свободным и приведет к более эффективному консультированию и диагностике. Это также поможет сэкономить время. S.A. Lewin и др. отмечают, что «проблемы общения в здравоохранении могут возникнуть как результат того, что работники здравоохранения больше фокусируются на болезнях и их лечении, чем на людях и их проблемах здоровья. Пациент-центрированные подходы в оказании помощи все больше защищаются потребителями и клиницистами и включены в подготовку работников здравоохранения». Клинический пример: Вы хотите госпитализировать пожилую женщину с абдоминальной болью для серии исследований, но она сопротивляется госпитализации. Возможны следующие причины такого поведения:
3. Какие психологические особенности снижают коммуникативную компетентность врача? Профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищать возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.
4. Что такое тревога? Тревога — это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач и формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, тревога возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом.
5. Когда тревога является положительным качеством? Легкая степень тревоги (беспокойство) — обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача и его эмоциональная поддержка, повышающая эффективность коммуникации «врач-больной».
6. Когда тревога может быть отрицательным фактором? Интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает: · адекватно оценить ситуацию; · определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение; · прерывают коммуникацию врача с пациентом; · разрушают психологический контакт между врачом и пациентом; · тревога врача «передается» больному и дезорганизует его; · под влиянием тревоги нарушаются различные функции организма, вследствие чего могут возникнуть расстройства сна, снижение аппетита, либо, напротив, его повышение (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия); · врачи, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для больных, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей.
7. Какая характеристика врача особенно негативна для коммуникации? Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессия - гипотимия. 8. Что такое депрессия? Если тревога направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое, представляясь сплошной цепью неудач и неприятностей, проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Депрессивные установки могут представлять собой весьма устойчивые особенности всей личности врача.
9. Как депрессия влияет на коммуникативную компетентность?
10. Какие другие личностные характеристики врача могут мешать эффективной коммуникации? Серьезной психологической характеристикой, затрудняющей установление доверительных отношений «врач-больной» является глубокая интровертированность врача. Интроверсия — термин, введенный в психологию Юнгом, обозначает направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям и переживаниям. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы.
11. Как влияет интровертированность на коммуникацию? · Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми и обнаруживает беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими; · Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на его беспокойство и тревогу; · выступая в роли «коммуникативного барьера»,препятствующего эффективному общению, это качество способно снизить коммуникативную компетентность врача; · выраженная в значительной степени, интровертированность затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним и не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки. 12. Какие еще трудности могут возникать в процессе общения между врачом и больным? Существует пять основных трудностей во взаимоотношениях «врач - пациент». 1) Использование в беседе упрощенных техник или схем. Например, врач выступает в роли «назидателя» или «опекуна», а пациент в роли исполнителя или ученика. В этих случаях из уст врача наиболее часто звучат такие фразы «постарайтесь успокоиться»; «возьмите себя в руки»; «все будет хорошо»; «постарайтесь отвлечься». В таких ситуациях врач пытается просто уйти от сложной ситуации и перекладывает ответственность за данное состояние на больного, забывая, что коммуникация сама по себе и есть лечебный процесс; 2) Личностные характеристики врачей и пациентов различны. Но понимание личностных особенностей пациента позволяют врачу эффективно взаимодействовать с больным; 3) Отсутствие знаний и навыков использования различных форм и методов коммуникаций. Личности и их характеристики обычно мало меняются в течение жизни, но использование даже простых техник коммуникаций может помочь общению. Поэтому очень важен предшествующий опыт врача, знания различных форм и методов коммуникаций; 4) Пациенты обычно хотят знать свой диагноз, но могут недооценивать его значение и могут неохотно спрашивать о нем. Их восприятие информации отличается от того, что сказал и хотел сказать врач. Некоторые пациенты могут не желать знать «правду». Отрицание является иногда эффективным механизмом совладания (адаптации). Неведение, особенно в отношении вещей, которые не могут быть изменены, позволяет людям продолжать функционировать. В зависимости от ситуации, иногда уместно помочь пациенту принять решение в его темпе или сказать «Мы, возможно, обсудим это позже» и оставить это пациенту для принятия собственного решения; 5) Недостаточное понимание или оценка необходимости риска. Многое из того, что советует или делает врач, зависит от оценки преимущества риска в сравнении с другими, менее рискованными действиями. Часто, лучшее, что врачи могут сделать, - это измерить риск и дать ему количественную оценку. Пациентам можно помочь, сказав, что могли бы сделать, находясь в подобных обстоятельствах, вы, но подчеркнуть, что не вы, а они сами должны принять решение. Этот подход «если бы я был в Вашей ситуации» особенно полезен в работе с родственниками, которым, возможно, предстоит принимать решения от имени своих престарелых родителей. эмоциональное выгорание как фактор, снижающий коммуникативную компетентность врача(классификация, профилактика) Чтобы быть современным и максимально эффективным врачом, нужно стремиться использовать в своей практике пациент–центрированную модель болезни! Date: 2015-10-19; view: 1390; Нарушение авторских прав |