Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условный имидж





Рис. 1. Плоскость определения имиджа

 

1.3 ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЕ ИМИДЖА В СПОРТЕ

 

Подходя к вопросу о значении и использовании имиджа в спорте, необходимо отметить, что несмотря на важность и актуальность этой проблемы, до настоящего времени ей не было уделено должного внимания со стороны имиджмейкеров, специалистов в области ПР, спортивных психологов и др.

На проходящем в Киеве Олимпийском конгрессе (1996 г.), посвященном 100-летию Олимпийских игр, среди множества вопросов, касающихся перспектив развития Олимпийского спорта, были подняты такие, которые непосредственно связаны с рассматриваемой проблемой: коммерциализация Олимпийского спорта и массовое привлечение людей к занятию спортом.

Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что государственные, коммерческие организации уделяют исключительное внимание формированию своего имиджа, особенно имиджа руководителей и персонала. Большинство спортсменов в отличие от политических деятелей и актеров вообще не заботится о формировании собственного имиджа. Хотя следует заметить, что имидж оказывает прямое влияние на их спортивные успехи, рекламные контракты, социальное положение и будущее. Согласно данным литовских исследователей (Дадаускас Девидас. Роль имиджа для профессионального спортсмена. - Каунас, 1999), значительное влияние имиджа атлета на заключение контракта отметили 72% представителей Литовской баскетбольной лиги и Литовской баскетбольной лиги разряда А (низшей лиги), 83 % тренеров и 73 % спортивных журналистов.

Что касается коммерциализации спорта, новый виток которой начался в 1991 году, необходимо подчеркнуть, что любая коммерческая деятельность с целью получения наибольшей прибыли требует привлечения специалистов в области рекламы, ПР, имиджмейкеров. Конечно, имидж спорта в этом контексте приобретает четкие, конкретные очертания, и при более детальном рассмотрении здесь имеют место нежелательные моменты. Как правило, инициативу в формировании имиджа берет на себя фирма, обслуживающая данную спортивную команду или спортсмена. В большинстве случаев из поля зрения общественности исчезает сама личность спортсмена, а остаются лишь те детали, которые способны привлечь наибольшее количество людей: экипировка спортсмена, его участие в рекламе фирмы, в престижных соревнованиях, наличие долгосрочного контракта с этой фирмой и т.д. Таким образом, имидж спортсмена выводится за рамки его спортивной деятельности, т.е. общественность и, в частности, болельщики начинают увязывать личность спортсмена с определенной фирмой и ее коммерческой деятельностью.

Противоположные цели преследуют те, кто занят формированием имиджа, связанного с привлечением людей к занятиям спортом. И, если в первом случае главным является вопрос получения наибольшей прибыли от деятельности спортсмена, то во втором случае важным представляется целый комплекс проблем: возраст и интересы физкультурников, болельщиков, зрителей, географическое, экономическое положение страны и многое другое. В связи с этим формирование имиджа спорта в стране представляет собой очень сложный процесс, требующий учета большого количества факторов.

1.4 УРОВНИ АНАЛИЗА ИМИДЖА В СПОРТЕ

 

Проблема имиджа в спорте является комплексной, многогранной и содержательной. Ее можно анализировать по определенным уровням. Взаимосвязь уровней анализа имиджа в спорте с его проявлением, формированием и проблемами показана в таблице 1.Таблица 1

Уровни анализа имиджа в спорте (по Г.В.Ложкину)

Имидж Проявление Формирование Проблемы Сферы существования
           
1. Спортивный имидж Обществен-ное мнение, информа- ция в СМИ Посредством государст-венных программ, финансирования,СМИ, деятелльности крупных клубов,выдающихся спортсменов Финансо-вые, политические, расовые, националь-ные Исторический, духовный, культурный, экономический, политический  
2. Имидж спортивной команды Представле-ния болельщи-ков, поклонни-ков, любителей, тренеров, информация в СМИ Через СМИ, болельщиков, любителей, поклонников, тренеров Финансо-вые, социальные, психологи-ческие Педагогический, юридический, социально-психологичес-кий    

 

           
3. Имидж тренера Представле-ния болельщи-ков, поклонни-ков, любителей, спортсме-нов, информация в СМИ Через образование, опыт, аккредитацию, повышение квалификации Финансо-вые, социально-психологи-ческие, психологи-ческие Педагогический, психологичес-кий
4. Имидж спортсмена Представле-ния болельщи-ков, поклонни-ков, любителей, спортсме-нов, тренеров, информация в СМИ Через образование, воспитание, тренера, систему тренировок, СМИ Финансо-вые, социально-психологи-ческие, психологи-ческие Педагогический, психологичес-кий, психофизиологический

 

1.5 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИМИДЖА В СПОРТЕ

Проблему имиджа спорта следует рассматривать по таким основным аспектам: психологический, педагогический, профессиональный, физиологический, коммуникативный, социологический, политологический.

В психологическом аспекте эта проблема в основном связана с изучением таких вопросов, как роль познавательной функции психики в создании имиджа; особенности создания имиджа как системы ярких ощущений, восприятий и представлений; роль мышления, эмоций, памяти, речи, воображения в процессе создания имиджа в спорте; роль потребностей, подсознания в формировании имиджа; зависимость имиджа спортсмена от проявления его темперамента, характера, воли, возможности саморегуляции, саморасслабления, самовнушения; коррекция личностного имиджа спортсмена, тренера; роль в формировании имиджа таких качеств, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость; роль эффективного невербального общения в процессе создания имиджа; особенности действия обыденного (энергетичность) и теоретического (информационность) сознания в формировании разновидностей имиджа в спорте; роль эффектов фасцинации, аттракции и психологических свойств цвета в процессе создания имиджа.

Психологический аспект проблемы имиджа в спорте затрагивает следующие вопросы: выработка эффективных моделей поведения спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, менеджеров; учет психологии толпы в процессе создания имиджей в спорте; особенности воздействия на сознание, подсознание людей в процессе формирования имиджа в спорте; поиск и изучение активных средств психологического воздействия с целью формирования имиджа спорта; роль и возможности нейролингвистического программирования (НЛП) в формировании имиджа в спорте; психологические условия формирования личностного имиджа спортсмена, тренера, спортивного менеджера; психологическая подготовка к работе с представителями средств массовой информации и др.

Педагогическаясторона имиджа в спорте непосредственно отражает такие важные проблемы, как воспитание через спорт чувства любви к своей Родине, государству; формирование и усиление престижа, имиджа государства через успехи на спортивной арене. Уровень развития спорта в государстве является показателем его демократизации, его возможностей и успехов. История нашей цивилизации говорит о том, что во все времена воспитание подрастающего поколения неразрывно было связано со спортом.

Почему в педагогическом плане проблема имиджа спорта так важна для молодежи? Потому что высокий уровень развития спорта и физической культуры создает уверенность в том, что в государстве культура, образование, наука имеют стойкие приоритеты.

Профессиональныйаспект проблемы имиджа в спорте характеризуется главным образом, изучением инструментария деятельности, связанной с формированием имиджа (позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, архаизация, дистанцирование, метафоризация, визуализация и т.д.). Этим занимается имиджелогия, а используют указанный инструментарий специалисты в этой области – имиджмейкеры и работники ПР.

Основным предметом изучения физиологическихособенностей создания имиджа в спорте являются проблемы функциональной готовности быть носителем определенного имиджа в спорте; физиологических механизмов регуляции процессов формирования имиджа; влияния физиологических качеств спортсмена на его имидж в спорте; физиологические реакции организма на различные воздействия, связанные с наличием определенного имиджа.

Коммуникативныйаспект проблемы - это изучение роли общения в формировании имиджа в спорте, закономерностей и особенностей распространения информации в процессе создания имиджа, особенностей функционирования информации в средствах массовой информации (СМИ), значения самих СМИ в процессе формирования имиджа в спорте.

Социологическийаспект проблемы отражает стремление изучить закономерности возникновения и развития имиджа в спорте в рамках социологии спорта, его место в мировой структуре; влияние на формирование имиджа в спорте разнообразных социальных образований, различных по сложности социальных систем, форм общности, социальных институтов, процессов; изучить особенности формирования имиджа в такой специфической области труда и деятельности, как спорт.

В политологическомплане рассматриваемая проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования политического имиджа страны за счет использования престижного имиджа ее спортсменов, отдельных видов спорта, достижений спортивных команд на различных международных соревнованиях, Олимпийских играх; влияния на формирование имиджа спорта разнообразных общественных объединений и политических партий; особенностей процесса формирования имиджа спорта в зависимости от форм государственного правления (монархия, республика и т.д.), политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.), в зависимости от форм государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство и т.д.).

 

1.6 ИМИДЖ СПОРТА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

С точки зрения психологии, интерес вызывает определение имиджа как системы представлений (которые, естественно, формируются на основе предварительных ощущений и восприятий) о каком-либо объекте. Представления – это один из структурных компонентов сознания, имеющий специфические особенности, без учета которых невозможно их правильно понять, а тем более целенаправленно влиять на них. О.В. Данчева и Ю.М. Швалб выделяют такие особенности.

1. Представления – это индивидуально-психологический феномен, т.е. они свойственны каждому конкретному индивиду и отображают его личное видение мира. Представления не могут быть истинными или неистинными (ложными), они всегда такие, какие есть. Однако представления могут быть оценены по критерию эффективности, т.е. по тому, насколько эффективно они позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире.

2. Представления характеризуются относительной непостоянностью и одновременно нерефлексивностью. С возрастом представления человека меняются, но эти изменения он редко замечает и не осознает. В то же время для каждого человека и для различных социальных групп людей существует специфически стабильный набор стереотипных представлений. Именно они являются основными среди индивидуальных привычных форм поведения, групповых правил, культурных традиций.

3. Представления непосредственно сливаются с эмоциями. Представления лежат на границе сознания, переживаний. Это всегда будут индивидуальные, МОИ представления. И чем более жизненно важным выступает предмет для человека, тем более эмоционально насыщены его представления об этом предмете и обо всем, что с ним связано. Именно этот факт определяет то, что представления, какими бы они не были, ценны для каждого человека: отказаться от своих представлений, изменить их под давлением внешних факторов или обстоятельств для любой личности процесс очень болезненный, вызывающий негативные эмоции, направленные на источник давления.

4. Представления отображают мир не непосредственно, т.е. не в образах и картинах восприятия и памяти. Представления – это всегда интерпретация очевидных фактов. Как известно, один и тот же факт может быть интерпретирован многократно. В. Шекспир писал, что в мире не существует ни хорошего, ни плохого – таким его делает наше сознание. То, что представляет собой предмет, и то, что мы о нем думаем, - это принципиально неравнозначные проявления нашего сознания. Упомянутые социокультурные нормы и стереотипы ограничивают вариативность интерпретаций, сводя их к более доступному для обзора количеству. Именно поэтому можно осуществлять эффективную деятельность, направленную на формирование имиджа в спорте как такового.

Всем понятно стремление людей к славе, власти, всеобщему признанию, но эти амбиции должны подкрепляться соответствующей "амуницией". Под ней следует понимать общую культуру, нравственную мотивацию поступков, научно-профессиональную компетентность. Обладатели такой "амуниции" - интеллектуальные, незаурядные личности, которым все это позволяет достигать больших успехов в своей профессиональной деятельности.

Обретение профессионального имиджа - не самоцель для делового человека, бизнесмена, лидера, спортсмена, однако наличие такового составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Забота о своем имидже - это стремление запечатлеть его в сознании людей, лучшая самопрезентация.

Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но в отличие от последнего, включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, имидж говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Имидж, в конечном счете, – это впечатление, которое производит личность, организация на одну или несколько групп общественности. Умение дать оценку того, как будут восприняты и интерпретированы какие-либо факты, сведения, действия относительно личности, организации той или иной группой людей, является важнейшей психологической основой управления имиджем в спортивной системе.

Из огромного количества имиджей в спорте в гносеологическом и психологическом плане можно выделить следующие основные группы: имидж Олимпийского спорта, имидж спорта в Древнем мире, имидж спорта в период нового времени (ХVІІ-ХVІІІ вв.), имидж спорта в период между двумя мировыми войнами, имидж спорта в бывшем СССР, странах СНГ, имидж спортсмена, имидж тренера, имидж спортивной команды и др.

Определенный интерес представляет изучение социально-психологических особенностей формирования имиджа спорта в условиях действия таких факторов, как демократизация, коммерциализация, профессионализация, эмансипация и гигантизм. Необходимо также отметить, что с появлением профессионального спорта как одного из направлений современного спортивного движения, где спортивные соревнования организовываются как шоу с целью получения максимальной финансовой прибыли, взгляды на имидж спортсмена и спорта в целом существенно изменились. Частые драки на спортивной арене (хоккей, американский футбол), некорректные заявления в адрес своих соперников (бокс), признаки «звездной болезни» (теннис, формула 1) и другие отрицательные факторы умышленно используются спортсменами и их имиджмейкерами с целью привлечения к себе внимания широкой аудитории и получения больших доходов.

В новых социально-экономических условиях деятельность, направленная на формирование имиджа в спорте, приобретает особую значимость как в сфере привлечения детей и молодежи к занятиям спортом, так и в сфере профессионального спорта с целью получения максимальной прибыли. Создание имиджа невозможно без учета его психологических основ, в первую очередь закономерностей формирования представлений. Имидж, который удалось создать с учетом отмеченных факторов, позволит расширить сферу распространения спорта среди населения, а также будет способствовать развитию коммерческой деятельности спортсменов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После всего ранее изложенного материала можно подытожить, что имидж в спорте – это образ спортсмена, тренера, команды и т.д., который целенаправленно или стихийно формируется и оказывает психологическое воздействие на различные социальные группы, связан­ные со спортом. Целенаправленно формируемый имидж в спорте используется в целях популяризации (или дискредитации) спортсмена, тренера, команды и т.д.

Проблема имиджа в спорте является комплексной, многогранной и содержательной. Ее можно анализировать по таким уровням: имидж спорта; имидж спортивной команды; имидж тренера; имидж спортсмена.

Этот имидж может проявляться через информацию в СМИ, общественное мнение, представления спортсменов, болельщиков, поклонников, любителей, тренеров и т.д.

Формирование имиджа спорта, имиджа спортивной команды, имиджа тренера, имиджа спортсмена может происходить посредством действия целого комплекса разнообразных факторов. Это могут быть государственные программы, государственное финансирование, систе­ма образования, воспитания и аккредитации, повышение квалифи­ка­ции, система тренировок, деятельность СМИ, крупных спортивных клубов, тренеров, спортсменов, болельщиков, поклонников. Проблема­ми, которые придется решать в ходе формирования требуемого имиджа, будут финансовые, социальные, политические, расовые, нацио­наль­ные, психологические. Сферами общественной жизни, в которых будет происходить процесс формирования и функционирования спор­тив­ного имиджа, могут быть информационная, историческая, духов­ная, куль­тур­ная, экономическая, политическая, социальная, педаго­ги­ческая, юри­ди­ческая, психологическая, психофизиологическая и другие сферы.

Факторами, влияющими в разной степени на формирование по­ложительного имиджа спортсмена, в результате исследований автора были определены следующие: спортивные достижения, участие в международных соревнованиях, годовой доход, участие в благо­тво­ри­тельной деятельности, участие в коммерческой деятельности, наличие спонсорской поддержки, спортивный характер, культура поведения, умение общаться с представителями СМИ, умение общаться с болельщиками, коммуникабельность, этическая и адекватная реакция на провокационные вопросы, положительные отношения с тренером, позитивные отношения с партнерами по команде, позитивные отно­ше­ния с судьями, позитивные отношения со спортивными менеджерами, позитивные отношения со вспомогательными работ­ни­ками, общая культура, интеллект, образование, научная деятельность, владение ино­странными языками, профессиональные знания (спор­тив­ная фи­зио­логия, спортивная психология и т.д.), внешние данные (лицо, рост, фигура), умение одеваться.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Браун Л, Имидж - путь к успеху. Л Браун. – С.-Пб., 1996-34с.

2. Криксунова И, Создай свой имидж. И. Криксунова. – С.-Пб., 1997-56с.

3. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. С.И Гуськов.-Москва,1997-123с.

4. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. В.М Шепель.- С.-Пб., 1994-23с.

5. Гуськов С.И. Спонсор и спорт. С.И Гуськов. – Москва, 1995- 68с.

6. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. С.И Гуськов. – К., 1996-48с.

7. Платонов В.Н. Олимпийский спорт. В.Н Платонов. – К., 1996- 23с.

8. Джейн Э. Эффективная презентация. Э.Джейн. – М., 1997-95с.

9. Почепцов Г.Г. Профессия – имиджмейкер. Г.Г Почепцов – К., 1998-56с.

 

Date: 2015-10-19; view: 849; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию