Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения





 

К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся следующие направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

Гуманистическое направление. Ренессансный гуманизм - это идейное движение, содержанием которого было восстановление, изучение и распространение античных языков, литературы, искусства, науки и философии. В античном наследии гуманисты открывали родственные им жизнерадостность, языческий интерес ко всему земному, новые нормы нравственности и красоты. Но это было не простым возвращением к античности, а ее развитием, интерпретацией, соответствующей изменившимся историческим условиям.

Гуманизм носил антропоцентрический (от греч anthropos – человек) характер. Центром мироздания был объявлен человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его земная жизнь стали главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму и проповеди пассивности, было провозглашено право человека на реализацию естественных (данных природой) потребностей и право на творческую активность.

Формировался идеал гармонической, свободной личности. Гуманизму в целом присущи жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, гармоничность и цельность мироощущения.

Гуманистическое движение в Италии (Южное Возрождение)

Гуманизм в Италии возникло на этапе Проторенессанса, в его главном центре – во Флоренции. Здесь родился и провел многие годы своей жизни поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). Свое мировоззрение он изложил в произведениях – “Комедия”, “О монархии” «Новая жизнь».

“Комедия” (более известная как “Божественная комедия”) - это энциклопедия теоцентрического мировоззрения средневековья, в которой одновременно отразился кризис христианства. Данте показал единство божественного и человеческого: жизнь человека обусловлена и богом, и природой. Судьба “благородного человека” не предопределена, а строится на неустанном стремлении к “доблести и знанию”. Ценность имеет земная жизнь. В “Монархии” Данте высказал мысль о том, что церковь должна заниматься вопросами вечности, земные же дела – это удел людей, стремящихся к созданию общественного устройства, основанного на счастье и мире.

Если Данте – это вдохновитель итальянских гуманистов, то родоначальник этого движения – поэт и философ Ф.Петрарка (1304-1374). В стихах, посвященных возлюбленной - сонетах «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры», поэт выразил чувственно окрашенное восхищение земной красотой женщины, которое противоречило аскетическому восприятию жизни; описал сложность внутреннего мира ренессансного человека. (Сонет). Он отверг схоластическую ученость средневековья как бесполезную для человека в новых условиях.

Л. Валла (1407-1457). Основные философские сочинения: “О наслаждении” (1431), его новую редакцию автор назвал “Об истинном и ложном благе“, “О свободе воли”, “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина” (1440).

Валла разоблачил ложь о том, что император Константин посредством грамоты ставил римского папу главой вселенской церкви. Это разоблачение препятствовало притязаниям папы на светскую власть во всех католических странах Европы. Валла доказывал бессмысленность аскетизма. Он относился враждебно к схоластической метафизике и логике. Этические идеи Валлы были близки к эпикуреизму.

Флорентийские платоники. Гуманизм в значительной степени был связан с переводом, изучением, интерпретацией и использованием философии Платона. Плифон (1360-1425) переехал во Флоренцию из Константинополя, проповедовал платонизм и критиковал ортодоксальное христианство. Он учил о том, что мир имеет божественный характер, зависит от бога, но не был сотворен им, существует вечно. Идея о творении не имеет смысла. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Мир в своей гармонии прекрасен. Человек тоже прекрасен и божественен, поскольку он - звено в гармоническом единстве мира. Время расцвета платонизма связано с платоновской Академией, основанной в 1459 г. во Флоренции Козимо Медичи. Эта академия объединяла видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени.

М.Фичино (1422-1495), основатель платоновской академии, перевел на латынь сочинения Платона и неоплатоников и сделал к ним комментарии. Основное философское сочинение: “Платоновская теология о бессмертии души”.

Платонизм Фичино был направлен против схоластики Фомы Аквинского. Философия, по его мнению, не служанка, а “сестра” теологии. Вопрос об отношении бога и мира он решал пантеистически: бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир. Идея бога универсальна и является основанием для существования единой и общей для всех людей религии. Человек занимает в иерархии мира высшее место и перед ним стоит задача совершенствования с целью приближения к высшему существу - к богу.


Пико делла Мирандола (1463-1495). Основные философские сочинения: “О достоинстве человека” (1486).

В понимании мира проявились пантеистические воззрения, именно: бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Мир состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Низшие сферы возникли из высшего бестелесного начала, из “хаоса”, который упорядочил бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. В речи “О достоинстве человека” говорится о человеке как о центре мира и как об особом микрокосме, который пронизывает все сферы мировой иерархии – земные и небесные, низшие и высшие. Человек имеет право формировать собственную личность посредством свободной воли и выбора, посредством собственной активности. Человек сам творец своего счастья.

Аристотелизм Ренессанса. П. Помпонацци (1462-1525).

Основные философские сочинения: “О бессмертии души”(1516), “О причинах естественных явлений”(1520), “О судьбе, свободе воли, предопределении” (1520).

В своих трактатах он ссылался на Аристотеля и по-новому, по сравнению со схоластикой, интерпретировал его идеи. В частности, при рассмотрении понятия души он использовал идею о неотделимости души от тела. Душа материальна и поэтому смертна. Бессмертие души нельзя рационально обосновать, в нее можно только верить. Преимущество человека состоит в достижении не бессмертия, а счастья и блаженства. Сочинение Помпонацци “О причинах естественных явлений” содержало идеи о том, что космическое движение подчиняется всеобщим, естественным законам; что все в мире имеет причину; все возникает, изменяется и гибнет, находится в вечном круговороте.

Гуманизм в заальпийских странах (Северное Возрождение).

К концу XY века в Германии и в Нидерландах зародилась и расцвела своеобразная гуманистическая культура. Ее своеобразие заключалось в особом интересе к этико-религиозной и церковно-политической проблематике.

В развитии гуманизма в XY века большую роль сыграли философские идеи Николая Кузанского, пропаганда новой образованности в этих странах итальянскими гуманистами, лекции об античной культуре, которые читали в университетах странствующие немецкие поэты. На рубеже веков быстро шли процессы объединения гуманистов в сообщества и формирования городских центров гуманизма. Была опубликована сатирико-дидактическая поэма С.Бранта (ок. 1458-1521) “Корабль дураков”(1494), в которой проявилось гуманистическое понимание природы человека, сочетавшееся с отказом от религиозных критериев оценки его поведения. Брант обличал невежество, своекорыстие, засилье “господина Пфеннинга”. Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель, много путешествовал, изучал античные рукописи, переводил их на латынь. Подготовил первое печатное издание на латинском языке Нового завета с комментариями, сделав тем самым важный шаг к Реформации. Эразм был лично знаком с выдающимися гуманистами, в частности с Т.Мором. В своей сатире “Похвала глупости”(1509 - 1511) он обобщил свой опыт и взгляды по всем вопросам человеческой жизни, критиковал средневековую схоластику, религиозную мораль, требовал возврата к подлинной христианской морали. Смысл жизни видел в пользовании земными благами.


М.Монтень (1533-1592). Основное философское сочинение: Опыты” (1580). Французский философ хорошо знал античную и средневековую культуру. Он критиковал схоластический догматизм, преклонение перед авторитетом, распространенные предрассудки. Он был сторонником скептицизма: в центре его произведения “Опыты” был вопрос “что я знаю?”, полагал, что “философствовать – значит сомневаться”. Монтень доказывал изменчивость и ограниченность человеческих знаний, необходимость их совершенствования. Он считал, что жизнь людей подчинена законам природы; душа зависит от тела и смертна. Этика Монтеня была близка эпикуреизму: содержала признание право человека на земные наслаждения. “Опыты” Монтеня были включены Ватиканом в 1676 г. в индекс запрещенных книг.

Идеи гуманизма нашли отражение в педагогической теории и практике. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень) критиковали всю средневековую схоластическую систему образования и воспитания, противопоставив ей новую систему, направленную на развитие самостоятельного мышления у человека, высоких нравственных качеств в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только античное наследие, но и предметы, вооружавшие нужными в практической жизни знаниями и умениями.

Важным явлением общественной, идейной и культурной жизни ряда стран Западной и Центральной Европы XYI-XYII веков была Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление). Это было разнородное движение, направленное против средневековой католической церкви. В узком смысле слова Реформация – это проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Ее наиболее глубокие причины были связаны с разложением феодального способа производства, зарождением капиталистических отношений и новых классов. Реформация была подготовлена гуманистической критикой средневекового миросозерцания и средневековыми ересями. Ее идеологи создали учение о том, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в церкви со всей ее иерархией во главе с папой. Спасение достигается не внешним проявлением религиозности, а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное писание.

Выдающимися представителями реформационного движения были в Германии М. Лютер (1483-1546), Ф. Меланхтон (1497-1560), У. Цвингли (1484-1531), Т. Мюнцер (1490-1525), во Франции Ж. Кальвин (1509-1564). В результате Реформации католическая церковь утратила монополию в Западной Европе. В странах, где она победила - в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах и др. возникли протестантские церкви и новая идеология – протестантизм.


Натурфилософское направление.

Возникновение и расцвет во второй половине XYI веке натурфилософии (от лат. Natura – природа, философии природы) были связаны с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Д. Кардано, Парацельса и др. Она развивалась на основе античного наследия – платонизма, пантеизма, признания единства микро- и макрокосмоса, целостности природы и параллельно с новым естествознанием, в котором на первый план были выдвинуты экспериментальные и математические методы исследования.

Николай Кузанский (1401-1464) - видный церковно-политический деятель, значительную и наиболее плодотворную часть жизни провел в Италии. Основные философские сочинения: “Об ученом незнании” (1440), “О предпосылках”, “О скрытом боге”.

Объединив традиции средневекового неоплатонизма и гуманистические веяния, он создал оригинальную диалектическую философскую систему. Важное место в ней занимали понятия метода, априорного (доопытного) предвосхищения реальности, строгих критериев научного познания. Условием познавательной деятельности он считал соединение “видимых противоположностей в предшествующем им единстве”. Он трактовал мир как потенциальную бесконечность. Проблема отношение бога и мира была решена им теоцентрически и пантеистически, хотя и с новыми, по сравнению со средневековьем, идеями. Естественнонаучные и математические произведения Кузанского предвосхищали новую европейскую науку

Парацельс (1493-1541), врач, ученый, чье имя было окружено легендами (его личность, возможно, была одним из прототипов Фауста), имел магико-мистическое мировоззрение. Этот ученый стремился связать натурфилософию и опытные знания. Он считал, что всякая реальность имеет свою активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе: кто ее познает, тот обретет способ воздействовать на природу и преобразовывать ее. Характерной чертой учения Парацельса стал культ неутомимой творческой активности человека в постижении тайн природы по принципу “мочь, знать, уметь”. Одухотворяя природу, приписывая ей антропные свойства, он подчеркивал взаимозависимость всех вещей, единство мироздания, соответствие между макрокосмом и человеком.

Одну из самых радикальных и последовательных пантеистических систем эпохи Возрождения создал Д. Бруно (1548-1600), убежденный сторонник Коперника. Основные философские сочинения: «О причине, начале, едином» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).

В основе его теории лежали суждения о Едином и беспредельной Вселенной, не имеющей центра. Она не сотворена, не может исчезнуть - существует вечно. Миры множественны. Важные части его учения – идеи о диалектическом совпадении противоречий в единстве Вселенной и о материи как активном, творческом начале, условием существования которого является время и пространство. Бруно выдвинул учение о монадах – неделимых частицах, атомах, из которых состоит материя. Каждый атом есть бог, он заключен во всех вещах, разлит во всей природе. Способность материи-бога к движению Бруно назвал “душой мира”, считая космос живым. В бесконечном его многообразии происходит вечное и непрерывное движение, приводящее к постоянным изменениям, перемещениям “душ” погибающих и вновь возникающих вещей. Пантеизм Бруно заключался в том, что Вселенная, природа и бог у него совпадали. Бруно – решительный враг церкви, христианства. Он полагал, что вера несовместима с разумом. Однако он признавал необходимость религии для наставления невежественных народов. Воззрения Бруно были осуждены церковью, в 1600 он был сожжен в Риме.

Социально-политическое направление. Поворот ренессансной культуры к человеку и к его культуре, освобождавшейся от теологии, привел к формированию новых социальных и политических теорий на иных, чем в средние века, основаниях. Вместо христианских предпосылок стали использовать идеи естественной природы человека, его земных интересов и потребностей. Задачей социальных теорий было обоснование абсолютистского, централизованного государства, которое было бы способно преодолеть внутреннюю разобщенность общества, защитить национальную суверенность против католического универсализма в эпоху пробуждения европейских наций. Наибольшее внимание оказывалось идее государственного абсолютизма. Потребность в сильном государстве, которое политически объединило бы Италию, раздробленную на соперничающие друг с другом республики, выразил государственный деятель из Флоренции, историк, поэт Николо Макиавелли (1469-1527). Основные философские сочинения: “Государь”, “История Флоренции”.

Произведения Макиавелли – это теоретические исследования, цель которых – обосновать идею общего блага - возможность создания сильного государства, способного отразить натиск чужеземцев. Макиавелли был противником аристократии, мелко державных князей, католической церкви и папства, эгоистическая политика которых ослабляла, по его мнению, страну. Придавая большое значение религии в нравственном воспитании людей, он отмечал, что она – порождение человеческого ума и создана в интересах государства. Он стремился освободить политику из-под власти христианской морали, подчиняя религию политике.. Созданный им образ всемогущего государя, сочетал в себе идеальные черты (служение отечеству, долгу, всеобщему благу, духовная мощь) с реальными чертами тирана. К великой цели – созданию прочного государства – правитель, согласно Макиавелли, идет, избирая “человеческий путь”, путь добродетели. Но в случае необходимости, ради общего блага, он может пренебречь законами нравственности, свернуть на “звериную тропу”, быть жестоким, хитрым и коварным. Макиавелли был противником деспотизма, его государь действует в интересах общества, опираясь на средние слои народа. Книги Макиавелли вызвали гнев феодальных кругов, они были внесены в Индекс запрещенных книг и подлежали уничтожению.

Интерес к социально-политическим проблемам был характерен для английского гуманизма XYI века. Это проявилось в творчестве Томаса Мора (1478-1535). Основное философское сочинение: Золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (Утопия от греч. слов: у – нет, топос - место, т.е. место, которого нет) (1516). В этой книге он рассказал о народных бедствиях, обрушившихся на Англию в результате огораживаний. Социальному неравенству феодального общества Мор противопоставил идеал общественного строя без частной собственности. Идеальное государство на острове Утопия разумно и справедливо. В нем нет праздных людей, все заняты полезным для общества трудом, обеспечивающим всеобщий достаток, распределение благ по потребностям. В “Утопии” Мор рационалистически обосновал наилучшую, по его мнению, форму человеческого общежития – коммунистическую. Государство, основанное на частной собственности для автора Утопии, - это “заговор богатых” против лучшей части общества – против тех, кто трудится. Мор полагал, что для совершенных людей идеального общества важно максимальное удовлетворение духовных потребностей, занятия наукой, искусством, выполнение нравственного долга по отношению к другим людям при разумном самоограничении добровольном отказе от излишеств и развлечений. Он пытался согласовать религию с общественной пользой и доводами разума. Это была попытка преодоления кризиса феодального мировоззрения на основе теории “естественной религии”. Этика Мора исходила из самой природы человека как разумного существа с его естественным стремлением к совершенству и счастью. Он искал путь к общему благу в радикальном переустройстве общества на основе справедливости, равенства и братства.

“Золотая книжечка” Мора оказала большое влияние на развитие утопической литературы в Италии. Наиболее последовательный идеал жизни общиной был представлен в “Городе Солнца” (1602) Т.Кампанеллы (1568-1639). Прекрасный город напоминал идеализированную итальянскую коммуну той эпохи: он расположен на горе, окружен шестью рядами стен, на вершине возвышается величественный храм. Но внутренний строй этого города отличен от всех государств. Вся жизнь в нем построена согласно наукам, правление отдано в руки мудрецов. В “Городе Солнца” отсутствует частная собственность; общественная организация производства делает обязательный для всех труд не тяжким бременем, но радостным и приятным. В городе Солнца нет индивидуальной семьи, забота о потомстве рассматривалось как важное государственное дело, воспитание отдано под особый надзор правителей. Кампанеллу отличала вера в возможность претворения в жизнь его идей.

Итак, в западноевропейской философии эпохи Возрождения, как было видно, возникли и развивались три основных направления – гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.







Date: 2015-10-19; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию