Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как связано общественное сознание с индивидуальным?

Что такое сознание? 2. Сущность и особенности общественного сознания. 3. Структура общественного сознания. 4. Общественное сознание и типы обществ.

Как связано общественное сознание с индивидуальным?

1. Что такое сознание?
1.1. Сознание = знание.

Всё, что мы знаем, - это сознание, и всё, что мы осознаём, - знание.
Однако современная психология установила, что далеко не всё, что относится к знанию, осознаётся.
1.2. Сознание как самосознание.
Сознание понимается как особый внутренний мир, который субъект познаёт. Способом познания является самовосприятие.
1.3. Направленность на определённый объект.
Человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его. направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.
1.4. Сознание и бессознательное.
Сознание связано с бессознательным, которое нередко противопоставляется ему, причем бессознательному отводится решающая роль в жизни человека.
Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета сознательного. Бессознательное можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее находилось в сфере сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существующее в глубинах психики человека, способно вновь всплывать в область сознания.
1.5. Сознание как совокупность идей.
Сознание есть совокупность идей – индивидуальных или коллективных. В этом значении употребляли термин «сознание» Гегель и Маркс.

1.6. Сознаниеприсущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
1.7. Разумная способность ≠ сознание.
Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных.
Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания.
Сознание – это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учётом достижений и ошибок.
2. Сущность и ососбенности общественного сознания.
2.1. Парадокс общественного сознания.
С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного.
С другой стороны, хотя элементы общественного сознания носят нематериальный характер, они оказывают сильнейшее влияние на поведение отдельных людей и социальных групп при помощи различных знаковых систем.
Карл Маркс. «К критике гегелевской философии права» (1844):
«Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».
Возникает порочный круг. С одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное мнение (общественное сознание), а с другой стороны – общественное сознание определяет общественное бытие. В истории можно найти сколько угодно фактов, свидетельствующих в пользу как того, так и другого.
2.2. Особенности общественного сознания.
1) Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.
2) Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.
3) Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.
3. Структура общественного сознания.
Деление общественного сознания на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям.
3.1. Версия №1 (специфика тех сторон действительности, которая отражается общественным сознанием):
Формы общественного сознания:
1) философия;
2) политическое сознание;
3) правовое сознание;
4) мораль;
5) искусство;
6) наука;
7) религия.
3.2. Версия №2 (уровень, глубина отражения социальной действительности):
1) общественная психология, обыденное сознание;
2) идеология.
Общественная психологиясовокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
Нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнями общественного сознания.

3.3. Версия №3 (формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру):
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);
2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);
3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);
4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);
5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);
6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
3.4. Версия №3 (свойства субъекта сознания):
1) индивидуальное сознание;
2) массовое сознание;
3) классовое сознание.
Признаки массы как субъекта сознания:
1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;
2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;
3) ситуативность существования;
4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;
5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.
Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.
За границами массового сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия).
Структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.
Формы выражения и функционирования массового сознания:
1) общественное мнение; 2) общественное настроение.
Общественное мнениесостояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

4. Общественное сознание и типы обществ.
4.1. В обществах традиционных искусство, религия и мораль существуют в единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания. Идеология в таких обществах ещё не возникает, поскольку даже крупные общественные группы (патриции и плебеи в Древнем Риме, феодалы и крестьяне в средневековой Европе) разделяют общий взгляд на мир.
4.2. В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии.
Искусство отделяется от религии и превращается в самостоятельную отрасль человеческой деятельности, нацеленную на воплощение в слове, звуке, красках и пластических формах идеала Красоты.
Мораль приобретает светский характер (идеал Добра).
Наука формулирует третий идеал индустриального общества – идеал Истины.
4.3. В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно.
Искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка.
Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость.
Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств.
Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. Лозунг «Имидж – всё!» выражает характер политики в наши дни.
Если всё одинаково истинно, или красиво, или морально приемлемо, то выбор мы делаем, лишь ориентируясь на то, как нам сообщают о предмете выбора. Знак, переносящий смысл, становится главнее смысла. Знак сам становится смыслом. Возможно, править миром и менять его будут создатели новых знаков – новых технологий передачи информации.
5. Как связано общественное сознание с индивидуальным?
5.1. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.
Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения.
Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в состав общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.
Индивидуальное сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания.
Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы.
5.2. Противоречие между общественным и личным сознанием.
Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.
Индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, являющимся реальностью, с которой приходится считаться.

 

1. Определения.
1.1. Индивид.
1.2. Индивидуальность.
1.3. Личность.
2. Структура личности.
2.1. Многоуровневая модель личности.
2.2. Зигмунд Фрейд о структуре личности.
2.3. Гуманистическая теория личности.
3. Социализация индивида.
3.1. Что такое социализация?
3.2. Чем первичная социализация отличается от вторичной?
3.3. Факторы социализации.
3.4. Агенты социализации.
3.5. Средства, методы, механизмы социализации.
3.6. Стадии социализации.
3.7. В каких сферах происходит социализация?
3.8. Чем социализация отличается от воспитания?
4. Инкультурация.
4.1. Что такое инкультурация?

4.2. Уровни инкультурации.
4.3. Типы инкультурации.
5. Самореализация (самоактуализация).
6. Цель и смысл жизни.

1. Определения.
Индивид, индивидуум (от лат. individuum – атом, неделимое, особь) – 1) отдельный живой организм, особь; 2) человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода.
Индивид – это своеобразный атом, отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Индивид – самая простая абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделён, и, прежде всего, телесно, от других индивидов.
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.
В качестве индивидуальности человек не может быть сведён к какому-либо сущностному определению. Если определение «индивид» подчёркивает, что отдельный человек – это представитель рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выявляет, в чём состоит своеобразие данного представителя человеческого рода, в чём он не схож с другими.
Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
!!! Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

2. Структура личности.
Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
2.1. Многоуровневая модель личности:

1) первый уровень: компоненты личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом;

2) второй уровень: личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.), обусловлен и биологическими, и социальными факторами;

3) третий уровень (обусловленный преимущественно социальными факторами): привычки, умения, навыкы и знания;

4) четвертый уровень (социально обусловлен): убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
2.2. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).
Его модель личности включает в себя: 1) Ид, 2) Эго и 3) супер – Эго.
Ид (лат. id – оно) – бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.
Ид означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия».
Принцип удовольствия (лат. principium – основа, начало) – господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо опосредованно. В качестве основной силы, противостоящей принцип удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности.
Ид подчиняется этому принципу удовольствия, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. Ид не ведает страха или тревоги. Этот факт может представлять опасность для индивидуума и для общества.
Эго (от лат. «я») – это часть психики, ответственная за принятие решений.
Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достигнуть разрядки подходящим способом. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.
Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования супер – Эго (от лат. «сверх – Я»).
Фрейд разделил супер – Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал.

Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-Эго – это Эго-идеал. Он формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.
Защитные механизмы (по Фрейду).
Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.). Но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может мешать личностному росту, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами».
1) подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.);
2) отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
3) рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;
4) инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
5) проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи – обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»;
6) изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;
7) регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).
2.3. Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу (1908 – 1970).
Маслоу считал, что люди обладают унаследованной психологической структурой потребностей, склонностей и способностей, обычно направленных на благо общества. Это резко отличалось от взглядов Фрейда, согласно которым человеческие влечения и потребности считаются антиобщественными по своей сути и требуют «обуздания» в процессе социализации.

Маслоу считал, что для здорового развития необходима реализация наших способностей, а симптомы психических расстройств являются результатом торможения или подавления этих способностей. Некоторые полагают, что несмотря на внешнюю привлекательность, доводы Маслоу лишены научной достоверности и не подкреплены доказательствами. Сам Маслоу говорил, что хотя его теорию нельзя считать успешной в экспериментальном смысле, она хорошо согласуется с личным опытом многих людей и позволяет им обрести смысл в жизни.
3. Социализация индивида.
3.1. Социализация – 1) процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.
Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.
3.2. Чем первичная социализация отличается от вторичной?
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально – деловыми отношениями.
3.3. Факторы социализации.
Огромное количество разнообразных условий действующих на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. Об одних факторах известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
1) Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2) Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
3) Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4) Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
3.4. Агенты социализации (люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей): семья, группа сверстников, школа и другие образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации. Агентов социализации так же много, как групп и социальных ситуаций, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни.
!!! В узком смысле агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей.
Агенты первичной социализации: родители, родственники, учителя (ближайшее окружение человека).
Дети джунглей (Маугли, феральные люди) (лат. feralis – дикий) – человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения.
Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком.
Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы.
Агенты вторичной социализации: сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие. В этом смысле институтами социализации являются социальные учреждения: 1) первичные (семья, школа, группа сверстников), 2) вторичные (армия, производство).
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну – две функции. Агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга.
Функции агентов и институтов социализации: 1) обучение культурным нормам и образцам поведения; 2) контроль за полнотой усвоения этих норм и образцов поведения через поощрение или наказание.
3.5. Средства, методы, механизмы социализации.
Методы социализации отличаются по степени целенаправленности, организованности, по методам контроля.
Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведеие человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
!!! Агенты + факторы = механизмы социализации.
1) Социально-психологические механизмы.
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
2) Социально-педагогические механизмы социализации:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

3.6. Стадии социализации:
Версия №1: первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.
Версия №2:

1) первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребёнок усваивает социальный опыт критически, приспосабливается, подражает окружающим);

2) стадия индивидуализации (у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отторгает человека, то возможен один из следующих вариантов: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б) изменение себя («стать как все»); в) внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия (период зрелости, трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт);

5) послетрудовая стадия (пожилой возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).
Версия №3: Эрик Эриксон (1902 – 1982): жизненный цикл личности включает в себя восемь фаз (и соответственно восемь психосоциальных кризисов), каждая из которых имеет свою специфическую цель и может завершиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития:

1) младенчество (цель – выработка бессознательного чувства «базового доверия» к внешнему миру, неудача => чувство «базового недоверия», замкнутость);

2) раннее детство (цель – чувство автономии и личной ценности, неудача => стыд, неуверенность и сомнение);

3) игровой возраст (цель – чувство инициативы, неудача => чувство вины);

4) школьный возраст (цель – чувство предприимчивости и эффективности, неудача => чувство неполноценности);

5) юность (цель – чувство индивидуальности, неудача => ролевая и личностная неопределён-ность);

6) молодость (цель – потребность и способность к интимной психологической близости с другим человеком, неудача => изоляция и одиночество);

7) взрослость (цель – творчество и чувство продуктивности, полезности, неудача => чувство стагнации, застоя);

8) зрелый возраст или старость (цель – чувство полноты жизни, исполненного долга, неудача => отчаяние и разочарование).
3.7. В каких сферах происходит социализация?
Расширение и углубление социализации происходит в трёх основных сферах:

1) деятельности (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и т.д.),

2) общения (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);

3) самосознания (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).
Я - концепция – система представлений человека о самом себе.

3.8. Чем социализация отличается от воспитания?
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как разностороннее воздействие общества на личность. В таком понимании воспитание близко к социализации. Однако два этих понятия нельзя рассматривать как синонимы. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой. В ходе социализации человек естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах.
Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека. В узком, специальном смысле воспитание означает целенаправленно организованную деятельность по формированию определённых качеств личности (воспитание мировоззрения, нравственной культуры, эстетического вкуса).
Воспитание может рассматриваться как механизм управления процессом социализации.
4. Инкультурация.
Помимо цели актуальной коммуникации – организации текущего взаимодействия лю-дей в обществе, важнейшей целью и смыслом общения является приобщение человека к национальной и мировой культуре. Для обозначения процесса приобщения к культуре используется понятие «инкультурация» (введение в культуру).
4.1. Инкультурация – это более объёмное, чем социализация, понятие, означающее приобщение человека к национальной и мировой культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого. Качество или степень этого процесса выражают уровни инкультурации.
4.2. Уровни инкультурации (приобщения личности к культуре): 1) актуальный; 2) поколенный; 3) родовой.
Актуальная инкультурация – это, по существу, социализация, т.е. приобщение к культуре современного общества.
Поколенная инкультурация – освоение опыта жизни ряда предшествующих поколений – одного, двух, трёх и т. д.
Родовая инкультурация – приобщение личности к основному содержанию всей своей национальной культуры и культуры человечества – от происхождения общества до сегодняшнего дня.
4.3. Типы инкультурации: 1) региональная; 2) этническая; 3) национальная.

Тип инкультурации указывает на то, какая общность людей является основным источником усваиваемых человеком знаний. Важнейшее значение для развития личности имеет национальная инкультурация.
Инкультурация – приобщение человека к национальной и мировой культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого. Чем вы более приобщаетесь к культуре и чем лучше подготовлены к жизни в современном обществе, тем больше возможностей для творчества и самореализации откроется перед вами. Надо стремиться к тому, чтобы ваша самореализация затрагивала все стороны вашего существа, чтобы вы развивали и совершенствовали в лучшую сторону и тело, и душу, и дух.

Антон Павлович Чехов (1860-1904): «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благород-ную роль, хочется делать историю, чтобы будущие поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или ещё хуже того».
5. Самореализация (самоактуализация) – 1) процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих талантов, способностей, возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности; 2) мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей; 3) завершающая стадия развития личности (Маслоу).
Абрахам Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Когда человек удовлетворяет все основные потребности, он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне человек стоит над проблемами окружающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуализации, принимают себя вместе со своими недостатками и ограничениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектах своей жизни. Первым этапом самореализации личности является социализация. Социализация дополняется приобщением к культуре «вглубь», в результате чего личность получает способность плодотворно выражать себя в творчестве.
Самореализация = социализация + инкультурация + творчество.
Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, лежащие в основе развития способностей. Природные задатки развиваются в способности только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребёнка со взрослыми. С помощью подражания, учения и обучения из задатков развиваются личные способности человека. В то же время не развитые вовремя задатки исчезают. Поэтому можно считать, что существуют два фактора развития способностей – наследственность и воспитание.
Способности – свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности. Различают общие (элементарные) способности, которые проявляют себя в различных видах деятельности (внимательность, память, работоспособность, аккуратность, способность быстрого счёта) и специальные (сложные) – способности к определённым видам деятельности (математические, артистические, музыкальные, лингвистические). Сложные способности всегда являются комбинациями элементарных, но отнюдь не сводятся к простой сумме последних: недостаточное развитие какой-либо элементарной способности, даже очень важной для данного вида деятельности, может компенсироваться сочетанием других способностей (например, можно иметь выдающиеся математические способности, не обладая при этом способностью быстрого счёта).

Одарённость – способности, обеспечивающие особо успешную деятельность.
Талант – уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты.
Гениальность – высшая степень творческой одарённости. Гения от таланта отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний. Гения делает гением не просто его дар, но историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большого масштаба и создаёт условия для их решения. Гений – тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить. Поэтому гений – это явление не столько психологическое, сколько социокультурное.
6. Цель и смысл жизни.
Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живёт человек? – не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек – частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и с возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное значение и делает проблему смысла жизни объективной, т.е. не зависящей от человека.
В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни.
1) В первом случае смысл жизни связывается с условиями земного существования человека.
2) В другом – с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.
Аристотель отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим – рассудительность, третьим – мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.
Философия Возрождения видела смысл жизни в самореализации человеческой личности.
Классическая немецкая философия (Кант, Гегель) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием духа.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 3.3 Трансформирование аэрофотоснимков | Болевой анализатор

Date: 2015-10-18; view: 2123; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию