Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технические средства обучения и контроля знаний по технологии





Наряду со средствами наглядности или наглядными пособиями при обучении технологии широко используются технические средства обучения.

Технические средства обучения (ТСО) - это комплекс технических устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контролю за его результатами.

К ТСО относят учебное кино, телевидение, звукотехнику, визуальные светотехнические устройства, средства программированного обучения и контроля (обучающие и контролирующие устройства), тренажеры, а также различную электронно-вычислительную технику (калькуляторы, процессоры, компьютеры и компьютерные классы) и другие технические устройства. Применение различных ТСО способствует, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении технологии. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.

Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО - их информационная насыщенность. Они передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение учебного материала учителем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие учебного материала учащимися. Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность учебного материала, который предлагается учащимся через технические средства обучения, повышает их интерес к изучаемым явлениям, обеспечивает активность процесса познания.

Незаменима роль ТСО в образном представлении учащимися длительных и широких производственных процессов. Например, показ в учебном кино производственного процесса на промышленном предприятии. С помощью учебного кино и телевидения можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению. Например, средствами мультипликации можно показать движение электрона в проводнике.

В обучении технологии при формировании практических умений и навыков играют большую роль, а иногда и просто незаменимы, тренажеры. Например, для формирования начальных умений и навыков в управлении автомобилем используется специальный тренажер.

Тренажеры и обучающие машины, с заложенными в них принципами алгоритмизации и программирования, помогают формировать правильную последовательность трудовых действий в трудовых операциях, а также развивают самостоятельную умственную и моторную активность учащихся.

В настоящее время и в перспективе особо значимую роль играет и будет играть в обучении технологии электронно-вычислительная техника (ЭВТ). Она выступает не только как средство обучения, но и как объект изучения учащимися. Применение при обучении технологии в общеобразовательных учреждениях ЭВТ создает возможность накопления в значительных объемах текстовой аудиовизуальной учебной и справочной информации. С помощью компьютеров можно создавать такие учебные ситуации, когда ученик будет сам составлять прикладные программы и вводить их в машину, работать с этими программами, использовать информацию из компьютерного банка данных.

Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса.

Следуя этим выводам, в качестве формы занятия в разделе «Техническое творчество 10 класс» наиболее применим комбинированный урок, а в качестве метода контроля устный опрос. Необходимо использовать различные средства наглядности и ТСО для большей эффективности учебных занятий.

2.2 Планирование работы по изучению раздела «Техническое творчество 10 класс» (календарно – тематическое, поурочное)

 

Планирование учебного процесса создаёт предпосылки для своевременного обеспечения учебного процесса. Создаётся возможность установления межпредметных и внутрипредметных связей. Планирование позволяет эффективно подводить итоги выполнения учебного процесса и способствует организации оптимального обучения.

Основные задачи планирования:

· Обеспечить полное своевременное выполнение учебного плана и программы.

· Создание условий для качественной подготовки учителя к занятиям.

· Обеспечение рационального сочетания теоретической и практической деятельности учащегося.

· Обеспечение правильного выбора объектов труда.

Обеспечение целесообразного и экономного использования материальных ресурсов.

Виды планирующей документации.

· Учебная программа

· Перспективно – тематический план – отражает систему уроков по теме или предмету в целом, методическую характеристику уроков, содержание межпредметных связей и учебно-материальное оснащение уроков.

· План урока – должен отражать тему, цель и задачи урока, структурные элементы урока, их место на уроке и планируемую затрату времени. В план урока включаются вопросы для беседы с учащимися, задания для выполнения упражнений, задания для самостоятельной практической работы и содержание домашнего задания.

Многие учителя, кроме календарного плана на полугодие, составляют тематический план по разделам программы. Этот вид планирования не входит в круг обязательных, но он очень удобен для подготовки к занятиям, организации и проведения уроков

Перспективно-тематическое планирование раздела «Информационные технологии 11 класс» рассмотрено в приложении 1

Задачи перспективного планирования:

Определить рациональный порядок и содержание деятельности учителя и учащегося на относительно большой промежуток времени

Задачи текущего планирования:

Определить конкретное содержание, формы проведения и методы организации каждого конкретного занятия. Подготовить к нему необходимые материалы, оборудование и пособия.

Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и Т.Д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.

Полное содержание обучения учащихся раскрывается при анализе разделов программы, учебных пособий, составлении перспективно- тематического плана.

План уроков

Урок №1

Тема урока: «Человек и техника»

Цели урока.

Образовательная: Объяснить зависимость интеллектуального и духовного развития человека от уровня техники. Объяснить изменение жизни с развитием техники и усложнения социально-технических проблем и задач.

Развивающая: Развить у учащихся интерес к данной теме

Воспитательная: Воспитать позитивное отношение к профессиональному труду, аккуратность, точность.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснение на основе проблемного изложения и эвристической беседы, демонстрация.

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет посещаемость.

Ход урока:

I. Вводный инструктаж.

1.1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему урока и записывает ее на доске, устно проговаривает цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради, выслушивают цели урока.

1.2.Изложение нового материала.

Сообщение нового материала, показ наглядных пособий. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.

1.3. Первичное закрепление и текущее повторение материала.

На этом этапе учитель задает вопросы для подготовки к выполнению контрольного задания.

1.4. Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу; рассказывает порядок ее выполнения, правила техники безопасности. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.

Практическая работа:

1. Попытайтесь определить потребности человека и общества.

2.В колонках ниже отметьте:

• Кто оказывает наибольшее влияние на потребности человека в современном мире (в баллах — от 1 до 9)?

• Какой из этих факторов является для вас нужным (в баллах — от 1 до 9)?

 

Фактор воздействия Влияние на потребности Нужный фактор
Общество    
Сам человек    
Семья    
Друзья    
Литературные персонажи, герои кинофильмов, теле и радиопередач    
Кто-то еще    

II. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся

2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых умений.

Учитель контролирует качество выполнения работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.

III. Заключительный инструктаж.

3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:

1. Какую роль играет техника в жизни человека?

2. Кто может оказывать влияние на потребности человека в современном мире?

3. Назовите Зависимость развития техники от потребностей человека?

4. Назовите перспективы развития техники?

3.2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Исходя из этого, учитель выставляет оценку. Указывает ученикам на типичные, наиболее часто повторяющиеся ошибки, объясняет их.

3.3. Выдача домашнего задания.

 

Урок №2

Тема урока: Устройство (морфология) техники.

Цели урока.

Образовательная: Объяснить общую историю техники, понятия подсистемы и надсистемы.

Развивающая: развивать пространственное мышление, сформировать (составление) технической задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта техники.

Воспитательная: воспитать внимательность, привить уважительное отношение к выполнению работ.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрация, объяснение, эвристическая беседа.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, проверяет присутствующих.

Ход урока:

1. Вводный инструктаж.

1.1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

1. Сообщение темы урока: «Устройство (морфология) техники».

2. Сообщение цели урока: «Дать понятие технике, объекта техники, надсистемы, подсистемы, модели».

3. Для активизации познавательной деятельности делается вступление:

- Сегодня узнаем как формируются и развиваются способности, их разновидности.

1.2. Сообщение учителем новых знаний.

Сообщение нового материала, показ наглядных пособий. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.

2. Текущий инструктаж.

2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний, умений и навыков.

Предлагается учащимся протестироваться. На выбор предлагаются тесты:

Анализ технического объекта; Формирование (составление) технической

задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта техники.

3. Заключительный инструктаж.

3.1. Обобщение и систематизация.

Сегодня узнали что собой представляют способности. По выбору решили тест.

Учитель задает вопросы учащимся:

1. Виды моделей и их назначение?

2. Законы и закономерности строения и развития техники?

3. История техники?

4. Классификация технических объектов?

3.2. Выдача домашнего задания.

Урок №3

Тема урока: «Техническое творчество как вид технологии».

Цели урока.

Образовательная: объяснить понятие технологии, понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью.

Развивающая: развивать навыки индивидуальные и коллективные; случайного(ассоциативного), интуитивного и систематизированного поиска; автоматизированного поискового конструирования.

Воспитательная: воспитать целеустремленность, внимательность, деловитость.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснение, демонстрация, эвристическая беседа.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, проверяет присутствующих.

1. Вводный инструктаж.

1.1 Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему урока и записывает ее на доске, устно проговаривает цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради, выслушивают цели урока.

1.2.Изложение нового материала.

Сообщение нового материала. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.

1.3. Первичное закрепление и текущее повторение материала.

На этом этапе учитель задает вопросы для подготовки к выполнению контрольного задания.

1.4. Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.

Практическая работа

1. Попробуйте определить технического творчества как методы преодоления психологической инерции и активизации потенциальных творческих способностей человека?

2. Определите, к какому типу метода поиска относится метод мозгового штурма?

2.Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.

2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых умений.

Учитель контролирует качество выполнения практической работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.

3.Заключительный инструктаж.

3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:

1. Понятие творчества как вида деятельности человека?

2. Творчество как процесс создания чего-либо нового, не бывшего ранее?

3. Техническое творчество как целенаправленная деятельность по уточнению и решению исходной технической задачи?

Учащиеся внимательно слушают учителя, выстраивают логические связи, отвечают на вопросы.

3.2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Исходя из этого, учитель выставляет оценку. Указывает ученикам на типичные, наиболее часто повторяющиеся ошибки, объясняет их.

3.3. Выдача домашнего задания.

Date: 2015-10-18; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию