Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
накануне и в годы Второй мировой войны
Лекция № 3. Юго-Восточная Азия 1. Общая характеристика региона. 2. Основные проблемы политического развития стран ЮВА. 3. Особенности социально-экономического развития юго-восточного региона Азии. 4. Сиам (Таиланд) в первой половине XX в.
Литература: 1. Виноградов Б.П. Башни Ангкора. - М.: Известия, 1985. /о Кампучии/ 2. Капица М.С., Малетин Н.П. Сукарно: политическая биография. – М., 1980. /о президенте Индонезии 1940-х – 1950-х гг./ 3. Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. – М., 2004. 4. Мосяков Д.В. Юго-Восточная Азия: формирование цивилизационной общности? // Восток. – 2008. - № 2. – С. 5-10. /ЭБ/ 5.
1. Юго-Восточной Азией (далее – ЮВА) в географическом смысле называют 10 (11) стран, расположенных между Индийским и Тихим океанами. Этот регион еще в начале XVI в. стал объектом колониальной экспансии европейцев и на протяжении XX в. имел важное геополитическое значение. На севере он граничит с Китаем, а на юге – с Австралией. В отечественной историографии страны ЮВА обычно разделяют на 2 группы: 1) страны Индокитая (Вьетнам, Лаос и Камбоджа), испытавшие во второй пол. XX в. влияние социализма; 2) остальные (Бирма, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, Восточный Тимор), развивающиеся по кап. пути. Иногда используется геогр. деление: страны п-ова Индокитай и островные страны Малайского и Филиппинского архипелагов, известные под общим наименованием Нусантара (от древнеяванского – «отдаленные острова»). Одной из важнейших особенностей этого региона явл-ся сложный нац. и религиозный состав населения. В связи с этим, весьма распространенными здесь явл-ся конфликты на межэтнической почве. Что касается вероисповедания, то в Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе большинство населения исповедует буддизм; в Индонезии, Малайзии и Брунее – ислам; на Филиппинах – католицизм. В ряде стран встречается также конфуцианство. ЮВА изобилует разными формами гос. устройства. По форме правления больш-во стран региона явл-ся республиками. Монархиями остаются Таиланд, Малайзия, Бруней, а с 1993 г. еще и Камбоджа. Общей чертой стран ЮВА (кроме Таиланда) в первой половине XX в. являлось вхождение в колониальную с-му на положении полных колоний либо протекторатов. Это обстоятельство во многом определило особенности полит. процессов в регионе, испытывавшем сильное западное цивилизационное влияние. Особым периодом в истории стран ЮВА стала Вторая мировая война (далее – ВМВ), когда Япония оккупировала в этом регионе все колон. владения западных держав и установила собств. правление. А после окончания ВМВ развитие стран региона во многом стало определяться биполярной системой межд. отношений в мире (соц. и кап. страны).
2. К началу XX в. все гос-ва ЮВА, за исключением Таиланда, имели статус колонии. Так, н-р, Индонезия (Голл. Индия) являлась владением Голландии. Столицей в колон. период был г. Батавия (сейчас Джакарта). Голл. колон. режим характеризовался жесткой централизацией власти с разделением территории архипелага на отдельные провинции (некоторые территории имели формальный статус «автономных государств», но фактически находились под контролем метрополии). Управлял Индонезией голл. генерал-губернатор с широкими полномочиями. После окончания ПМВ колон. власти сформировали в Индонезии так наз. Народный Совет, половина состава которого выбиралась из числа представителей местных совещательных органов, а другая – назначалась правительством. Оппозиция использовала этот гос. орган как своеобразную трибуну для критики колон. властей. Филиппины после испано-америк. войны 1898 г. контролировались США. Американцы пытались провести модернизацию с-мы управления. В стране состоялись выборы в парламент, состоящий из двух палат (нижняя – Ассамблея, верхняя – Филиппинская комиссия). В 1916 г. эти палаты были заменены Законодательным собранием (Легислатура), также состоящим из двух палат. В 1934 г. был принят закон, согласно которому через 10 лет Филиппинам предполагалось предоставить независимость (закон Тайдингса-Макдаффи). Режим, установленный на Филиппинах после этого, просуществовал до 1941 г. (яп. оккупация) и вошел в историю как «период автономии». Бирма с конца XIX в. была англ. колонией (отд. провинция в составе Брит. Индии), управляемой губернатором. В 1937 г. эта страна вышла из состава Брит. Индии и получила статус отдельной колонии. Одной из важнейших проблем внутриполит. развития Бирмы был национальный вопрос (проблема нац. меньшинств). Основы колон. режима в Брит. Малайе были заложены еще в конце XIX в. и оставались практически неизменными вплоть до яп. вторжения. В состав этой англ. колонии входили Малайзия (Малакка), Бруней, Сабах, Саравак и Сингапур, но с 1917 г. Сингапур стал отдельной колонией. Англичане опирались на поддержку султанов малайских княжеств, разделенных в администр. отношении на округа во главе с брит. чиновниками. Религ. вопросы решались местными малайскими чиновниками. Местопребыванием англ. генерального резидента был г. Куала-Лумпур. Вьетнам, Лаос и Камбоджа еще во второй пол. XIX в. стали единым франц. колон. владением (союзом) – Франц. Индокитай. Во главе Индокитайского союза находился назначаемый франц. правительством генерал-губернатор. Ему подчинялись губернатор Кохинхины (Юж. Вьетнам), а также верх. резиденты в Аннаме (Вост. Вьетнам, побережье), Тонкине (Сев. Вьетнам) и Камбодже. Одной из характерных особенностей полит. развития государств ЮВА в колон. период стало появление большого кол-ва разл. партий и организаций, построенных как по европ. образцу, так и опиравшихся на элементы традиц. полит. культуры. Во время ВМВ фактически все страны ЮВА, за исключением Таиланда, оказались оккупированными Японией, планировавшей включить этот регион в свою колон. «империю божеств. микадо». Яп. оккупация и неспособность метрополий оказать сопротивление вызвали среди местного населения подъем освоб. движения. Для Индокитая вплоть до марта 1945 г. было характерно сосуществование японской и франц. колон. админ-ций в виде «двойного протектората». В этих условиях значительно возрос авторитет коммун. партий, призывавших к сопротивлению японцам. В начале 1941 г. после 30-летней эмиграции во Вьетнам вернулся Хо Ши Мин (1890-1969), лидер КПИК (с 1930 г. – Комм. партия Вьетнама). В том же году им была образована Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь). После военного разгрома Японии 2 сентября 1945 г. в север. части была провозглашена Демокр. республика Вьетнам (ДРВ). Филиппины были оккупированы японцами на рубеже 1941-1942 гг., но к началу 1945 г. США восстановили статус-кво на о-вах. Сингапур в годы яп. оккупации (1942-1945) был переименован в Сенан (Свет с юга). Индонезия также находилась под «игом Японии» с 1942 по 1945 г.
3. В экон. отношении гос-ва ЮВА в первой пол. XX в. находились на разном уровне развития. Под влиянием Франции в странах Индокитая к концу 30-х гг. стал зарождаться кап. уклад, представленный франц. фирмами, компаниями и кит. капиталом. Наиболее развиты раннекапиталистические отношения были во Вьетнаме, наименее – в Лаосе. Это объясн-ся рядом след. факторов: 1) степень готовности местного населения к осущ-нию таких преобразований; 2) геогр. положение; 3) климат. условия; 4) возможность быстрой рентабельности (самоокупаемости) вкладываемых инвестиций и др. Лаос не имел выхода к морю и был малодоступным для промышл. освоения из-за большой протяженности и гористого рельефа. В 1920-е гг. экон. развитие Вьетнама ускорилось благодаря возросшему спросу на рис, каучук и некоторые прир. ископаемые. Под влиянием Франции Вьетнам превратился в аграрно-промышл. страну среднего уровня развития (по восточным меркам). Наиболее развитым районом Вьетнама была Кохинхина (юг), в отличие от Аннама и Тонкина, где еще сохранялись даже родоплем. отношения. Социальные последствия экон. процессов: 1) превращение части местных зем. собственников в новую буржуазию, получавшую европ. образование и составившей нац. интеллигенцию; 2) превращение значительной части крестьян в наемных рабочих, не порывавших полностью связей с сельским хозяйством; 3) рост численности городского населения (в 4-5 раз в теч. I пол. XX в.). В странах Индокитая благодаря франц. специалистам появилась телефонная и телеграфная связь, сеть шоссейных и жел. дорог, развивалась лесная и горнодобываюшая промышленность, но наибольший доход приносило производство опиума, кофе и разл. продуктов животноводства. В брит. колониях ЮВА экон. политика метрополии была неодинаковой. В Бирме был взят курс на развитие риса и добычу тиковой древесины, в Малайе – на произв-во каучука и добычу олова. Саравак и Бруней были источниками нефти для англичан. На Филиппинах американцы проводили политику протекционизма, стремясь оградить эту страну от проникновения капитала других крупных держав. Осн. экспортной культурой Филиппин стал сахар-сырец. С помощью США на Фил. о-вах интенсивно развивалось дорожное строительство, шла реконструкция важн. портов. Индонезия (Голл. Индия) до окончания ПМВ представляла собой слаборазвитую отсталую территорию. Однако в 1920-е гг. там начин-ся экон. подъем, связанный с участием в эксплуатации страны не только голландского, но и америк., англ. капиталов. С этого времени заметно стало ухудшаться положение крестьянства.
4. История страны тайского народа ведёт свое начало с королевства Сукотай, образованного в 1238 г. Его преемником стало королевство Аютия (Аюттхайя), основанное в 1350 г. Тайская культура испытала на себе сильное влияние Китая и Индии. Контакты с Европой начались в XVI в., но Таиланд — единственная страна в ЮВА, которая никогда не была колонией. Тайский народ очень гордится этим. В начале XX в. Сиам (Таиланд) был единственной страной ЮВА, формально сохранившей политическую независимость. По форме правления это была абсолютная монархия, во главе которой стояла династия Чакри (1782-наст. время). Сиам являлся своеобразным буфером между владениями Англии в Бирме и Франции в Индокитае. Именно эта роль и позволяла стране, используя противоречия между колониальными державами, проводить относительно самостоятельный курс. Но, тем не менее, под влиянием западных стран в стране стали постепенно зарождаться раннекапиталистические отношения, вступившие вскоре в противоречие с традиционными. Это вызвало обострение внутриполитической ситуации, несмотря на некоторые королевские реформы (реорганизация управления государством, модернизация армии). Летом 1932 г. в истории Сиама произошла буржуазно-демократическая революция. От власти были отстранены несколько членов королевской семьи и некоторые чиновники. Король Рама VII Прачадипок (1925-1935) формально продолжал оставаться у власти и утвердил временную конституцию. В общем, революция привела к бескровной смене гос. строя: с абсолютной монархии на конституционную. Народная партия признавалась правящей и учреждались также Национальная Ассамблея (парламент), Народный комитет и Верховный суд. Временная конституция действовала около полугода и вскоре вызвала недовольство ряда влиятельных политических сил, заинтересованных в укреплении королевской власти. В итоге была принята другая конституция, более умеренная по содержанию. По ней страна провозглашалась конституционной монархией, были расширены права короля, который становился во главе вооруженных сил и имел право заключать договоры с другими государствами. Вместо Народного комитета учреждался Гос. Совет – исполнительный орган, ответственный перед Нац. Ассамблеей. Но в июне 1933 г. сторонники Народной партии совершили гос. переворот, в результате которого король вынужден был уехать из страны и отречься от престола. Военные лидеры фактически распавшейся Народной партии поставили во главе правительства Пибуна Сонгкхрама, сторонника развития бурж. отношений при опоре на гос. власть. К концу 1930-х годов была выдвинута доктрина «пантаизма», сущность которой сводилась к созданию «великой страны Таи» – Таиланда [1]. Именно так с 1939 г. в офиц. документах стал называться Сиам. Гос. власть в те годы представляла собой военную диктатуру во главе с П. Сонгкхрамом, ориентировавшимся в своей внешней политике на Японию. В январе 1942 г. Таиланд под давлением Японии был вынужден объявить войну Великобритании и США. В стране зрело недовольство такой политикой П. Сонгкхрама. Было создано антияпонское патриотическое движение «Свободное Таи», а также была основана Коммун. партия Таиланда. В 1944 г. под давлением оппозиции от власти были отстранены прояпонски настроенные деятели и во главе государства оказались демократы со своим лидером Приди Паномионгом (рук-ль движения «Свободное Таи»), который первым делом поспешил заключить мир с Великобританией и США. В настоящее время Таиланд остается конституционной монархией. Королем явл-ся Пхумипон Адульядет (Рама IX, с 1946 г.), а руководителем Совета национальной безопасности – Сонти Буньяраткалин. В Таиланде король является не только главой государства, но и покровителем, защитником всех религий в стране. Кроме веры в своего короля тайцы исповедуют буддийское учение. [1] «Таиланд» (Thailand) — англизированный вариант названия страны, введенный в обиход в 30-х гг. XX в., — означает «страна тайцев», тайский вариант звучит как «Мыанг Тхай» или «Пратхет Тхай». Самоназвание «тхай» сами тайцы трактуют как «свободный», отсюда Таиланд — «страна тайцев» или «страна свободных». Название вполне себя оправдывает: Таиланд — единственная страна Юго-Восточной Азии, сохранившая независимость, в то время как все соседние страны были колониями Франции или Великобритании.
Date: 2015-10-18; view: 354; Нарушение авторских прав |