Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целостное восприятие окружающего мира





Существует множество комбинаций формы, цвета и движения предметов, что нисколько не мешает людям с первого взгляда воспринимать их новые сочетания как отличающиеся от прежних. Мы берём, не задумываясь, нужного цвета карандаш из коробки вне зависимости от того, будет он с огранкой или просто цилиндрическим. Любой цвет может быть связан с любой формой, и то, и другое может не зависеть от положения предмета или его движения. Но, если информация о форме, цвете и пространственном расположении объектов перерабатывается в разных регионах мозга, то каким образом она связывается при получении единого образа?

Самое первое, мимолётное впечатление от увиденного зрительного поля ещё не связано с фиксацией внимания на том или ином объекте или на деталях какого-либо объекта. Это очень быстрый процесс, тем не менее, позволяющий узнать важнейшие контуры объекта, его границы и текстуру поверхности, определяемые освещённостью, цветом и ориентацией отдельных линий. На этом этапе переработки фиксируются самые необходимые, самые элементарные признаки открывшейся наблюдателю зрительной сцены.

После этого происходит выделение отличительных примет объектов, мелких деталей и комплексных различий признаков, что становится возможным только в результате поочерёдного фокусирования внимания на отдельных деталях. Одни признаки оказываются в центре внимания, а другие могут остаться не замеченными, одни детали могут быть просмотрены несколько раз, в то время как другие – ни разу (Рис. 3.16.), что позволяет создать позиционную карту признаков. По мнению некоторых учёных (Crick F., Koch C.) переключение зрительного внимания зависит от активности нескольких субкортикальных структур (подушка, ограда, верхние бугры четверохолмия), а также префронтальной ассоциативной коры. Узнавание объекта происходит после того, как найденные образцы признаков будут связаны друг с другом.

При очень коротком времени знакомства со зрительной сценой наблюдатель узнаёт лишь несколько объектов, каким-то образом связанных друг с другом. В. Д. Глезер и И. И. Цукерман демонстрировали испытуемым картинку, на которой лиса ловила сачком бабочку. При экспозиции картинки в течение 40 мс никто ничего не увидел, при предъявлении той же картинки в течение 60 мс наблюдатели воспринимали её как ситуацию, в которой «кто-то поднял что-то на кого-то». Увеличение экспозиции до 160 мс позволило испытуемым опознать сачок и «какое-то животное», а при 320 мс была, наконец, узнана лиса. Когда даётся больше времени для рассмотрения объектов, наблюдатели успевают запечатлеть необходимые для их опознания признаки, перенося внимание с одной детали объекта на другую. Иными словами, сначала устанавливаются пространственные отношения между объектами, а только после этого – их полное восприятие. Таким образом, на первом этапе необходимо использование магноцеллюлярного пути («где»), а уже на основе этой информации становится возможным подключение парвоцеллюлярного пути («что»).

Это и понятно, если вспомнить об относительно больших рецептивных полях магноцеллюлярных клеток и учесть не слишком сложную задачу заднетеменной коры: заметить пространственные отношения нескольких объектов, оказавшихся в зрительном поле. Количество определяющих признаков, необходимых для создания позиционной карты и последующего узнавания объектов, оказывается тем большим, чем сложнее устроен объект. Каждый такой признак требует привлечения внимания, поэтому процесс опознания происходит медленней. В связывании всех компонентов зрительной информации правое и левое полушария мозга выполняют различающиеся между собой задачи (подробнее см. в главе 14).

 

Date: 2015-10-18; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию