Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека





На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.

В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы:

– принцип повторения;

– принцип непрерывного усиления воздействия;

– принцип «двойного вызова».

Использование принципа повторения – это учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому.

Использование принципа непрерывного усиления воздействия – это наращивание аргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все –для вас!» и т. п. Постепенное наращивание воздействия воспринимается лучше, чем взрывное, так как сенсорный аппарат противится всплескам информации.

Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.

Все мы мыслим словами и образами. Слова возвращают нас к картинам, ощущениям и звукам, входящим в наш жизненный опыт. Но поскольку опыт у всех разный, то и обращенные к нам слова мы понимаем в чем-то по-разному.

Каждый человек при взаимодействии с окружающим миром, во-первых, предъявляет нечто своему сознанию. Этот процесс называется репрезентацией. Во-вторых, человек предъявляет собственные мысли другим людям. Этот процесс называется презентацией. Но прежде чем предъявить информацию другому, ее необходимо осмыслить, следовательно, репрезентация предшествует презентации.

Существует несколько каналов презентации – репрезентативные системы. Получая какую-либо информацию, человек формирует ее образ. При этом он использует сходные образы, хранящиеся в его памяти. Но чтобы найти сходный образ, человек использует наиболее развитую у него систему анализаторов. У одного это зрительная система, у другого – слуховая, у третьего – обонятельная, у четвертого – вкусовая, у пятого – тактильная.

После того, как поступающая информация сравнена с имеющейся в памяти, возникает образ «ответа». Он представляется для оценки своему сознанию. Канал, по которому осуществляется непосредственная доставка образа из бессознательного в сознание, называется предпочитаемой репрезентативной системой. О том, какова основная характеристика (модальность) этой системы, можно судить по предикатам – словам, несущим основную смысловую нагрузку. Эти слова, как правило, выделяются говорящим (ударением, паузами, повторениями).

Оценивание образа ответа, подготовленного бессознательным, осуществляется в том канале информации, который содержит больше образов личностно значимых ценностей. Поскольку же сам процесс оценивания бессознательного не осознается, то о его модальности можно судить по неосознаваемым действиям наблюдаемого (по отведенному взгляду, дыханию, изменению позы и т. п.).

Восприятие имиджа может быть представлено как сочетание деятельности ведущей предпочитаемой и референтной систем получения и анализа информации. Знание стратегий восприятия позволяет применять специальные приемы управляющего воздействия на процесс анализа информации при предъявлении имиджа.

Говоря об имидже, нельзя не рассмотреть и такой вопрос: «На чем зиждется человеческая способность к восприятию?» Она базируется на обыденном сознании, которое вместе с теоретическим сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровень развития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания, а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознание приобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоции и чувства. Поэтому оно так рефлексивно. Его-то и можно назвать опорой восприятия чьего-либо имиджа.

Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается: им легче понимать то, что не требует знания законов логики и научных знаний.

Обыденное сознание обычно и формирует представления о чьем-либо имидже. Имидж выступает как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный, слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции.

Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.


Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуального имиджа в соответствии с конкретными задачами, которые необходимо решать.

В. М. Шепель в процессе создания имиджа выделяет шесть этапов:

1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;

2. «строительство внешности»;

3. «коммуникативная механика»;

4. «флюидное излучение»;

5. отработка риторических приемов;

6. сведение всех мини-технологий в одно целое.

Л. Браун строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшего влияния СМИ. В связи с этим она предлагает заострять внимание на следующем:

1. внешний вид;

2. голос;

3. публичные выступления;

4. поведение перед камерой;

5. поддержание формы.

И. Крикунова предлагает формировать имидж в пять этапов.

Первый этап – изучение себя: прежде чем создавать тот или иной имидж, надо объективно оценить свои внешние данные.

Второй этап – определение своей цветовой гаммы, наиболее выигрышной для внешности.

Третий этап – выигрышное отражение своего внутреннего мира во внешнем облике (у двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами имидж, будет совершенно различным).

Четвертый этап – приведение имиджа в соответствие той социальной роли, которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма», и надо стать умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете свою главную роль.

Пятый этап – выбор прически и макияжа.

Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного имиджа включает в себя три этапа:

I этап формирования должен быть связан с повышением самооценки;

II этап – с изменением внешнего облика (габитарный имидж);

III – с изменением личностных характеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа.

Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентации в качестве основного условия формировании имиджа. Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация – это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности.

Кроме того, автор выделяет условия удовлетворенности аспектами жизни, влияющими на потребность в формировании имиджа:

а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободного времени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством.

Известны и другие технологии. Обобщив соответствующие рекомендации и личный опыт, можно предложить формировать имидж следующим образом:

определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);


«строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);

освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);

освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);

овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);

самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).

Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточно слабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.

Особенно актуальна проблема создания профессионального имиджа в нашей стране в связи с экономическими реформами. Там, где есть конкуренция, свободный выбор, где деятельность предприятия и личности все больше ориентирована во вне, на клиента, партнера, успех в очень большой степени зависит от того, что мы собой представляем, какое впечатление производим, как мы вписываемся в ту или иную ситуацию, т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствует профессиональной деятельности, его следует изменить, руководствуясь следующими принципами.

1. Имидж строится в соответствии с ожиданиями, потребностями,интересами людей, которые вас окружают.

2. При формировании своего образа следует учитывать особенности социальной психологии и психологии личности, обыденного сознания, идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов. Может случиться так, что самый прекрасный образ вызовет негативные эмоции.

3. Образ должен быть привлекательным, чтобы вызывать положительные эмоции и быстро приобретать популярность.

4. Хорошо, если образ обладает индивидуальностью, которая является важным помощником в вашей деятельности и общении. Уникальность может быть подчеркнута внешностью, одеждой, голосом, особенностями характера, мастерством, образованием, увлечениями и т. п.

 

5. Поскольку речь идет о профессиональном имидже, то важно, чтобы образ как-то связан был с родом деятельности и производимой продукцией.

Патлусова В. М. предлагает следующие этапы построения профессионального имиджа.

1. Анализ всех составляющих имиджа по принципу: что хорошо, а что плохо. Это будет лишь приблизительное описание, поскольку есть свойства, которые не вписываются в данную схему. Кроме того, к подобному анализу необходимо подходить диалектически: с одной стороны, такое качество, как скрытность нежелательно, но, с другой стороны, в иных обстоятельствах оно может быть позитивным.

При работе над своим имиджем важно иметь в виду, что на его содержание большое влияние могут оказать такие факторы, как социальное происхождение, семья, образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хобби и т. п.


По возможности необходимо составить еще несколько схем и попросить близких и коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными: они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.

2. Каждая личность – клубок противоречий, и это норма, но некоторые из них желательно устранить, ибо они разрушают целостность имиджа, снижают его позитивную значимость. Например, привлекательность первичного визуального образа делового человека (безупречный костюм, ухоженность) может быть полностью разрушена обилием жаргонных слов и жвачкой во рту.

3. Обобщение полученных данных и описание имиджа, поиск ответа на вопрос: соответствует ли он роду вашей деятельности и способствует ли успеху?

Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависит от профессии и должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), от культуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал за границей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее при создании профессионального имиджа следует ориентироваться на какие-то общие каноны, которые сформировались в результате исторической практики человека.

Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделить многие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию контактов с другими людьми.

 

 

Таблица 1. - Личностные качества

 

Позитивные Негативные
сдержанность скованность
терпеливость недовольство
уверенность суетливость
доброжелательность неуверенность
собранность пессимизм
взвешенность робость
беспристрастность инертность
оптимизм вспыльчивость
дружелюбие застенчивость
внимательность упрямство
заботливость агрессивность
энергичность непоследовательность
спокойствие грубость
жизнерадостность подозрительность
  беспечность

 

Профессиональные качества

 

Позитивные Негативные
трудолюбие нерадивость
компетентность пассивность и медлительность
активность, инициатива Незнание своего дела
рассудительность отсутствие интереса к работе
творческий подход к делу быстрая утомляемость
Позитивные Негативные
аналитический, острый, реалистический ум отсутствие воли и неспособность достигать поставленных целей
оперативное мышление неорганизованность
усердие и методичность несобранность
целеустремленность рассеянность
организованность и умение ценить время непоследовательность
дисциплинированность недисциплинированность
решительность и способность к риску халатность
практичность поверхностный, примитивный ум
хорошая память отсутствие здравого смысла
способность осваивать новое шаблонность мышления и догматизм
исполнительность самонадеянность
умение общаться с людьми неспособность преодолевать неудачи
уважение к клиентам и забота о них робость и скованность
умение работать в команде отсутствие познавательного интереса
энтузиазм конфликтность
выносливость некоммуникабельность
самостоятельность трудности в переключении с одного дела на другое
проницательность и интуиция  
аккуратность  

 

 

Таблица 3 - Нравственные качества

 

Позитивные Негативные
честность лживость
ответственность несправедливость
справедливость безответственность
чувство профессионального долга отсутствие чувства профессионального долга
доверительность эгоизм
разумное сочетание общественного и личного интересов подозрительность
бережливость мстительность
искренность завистливость
уважение к личности алчность, меркантильность
доброжелательность коварство
совестливость злорадство
  расточительность
  льстивость
  угодливость

 

Нравственные качества для делового человека важны не менее, чем профессиональные. Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства наших соотечественников весьма абстрактные, скудные и примитивные представления о нормах, ценностях и принципах морали, а с уровнем нравственности в стране серьезные проблемы. Сложившаяся ситуация закономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальные учебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образование и воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливо говорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса.

В условиях рынка нельзя игнорировать деловую этику. Рынок как бы диктует быть эгоистичными, несправедливыми, нечестными. Но, с другой стороны, если человек не будет учитывать интересы общества и соблюдать общечеловеческие нормы морали и заповеди, то его деятельность уничтожит все, в том числе и его. Поэтому для цивилизованного развития общества необходимо «налаживание отношений» между бизнесом и моралью.

Говоря о перечисленных выше желательных профессиональных и нравственных качествах, следует отметить, что в большей мере они присущи капиталистическому типу личности. Рынок – это прежде всего частная собственность и инициатива, конкуренция, свободный труд и свободное предпринимательство, а следовательно, он требует и другого мировоззрения, установок и ориентации. Чтобы выжить и преуспеть в новых условиях, необходимо развивать такие ценности, как высокая оценка труда и профессии, активность и инициатива, личная ответственность и честность, аккуратность и бережливость, умение ценить время, методичность, уважение к частной собственности и личности и т. п.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он соответствует характеру, требованиям выполняемой работы, образу организации. Он не должен вызывать сомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствовать ожиданиям партнеров, клиентов.

Обретение удачного имиджа позволит достичь больших успехов в профессиональной деятельности, максимально подчеркнуть лучшее в человеке, придаст ему больше уверенности в себе.

Образ должен правдиво отражать лучшие качества делового человека, а не быть хорошо приукрашенным или хорошо отрепетированным. Если человек не способен оправдать ожидания партнеров, клиентов, его имидж рухнет, как карточный домик.

 

Заключение

Таким образом, вопрос о том, созрело ли наше общество до обсуждения вопросов психологии и личной жизни каждого человека, является дискуссионным. Многие сочтут, что там, где люди не обеспечены продуктами питания, жильем, где не решены проблемы охраны здоровья, «не до психологии» и тонкостей душевной жизни. Но можно взглянуть на вещи иначе. Там, где особенно трудна жизнь, в тот момент, когда для многих людей померкли идеалы, когда оказалась подорвана вера в преподнесенное «сверху» благополучие, потребность разобраться в себе, построить свою жизнь разумно и счастливо может оказаться главной, а решение такой задачи может стать реальной жизненной ценностью.

На формирование жизненной стратегии в немалой степени влияет жизненная позиция человека, совокупность жизненных целей и задач. Если эти задачи предельно примитивны, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, необходимость в стратегии сама по себе отпадает. Если позиция противоречива, неустойчива, стратегию построить трудно. Прежде чем начать обдумывать стратегический план жизни, нужно разобраться в этих противоречиях, постараться определить их суть, начать разрешать. Потребность в определении, формировании и реализации своей жизненной стратегии тесно связана с потребностью сделать свою жизнь более насыщенной внутренними событиями, более интенсивной духовно, более осознанной.

Избежание проблемности в жизни, нежелание «усложнять» себе жизнь чем-то выходящим за рамки повседневного распорядка равносильны отказу от стратегии и организации своей жизни.

Все вышеизложенное формирует имидж человека. Имидж - это целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления или предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-то в целях популяризации.

Имидж — это в принципе многофакторный феномен. Он является таковым, поскольку, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой — человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может и обрабатываться отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на своей полочке.

Имидж - целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета.

Имидж должен носить целостный, согласованный характер, отдельные черты его не должны противоречить одна другой.

Современные политические, социально-экономические условия в России заставляют по-иному взглянуть на процесс формирования своего собственного образа в глазах других. А следовательно, актуализируют проблему формирования собственного позитивного имиджа.

Различные исследователи имиджа дают достаточно различные определения имиджа. Их можно разделить на 2 группы: рассмотрение имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности» и появление имиджа в связи с развитием средств массовой информации. В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный.

Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. По характеру получения другими людьми выделяют такие ее виды как косвенная и прямая. Возможны четыре канала перемещения имиджформирующей информации: из вашего сознания – в их сознание; из вашего сознания – в их подсознание; из вашего подсознания – в их сознание; из вашего подсознания – в их подсознание. Удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения вашей имиджформирующей информации от вас к другим людям.

На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального и профессионального имиджей человека. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены принципы повторения, непрерывного усиления воздействия, «двойного вызова».

Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа.

Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

 

В ходе исследования использовались различные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике и социологии;

- наблюдение за руководителями и тестирование испытуемых;

- опытно-экспериментальная работа.

 

Список использованной литературы







Date: 2015-10-18; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию