Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе (раздел II "Оборотные активы") остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров. Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде. Все это доказывает, что необходимо управлять дебиторской задолженностью с помощью следующих мер: - контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной задолженности; - оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным» группам, т. е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности - следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности; - предоставлять скидки при досрочной оплате. С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации ("сконто"), например: а) скидка за предоплату в размере 3%; б) расчет по примерной схеме "2/15 полная 30", т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 2%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте. В отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями (банковскими или своими, но авалированные банком), в отдельных случаях - оплата своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для поставщика, расчеты акциями заказчика и др. Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. В ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно. При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений. Так как у ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» много заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать: надежные покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках; покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме; покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение; покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно. Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо анализировать поведение дебитора по отношению к долгу. Так, например, выделяют три группы поведения дебиторов: - Деловая порядочность; - Безразличие- нарушение срока погашения до 30 дней; - Непорядочность - нарушение срока погашения более 30 дней В связи с этим ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предлагаются следующие методы воздействия на дебитора (табл. 13).
Таблица 13 Методы воздействия на дебиторов
Заключительным этапом управления дебиторской задолженностью должна стать оценка соответствия условий получения и оказания кредита. Как известно, деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку погашения дебиторской задолженности. Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать ускорению оборачиваемости средств, вложенных в расчёты с дебиторами и повышению эффективности деятельности фирмы. Например, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в расчёты с дебиторами только на 2 дня, возводит высвободить из оборота средства в сумме 61,7 тыс. руб. Они могут быть направлены на погашение задолженности кредитора. Заключение
Дебиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к, а также оценка соответствия правил ведения учёта и порядка отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и действующих нормативных документов; - изучена сущность дебиторской задолженности, способы ее оценки, особенности налогового и бухгалтерского учета; - проведен аудит дебиторской задолженности ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ»; - проанализирована динамика, структура дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость средств в расчётах. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: Синтетический учёт расчетов с покупателями и заказчиками ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» ведёт на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» Аналитический учет ведется в разрезе договоров. Как недостаток в организации бухгалтерского учёта дебиторской задолженности на предприятии можно отметить то, что в учётной политике не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам и данный резерв не создается. ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Резерв создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней, если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией. При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода. Резерв используется на покрытие убытков от списания безнадежных, не реальных к взысканию долгов в связи с истечением срока исковой давности (банкротством или ликвидацией организации-должника). Создание резерва смягчает отрицательные последствия списания безнадежных долгов, но не устраняет их. Поэтому предприятиям необходима взвешенная политика финансовых взаимоотношений с заказчиками: предоставлять отсрочку или рассрочку платежа только при наличии уверенности в надежности заказчика; вести картотеку заказчиков и следить за динамикой их финансового состояния; при отсутствии информации от заказчика требовать предоплаты или поручительства. Считаем целесообразным ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте. Преимущество будет заключаться в том, что: 1. Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского учёта, не корректируя их; 2. Не нужно исчислять и отражать в бухгалтерском учёте разницы, прописанные в ПБУ 18/02 – их просто не будет. Изучение организации системы внутреннего контроля ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» позволяет оценить её эффективность как низкую. Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов не производится, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии. Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы. Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов в на 01.01.2006г составляла 37,88%, на 01.01.2007г – 40,93%, По результатам анализа состава и структуры дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что на начало отчётного периода наибольший удельный вес в структуре активов занимала именно дебиторская задолженность. При этом в составе дебиторской задолженность возрастает доля авансов выданных. Возросла оборачиваемость дебиторской задолженности с 2,64 раза до 2,96 раз. Это говорит о том, что дебиторская задолженность предприятия быстрее ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью: - применять различные методы управления дебиторской задолженности в зависимости от истории деловых отношений с данными покупателями. Для добросовестных покупателей целесообразно дальнейшее предоставление скидок, отсрочек и рассрочек платежа. - ужесточить механизм истребования долга. Для этого предприятию рекомендуется применять систему штрафов, что должно быть предусмотрено в условиях договора с контрагентами. Кроме того, в условиях договора необходимо предусматривать сроки расчётов за отпускаемую предприятием продукцию - ежемесячно сверять расчёты с покупателями. Ежемесячная проверка дебиторской позволит высвободить из оборота средства. Они могут быть направлены на погашение задолженности кредитора.
|