Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление дебиторской задолженностью





 

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе (раздел II "Оборотные активы") остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.

Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.

Все это доказывает, что необходимо управлять дебиторской задолженностью с помощью следующих мер:

- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной задолженности;

- оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным» группам, т. е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности

- следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности;

- предоставлять скидки при досрочной оплате.

С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации ("сконто"), например:

а) скидка за предоплату в размере 3%;

б) расчет по примерной схеме "2/15 полная 30", т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 2%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.

В отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями (банковскими или своими, но авалированные банком), в отдельных случаях - оплата своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для поставщика, расчеты акциями заказчика и др.

Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д.

В ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно.

При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений.

Так как у ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» много заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать:

надежные покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;

покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;

покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо анализировать поведение дебитора по отношению к долгу. Так, например, выделяют три группы поведения дебиторов:

- Деловая порядочность;

- Безразличие- нарушение срока погашения до 30 дней;

- Непорядочность - нарушение срока погашения более 30 дней

В связи с этим ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предлагаются следующие методы воздействия на дебитора (табл. 13).

 


Таблица 13 Методы воздействия на дебиторов

Поведение дебитора Методы воздействия
   
Деловая порядочность Установление системы скидок, рассрочка, отсрочка платежа
Безразличие Предложение о сотрудничестве, бартере, взаимозачете после письменного напоминания через 5-10 дней Претензионное письмо через 30 дней после истечения срока оплаты по договору Арбитраж после подачи претензии по установленным законом срокам
Непорядочность Приостановка и разрыв деловых связей Силовая переуступка долга Факторинг, т.е. переуступка долга банку

 

Заключительным этапом управления дебиторской задолженностью должна стать оценка соответствия условий получения и оказания кредита. Как известно, деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку погашения дебиторской задолженности.

Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать ускорению оборачиваемости средств, вложенных в расчёты с дебиторами и повышению эффективности деятельности фирмы. Например, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в расчёты с дебиторами только на 2 дня, возводит высвободить из оборота средства в сумме 61,7 тыс. руб. Они могут быть направлены на погашение задолженности кредитора.


Заключение

 

Дебиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к, а также оценка соответствия правил ведения учёта и порядка отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и действующих нормативных документов;

- изучена сущность дебиторской задолженности, способы ее оценки, особенности налогового и бухгалтерского учета;

- проведен аудит дебиторской задолженности ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ»;

- проанализирована динамика, структура дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость средств в расчётах.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Синтетический учёт расчетов с покупателями и заказчиками ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» ведёт на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» Аналитический учет ведется в разрезе договоров.

Как недостаток в организации бухгалтерского учёта дебиторской задолженности на предприятии можно отметить то, что в учётной политике не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам и данный резерв не создается.

ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Резерв создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней, если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией. При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода. Резерв используется на покрытие убытков от списания безнадежных, не реальных к взысканию долгов в связи с истечением срока исковой давности (банкротством или ликвидацией организации-должника). Создание резерва смягчает отрицательные последствия списания безнадежных долгов, но не устраняет их. Поэтому предприятиям необходима взвешенная политика финансовых взаимоотношений с заказчиками: предоставлять отсрочку или рассрочку платежа только при наличии уверенности в надежности заказчика; вести картотеку заказчиков и следить за динамикой их финансового состояния; при отсутствии информации от заказчика требовать предоплаты или поручительства.

Считаем целесообразным ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте.

Преимущество будет заключаться в том, что:

1. Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского учёта, не корректируя их;

2. Не нужно исчислять и отражать в бухгалтерском учёте разницы, прописанные в ПБУ 18/02 – их просто не будет.

Изучение организации системы внутреннего контроля ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» позволяет оценить её эффективность как низкую. Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов не производится, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.

Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы.

Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов в на 01.01.2006г составляла 37,88%, на 01.01.2007г – 40,93%,

По результатам анализа состава и структуры дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что на начало отчётного периода наибольший удельный вес в структуре активов занимала именно дебиторская задолженность. При этом в составе дебиторской задолженность возрастает доля авансов выданных.

Возросла оборачиваемость дебиторской задолженности с 2,64 раза до 2,96 раз. Это говорит о том, что дебиторская задолженность предприятия быстрее

ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- применять различные методы управления дебиторской задолженности в зависимости от истории деловых отношений с данными покупателями. Для добросовестных покупателей целесообразно дальнейшее предоставление скидок, отсрочек и рассрочек платежа.

- ужесточить механизм истребования долга. Для этого предприятию рекомендуется применять систему штрафов, что должно быть предусмотрено в условиях договора с контрагентами. Кроме того, в условиях договора необходимо предусматривать сроки расчётов за отпускаемую предприятием продукцию

- ежемесячно сверять расчёты с покупателями. Ежемесячная проверка дебиторской позволит высвободить из оборота средства. Они могут быть направлены на погашение задолженности кредитора.


Date: 2015-10-18; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию