Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соматические заболевания





 

Психосоматическим нарушениям в детском и подростковом возрасте в настоящее время придается большое значение. Длительное время проблема психосоматических и привычных поведенческих расстройств рассматривалась в основном последователями 3. Фрейда с позиций психоанализа. В настоящее время психосоматические расстройства изучаются отечественными авторами с позиций онтогенетического подхода, т. е. непосредственно связывая различные психические расстройства с перенесенными соматическими и инфекционными заболеваниями. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия, выступающие как самостоятельные формы психических нарушений, базируются на эмоциональных и поведенческих отклонениях детей и подростков. Чем младше ребенок, перенесший заболевание, тем в большей степени психические расстройства реализуются на сомато‑вегетативном уровне реагирования. Возникновение психосоматических (аффективных) нарушений, так же как и появление привычных действий, характерных для более раннего возраста, ведут к становлению большинства патологических состояний в раннем детском возрасте, отражаясь на дальнейшем развитии ребенка.

Д.Н. Исаев (1996), Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко (2000) подчеркивают большую сложность патогенеза психосоматических расстройств, который складывается из целого ряда компонентов:

– неспецифической наследственности и врожденной отягощенности;

– соматическими нарушениями и дефектами наследственного предрасположения к психосоматическим расстройствам;

– нарушений деятельности ЦНС;

– личностных особенностей;

– психического и физического состояния во время психо‑травмирующих событий;

– фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

– особенностей психотравмирующих событий. Множественность факторов обусловливает различную картину психосоматических расстройств у детей разного возраста.

К наиболее частым психосоматическим расстройствам относятся нарушения пищеварительной, сердечно‑сосудистой, эндокринной системы, а также кожные, респираторные и двигательно‑функциональные расстройства.

Психические нарушения, возникающие в связи с патологией внутренних органов и систем, составляют определенный раздел психопатологии, который особенно важен для медицинских работников, воспитателей и педагогов‑дефектологов общих и специализированных дошкольных учреждений. При любом соматическом и инфекционном заболевании принимает участие и активно реагирует нервная система.

Психические расстройства, возникающие на фоне основного заболевания (соматического, инфекционного, эндокринного), называются симптоматическими психозами. Психические симптомы могут развиваться на фоне основного заболевания или выявляться после перенесенной болезни.

В патогенезе возникновения психических расстройств большое значение имеет возрастной фактор. Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системы в результате изменения обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминоза и гипоксии. Для недоношенных детей и детей, родившихся с малым весом, перенесших асфиксию новорожденных, поражение нервной системы при соматических заболеваниях возникает быстрее и отличается относительной устойчивостью. Поражение нервной системы приводит к задержке физического и психического развития. На психомоторное развитие ребенка отрицательно влияют кишечные инфекции.

В.П. Кудрявцева (1962), В.А. Таболин (1974), Л.Т. Журба (1981) и другие отмечают, что наиболее часто в раннем детском возрасте наблюдается синдром нарушенного кишечного всасывания, характеризующегося желудочно‑кишечными расстройствами в виде срыгиваний, рвоты, анорексии, водянистого стула, общей вялости, гипотрофии, нервно‑психических нарушений. Подобные состояния наблюдаются при ряде наследственных и ненаследственных заболеваниях и сочетаются с разной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности.

У многих детей, часто болеющих соматическими заболеваниями в раннем детском возрасте, отмечается в последующем задержка физического и психического развития.

В период острого проявления соматических расстройств наблюдаются повышение температуры, головные боли, раздражительность и слезливость, снижение настроения, мнительность. В ряде случаев отмечаются тяжелые психические расстройства с отказом от еды, страхи, нарушение сна.

Наличие психотических состояний зависит от индивидуальных особенностей личности, от неблагоприятного влияния внешней среды, от типа нервной системы (тревожно‑мнительный тип). Большое значение имеет состояние иммунной системы, обеспечивающей борьбу организма с вредными факторами, особенно в детском возрасте.

После перенесенного соматического заболевания у детей наблюдаются явления астении: повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы, головные боли периодически наступающие, вялость, сонливость. Из психических нарушений в этот период отмечается нестойкость активного внимания, ослабление памяти, нарушение поведения, что сказывается на общем состоянии ребенка и его успеваемости в школе.

К психосоматическим расстройствам также относятся состояния, обусловленные нарушениями эндокринной системы, которая функционально тесно связана с нервной системой. Исследования, проведенные К.С. Лебединским (1969), Ю.С. Шевченко (2000) и др., показали, что эндокринные нарушения у детей проявляются с раннего детского возраста в форме отказа от еды или употребления большого количества пищи, что сопровождается гипотрофией или гипертрофией (повышенной жировой упитанностью) в связи с нарушением обменных процессов. У большинства детей отмечаются остаточные явления органического поражения ЦНС в виде минимальной мозговой дисфункции. Психические расстройства характеризуются эмоциональной лабильностью, истерическими, сенситивными (чувственными) симптомами. В разные возрастные сроки у этих детей наблюдается нарушение жирового и углеводного обмена, для девочек подростков характерны отклонения в структуре менструального цикла. У многих из наблюдаемых детей отмечается задержка психического развития разной степени выраженности.

Наряду с различными соматическими заболеваниями большое значение приобретают разные формы авитаминозов, которым в настоящее время придают большое значение. Отсутствие или недостаток витаминов в пище приводит к тканевым нарушениям в органах и системах организма. Для нервной системы особенно большое значение имеют витамины группы «В», отсутствие которых приводит к выраженной астении, общему снижению работоспособности, ослаблению памяти, внимания. К авитаминозу особенно чувствителен детский организм. При отсутствии витаминов может задерживаться физическое и психическое развитие. Наряду с витаминами для функции нервной системы большое значение приобретают химические элементы: калий, кальций, йод, селен и другие, принимающих активное участие в обменных процессах, структуре костей и зубов, обеспечивая регуляцию роста и веса ребенка.

Хронические соматические заболевания могут провоцировать активизацию вялотекущих эндогенных психических заболеваний, к которым относятся шизофрения, эпилепсия, маниакально‑депрессивный психоз. В связи с этим необходимо учитывать раннее распознавание первичных и вторичных признаков заболевания, не допускать перехода острых соматических заболеваний в хронические.

Медицинская и педагогическая помощь направлена на выявление болезненных состояний, своевременного лечения, соблюдения режима дня, психологической помощи. Для обучения ребенка необходимо учитывать его повышенную утомляемость и истощаемость, чередовать периоды занятий и отдыха, обязательный дневной сон, возможно пролонгированного характера, витаминизированное и полноценное питание. Таким детям может быть рекомендовано обучение в специализированных школьных или санаторных условиях.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какое значение имеют соматические заболевания в детском возрасте для возникновения нервно‑психических расстройств?

2. Расскажите о значении авитаминоза в проявлении нервно‑психических расстройств.

3. Объясните значение эндокринных нарушений для возникновения психических расстройств.

4. Какие хронические соматические заболевания могут способствовать возникновению психических расстройств?

5. Объясните влияние возрастного фактора на возникновение нервно‑психических расстройств после перенесенных соматических заболеваний.

6. Расскажите о методах работы воспитателя с ребенком, перенесшим соматическое заболевание.

 

Date: 2015-10-18; view: 774; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию