Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоорганический синдром





 

Психоорганический синдром наблюдается как в детском, так и подростковом возрасте после перенесенных травм черепа, тяжелых нейроинфекций, интоксикаций и сосудистых нарушений, и характеризуется сочетанием стойких неврологических и психических расстройств.

Со стороны неврологической сферы выявляются различной степени симптоматика нарушений в форме появления пирамидных знаков, сосудистых, вегетативных и вестибулярных расстройств, нарушения координации движений, мелкой моторики и речи.

Со стороны психической сферы у больных наблюдаются расстройства:

– внимания (истощаемость, отвлекаемость, затруднения переключаемости);

– памяти (гипомнезия);

– мыслительной деятельности (от детализации до вязкости);

– нарушение волевой деятельности (снижение волевой активности и интересов);

– эмоций (раздражительность, эмоциональная лабильность, эйфория, апатия, слабодушие);

– нарушение работоспособности. У детей и подростков отмечается:

– затруднение адаптации в коллективе;

– усиливается аффективное поведение;

– появляется интерес к психотравмирующим ситуациям;

– больные легко вступают в конфликтные ситуации;

– подростки легко попадают под чужое влияние.

Недостаточная критичность поведения формирует асоциальные поступки, затрудняющие пребывание подростка в коллективе. Для диагностики нервно‑психических расстройств, возникающих на фоне органического поражения головного мозга, имеет значение установление факта резкого изменения личности после перенесенной травмы или инфекции, отсутствие динамики психических расстройств.

В последние десятилетия было привлечено внимание к тикоподобным органическим гиперкинезам, имеющим насильственный характер. Среди них определенное практическое значение принадлежит тикам при синдроме Жиля де ля Туретта («болезнь тиков»), описанный этим французским врачом в 1885 г. В дальнейшем отдельные случаи заболевания описывались различными психиатрами (В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев). При этом заболевании возникают внезапные приступы непроизвольных сокращений в отдельных группах мимических мышц (мигания, гримасы, стереотипные движения глазными яблоками, носом, языком, губами), в мышцах шеи, в артикуляционных, голосовых, дыхательных мышцах, в верхних конечностях.

Наряду с гиперкинезами у больных наблюдается эхолалия (повторение слов за говорящими), эхопраксия (повторение движений), непроизвольное произнесение ругательств. Спазмы гортани и артикуляционной мускулатуры проявляются в форме отдельных выкриков, в ряде случаев наблюдаются расстройства речи в виде заикания. Данное расстройство может возникать в возрасте от 2 до 18 лет, но наиболее часто встречается в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Под нашим наблюдением находился Коля, мальчик 11 лет, поступивший во вспомогательную школу. По физическому развитию соответствовал возрастной норме. В неврологической симптоматике просматривалась минимальная мозговая дисфункция: недостаточная конвергенция, слабость лицевой мускулатуры слева, повышенные сухожильные и периостальные рефлексы слева, наличие патологических рефлексов, все указывало на остаточные явления органического поражения ЦНС. Интеллектуально: запас общих сведений ограничен, школьные знания не усвоены, счетные операции затруднены. Речь фразовая с достаточным запасом слов на бытовом уровне, ускоренная по темпу. Читает по учебнику начальной школы, пишет с трудом, при списывании делает много ошибок, почерк плохой. Во время обследования в кабинете у мальчика начался приступ, во время которого он выкрикивал отдельные слова, нецензурно ругался, гримасничал. Присутствовавшая при обследовании мать мальчика сказала, что дома также внезапно возникает приступ, во время которого мальчик произносит разные ругательные слова. По окончании приступа он со слезами обращается к матери, просит у нее прощения, говорит, что не хочет произносить эти слова.

Мальчик поступил в специальную школу. Однажды на уроке возник такой приступ, при котором вначале появились отдельные подергивания в лицевой мускулатуре, затем в верхних конечностях. На фоне насильственных движений появились отдельные выкрики, а затем брань. Через короткое время приступ закончился. Мальчик жаловался на общее плохое самочувствие. Вскоре его перевели на надомное обучение. Он находился под наблюдением психиатра и получал необходимое лечение.

Учитывая, что эти дети очень чувствительны к изменениям привычной обстановки, метеорологическим колебаниям, изменениям отношения к ребенку, они могут дать различные реактивные состояния, что необходимо учитывать родителям, педагогам, воспитателям, обращать и учитывать особенности поведения ребенка, посещающего дошкольное или школьное учреждение. Дети должны жить и работать в режиме, с достаточной сменой деятельности, без физической и психической перегрузки, под постоянным медико‑педагогическим наблюдением.


К этому же синдрому могут быть отнесены интеллектуально‑мнестические расстройства, включающие Корсаковский синдром, дементный синдром и синдром олигофрении.

Корсаковский синдром наблюдается у взрослых в связи с поражением коры головного мозга после травм, в связи со склеротическими изменениями, и при хронической алкогольной интоксикации. При Корсаковском амнестическом синдроме наиболее характерным является нарушение памяти на текущие события, в то время как память на давно прошедшие события сохраняется. Больные дезориентированы в пространстве и времени, не запоминают свое место в палате и лица медицинских работников. Они не могут воспроизвести услышанную речь. Отсутствие памяти на текущие события компенсируются различными вымыслами (конфабуляция) или воспоминаниями событий, имевших место в прошлом (псевдореминисценции). У больных не наблюдается глубокого снижения интеллектуальной деятельности, так как память удерживает прошлые события, знания, опыт, профессиональные навыки.

Наряду с Корсаковским амнестическим синдромом у взрослых, развивающимся на фоне алкогольной интоксикации, был описан аналогичный симптомокомплекс у детей, возникший на фоне туберкулезного менингита. Доктор М.И. Лапидес (1962), описал амнестический синдром, развившийся у детей на 5–6 неделе болезни туберкулезным менингитом и характеризовавшийся последовательностью симптомов: после исчезновения состояния оглушенности или онейроидно‑делириозных изменений сознания возникали амнестические явления. Клиническая картина напоминала классическое описание Корсаковского синдрома: ребенок не узнал лечащего врача, не помнил, что ел или делал несколько минут назад, дети не помнили имени соседа по палате, названия своих игрушек. У таких больных особенно страдало гностическое восприятие времени, т. е. определенная последовательность событий во времени, способность в хронологическом порядке распределить событие. Наряду с расстройством способности восприятия времени в его последовательности у детей наблюдалась постоянная дезориентировка во времени и месте: они не знали, где находятся, при возвращении с прогулки не могли найти свое место в палате. Особое значение при работе с детьми имеет эмоциональный фактор. С.С. Корсаков указывал, что таких больных надо подбадривать, руководить их деятельностью. На эмоциональном фоне улучшается запоминание. Отмеченные нарушения памяти чаще наблюдаются без грубого снижения интеллекта. Течение болезни имеет положительную динамику, по мере улучшения неврологической симптоматики ослабляются психические расстройства.

Деменция (слабоумие) – это текущий процесс, который возникает на конечных стадиях хронических психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, травмах черепа, алкоголизме, склеротических возрастных изменениях, энцефалитах, прогрессивном параличе), когда вследствие атрофических процессов в коре головного мозга происходят сложные необратимые изменения. К этой группе расстройств относится также болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. Для деменции характерно стойкое снижение умственных способностей. Различают диффузную и лакунарную деменцию.


При диффузной деменции наблюдается значительное интеллектуальное снижение, нарушение памяти, разрушается все социальное воспитание, растормаживаются инстинкты: появляется гиперсексуальность, прожорливость, циничность на фоне общей беззаботности, благодушия. Больные нуждаются в постоянной опеке.

При лакунарной деменции страдают отдельные виды психической деятельности: внимание, память, речь. В основном это характерно для пожилых людей, страдающих артериосклерозом сосудов головного мозга. У больных теряется способность запоминать даты, имена, текущие события. Появляется раздражительность, наклонность к аффективным реакциям.

Заключительной стадией деменции является психический маразм – полный распад психической деятельности, утрата контакта с окружающими. Психический маразм наблюдается на фоне физического истощения при хронических психических заболеваниях (шизофрении, энцефалитах), когда появляются трофические изменения во всем теле от длительного лежания в постели, при недостаточном уходе за больным.

Олигофрения – это недоразвитие психической деятельности вследствие поражения головного мозга на ранних этапах внутриутробного развития или поражения мозга в первые месяцы жизни после рождения. Причинами поражения могут быть генетическая неполноценность, инфекции и интоксикации матери во время беременности, тяжелые родовые черепно‑мозговые травмы, менингиты и энцефалиты разной этиологии, перенесенные ребенком после рождения до 3‑х лет. Изучению данного синдрома будет посвящен специальный раздел курса.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику психоорганического синдрома.

2. Назовите причины возникновения психоорганического синдрома.

3. Какие клинические проявления психоорганического синдрома?

4. Что представляет собой болезнь Жиля де ля Туретта?

5. Дайте характеристику Корсаковского синдрома.

6. Чем отличается деменция от олигофрении (умственной отсталости)?

 







Date: 2015-10-18; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию