Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационные факторы коммуникации





Вполне очевидно, что общение и взаимодействие людей проис­ходят не в изолированном пространстве, а в каждом случае в спе­цифической окружающей обстановке, в конкретной социокультурной среде. Соответственно, окружающая среда и обстановка оказы­вают свое влияние на наши слова и действия. Они определяют, какое поведение является обязательным в данных обстоятельствах или ситуациях, а какое недопустимо. Мы по-разному ведем себя на работе, в учебной группе, в магазине и т.д. Наши действия неоди­наковы в разной обстановке. Место коммуникации (аудитория, ресторан, церковь, офис) предписывают нам свои правила поведе­ния. Такого рода установленные и неустановленные правила есть во всех культурах, и их соблюдение является обязательным.

Число людей, с которыми происходит общение, также опреде­ляет характер коммуникации. Каждому человеку известно из сво­его личного опыта, что вы чувствуете себя и поступаете по-разно­му, общаясь с одним человеком, в группе или выступая перед боль­шой аудиторией. Это означает, что природа коммуникации определяется не толь­ко местом взаимодействия. Не меньшее значение имеют и другие факторы, такие, как положение, обстоятельства, время и число участников. Они встречаются практически в любой коммуника­тивной ситуации и оказывают на нее свое влияние. Поэтому в межличностной коммуникации важное значение имеет знание контекста происходящего, а также четкое осознание своей пози­ции в коммуникации (членство в той или иной социальной груп­пе, ее отношение к другим социальным группам, представители которых также участвуют в коммуникации).

Социальная группа — это двое или более индивидов, имею­щих общие интересы, культурные нормы и ценности, картину мира и воспринимающих себя членами одной группы. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Такими группа­ми являются семья, социальный класс или группа, раса, этнос, нация, пол, профессиональная группа и др. Членство в них дает людям дружбу и привязанность, возможность избежать социаль­ной изоляции (она возможна, если человек не является членом группы). Быть представителем одних групп — престижно, поэто­му человек добивается включения в состав таких групп для повы­шения своего общественного статуса. Также бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться членом какой-то группы вопреки своему желанию. Например, человек не волен выбирать расовую или этническую принадлежность. В зависимости от желательнос­ти или нежелательности контакта с этими группами их можно разделить на внешние группы, связь с которыми нежелательна, и внутренние группы, с которыми следует общаться.

С осознания человеком себя в качестве члена этих групп начи­нается формирование личностной идентичности. Мы познаем и оцениваем себя согласно участию в определенной группе и харак­теристикам этой группы (статус, цвет кожи, способность достичь своей цели и др.). Мы сравниваем свою внутреннюю группу с внешними группами. При этом речь идет уже о формировании социальной идентичности. Как личностная, так и социальная иден­тичность, бесспорно, оказывают определяющее влияние на про­цессы коммуникации. Ведь наше поведение, а также поведении, которое мы ожидаем от других людей, во многом связано с член­ством в социальных группах, с тем, принадлежность к какой из них актуализируется в ситуации коммуникации.

Чтобы выявить набор поведенческих ожиданий, связанных с положением человека в той или иной социальной группе, в боль­шинстве гуманитарных наук стал использоваться термин роль. При­мерами таких ролей могут быть: профессор, студент, мать, отец, ребенок, врач, продавец и т.д. В коммуникационных контактах люди взаимодействуют как носители соответствующих ролей. Эти роли определяют коммуникативный стиль общения — доминирующий или подчиненный, дружелюбный или настороженный, открытый или замкнутый и т.д. В коммуникационных актах каждый из парт­неров подвергается влиянию тех ситуаций и положений, в которые нас ставят собеседники, выполняя свои коммуникационные роли.

В соответствии с коммуникационной ролью от каждого чело­века ожидается определенный тип или модель поведения. Но в разных культурах одни и те же роли проигрываются по-разному. Это зависит от степени значимости отношений для самой лично­сти, степени ожидаемой формальности поведения, степени иерар­хичности отношений, степени разрешаемого отклонения от «иде­альной» роли. Так, сложно представить себе, что в русской куль­туре подчиненный будет обращаться к своему начальнику по име­ни и дружески хлопать его по плечу, хотя это вполне возможно в американской культуре.


Огромное значение в любой культуре играют роли, связанные с половой принадлежностью человека. Считается, что в индивидуали­стских культурах более значимыми являются ролевые отношения между мужем и женой, то есть горизонтальные связи. Все другие социальные роли коррелируются с ними: начальник — подчинен­ный, учитель — ученик и т.д. В коллективистских культурах важнее вертикальные связи, возникающие между родителями и детьми. Все прочие социальные роли также выстраиваются по этому образцу.

Интересный случай был рассказан американской компанией Би-би-си. Сын американского солдата и вьетнамки получил разрешение американского правительства на эмиграцию в США, ему разрешили взять с собой либо свою мать, либо жену с ребенком. В соответствии с большей значимостью отношений между родителями и детьми, чем между мужем и женой, он решил взять с собой свою мать и лишь позднее обратился за разрешением на переезд жены и ребенка.

Знание контекста коммуникации также необходимо для нор­мального общения между людьми. Рассмотреть поведение челове­ка в определенном контексте означает поместить его в такие рам­ки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не дает ему сориентироваться в ситуации. Обращение к контексту решает две основные задачи в меж­личностной коммуникации:

• для наблюдателя объясняет, что происходит между людьми, кто какую роль играет;

• для участника коммуникации дает возможность сформиро­вать собственное отношение к происходящему, выбрать способы поведения, наилучшие в данной ситуации.

В связи с этим человек должен прежде всего научиться ориен­тироваться в происходящем: выделять стандартные, или типич­ные, социальные ситуации, знать, как себя вести при этом. К чис-i лу таких стандартных ситуаций относятся деловые переговоры, семейные торжества, любовные свидания, разговоры в очередях, посещение врача и многое другое. Такое знание — часть инфор­мационного багажа любого нормального человека, полученного им в процессах инкультурации и социализации. Оно используется в качестве контекстуальных рамок всеми участниками коммуни­кации и становится предпосылкой взаимопонимания между ними.

Существует несколько классификаций стандартных социальных ситуаций. В зависимости от степени личностной вовлеченности человека в коммуникацию можно выделить три основных уровня общения: социально-ролевой (кратковременное общение), дело­вой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются си­туативной необходимостью — на улице, в общественном транс­порте, в магазине и т.п. Тематика общения определяется конкрет­ной ситуацией. Чтобы коммуникация прошла успешно, нужно соблюдать нормы и требования социальной среды всеми участни­ками коммуникации. Так, если вы пришли в магазин, никто не ждет от вас разговора о погоде или о здоровье. Вы должны вежли­во обратиться к продавцу за требующимся товаром, а он должен так же вежливо подать его вам.

Деловой уровень коммуникации связывает людей, объединен­ных интересами дела, совместной деятельностью ради достиже­ния общих целей. Это уже не кратковременный контакт, поэтому люди должны ориентироваться на совместный поиск средств по­вышения эффективности сотрудничества, стремиться к рациона­лизации их отношений. От человека в первую очередь требуется четкое выполнение им своих служебных обязанностей, что необя­зательно должно сопровождаться личной симпатией.


Интимно-личностный уровень коммуникации связывает близ­ких людей и характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием. В основе коммуникации на этом уровне лежат симпатия и эмпатия. На этом уровне человек получает психологи­ческую поддержку, для него процесс коммуникации важен так же, как и его результат.

Интересная классификация стандартных ситуаций предложе­на известным американским психологом Э. Берном. В ее основу Берн положил присущую человеку потребность в структурирова­нии времени, которая, по сути, представляет собой способ орга­низации межличностного взаимодействия. Он предложил шесть форм социального поведения.

Замкнутость — это пограничная ситуация, когда явная ком­муникация между людьми отсутствует. Человек при этом нахо­дится среди людей, но не общается с ними. Такое бывает доста­точно часто — в поезде, в ожидании приема у врача, даже во

время вечеринки.

Ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не несу­щие смысловой нагрузки. Они могут носить как формальный ха­рактер (дипломатический прием), так и быть частью неформаль­ного общения (приветствия, прощания, благодарность). Ритуалы дают людям возможность проводить время вместе, не сближаясь

при этом.

Времяпровождение — полуритуальные разговоры о пробле­мах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, хотя и обладают некоторой повторяемостью. Времяпро­вождение всегда социально запрограммировано, так как разреша­ет говорить лишь в определенном стиле и на допустимые темы. Примерами могут служить разговоры на вечеринке, где люди не­достаточно хорошо знакомы друг с другом, или во время ожида­ния официального собрания. Времяпровождение позволяет легко поддерживать приятельские отношения, а также заводить новые

полезные знакомства и связи.

Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе ради эффективного достижения поставленных целей.

Игры — наиболее сложный тип общения, в которых каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства и получить вознаграждение. По мнению Берна, западная культура не способ­ствует близости и не поощряет искренности (могут использовать во вред), а Времяпровождение — надоедает. Поэтому люди, избав ляя себя от скуки времяпровождения, но избегая при этом нега­тивных последствий близости, обращаются к играм.

Близость — еще одна пограничная ситуация, свободное от игр общение, связанное с теплыми, заинтересованными отноше­ниями между людьми. Это — самая совершенная форма челове­ческих отношений.


В каждой из названных нами стандартных ситуаций есть свои социальные роли, сценарий действий, а также правила и нормы, регулирующие коммуникацию.

Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, хорошо известны, они отлажены и предсказуемы, представляют собой стандартную последовательность действий. Поэтому их и называют сценариями. Вне зависимости от того, кто именно вов­лечен в данную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует совершать, и то, в какой момент это следует делать, хорошо известна. Например, сценарий «приема у врача» предпо­лагает жалобы больного, расспросы со стороны врача, осмотр и медицинские процедуры, выписывание врачом рецептов, а также его устные рекомендации по лечению.

Сценарий — это своеобразная модель поведения человека в раз­нообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария позволяет автоматически совершать все необходимые действия. Если же человек Сталкивается с незнакомой ситуацией, это затрудняет его адекватное поведение. В ситуации межкультурной коммуникации самая стандартная ситуация может превратиться в незнакомую и привести к конфликту или непониманию между коммуникантами.

Нормы общения это принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры. Нормы включают в себя:

• коллективную оценку того, каким должно быть поведение представителя данной культуры;

• коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение;

• частные реакции на поведение, в том числе и запреты на нежелательное поведение.

Культурными антропологами давно замечено, что одним из существенных различий между культурами является степень жес­ткости общепринятых норм и правил. Считается, что на комму­никативное поведение людей наиболее сильно влияют два основ­ных вида норм — правосудия и взаимности.

Норма правосудия складывается из двух различных значений:

справедливость и равенство. Норма справедливости говорит, что если ты что-то получаешь от человека, то должен что-то отдать ему взамен. Это приводит к своеобразному балансу во взаимоот­ношениях между людьми. Справедливость тесно связана с поня­тием заслуженное™, получения каких-то благ по праву. Норма равенства подразумевает, что все блага должны распределяться поровну между людьми независимо от их личного вклада и инди­видуальных потребностей.

Проведенные исследования показывают, что в индивидуалист­ских культурах в основном ориентируются на норму справедливо­сти, а в коллективистских — на равенство. Это связано с тем, что норма справедливости служит индивидуальным интересам чело­века, а норма равенства — общим интересам членов группы.

Культуры, ценящие норму справедливости, поощряют индиви­дуальные вклады, идеи, права и обязанности отдельной личности. Культуры, ценящие равенство, отдают приоритет групповой гармо­нии, согласию, обязанностям личности по отношению к их группе.

Норма взаимности служит развитию межличностных отноше­ний. Она утверждает, что необходимо помогать тем, кто помог вам, нельзя причинить вред тому, кто оказал вам помощь. Иными словами, это внутреннее моральное соглашение, на котором ос­новываются отношения между людьми. Но если в коллективистс­ких культурах нормы взаимности обязательны, в индивидуалистс­ких они считаются добровольными. Нормы добровольной взаим­ности основаны на свободном выборе человека и его желании вза­имного общения, а нормы обязательной взаимности ориентиру­ются на группу, ее потребности и интересы.

Правила это предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, которые практичес­ки полностью определяются культурой и усваиваются в процессе инкультурации и социализации, правила общения более инди­видуализированы и зависят от ситуации и личностных характе­ристик участников коммуникации. Если нарушение норм осуж­дается обществом, нарушение правил — нет. Правила складыва­ются на основе целесообразности и служат людям для согласова­ния их деятельности и упорядочения социальной жизни. Прави­лам нужно следовать, но их можно и нарушать; правила не явля­ются высшей истиной; они условны; их нельзя определить, но о них можно договориться. В 1980-х годах М. Аргайл провел исследование, установившее, что в человеческом обществе существуют универсальные правила общения, действующие в любой ситуации и в любой культуре.

• Следует уважать частные права другого человека.

• Нужно смотреть в глаза собеседнику во время разговора.

• Не следует обсуждать с другими конфиденциальную инфор­мацию.

• Не следует проявлять сексуальную активность в отношении другого человека.

• Не следует публично критиковать другого человека.

• Следует возвращать долги, услуги и т.п., как бы ни были они малы.

Следует также помнить, что в любой культуре есть коммуни­кационные табу — темы, запрещенные для обсуждения. Нарушать их категорически запрещается.

И, наконец, при изучении факторов, влияющих на эффектив­ность коммуникации, выделяют еще один — лицо. Это публичный образ, которым каждый член общества заявляет о себе. В разных культурах разная степень представления проецируется на «лицо», т.е. допускается разная степень самораскрытия в общении.

В коллективистских культурах лицо определяется конкретной ситуацией и контекстом общения, в индивидуалистских культу­рах лицо обычно отражает внутреннее Я человека и не зависит от контекста ситуации. В таких культурах Я человека всегда свобод­но, «сохранение лица» связано с защитой своей автономии при одновременном уважении прав других людей. В коллективистс­ких же культурах Я человека никогда не свободно, оно ограниче­но взаимными ролевыми обязательствами, долгом. «Сохранение лица» при этом понимается как поддержка другого «лица», иногда даже за счет урона собственному.

Так, в индивидуалистских культурах Германии, США и других стран прямота в обращении не воспринимается как угроза «лицу» другого. В коллективистских же культурах восточных стран, на­пример Японии, Китая, прямой стиль коммуникации восприни­мается как угрожающий и ущемляющий «лицо» другого.

Разумеется, в общении собеседник может уважать, отстаивать, третировать или отвергать заботу другого о собственном и чужом лице. Американская исследовательница С. Тинг-Туми предложи­ла интересную теорию о «поддержании лица» в процессе обще­ния. Ее основные положения:

• Во всех культурах есть понятие «лицо».

• Угроза «потери лица» возникает в ситуации неопределенно­сти (требование, жалоба, одобрение, конфликт), когда идентич­ности коммуникантов подвергаются оценке или сомнению.

• В проблемных ситуациях обе стороны заботятся либо о за­щите своего лица, либо о поддержке лица другого (либо и то, и другое вместе).

• На защиту своего или чужого лица влияют особенности от­ношений (степень близости) и факторы ситуации общения (фор­мальная или неформальная, публичная или частная), а также сте­пень ясности источника проблемы или конфликта.

• Эти измерения могут быть подвержены влиянию культур­ных норм, ожиданий и должны быть интерпретированы в куль­турном контексте.

Установлено, что в индивидуалистских культурах люди боль­ше заботятся о поддержании собственного «лица», а в коллекти­вистских — о поддержании собственного «лица» и «лица» другого человека.

 

литература

1. Доценко Е.П. Межличностное общение: семантика и механизмы. — Тюмень, 1998.

2. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — Самара, 1998.

3. Казаринова Н.В. Межличностное общение. — Спб., 2000.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное об­щение: Учебник для вузов. — СПб., 2001.

5. Мантанов В.В. Образ, знак, условность. — М., 1980.

6. Петров М.Н. Язык, знак, культура. — М., 1991.

7. Розенберг М. Эффективное общение без принуждения. — М., 1996.

8. Соловьев О.В. Обратная Связь в межличностном общении. — М., 1992.

9. Цуканова /Е.В. Психологические трудности в межличностном обще­нии. — Киев, 1985.

 

ГЛАВА 3.







Date: 2015-10-18; view: 543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию