Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6 Психология принятия решения
Может показаться странным, что после данных об устройстве лазеров, описаний операций и перечисления осложнений вдруг целая глава посвящена психологическим перипетиям мотиваций и взаимоотношений пациента с врачом. Собственно говоря, вся книга посвящена именно тому, чтобы помочь человеку определиться в своем отношении к лазерной коррекции. На самом деле не так много в медицине ситуаций, в которых всю тяжесть принятия решения о необходимости проведения той или иной хирургической процедуры полностью перекладывают на плечи пациента. Навскидку вспоминаются разве что операция с небольшими шансами на успех, косметическая операция при отсутствии явных уродств и дорогостоящая операция. Лазерная коррекция отличается от перечисленных операций минимальным риском, альтернативой в достижении косметического эффекта в виде контактных линз и относительно небольшой стоимостью. Казалось бы, у лазерной коррекции нет шансов стать хоть сколько-нибудь востребованной процедурой. Однако именно здесь на первый план выходят мотивации принятия решения.
Мотивации В главе про противопоказания и особенности заживления было сказано много о том, кому и почему нельзя проводить коррекцию и какие особенности зрения будут у человека, которому провели ЛАСИК. Так делать или не делать? Врач скажет «делать», если вам МОЖНО делать, и скажет «не делать» или «мы вам можем предложить другое лечение», если вам НЕЛЬЗЯ делать ЛАСИК. В последнем случае с врачом лучше не спорить, потому очень высок риск осложнений. А вот с «МОЖНО» все сложнее. Устав смотреть на ваши метания перед принятием решения, отнимающие у него время, врач решит за вас. Мотивация такого решения будет связана либо с экономической целесообразностью, либо с личной антипатией, либо с собственным сиюминутным настроением. Поэтому принимайте решение сами.
Поступление на работу Молодые люди от восемнадцати и старше, порой получая от работодателей отказы, стараются избавиться от максимального количества своих недостатков. Включая очки. Отдельно стоит упомянуть молодых людей, желающих связать себя с родом деятельности, в котором объективно высокие требования к состоянию здоровья новобранцев. Это касается службы в различных видах и родах войск и спецслужбах, работы в авиации. Если вы планируете поступать в военное училище, если вас переводят из внештатных резервистов в действующие сотрудники Федеральной службы безопасности, если вас принимают на работу стюардессой, то вам стоит поинтересоваться критериями прохождения медицинской комиссии. В большинстве приказов, регламентирующих работу таких комиссий, еще со времен радиальной кератотомии оговорен срок после проведения рефракционной операции, в течение которого человек не допускается к службе или работе. Можно попытаться обмануть комиссию и пройти ее даже на следующий день после ЛАСИК, но будет непросто объяснить, куда пропала близорукость, которая была у вас с детства. Просто не стоит начинать свой профессиональный путь с обмана, который может рано или поздно раскрыться. Есть такие аппараты, как кератотопограф или аберрометр, которые не обмануть и через двадцать лет, и кто знает, когда придется с ними столкнуться на жизненном пути, и к чему это приведет. Лучше идти на медкомиссию с открытым забралом и через полгода после проведения лазерной коррекции. Состояние после проведения ЛАСИК не является ограничением профессиональных возможностей.
Сохранение работы К сожалению, в настоящее время критерии прохождения медкомиссии регламентируются руководством предприятий. Или, во всяком случае, интерпретируются. Отклонения от среднестатистической нормы, которые раньше не мешали работнику поступить на данную должность, теперь вдруг становятся поводом для увольнения или для перевода на другое место работы. Такое ужесточение требований к здоровью лиц предпенсионного возраста встречается все чаще. В большинстве случаев при дальнозоркости, близорукости или астигматизме такое ужесточение с медицинской точки зрения не обосновано. Человек видит хорошо, а нужны ему для этого очки или нет, значения не имеет. Исключением, конечно, является работа на высоте и некоторые другие виды работ. Потеря или повреждение очков и контактных линз в таких ситуациях действительно может стать причиной возникновения опасности жизни и здоровью как самого работника, так и окружающих. В таких случаях проведение лазерной коррекции для сохранения работы хоть и является вынужденной мерой, но позволяет сохранить социальный статус и планируемый уровень пенсионного обеспечения. Но и тут пациент должен прийти к рефракционному хирургу с теми показателями, которые требуют у него при прохождении медицинской комиссии на работе. А уж потом хирург должен ответить на вопрос, может он обеспечить в данном конкретном случае необходимый результат лазерной коррекции или нет. После этого пациент решает, «стоит овчинка выделки» или нет.
Косметический эффект Не зря лазерную коррекцию порой причисляют к косметическим операциям. Такая мотивация тоже существует. Чаще всего для достижения косметического эффекта ЛАСИК делают девушки фертильного возраста, не переносящие контактные линзы или желающие избавиться от очков раз и навсегда. Да, действительно, ношение очков в подростковом возрасте может породить психологические комплексы. Молодая женщина искренне может считать, что причиной сложностей в общении с представителями противоположного пола является ношение очков или покрасневшие от контактных линз глаза. Дилемма эта очень похожа на ту, с которой встречается молодой человек в поисках работы (см. выше). Такой же рынок труда, а точнее, рынок невест и женихов. Такие же критерии отбора, далекие от критериев здравого смысла. Такое же желание быть счастливой. Только цель более важная – создание семьи и рождение детей. Цель эта чаще всего неосознанная. Пациенткой в силу возраста и неопытности осознается только желание косметического эффекта, желание избавиться от недостатка. Мотивация серьезная и обоснованная. Во всяком случае, это не желание «поменять нос, как у Кейт Уинслет, на нос, как у Кейт Бланшет».
Другие мотивации «Пока есть деньги, почему не вложить их в здоровье и не исправить все, что можно, – зубы, глаза, морщины и т. д.» «Подружка вот сделала, а чем я хуже?» «Ну и что, что развелся. Начинаю новую жизнь!» «Теннис, горные лыжи и дзюдо не для очкариков, а мне по статусу положено». «За границей это таких денег стоит, а у нас дешевле и не хуже». «Сейчас в моих кругах принято заботиться о здоровье. А солярий и «ботокс» после этого можно делать?» Каких только не бывает побудительных мотивов для проведения лазерной коррекции! Но независимо от мотива хотелось бы, чтобы пациент сам взвешивал целесообразность проведения ЛАСИК, положив на одну чашу весов причину, толкнувшую на это, а на другую – все оговорки, ограничения, перспективы и риски, то есть в конечном счете свои страхи и сомнения. Как правило, мотив перевешивает, так как на другой чаше весов в большинстве случаев пустяки и мелочи жизни. Чаще всего этому помогают советы.
Советы За советом мы с вами ходим к знакомым, друзьям и родственникам. Чужой человек, а тем более рефракционный хирург является, на наш взгляд, лицом заинтересованным, необъективным. А вот друг выдаст полностью объективный совет. Совет сам по себе субъективен. Один индивидуум рекомендует действовать определенным образом, но первый не знает истинных интересов и возможностей второго, а второй не знает степень информированности и мотивы первого. Лучшее, что может сказать советчик, – сухо и сжато изложить имеющиеся у него сведения по этому вопросу. Единственным способом составить собственное мнение является не спросить совета, а собрать информацию из разных источников.
Источники информации Книги. Есть четыре книги, которые полно и всесторонне освещают вопрос лазерной коррекции. Две на английском языке, две на русском. Характер изложения – научная монография. Предназначены только для офтальмолога, занимающегося рефракционной хирургией. Тиражи около тысячи экземпляров. Усвоить и правильно воспринять такую книгу рядовому пациенту практически невозможно. Пресса. Основная масса информации рекламного характера. Там больше проблем не в достоверности, а в ограниченности информации: эффективно, безопасно, опытные хирурги, современное оборудование, уникальные операции, устранение близорукости, дальнозоркости, астигматизма, адрес, телефон. В развязанной в прессе кампании преследования врачей за врачебные ошибки лазерная коррекция практически не упоминается. Нет повода. Узкоспециализированные журналы имеют такую же степень доступности информации, как и книги. Интернет. Большинство сайтов на тему ЛАСИК создано соответствующими клиниками, качество и количество информации на них на порядок выше, чем в прессе. Содержимое таких сайтов постепенно и очень медленно, но мигрирует к более-менее всеобъемлющему освещению проблемы. Почему медленно? Тут сказывается конкуренция на рынке оказания медицинских услуг. Если вываливать на сайт гору негативной информации об ограничениях и противопоказаниях, потенциальный пациент посчитает это признаком низкой квалификации и невысокого профессионализма клиники. «Ведь на других сайтах так не пугают, значит там врачи и аппаратура лучше». Но и безоговорочных рекламных обещаний о результатах лазерной коррекции, какие использовали сначала зарубежные, а за ними и отечественные маркетологи от медицины лет десять назад, сейчас не встретишь.
Общение с врачом. Какие вопросы ему надо задавать? Итак, последний, самый главный и самый полный источник информации – это квалифицированный врач. Спрашивать что-либо до окончания офтальмологического обследования бессмысленно. Сначала врачу нужно предоставить максимально возможный объем информации о своих глазах и общем состоянии здоровья и предложить ему ознакомиться с вашим офтальмологическим архивом, например с амбулаторной картой. После постановки диагноза, когда врач предложит вам лазерную коррекцию, наступает время задавать вопросы. Из них можно выделить три блока обязательных вопросов. Какой метод лазерной коррекции вы мне предлагаете? О возможных вариантах обследования было сказано в четвертой главе. Если предложен не ЛАСИК, стоит спросить, чем предложенный метод отличается от него. И почему предложен не ЛАСИК. У меня нет противопоказаний к ЛАСИК? Например кератоконуса? Если предлагают коррекцию, то значит противопоказаний нет. Однако имеет смысл еще раз обратить внимание врача на это. Толщины роговицы достаточно для устранения моей близорукости (дальнозоркости, астигматизма)? Мне грозит частичный возврат близорукости? Остается ли резерв толщины роговицы для докоррекции? Идеальный ответ врача: да, нет, да. Подойдет также: да, да, да. Худший вариант: нет, да, нет. В последнем случае имеет смысл отказаться от коррекции.
Индивидуальный подход Главный недостаток врача появляется в связи с высоким темпом работы большинства офтальмологических клиник, когда об индивидуальном подходе и говорить не приходится. Если вы видите, что полноценного общения не получается, то можете схитрить. Не задавая даже обязательного блока вопросов, успейте спросить главное: – Меня вы будете оперировать? Если вам ответят «Да», то спросите, когда можно будет подойти и поговорить с врачом в спокойной обстановке. Если «Нет», то: – А мне можно поговорить с хирургом? Вам не откажут. Может быть, вам придется прийти еще один раз и даже в другой день.
Психологические позиции сторон Пациент и врач – не противоборствующие стороны. Но цели у каждой из сторон разные. Вам надо решить – делать коррекцию или и дальше носить очки и контактные линзы. Врачу надо поставить вам правильный диагноз и прооперировать, если вы захотите. Опытный врач при общении с пациентом бессознательно использует элементы нейролингвистического программирования или психологическое манипулирование. Разговаривать уверенно, держаться чуть свысока, вести беседу, в наиболее важные смысловые моменты беседы смотреть вам в глаза, иногда дотрагиваться до вашей руки. И многие другие мелочи. Это нормально. Нарушать такой стиль общения не стоит. Однако маневрировать необходимо. Не стоит перебивать и ставить под сомнение доминирование врача, но, придерживаясь уважительного тона, следует задать те вопросы, которые вы хотели. Если вы из тех, кто «теряется» во время беседы, имеет смысл заранее написать список интересующих вас вопросов. Вопросов не должно быть много, скажем, не более пяти. Большое количество вопросов не только вызывает раздражение, но и снижает информативность ответов. От вас просто захотят отделаться. И не поддавайтесь давлению. Помните, что решение принимать вам.
Date: 2015-10-18; view: 377; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|