Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика наука и ответственность ученого





 

В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из

них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что

допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым

для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое

воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты,

приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"),

так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно

для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В

повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить

полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит

отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого

исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот

результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и

пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований

лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому.

Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все

то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих

исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и

коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и

разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те

доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им

результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую

провести независимую проверку его результатов.

Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих ценностей:

1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления

повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна

оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний

тех, кто их формулирует.

2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием.

Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя

результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит

полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего

использования всеми коллегами.

3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск

истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения

денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться

как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой

проводятся исследования.

4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за оценку

доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама

оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей

работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы

как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение

к их результатам. Этические нормы охватывают самые разные стороны

деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований,

публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда

сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту

приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного

сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг

вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым

возможных негативных последствий для людей от использования обществом его

открытия или изобретения. Другими словами ученый несет перед обществом

ответственность за то в чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен

оценивать готово ли общество принять новое.

 

51 Нормы научной деятельности и расширение этоса науки

Понятие этос науки (греч.???? = привычка, обычай) обозначает совокупность моральных императивов, норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Этос науки вырабатываются в процессе общения ученых, его нормы являются результатом исторического отбора тех правил поведения, которые необходимы науке и обществу. В них выражаются, в частности, общечеловеческие моральные требования, например, «не кради», «не лги». Аналогом кражи в науке является, например, плагиат. Ложь может проявляться в виде намеренного искажения данных эксперимента.


Нормы научного этоса американский социолог Роберт Мертон сформулировал в виде четырех «институциональных императивов» науки:

1) Универсализм — это норма, требующая, чтобы любые знания были открыты для критики и оценки. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

2) Общность — это норма, требующая, чтобы результаты исследований были доступны другим ученым, чтобы научное знание становилось общим достоянием.

3) Бескорыстность — это норма, требующая, чтобы основным стимулом деятельности ученого был поиск истины, независимый от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, ради которой проводятся исследования.

4) Организованный скептицизм — это норма, требующая, чтобы каждый ученый добросовестно оценивал труды коллег, не полагался на авторитет предшественников, критически относился к чужим и своим собственным результатам.

В современной науке особенно актуальны вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученых с обществом. Это вопросы социальной ответственности ученых.

В период возникновения экспериментально-математического естествознания ученым приходилось отстаивать свободу научных исследований от схоластических и церковных догм, от традиционных предрассудков и суеверий. В этом им помогало учение о «двух книгах» (см. § 28). Ученые сознавали свою ответственность за то, чтобы истина торжествовала над невежеством. Силы природы, которыми тогда овладела наука, были еще не настолько велики, чтобы они могли причинить глобальный и непоправимый вред человечеству. Поэтому вопрос об ответственности ученых за судьбу человечества еще не возникал.

Лишь в XX веке наука и промышленность овладели силами, способными вызвать катастрофические последствия для человечества. И тогда, особенно с середины XX века, после применения ядерного оружия, вопрос об ответственности ученых и конструкторов за их открытия и изобретения стал злободневным. В общественном сознании широко распространилось мнение, будто именно ученые ответственны за появление оружия массового уничтожения, генетически модифицированных продуктов, за экологические катастрофы и т. п. На этом мнении основано требование к ученым, чтобы они останавливали свои исследования, когда обнаруживается опасность или непредсказуемость их последствий. Но это требование справедливо лишь частично.

Научное знание представляет собой систему, поэтому самые безобидные исследования косвенно, будучи частью системы, способствуют появлению потенциально опасных результатов. Можно сказать, что в появлении атомной бомбы виноват Галилей, открывший принцип относительности, виноваты Бэкон и Декарт, начавшие разработку научной методологии, а в опасных последствиях генетических экспериментов виноват Мендель, проводивший опыты по скрещиванию сортов гороха. В таком случае следовало бы запретить всю науку вообще, поскольку она вся потенциально опасна. Если довести эту мысль до абсурда, то надо было бы запретить все открытия и изобретения, начиная с изобретения дубины, каменного ножа и колеса.


Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания. Нравственное созревание человечества отстает от роста знаний и технического могущества. Сначала в распоряжении людей оказывается какая-либо сила, а уже потом на опыте ошибок и страданий люди вырабатывают правила обращения друг с другом и с этой силой. Неразумные желания и амбиции незрелой части человечества, а не наука как таковая являются основной причиной несчастий.

Наука подобна золотой рыбке, которую пытается эксплуатировать невежественная и алчная старуха. Золотая рыбка невиновата в том, что старуха предъявляет неразумные требования и в том, что старик потакает своеволию и амбициям старухи. В конечном счете, опасную и вредоносную силу представляет именно невежественная и алчная старуха, а не золотая рыбка. Нужно образумить или унять старуху, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Золотая рыбка, т. е. наука, в конечном счете, осознаёт предел, который нельзя переступать в угождении неразумным желаниям.

 







Date: 2015-10-18; view: 984; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию