Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность инноваций, их виды и особенности





В современной экономической и социологической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время в конкурентной борьбе соперничество идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования в нововведении рассматриваются в специальной отрасли социологического знания – инноватике. Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в социальной организации.

Основоположником концепции нововведений был немецкий экономист И. Шумпетер, который в работе «Теория экономического развития» (1911) вычленил ряд закономерностей инноватики: наличие связи между теоретическими исследованиями и производством, между фундаментальными исследованиями и прикладными исследованиями, установил наличие отношений краткосрочных и долгосрочных связей в процессе технико-технологических изменений, выявил условия накопления и распространения нововведений, описал факторы, положительно или отрицательно влияющие на использование нововведений.

Выдающийся экономист ХХ в. Н.Д. Кондратьев обнаружил, что в основе 50-летних «больших циклов» заложены «длинные волны» крупномасштабных нововведений. После кризиса 30-х годов в менеджменте стала актуальной «инновационная политика фирмы». С 60-х годов на первый план вышли исследования социальных факторов инновации. Основное направление этих разработок первоначально шло в русле концепции И. Шумпетера. На этой основе были сформулированы основные характеристики научно-технического инновационного процесса.

В зависимости от предметного содержания различают инновации технические и социальные. Под технической инновацией обычно понимают технико-технологические изменения производственного процесса – использование новых научных идей, технических приспособлений, технологических процессов, сырья, материалов и т.д.

К социальным нововведениям относят прежде всего экономические (изменения в системе вознаграждения, изменения характера мотивации трудовой деятельности и т.д.) и управленческие, а именно создание новых организационных структур, новых форм организации труда, новых способов выработки и принятия решения, принципиально новых форм контроля. К управленческим инновациям относят также широкие социальные преобразования, связанные с изменением системы власти и ответственности, формированием новой организационной культуры и т.д.

Американский социолог и экономист П. Друкер считает, что нововведение – это скорее экономическое и социальное понятие, чем техническое, так как даже в случае технико-технологических изменений изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов. П. Друкер определял нововведения как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они стремятся осуществить новый вид бизнеса или услуг. В этом же русле рассматривал нововведения и венгерский экономист и социолог Д. Санто. По его мнению, нововведения – это такой общественный, технический и экономический процесс, который на основе использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а в случае, если он ориентирован на экономическую выгоду, на прибыль, то может принести и дополнительный доход.

Инновационному изменению присущи определенные особенности. Среди них самая важная – системный характер. Инновация – не есть продукт какого-то одного, частичного новшества в производственном процессе или в организации управления, а результат совокупности взаимодействий, изменяющих всю систему предприятия. Российский социолог В.Н. Лапин определяет инновацию как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известных потребностей людей.

Вторая особенность нововведения состоит в его рискованном характере. К инновациям необходимо подходить с достаточной осторожностью. Следует понимать, что всякое нововведение ведет к нарушению устойчивости системы предприятия, вызывает в ней внутреннее напряжение. Специалисты в области инноватики отмечают наличие определенного противоречия между функционированием предприятия и его изменением. Функционирование предполагает циклическое воспроизводство каких-то действий, результатов. Оно может быть эффективным только в том случае, если оно регулярно и стабильно. Всякое нововведение хотя на какое-то время «сбивает» функционирование, изменяет его параметры. И таким образом нарушает равновесие в системе.А.И. Пригожин называет противоречие между целью и стабильностью системы и ее изменением инновационным противоречием. Разрешение этого противоречия, сохранение стабильности системы возможно через искусное, поэтапное осуществление нововведения, так, чтобы система, меняясь в одних своих элементах, сохранялась как устойчивое образование во всех других. Иметь дело с риском – не столько наука, сколько искусство. Интуиция и воля здесь часто надежнее расчетов.

 







Date: 2015-10-18; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию