Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определения
Риторика – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. С точки зрения риторики рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения. Адресант – тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи. Адресат – тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи. Текст - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством. Композиция – выстраивание последовательности частей текста, с помощью которого постепенно раскрывается целостный замысел – при постоянной заботе автора об управлении вниманием адресата. Логические законы риторики – такие законы логики в речи, которые выделяют соотношение речи и мышления, соответствие общего логического построения текста замыслу автора. Закон тождества «Всякая сущность совпадает сама с собой». Закон противоречия «Никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным». Закон исключенного третьего «Из двух высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Закон достаточного основания «Всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано». Риторические действия адресанта при создании текста – риторические действия адресанта, согласно которым он выполняет пять этапов: диспозиция, инвенция, элокуция, мемориа, акцио. Введение – начальная композиционная часть монологического текста, связанная с ситуацией общения, и с содержанием данного речевого произведения. Основная часть (расположение) – последовательность частей, обеспечивающая развитие темы; презентация заранее отобранных фактов. Заключение – конечная композиционная часть монологического текста, основная задача которой – еще раз прояснить поставленную автором цель, обобщить все сказанное, подвести логический итог Деловое общение – межличностное взаимодействие с целью организации и оптимизации предметной деятельности (производственной, научной, юридической, управленческой, финансовой). «Максимы» общения – правила делового общения, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия на что-то, побудить к определенным действиям. Деловая беседа – распространенный вид непосредственного делового общения в диалогической устной форме. Инвенция (изобретение) – первая часть классического канона риторики, в которой рассмотрены правила мыслительной разработки темы в соответствии с целью ритора. Диспозиция (расположение) – вторая часть классического канона риторики, в которой рассматриваются правила последовательного представления частей разработанной ранее (на этапе изобретения) темы будущего текста. Элокуция (словесное выражение, оформление) – третья часть классического канона риторики: изложение изобретенного содержания в обдуманной последовательности в виде текста, его украшение с помощью изобразительных средств, речевых приемов. Предполагает осознанный отбор и группировку языковых средств в соответствии с замыслом автора. Мемориа (запоминание) – четвертая часть классического канона риторики, рассматривающая способы и приемы запоминания речи, заучивания ее наизусть. Акцио (произнесение, исполнение) – пятая часть классического канона риторики, рассматривающая правила преподнесения подготовленного текста. Публичное выступление - официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. Виды композиции. Линейная (хронологическая, естественная) композиция предполагает выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию. Искусственная композиция выполняет задачу заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи. Предполагает использование нескольких методов построения материала: дедуктивный метод – движение от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению; «козыри» (сильные аргументы) предъявляются в последнюю очередь; индуктивный метод – репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод, на первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее; метод аналогии – один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта на менее изученный объект; стадиальный метод (напоминает хронологический) отвечает не логике события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому; концентрический метод – освещение проблемы (или группы однородных проблем), вокруг которых строится сообщение. Топы (общие места, топосы) – логические модели развития мысли о предмете речи. Виды топов: внутренние и внешние (см. лекции). Хрия – классическая содержательная схема речи-рассуждения, т. Е. текста, содержанием которого является доказательство определенной мысли (тезиса) как истинной или ложной. Предполагает последовательное расположение частей: приступ (введение, связанное с темой) – парафразис, экспозиция (объяснение темы) – причина (аргументы) – противное (сопоставление с противоположным) – пример – свидетельство (мнение в поддержку своей позиции) – заключение. Риторический канон – схема перевода речи мыслимой (внутренней) в речь высказанную (внешнюю). Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь; образ хорошей речи. Аргумент - довод, являющийся обоснованием тезиса; виды аргументов (см. практические занятия). Тезис - положение, нуждающееся в доказательстве. Доказательство – довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-л. Аргумент. Система умозаключений, путем которых выводится новое положение. Логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений; при косвенном происходит обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Тема текста – предмет речи целого текста; содержательное ядро текста, лежащее в основе авторского замысла (то, о чем говорится в тексте). Основная мысль текста – то, что говорится в тексте, ради чего он был создан автором. Абзац - это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль абзаца. Виды связи предложений в абзаце. Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением. Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев. Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором цепная и параллельная связь предложений сосуществуют. Структурно-семантические единства (микротемы) – тема части текста, далее не делимой в тематическом отношении (обычно тема сложного синтаксического целого). Заголовок – название текста, отдельно взятого или в составе группы однородных членов, а также частей крупного текста. Фразы-скрепы (языковые коннекторы) – относительно устойчивые языковые единицы, связывающие отдельные микротемы (части) текста. Диалог – непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц (полилог); процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Монолог – развернутое высказывание одного человека (как устное, так и письменное), его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Спор - родовое обозначение словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Виды спора (см. лекции). Полемика - борьба принципиально противоположных мнений, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия - наиболее сложная и богатая разновидность спора, а именно: спор на определенную тему и по определенной мысли с точки зрения ее истинности, достоверности, правомерности, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью ее выяснения и решения. Вопрос – разновидность высказывания по цели речи, а именно высказывание, с помощью которого говорящий выражает желание получить какую-либо информацию (преимущественно от говорящего партнера). Виды вопросов (см. учебник). Красноречие – дар речи, способность и умение излагать мысли икусно и убедительно. Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещении смыслов в одной и той же форме; особый оборот, особое употребление фраз, слов и выражений в переносном, образном или иносказательном смысле. Слово, словосочетание, предложение, обозначающие какой-либо предмет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, мейозис, гипербола, ирония, аллегория и др.). Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) – приём выразительности, основанный на соположении языковых единиц в тексте; устойчивое синтаксическое образование, которое отличается от синтаксических построений обиходной речи и способствует усилению эмоциональности и убедительности высказывания (сравнение, антитеза, оксюморон, градация (лестница), риторический вопрос, риторическое восклицание и др.). Средства диалогизации монолога – глаголы, обозначающие побуждение к действию (давайте обратимя к, обратите внимание, всмотритесь и др.); глагольно-местоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд пример его точку зрения (я считаю, что…; я полагаю, что…; я заявляю, что…). Лекторское мы объединяет оратора и состав суда в процессе поиска истины (мы видим, мы знаем, мы помним). Конструкции с несобственно-прямой речью: обвиняемый говорит, что…; свидетель показывает, что…). Ссылка на чужое мнение. Чужая речь. Этика – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Редактирование (правка) текста - один из завершающих этапов письма как вида речевой деятельности, который предполагает совершенствование написанного (проверку текста на уровне соответствия различным нормам (правилам): орфографической, пунктуационной, речевой). Замысел (речевой) – намерение автора, определяющее общее направление его речевых действия, их мотивированное движение к определенной цели. Имидж – образ лица, организации, вещи, осознанно создаваемый с целью достижения социального успеха, влиятельности в обществе. Речевой жанр - форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин). Интенция (речевая) (коммуникативное намерение) – первотолчок к созданию речевого произведения, неоформленное желание, которое в будущем должно быть оформлено посредством речи. Коммуникативные качества речи - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Коммуникативная компетенция – владение языком, соединение знания языка с опытом речевого общения, умение творить речь в соответствии с требованиями жизни и воспринимать речь с учетом замысла автора и обстоятельств общения. Этос – одно из трех оснований античной риторики, а именно ее нравственное начало. Логос – одно из трех оснований античной риторики, а именно – ее мыслительное начало. Пафос - одно из трех оснований античной риторики, ее эмоциональное начало. Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре. Мелодика - (мелодический рисунок речи) – это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Темп - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Тембр речи - это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении звуков, слогов, слов. Паузация – перерывы в звучащей речи, с помощью которых речевой поток делится на порции – сегменты. Риторические свойства голоса – набор таких качеств голоса ритора, которые позволяют говорить о профессионально разработанном голосе, поставленном голосе: интонационное богатство, помехоустойчивость, чистота, полетность, суггестивность, выносливость, большой диапазон и высота и др. Гомилетика – род публичной монологической речи, построенный на основе собеседования с адресатом (как правило, богословско-церковное красноречие). Софизм – умышленная ошибка в рассуждении, выдаваемая за истину. Софизм основывается на намеренно неправильном подборе фактов, на подмене понятий, на том, что часть сообщения вырывается из контекста: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. Образ оратора – естественно складывающееся в сознании адресата представление о риторе: его типе внешности, здоровье, энергии, характере, нравственных позициях, образовании, эрудиции, воспитании, профессии и др. Дебаты - прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам. Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему. Прения - обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Предмет спора - это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлениями мнений.
Date: 2015-10-18; view: 960; Нарушение авторских прав |