Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сентября
♦ «Внимание в рабочем полукруге». Традиционное упражнение первого занятия. Правильно и бесшумно поставить стулья в рабочий полукруг, добиться пространственной точности и коллективной координации. Расстояния между стульями должны быть абсолютно одинаковыми. Упражнение относится к развивающим, а не к воспитывающим. Оно начинает воздействие на восприятие — реактивность, тренирует новое внимание. Цель — научить себя обращать внимание на то, на что раньше обращать внимание не требовалось; это — главное условие расширения восприятия. Этой же цели посвящено следующее упражнение. ♦ Как одет сосед справа, увидеть на «внутреннем экране» — в воображении, записать. Кроме того, о чем мы уже сказали, с этого упражнения начинается тренировка воображения. Оказывается, слова «увидеть что-то на "внутреннем экране" или в воображении» понятны отнюдь не всем. Я сталкивалась с этим довольно часто, особенно когда проделывала такие упражнения со студентами-экономистами, у которых читала курс «Основы актерского мастерства и режиссуры». Они «честно» признавались, что, когда закрывают глаза, ничего не видят, а с открытыми глазами, видят то, на что смотрят. Понятно, что они просто не осознают видения, следовательно, этому тоже нужно учиться. Домашнее задание: запоминать, представлять в воображении окружающих людей. Начали заниматься мышцами. ♦ «Кулак» (мышечное упражнение). Сжать кулак до боли, удерживать напряжение, сколь возможно долго. Остальные мышцы свободны, насколько это получается сейчас. Сбросить напряжение, ощутить вибрации пальцев и покалывание в мышцах кисти. Далее, на следующих занятиях, переходим к другим мышечным группам (предплечья, плечи, таз, ноги и т. д.). Начинаем осознавать разделенность групп мышц. Это необходимо в первую очередь, потому что никакие общие упражнения не смогут повлиять на очаги хронических мышечных перенапряжений, а, следовательно, на устойчивые нервные связи— доминанты, образованные прошлым опытом. Но если я не умею напрягать плечи до изнеможения, оставляя расслабленным все тело, то мне не удастся последовательно воздействовать на каждый очаг отдельно. Например, при работе с плечами ступни, в которых также есть очаг напряжений, будут немного напрягаться вместе с плечами, а небольшое напряжение только усилит очаг. Нужно учиться разделять мышечные группы и управлять ими по отдельности, чтобы уметь через напряжение до изнеможения освободить конкретную группу мышц. В нашем психофизиологическом исследовании, о котором уже шла речь, мы при помощи прибора «Корона ТВ» измеряем «ауру» (площадь свечения) до и после выполнения этого упражнения (при включении всех мышечных групп все тело «сжимается в кулак»). Из устных отчетов студентов выяснилось, что в упражнении обязательно включается воображение: воля, которая заставляет удерживать напряжение в теле, «подсовывает» воображению причины. Например: я сжался, потому что пролезаю внутри тесной трубы, пока не доберусь до конца, нельзя отпускать напряжение. Картина свечения анализируется по многим параметрам, но есть один, который указывает на активное включение воображения. Это отрыв и некоторое удаление от общей картинки фрагмента свечения, как искры костра, светящейся самой по себе. На картинках «ауры» ясно видны всполохи (у одних больше, у других меньше) особого состояния сознания. Ученые называют этот эффект феноменом усиления фрагментации паттерна ГРВ (газоразрядной визуализации — картинки свечения) и образованием в ряде случаев дистантных выбросов эмиссии. [4] ♦ «Арки Лоуэна» (упражнение заимствовано из «телесной терапии» А. Лоуэна). Это упражнение, как мне кажется, не применялось в сценической педагогике ранее. Оно взято из дзенских психотехник и его выполнение заключается в принятии определенной «напряженной позы», как называл это А. Лоуэн. Напряженные позы (здесь приведена одна из трех основных поз) составляют основу биоэнергетического тренинга. Они помогают высвободить мышечное напряжение через дрожь и непроизвольные движения. Тело в позах максимально сбалансировано. Встать, расставив ноги на расстояние примерно 45 см, носки повернуты вовнутрь, колени согнуты. Кулаки поставить на поясницу и про- гнуться назад так, чтобы линия, соединяющая точки между лопатками на позвоночнике и середины расстояния между ногами, была перпендикулярна полу. Удерживать позу 2-3 мин. Если поза правильна, то начинаются вибрации в тех группах мышц, которые имеют очаги хронических напряжений. Регулярность применения этой и других поз ведет к освобождению мышечных групп и частичному снятию хронического возбуждения в соответствующих зонах коры головного мозга. ♦ «Электрический ток» (психомышечное упражнение). Цель упражнения — последовательное освобождение групп мышц от напряжения. Участники стоят «стайкой». Руки опущены. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрическим током. Вибрации распространяются на всю кисть. Через минуту они захватят руку до локтя, далее — с тем же интервалом — плечи, верхнюю половину тела, наконец, все тело «бьет электрическим током». Общая длительность упражнения 6 минут: по минуте на каждую добавившуюся группу мышц. В результате в теле появляется ощущение тепла, покалывание в коже, расслабленность мышц. Упражнение (называлось оно, конечно, иначе) имеет древние дзенские корни, его полезность проверена тысячелетиями. Однако имеется и современное научное обоснование его действенности. Расслабление достигается избыточным напряжением. В данном случае, как и в некоторых последующих упражнениях, «усталости» мышц мы добиваемся не статическим напряжением, а работой той или иной группы. Кроме того, в упражнении не требуется специальной концентрации внимания, оно автоматически концентрируется только на внутренних ощущениях (о чем-то другом думать в этих обстоятельствах невозможно, «безмыслие» — освобождение сознания достигается само собой). Нужно отметить, что упражнение очень действенно для освобождения мышц: как показывают исследования, площадь свечения «ауры» после выполнения существенно увеличивается. ♦ «Нитка» (упражнение для освобождения позвоночника). Внимание концентрируется на внутренних ощущениях. Что происходит в теле при выполнении этих упражнений? Участники садятся на корточки, обхватывают колени руками, голова прячется в колени. Вы — клубок ниток, вас разматывают, кто-то тянет за нить и заставляет кувыркаться вперед, и назад, и в стороны с разной скоростью. Клубок становится все меньше и меньше (перекаты и кувырки не менее трех минут), пока не разматывается в нить: участники ле- жат на спине. Ваша нить состоит из двух волокон (правая половина тела — одно волокно, левая — другое). Кто-то дергает за волокна в противоположном направлении, туда и обратно. Импульс движения задают ступни ног, колени прямые, носки ступней на себя. Две половинки тела сдвигаются относительно друг друга в течение 3-5 минут. Естественное после кувырков головокружение и напряжение околопозвоночных мышц в первой и второй фазе упражнения приведут к глубокому бессознательному расслаблению. Сопутствующий эффект — при систематическом выполнении снимаются остеохондрозные проявления. 3 сентября Упражнения на внимание: ♦ «Фотограф». Студенты становятся в групповую фотографию, «фотограф» должен мгновенно зафиксировать — «сфотографировать» группу в своем воображении. На время удалив «фотографа» из аудитории, нужно изменить «фотографию» — позу или поворот головы у одного из участников. ♦ В стойке на голове читать вслух хорошо известное стихотворение и перемножать в уме двухзначные числа. Мы имеем дело с тремя объектами внимания: 1) удержать тело в неустойчивом равновесии; 2) правильно умножить, а это возможно, если видеть на «внутреннем экране» листок с цифрами и перемножать их, например в столбик, 3) сохранять непрерывность речи. Это трудное упражнение, и с первого раза почти никогда не получается. Но спустя некоторое время студенты начинают соревноваться в скорости счета, а судьи ревностно следят за непрерывностью произнесения стихотворения. ♦ Держать ритм песни. Начать петь вслух хором, по хлопку ведущего продолжить «про себя», по следующему хлопку — продолжить вслух. Традиционные упражнения актерского тренинга не требуют комментариев, поэтому на них останавливаться не будем. 4 сентября ♦ «Арки Лоуэна». Опишем вторую арку. Обратное кольцо: лягте на пол на спину, согните колени и расставьте ноги на расстояние 30 см.Прогните спину, притягивая себя к лодыжкам руками. Только макушка, плечи и ступни касаются пола. Положите кулаки под пятки, колени выдвигаются вперед. Дышите глубоко, максимально расслабьте ягодицы. Таз начинает дрожать. Для усиления ощущения качните таз вверх-вниз несколько раз. Цель «арки» та же, что в вышеописанном случае, но задействованы другие группы мышц. Чтобы усилить эффект от упражнения, можно задать участникам тему воображения. Например, стоя (лежа) в позе, проделать в воображении путь из дома в институт. Таким образом не только тренируется внимание: это усложнение позволяет несколько дольше удерживать позу без болевых ощущений. ♦ «Электрический ток» (это упражнение желательно делать ежедневно, хотя бы в течение месяца). ♦ Учить стихотворение и отвечать на вопросы сокурсников. Вопросы должны быть простыми, не требующими размышлений: когда родился, как зовут маму и т. д. Упражнение направлено на тренировку внимания, учит сознательно концентрироваться на главном, а реакции на внешние раздражители превращать в автоматизмы.
5 сентября ♦ «Уши». Это упражнение особенно полезно, если заметно утомление студентов от предшествующих занятий, нет «настройки души» на радость творчества. Как известно, ушные раковины имеют множество биологически активных точек. Ушная иглотерапия применяется для лечения ряда заболеваний. В нашем случае его цель — также снятие напряжений, но, в отличие от предыдущих («Нитка», «Электрический ток», «Арки»), воздействуем впрямую на психическое, на нервное напряжение, минуя ход от мышечной группы к соответствующей нервной связи. Упражнение делается следующим образом: взять себя за мочки ушей и подергать их вниз 15-20 раз, то же проделать с верхушками ушей, захватить пальцами ушные раковины и дергать их в стороны, крутить ушные раковины по часовой стрелке и обратно 15-20 раз. Растереть уши ладонями. В результате выполнения уши покраснеют, станут горячими, будет чувствоваться легкое покалывание, но не это самое главное. Интересно, что тепло и легкость заполнят голову, она станет, как воздушный шарик, «парить в воздухе», как будто она не связана с телом. Усталость исчезает, настроение улучшается. ♦ «Лицо партнера (новое в старом)». Рассмотреть лицо партнера, увидеть то, чего раньше не замечал. Не стараться выискать побольше новых подробностей, а спокойно, с любовью отмечать, например, тон- кие морщинки, пятнышко над бровью, найти в этом красоту. Не обязательно потом перечислять все это публично. Нужно учиться просто смотреть. ♦ Поднять себя энергией звука (словами, стихами) из положения лежа. Начать можно с того, что сказать студентам: «Расслабить все мышцы». Если они уже что-то поняли, то они упадут на пол, где стояли. Добиться в положении лежа полного, насколько это возможно на данном этапе, расслабления, проверить все мышечные группы, «растечься по полу, как медуза». Чтобы сказать хоть одно слово, нужно напрягать какие-то мышцы, а этого делать не хочется и не надо. Начинать надо с шепота в расслабленном теле. Лучше всего выбрать любимые стихи. Есть только слово, звук, который постепенно наполняется энергией. Поднять себя словом, звуком, превратиться из медузы в «вертикального» человека (есть такое понятие «вертикальность», или «осевой человек»), ♦ «Резонанс». Продолжать читать стихи потолку и услышать, как звук возвращается обратно, потом читать стене (это легче, можно подойти близко и услышать «ответ»), потом полу, потом воображаемому стадиону зрителей (разная энергия; анализировать участие тела). ♦ «Дыхание в разных обстоятельствах (под дождем, на жаре, в мороз, поднимаясь в гору и т. д.)». Упражнение по смыслу противоположно упражнениям «на память физических действий и ощущений». Ничего не делать, только вспомнить дыхание в разных обстоятельствах и попробовать дышать так. Тело сразу начинает включаться; меняем обстоятельство — с дождя на мороз и т. д. Кроме тренировки переключения внимания, упражнение дает студентам возможность перейти к физическому действию в этих обстоятельствах без специального умозрительного придумывания. Остановились на «дышать под проливным дождем». Если студентов не останавливать и не переключать дальше, то через некоторое время у всех возникнет и место действия, и другие обстоятельства, в том числе, «что я делаю здесь, под дождем». ♦ «Побыть под дождем». Этюд не придуман заранее, а рожден предыдущим упражнением. Date: 2015-10-18; view: 372; Нарушение авторских прав |