Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и значение личных неимущественных прав в гражданском праве





Личные права неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосно-венность личности. И это естественно, так как идеи равенства, свободы, личной неприкосно-венности на протяжении всей истории цивилизации использовались в борьбе нового со старым, прогрессивного с консервативным, отжившим свой век.

Безусловно, в разные эпохи в данные понятия вкладывалось различное содержание, однако сами эти идеи всегда были и остаются притягательными для любого человека.

Социальная ценность личных прав состоит, главным образом, в том, что они сами по себе, а также гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Таким образом, меру свободы личности в обществе необходимо прямо проецировать на меру справедливости и свободы самого общества. Признанием этого явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г.[33] и вступившего в действие для СССР и для России в 1976 г.

Следует иметь в виду, что целостная правовая регламентация государством личных прав обусловлена не только соображениями гуманитарного или политического характера, но и экономическими причинами. Переход к экономике рыночного типа и связанная с ним свобода предпринимательской деятельности создают основу экономической свободы личности. Эконо-мическая же свобода неизбежно порождает объективную потребность в свободе личной, духовной.

Личные неимущественные права в объективном смысле представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права.

Основу правового регулирования этих прав составляют нормы конституционного права, которые закрепляют в целом систему личных прав граждан, а также устанавливают правовые гарантии их реального осуществления. В соответствии с главой 2 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При этом прямо запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, половой, языковой или религиозной принадлежности.

Нормы уголовного права направлены на борьбу с общественно опасными посягательствами на важнейшие личные права граждан, такие как право на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность, право на честь, достоинство и деловую репутацию (главы 16–20 УК РФ)
и т.д. Нормы административного, семейного и других отраслей права, жилищного, экологического и иных отраслей законодательства определяют компетенцию государственных органов по регулированию личных прав, устанавливают границы вмешательства в личную сферу, что во многом позволяет определить пределы осуществления личных прав.

Особую роль в правовом регулировании и охране личных неимущественных прав призваны сыграть нормы гражданского права. В ст. 1 ГК подчеркивается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, регулирование личных прав нормами гражданского права непосредственно связано с охраной частной (личной) сферы отдельных лиц.

Личные неимущественные права в гражданско-правовом смысле представляют собой урегулированные нормами права связи между определенными субъектами по поводу личных неимущественных благ[34].

Следовательно, личные неимущественные права в гражданском праве – это субъективные права граждан, возникающие вследствие регулирования нормами гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Личные неимущественные права существуют как субъективные права и регулируются гражданским правом независимо от их нарушения, поэтому представление о том, что гражданское право может лишь защищать их, но не в состоянии регулировать данные отношения, является недостаточно полным и точным.

При характеристике личных неимущественных прав как субъективных гражданских прав необходимо отметить, что эти права являются правами строго личного характера. Это означает, что данные права согласно ст. 150 ГК принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемы другим лицам иным способом, кроме случаев, предусмотренных законом, когда в установленном им порядке личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Кроме того, имеются также все основания отнести эти права к категории исключительных. Какой бы теории ни придерживались при определении сущности юридического лица, следует иметь в виду, что оно является искусственным субъектом права и потому вообще не может иметь личных прав (право на деловую репутацию непосредственно связано с имущественными правами и не может быть взято в качестве примера).

Далее, это права неимущественные. Они никоим образом не связаны с имущественными правами. Закрепленный ст. 150 ГК перечень неимущественных благ как объектов гражданских прав с очевидностью свидетельствует об этом. Важно иметь в виду, что указанный перечень не является исчерпывающим, поэтому объектами гражданских прав могут быть и иные нематериальные блага, лишь бы они принадлежали гражданину от рождения или в силу закона.

По своему характеру личные неимущественные права являются правами абсолютными. Следовательно, управомоченному лицу противостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от каких бы то ни было нарушений личных неимущественных прав граждан.
В литературе справедливо отмечается, что суть гражданско-правовой охраны личной жизни состоит в обеспечении свободы гражданина определять поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающей вмешательство в его личную жизнь со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Вместе с тем личные неимущественные права как права абсолютные имеют специфику по сравнению с иными субъективными правами подобного рода (например, правом собственности). Главной особенностью личных неимущественных прав является то, что в их структуре отсутствует одно из правомочий, характерное для других абсолютных прав.

Если право собственности предполагает возможность управомоченного лица осуществлять наиболее всеобъемлющим способом правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, то для личных неимущественных прав это нехарактерно. Здесь управомоченное лицо осуществляет принадлежащие ему личные неимущественные права своими действиями (например, создает представление у окружающих о собственной репутации) вне рамок права.

В связи с этим для личных неимущественных прав характерно наличие двух правомочий: во-первых, возможности управомоченного лица требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права; во-вторых, возможности прибегнуть в случае нарушения его права к установленным законом мерам защиты.

Таким образом, личные неимущественные права в гражданском праве представляют собой самостоятельный вид субъективных прав, выполняют роль правового средства обеспечения личной (индивидуальной) сферы гражданина от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых инструментов их регулирования.

Содержание личных неимущественных прав

Под содержанием всякого правоотношения понимаются те его структурные элементы, благодаря которым независимые, автономные субъекты оказываются связанными между собой, т.е. содержание правоотношения составляют права и обязанности участников. Что касается неимущественных правоотношений, то его участники соединены уже в силу факта рождения одного из них – управомоченного.

К настоящему времени в научной литературе можно считать устоявшейся точку зрения, согласно которой субъективное право представляет собой возможность или меру возможного (дозволенного) поведения[35] того лица, которому оно принадлежит.

В связи с тем, что неимущественные права продолжают оставаться предметом интенсивного обсуждения в научной литературе, авторы предпринимают попытки дать развернутое определение его содержания.

Так, Л.О. Красавчикова рассматривает его как "право на свободу определения своего поведения в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающую какое-либо вмешательство со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законом"[36]. В сущности таково же определение Т.В. Дробышевской: "...субъективное личное неимущественное гражданское право – это юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица в сфере обеспечения физического благополучия, индивидуализации, развития и автономии личности и право требования от других лиц поведения, исключающего неправомерное вмешательство в эту сферу"[37]. Обе эти дефиниции в принципе можно было бы принять, если бы не одно обстоятельство: авторы прибегают к методу перечисления сфер возможного поведения, а такой подход всегда рискует оказаться неадекватным (сферы непрерывно изменяются), а потому – неточным.

М.Н. Малеина предлагает другой путь формулирования определения – через перечисление сущностных признаков. Она полагает, что "личным неимущественным правом является субъективное право, возникающее по поводу нематериальных благ или результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащих точной денежной оценке, тесно связанных с личностью управомоченного, направленных на выявление и развитие его индивидуальности и имеющих специфические основания возникновения и прекращения"[38].

Но и это определение вызывает критические замечания. Так, можно привести примеры того, как экономисты довольно точно подсчитывают стоимость жизни и здоровья. Конечно, в общественных отношениях не принято оценивать эти неимущественные блага в деньгах и передавать от одного субъекта к другому. Да и само выражение "точная денежная оценка" нуждается в пояснении. И снова возникает вопрос: подлежат ли рассматриваемые ценности неточной оценке? По сообщению самой М.Н. Малеиной, такие оценки нередко имеют место[39]. Равным образом также требуется пояснить, в чем именно специфичность оснований возникновения и прекращения таких прав. Из содержания работы М.Н. Малеиной видно, что они возникают не только на основании событий (например, из факта рождения), но также из волевых действий – поступков и административных актов[40], как и имущественные права.

Самое главное, что обращает на себя внимание, заключается в ином: авторы приведенных дефиниций основываются на множестве неимущественных прав, принадлежащих гражданам (что явно вытекает из названий и текстов публикаций). Между тем, как это следует из действующего законодательства, юридические лица и публично-правовые образования также являются обладателями неимущественных прав. Посему употребление в общем определении выражений "индивидуальная жизнедеятельность", "физическое благополучие", "выявление и развитие индивидуальности управомоченного" явно недостаточно.

Давая определение неимущественных правоотношений, приходится довольствоваться самыми общими признаками. Таким признаком является то, что принято считать объектом. Поэтому неимущественными надо считать правоотношения, которые устанавливаются по поводу неимущественных благ, не имеющих стоимостной оценки в гражданском товарообороте. Конечно, такая дефиниция уязвима для критики. Во-первых, необходимо еще раскрыть понятие "неимущественные блага". Во-вторых, создается впечатление, что в данном виде правоотношений решающим элементом является объект. Тогда следует обратить внимание, что и в других случаях (например, при определении вещных правоотношений) используется та же схема. И это отнюдь не случайно. Хотя объекта в прямом смысле этого слова в правоотношении не существует[41], но то, что принято считать объектом права, оказывает весьма важное влияние на характер субъективных прав и обязанностей участников. Именно данное обстоятельство в конечном счете приходится иметь в виду при развернутой характеристике правоотношения.

Определяя содержание личного неимущественного права, М.Н. Малеина указывает, что оно включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения[42]. Эта точка зрения вызвала возражения[43]. Позднее М.Н. Малеина сочла необходимым скорректировать свою позицию[44], придя к выводу, что на неотделенные части тела человек не имеет права собственности. Конечно, в данном случае вряд ли есть смысл говорить о праве собственности. Но термины "владение", "пользование" и "распоряжение" применительно к неимущественным правоотношениям можно использовать, но с серьезными оговорками: ведь когда речь идет о вещах, названные слова имеют существенно иной смысл.

Правомочия обладателя неимущественного права имеют сложную структуру. Чтобы ее описать, можно бы ввести специальные слова. Но не возбраняется применение и известных терминов, если иметь в виду, что им придается существенно иное, а потому условное значение.

В самом деле, если владение вещью представляет собой удержание ее собственником в своем хозяйственном обладании, то здоровьем, деловой репутацией и другими аналогичными благами владеть в таком же смысле невозможно. Владение ими – это, скорее, свойство самого субъекта.

Пользование неимущественными благами – не извлечение из них полезных свойств, как из вещей, а выбор субъектом соответствующего поведения в пределах естественно принадлежащей ему автономии. Степень здоровья открывает перед человеком ограниченные или широкие возмож-ности выбора своих действий. Для юридического лица свобода внутреннего поведения означает, что оно самостоятельно определяет свою структуру, организует взаимодействие между подразде-лениями и работниками, конкретизирует цели своего внешнего поведения и т.д. Конечно, в отдельных случаях при пользовании неимущественным благом наблюдаются процессы, имеющие близкое сходство с тем, что происходит при пользовании вещами. Например, человек при содействии медицинских и оздоровительных центров, парикмахерских формирует свой внешний облик, а затем использует его в целях саморекламы, повышения социального статуса и т.д.

Распоряжение неимущественными благами крайне затруднено (если сопоставлять их с действиями по распоряжению вещами), поскольку они неотделимы от субъектов. Но ими можно распоряжаться в другом смысле, а именно изменять пределы (границы) собственной автономии. Например, юридическое лицо, осуществляющее производственную деятельность, устраивает день открытых дверей и демонстрирует всем желающим оборудование, технологии, организацию деятельности, тем самым добровольно существенно сужает пределы права на автономную деятельность. Гражданин может тщательно скрывать содержание личной жизни, но может сделать ее открытой не только для своих знакомых, но и для средств массовой информации. Аналогично члены семьи могут тщательно скрывать факт усыновления, но вправе сделать его предметом всеобщего достояния.

Особенность предмета, по поводу которого существует неимущественное право, заключается в том, что предмет и право на него неотделимы, они могут принадлежать только одному лицу (или одной группе лиц). Этим неимущественное право отличается от права собственности и иных вещных прав, когда по воле обладателя вещи или помимо его воли право владения остается у него, а сама вещь переходит к другим лицам. В таких случаях, следовательно, допустимо ставить вопрос о защите права владения[45] путем истребования вещи из чужого незаконного владения.

Значит, управомоченному в личных неимущественных отношениях принадлежат широкие возможности совершения собственных действий. В связи с этим нет оснований соглашаться с точкой зрения, согласно которой в личных неимущественных правоотношениях управомоченному принадлежат лишь два правомочия: возможность требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздержания от нарушения своего права и возможность прибегнуть к установленным законом мерам защиты[46].

Праву лица, которому принадлежит неимущественное благо, противостоит обязанность неоп-ределенного круга всех остальных субъектов воздерживаться от его нарушения. Такую обязан-ность нередко называют пассивной. В целом подобная оценка верна. Но только при этом нельзя не учитывать, что воздерживаться от нарушения правомочия других субъектов приходится не только бездействием в прямом смысле слова, но нередко и путем активных действий. Лицо, прожива-ющее на своем земельном участке и осуществляющее производственную деятельность, чтобы не нарушать право соседа на благоприятную окружающую среду (в связи с шумом, вибрацией, зага-зованностью), может такие свои действия прекратить (т.е. ограничиться бездействием), но может и перепрофилировать производство, либо установить экологически безопасное оборудование, либо оснастить производство защитными устройствами, а это уже активный процесс деятельности.

Имея возможность совершать положительные действия в пределах своей автономии, управомоченный знает, что все другие лица обязаны не нарушать его автономию. Между правом одного и обязанностью других имеется соответствие (корреспондирование) по всем их элементам (или параметрам). По этой причине иногда можно встретить утверждения, что обязанность – зеркальное отражение права, как и наоборот.

Date: 2015-10-18; view: 1311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию