Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охрана окружающей среды6.1 Законодательная база Республики Казахстан в области охраны окружающей среды Правовой основой законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является Конституция Республики Казахстан, которая закрепляет за гражданами республики право на благоприятную жизнь и здоровье. Охрана благоприятной окружающей среды признана одной из общегосударственных задач республики. Концепция экологической безопасности Республики Казахстанна 2004-2015 годыодобрена Указом Президента Казахстана №1241 от 3 декабря 2003 года, в ней определены стратегические направления экологической политики нашей республики, а также система организационных, правовых, экономических, социальных мероприятий по охране окружающей среды. Также, согласно Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, которая одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216, одним из приоритетов перехода к устойчивому развитию является решение трансграничных экологических проблем. Вопросы общественных отношений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов регулирует Экологический кодекс, принятый в 2007 году. Основные его положения развиты и дополнены Земельным, Лесным, Водным кодексами и законами РК «О недрах и недропользовании», «О нефти», «О радиационной безопасности» «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране, использовании и воспроизводства животного мира», и т.д. После выхода Экологического кодекса в республике разработаны и действуют нормативные документы по оценке воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизе: «Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации», утверждена приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан28 июня 2007 года № 204-п; «Правила проведения государственной экологической экспертизы», утверждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан28 июня 2007 года № 207-п; «Правила проведения общественных слушаний», у т верждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 7 мая 2007 года № 135-п; «Правила осуществления контроля за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов в области государственной экологической экспертизы»,утвержденыприказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 мая 2007 года № 160-п. Также, постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июня 2007 года № 457 утверждены Правила лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по выполнению работ и оказанию услуг в области охраны окружающей среды. В Экологическом кодексе РК отражены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке документации по обоснованию деятельности, затрагивающей состояние окружающей среды на территории Республики Казахстан. В Экологическом Кодексе Республики Казахстан сказано, что: 1. Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. 2. Законодательство Республики Казахстан об охране окружающей среды основывается на КонституцииРеспублики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законов об охране, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между настоящим Законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений. Вопросы охраны и использования земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
6.2 Экологический Кодекс Республики Казахстан Экологический кодекс Республики Казахстан состоит из 9 разделов, 47 глав и 326 статей. Всего при разработке проекта Экологического кодекса использовано: около 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 14 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, Модельный кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской ассамблеей СНГ, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства. В развитие кодекса разработано и принято46 подзаконных актов. В частности, это акты по обеспечению доступа общественности к экологической информации и правосудию в соответствии с Орхусской конвенцией, правила учета, инвентаризации и нормирования выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществ согласно Монреальского протокола и другие. Экологический кодекс внес ряд существенных изменений в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды. Среди новшеств нужно выделить в первую очередь следующие: законодательно утверждаются принципы устойчивого развития; количество выдаваемых видов лицензий сократилось с трех до одного; экологические разрешения выдаются сроком на 3-5 лет взамен ежегодных. Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы является выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий. Кроме того, экологическое нормирование использует гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы;введены нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза. В систему расчета ущерба введено понятие прямых методов, которым отдается приоритет; введены дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; введен совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию. Следует отметить, что в этом законодательном акте экологическим требованиям при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне северной части Каспийского моря посвящена целая глава. В ней очень подробно изложены экологические требованияк ведению разведки и добычи на море, проектированию и строительству нефте- и газопроводов, береговых баз снабжения и иной инфраструктуры, консервации и ликвидации скважин, в том числе во время нереста осетровых видов рыб. Хотелось бы сказать, что такие требования не содержатся в экологических законодательствах других прикаспийских стран (Российская Федерация, Азербайджанская Республика), несмотря на то, что проблема Каспия требует незамедлительного решения. В результате повышения уровня Каспия оказались затопленными более 200 скважин и месторождений нефти, что является угрозой не только биологическому разнообразию (в Каспии сосредоточены 90% мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов орнитофауны, каспийский тюлень), но и всей экосистеме Каспийского моря. За последние 10 лет улов промысловых рыб сократился в 10 раз. Нормы экологического кодекса–это только первый шаг в совершенствовании экологического законодательства Республики Казахстан. Реформирование законодательства будет продолжаться в течение нескольких лет. В начале 2009 года планируется ввести экологические налоги с учетом международного опыта. Замена платежей на экологические налоги – это наиболее прогрессивная практика, на которую только-только переходят развитые государства. «Зеленый» налог будет взиматься за негативное воздействие на окружающую среду. Примеры таких налогов – налог на очень ограниченный перечень эмиссий, налог на потребляемую энергию. Налог на потребляемое топливо, налог на потребление воды, транспортный налог на старые автомобили. Во всем мире неукоснительно действует принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Однако сегодня в Казахстане этот верный принцип нарушен. Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель.Данные налоги не только взимаются с производителей и включаются в тарифы, но и носят стимулирующий характер по экономии ресурсов, что в конечном итоге ведет к сокращению эмиссий в окружающую среду. В Экологическом Кодексе Республики Казахстан сказано, что при транспортировке, хранении и применениисредств защиты растений, минеральных удобренийи других препаратов, используемых в хозяйственной и иной деятельности, создании новых препаратов физические и юридические лица обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения указанных препаратов и осуществлять мероприятия по обеспечению предотвращения заболевания и гибели животных. При наличии потенциально опасных химических и биологических веществ в минеральныхудобрениях и других препаратах уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений по представлению уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира или уполномоченного органа в области охраны окружающей среды проводит токсикологические исследования, на основании которых устанавливаются экологические нормативы по этим минеральнымудобрениям и другим препаратам. Запрещается применение пестицидов (ядохимикатов), минеральных удобрений и других препаратов: - в зонах заповедного режима на особо охраняемых природных территориях; - в обозначенных зонах покоя в местах массового скопления животных в период миграции и размножения, а также на участках, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных; - в обозначенных местах обитания и искусственного разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. В целях охраны рыбных ресурсов и других водных животных от загрязнения среды их обитания пестицидами (ядохимикатами) в пределах двух километров от существующих берегов рыбохозяйственных водоемов и (или) участков запрещаются: - применение способа авиаопыления в борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками; - строительство складов для хранения пестицидов (ядохимикатов), минеральные удобрений и нефтепродуктов, устройство взлетно-посадочных полос для проведения авиахимических работ, а также площадок для заправки наземной аппаратуры пестицидами (ядохимикатами) и ванн для купания овец. Допустимые уровни радиоактивности строительных материалов, минеральных удобрений и мелиорантов устанавливаются нормами радиационной безопасности. Природопользователь до начала разработки месторождения строительных материалов, минеральных удобрений, мелиорантов и топливно-энергетического сырья должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение о степени их радиационной опасности и условиях их использования. Заключение выдается государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании проекта разработки месторождения, включающего раздел радиационно-гигиенической оценки полезного ископаемого по результатам геологоразведочных работ. На полигонах, предназначенных для размещения коммунальных отходов, запрещается размещение следующих твердых и шламообразных промышленных отходов: -отходы трихлорбензола, производстваудобрений, содержащие гексахлоран, трихлорбензол; - шлам производства монохромата натрия и хлористого натрия, отходы производства бихромата калия, содержащие шестивалентный хром; - отходы азотной промышленности.
6.3 Концепция экологической безопасности
Настоящая Концепция экологической безопасности разработана исходя из приоритетовСтратегии"Казахстан-2030" в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года и с учетом основных положений Повестки дня на XXI век и принциповРио-де-Жанейрской декларациипо окружающей среде и развитию 1992 года, а также решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге (2002 год). Обеспечение оптимального уровня экологической безопасности с достижением нормативных показателей состояния окружающей среды предполагает поэтапную реализацию положений данной Концепции. Первый этап (2004-2007 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды и выработка плана действий по его стабилизации. Второй этап (2008-2010 годы) - стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию. Третий этап (2011-2015 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества. Целью государственной политики в области экологической безопасности является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Химическое загрязнение. Среди химических веществ особую опасность в Казахстане представляют стойкие органические загрязнители (СОЗ). В мае 2001 года Правительством Республики Казахстан была подписана Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях. Стойкие органические загрязнители - разнородная группа химических веществ, обладающих токсическими свойствами, проявляющих устойчивость к разложению, характеризующихсябиоаккумуляцией. Химические соединения и смеси этой группы являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах. В отличие от ядов, поражающих определенные органы, эти вещества разрушают систему внутренней регуляции. Даже в малых дозах СОЗ могут нарушить нормальные биологические функции, передаваться последующим поколениям и представлять реальную угрозу здоровью человека и окружающей среде. Значительную часть СОЗ в Казахстане составляют пестициды. Несмотря на огромное разнообразие новых средств защиты растений, до сих пор в анализируемых пробах обнаруживаются пестициды 1950-1960 годов. Промышленные СОЗ образуются и используются на предприятиях энергетической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Отсутствует объективная оценка загрязнения природной среды СОЗ, т.к. существующая система мониторинга определяет лишь остаточные количества пестицидов в почвах и продуктах питания. Учитывая опасное влияние на природную среду и возможность приведения к необратимым процессам на генетическом уровне, необходимо разработать программу контроля, мониторинга и управления СОЗ.
6.4 Загрязнение окружающей среды фосфорными удобрениями Минеральные удобрения – это необходимое средство для получения высоких стабильных урожаев. К ним относятся и фосфорные удобрения. Однако неправильное их использование, способно нанести ущерб окружающее среде. Загрязнение окружающей среды фосфорными удобрениями незначительно, вследствие их малой подвижности в естественной среде, но фосфорные удобрения вносятся на ранних вегетативных периодах растений, даже на замерзший грунт, поэтому вследствие эрозии почв возможно попадание фосфорных удобрений в естественные водоемы и водохранилища. При этом, наблюдается массовое размножение одноклеточных водорослей - "цветение" и, как следствие, эвтрофикация водоемов. Происходит также разрастание прибрежной флоры, что постепенно приводит к сокращению площади и заболачиванию водоемов. Оптимальный рост водорослей происходит при концентрации фосфора 0,09 - 1,8 мг/л, нитратного азота - 0,9 - 3,5 мг/л, “цветение” воды начинается, когда концентрация фосфора в ней превышает 0,01 мг/л. Один килограмм поступившего в водоем фосфора провоцирует образование 100 кг фитопланктона. Более низкие концентрации этих элементов ограничивают рост водорослей. Существует неправильное мнение, что в реки и водоемы питательные элементы поступают только из удобрений. Исследования, проведенные в Беларуси и за рубежом, показали, что больше элементов питания поступает в водоемы из почвы. Значительную роль в загрязнении водоемов играют городские сточные воды. Загрязнение природных вод возможно при применении удобрений в неоправданно высоких дозах, из-за нарушения агрохимической технологии и сроков внесения удобрений, неправильного хранения и использования отходов животноводческих ферм и комплексов. Вместе с минеральными удобрениями в почву поступает фтор, который содержится в фосфорных и некоторых комплексных удобрениях. Ежегодно во всем мире с фосфорными удобрениями поступает около 3 млн. тонн фтора. В суперфосфате содержится 1,2 - 2,7% фтора. В среднем на 10 единиц фосфора с минеральными удобрениями вносится 1 единица фтора. Допустимое содержание фтора в почве - 3 мг/кг, при его превышении происходит накопление его в кормах в токсических количествах, а также миграция в грунтовые воды. Избыток фтора неблагоприятно действует на растения, угнетая ферменты, тормозя фотосинтез, процессы дыхания, рост. Больше накапливают фтора петрушка, щавель, лук. Суточная норма потребления фтора для человека - 3 мг. При недостатке фтора развивается кариес зубов. В Беларуси это заболевание широко распространено, что связано с низким содержанием фтора в воде. Поэтому фосфорные удобрения можно рассматривать как фактор, позволяющий повысить его содержание в растениеводческой продукции. В то же время избыток фтора не менее вреден, чем недостаток. При избытке фтора развивается флюороз и другие заболевания. Если содержание фтора в воде больше 3 мг/л, у человека разрушается эмаль зубов, 8 мг/л - развивается флюороз скелета. Повышенное содержание фтора в воде и кормах снижает продуктивность сельскохозяйственных животных. Максимально допустимое содержание фтора в дневном рационе коров - 30 мг/кг, свиней — 70, кур — 150 мг/кг. На почвах с повышенным содержанием фтора целесообразно применять обесфторенный фосфат. 6.5 Значение охраны окружающей среды в РК
Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. В Казахстане, как и в других странах, прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. «Исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения. Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, помимо прочего, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от антропогенных воздействий. Огромные территории Казахстана пострадали от деятельности военных полигонов и запусков космической техники. За период между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне было проведено 470 ядерных взрывов. На территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий подвержено радиоактивному заражению. Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 4% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике.Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. В результате такого рода нагрузок практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны. Переход к экологически безопасному и устойчивому развитию в настоящее время становится одним из приоритетных направлений стратегии развития Казахстана. Большое внимание уделяется научным разработкам в области охраны окружающей среды Республики Казахстан. Создан трехтомный национальный Экологический атлас Республики Казахстан (I Том – Природно-ресурсные условия формирования экологической обстановки; Том II – Социально- экономические условия формирования экологической обстановки; Том III – Экологическое состояние природно-хозяйственных систем). Экологический атлас прежде всего ориентирован на информационно-аналитическое обеспечение государственных, региональных и местных программ природопользования. Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме «Байконур», изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка. Ежегодно издаются национальные отчеты о состоянии окружающей среды. Выпускаются еженедельная газета «Эколог» и ежеквартальный журнал «Вода и устойчивое развитие». Действуют постоянные экологические рубрики на телевизионных каналах. Издан и распространен по всей республике первый в странах СНГ «Экологический букварь». В Экологическом букваре к каждой из 42 букв алфавита казахского языка даны красочные картинки, короткие стихотворения и пояснения, раскрывающие важность элементов окружающей среды и суть возникающих экологических проблем, адаптированные к детскому пониманию. «Экологический букварь» рекомендован Министерством образования и науки в качестве дополнительного материала к дошкольному и начальному школьному образованию. Разработчики уверены в том, что книга сыграет большую роль в привитии детям любви и бережного отношения к природе. Рекомендации по улучшению состояния окружающей среды в Республике Казахстан: - регулярно проводить санитарно-гигиенический надзор за источниками выбросов вредных веществ в воздух, электромагнитными полями и другими физическими факторами; - обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности почв. Очистка территорий от бытовых и производительных отходов; - организация специальных полигонов для складирования и утилизации промышленных отходов, в том числе токсичных; - создание здоровых условий труда на промышленных предприятиях (контроль за температурой воздуха в помещении, вибраций, излучений, патогенных микроорганизмов, физическими и нервно-физическими перегрузками); - предотвращение загрязнения вод Каспийского моря в результате добычи и транспортировки нефти; повышения уровня Каспийского моря; хищнической добычи осетровых и их икры; - для улучшения атмосферного воздуха городов внедрить исключительное применение экологического топлива; - борьба с опустыниванием и деградацией почв; - строительство комбинатов по переработке мусора, в целях сокращения свалок на городских улицах и за их пределами; - строительство специальных очистных сооружений в районах размещения месторождений и горнодобывающих предприятий. Фосфорные удобрения не обладают выраженным подкисляющим эффектом, как азотные, но они могут вызывать цинковое голодание растений и накопление стронция в получаемой продукции. Многие удобрения содержат посторонние примеси. В частности, их внесение может повышать радиоактивный фон, вести к прогрессивному накоплению тяжелых металлов. Основной способ уменьшить эти следствия – умеренное и научно обоснованное применение удобрений: - оптимальные дозы; - минимальное количество вредных примесей; - чередование с органическими удобрениями. Для предотвращения попадания фосфорных удобрений в водоемы недопустимо разбрасывание удобрений по снеговому покрову, рассеивание их с летательных аппаратов вблизи водоемов, хранение под открытым небом. Основными путями предотвращения появления отрицательного действия удобрений в почвах являются: -правильный подбор форм удобрений для отдельных типов почв, растений и условий среды; - правильные сроки внесения удобрений для конкретных почв и условий среды; - внесение удобрений с минимальным содержанием примесей против их постепенного накопления в почве выше допустимого уровня.
Таблица 10 Воздействие фосфорных удобрений на окружающую среду
Продолжение таблицы 10
Таким образом, применение минеральных удобрений является фундаментальным преобразованием в сфере производства вообще и главное в земледелии, что позволяет коренным образом решать проблему продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Без применения удобрений сейчас сельское хозяйство немыслимо. При правильной организации и контроле применения минеральные удобрения не опасны для окружающей среды, здоровья человека и животных. Оптимальные научно-обоснованные дозы увеличивают урожайность растений и повышают количество продукции.
|