Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 14. Опорный «скелет» личности
Все, что говорилось до сих пор, можно отнести к любому человеку. У каждого есть тот или иной темперамент, характер, более или менее разнообразные способности, каждый хранит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже у самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности и личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отношения к ним и смысловые конструкты. Но после этого остается целый ряд вопросов. Во-первых, выше было сказано, что личность – это форма существования человека, но пока речь шла не о ней, а только о сложившихся структурах личности. Во-вторых, чем тогда отличаются человек, про которого с уважением говорят: "Вот это личность!", и безликий человек, не имеющий собственного мнения и не способный на самостоятельные поступки, которому в обиходе иногда даже отказывают в праве называться личностью? Мы согласились, что личностью следует называть каждого человека, но эти различия между людьми все же требуют объяснения. В-третьих, все сказанное не отвечает на вопрос о путях и механизмах становления и развития личности. Наконец, в-четвертых, речь пока шла о разных формах регуляции жизнедеятельности человека извне. Темперамент, характер, способности и роли служат наилучшей адаптации, приспособлению человека к конкретным окружающим условиям и обстоятельствам. Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целым и регулирует ее жизнедеятельность, согласно системе отношений личности с миром. Но в эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не столько внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько, напротив, преодоление любой регуляции на основе осознанного выбора. В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями и ролями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив в ситуации выбора, причем это как раз дано отнюдь не каждому. Можно говорить о трех возможных способах поведения человека: согласно сложившимся стереотипам, привычным способам действия (логика характера и роли), согласно отношениям с миром (смысловая логика жизненной необходимости) и согласно своему личностному выбору на основе свободы и ответственности. Но все описанные выше механизмы, как и подавляющее большинство психологических теорий личности, не дают объяснения специфически человеческим феноменам выбора, свободы и ответственности. Поэтому необходимо подняться на новый – экзистенциальный уровень рассмотрения личности, на котором мы сталкиваемся с этими трудноуловимыми феноменами. Трудность их постижения проистекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», «ответственность» или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребности, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существования и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии развития смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она формируется. О свободе и ответственности написано в психологической литературе немало, но преимущественно либо в публицистическом ключе, либо со скепсисом, развенчивающим их "с научной точки зрения". И то и другое свидетельствует о бессилии науки перед этими феноменами. Приблизиться к их пониманию, на наш взгляд, можно, раскрыв их связь с традиционно изучаемыми в психологии вещами, однако избегая при этом упрощения. Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации, внешней по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному «Я». Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть. Вместе с тем человеческая свобода является не столько свободой от названных выше связей и зависимостей, сколько их преодолением; она не отменяет их действие, но использует их для достижения необходимого результата. В качестве аналогии можно привести самолет, который не отменяет закон всемирного тяготения, однако отрывается от земли и летит. Преодоление притяжения возможно именно благодаря тому, что силы тяготения тщательно учтены в конструкции самолета. Позитивную характеристику свободы необходимо начать с того, что свобода является специфической формой активности. Если активность вообще присуща всему живому, то свобода, во-первых, является осознанной активностью, во-вторых, опосредованной ценностным "для чего" и, в третьих, активностью, полностью управляемой самим субъектом. Другими словами, эта активность контролируется и в любой ее точке может быть произвольно прекращена, изменена или обращена в другом направлении. Свобода тем самым присуща только человеку, однако не каждому. Внутренняя несвобода людей проявляется, во-первых, в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во-вторых, в отсутствии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сторону и, в-третьих, в нерешительности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ними происходит. Ответственность в первом приближении можно определить как осознание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность является разновидностью регуляции, которая присуща всему живому, однако ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. Такой феномен человека, как совесть, непосредственно отражает степень рассогласования поступков человека с этими ориентирами. При внутренней несвободе не может быть полноценной личностной ответственности и наоборот. Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения. Однако верно и обратное: лишь в ходе активности, направленной вовне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять на события. В своей развитой форме свобода и ответственность неразделимы, выступают как единый механизм саморегулируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности в отличие от незрелой. Вместе с тем пути и механизмы становления свободы и ответственности различны. Путь становления свободы – это обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора. Путь становления ответственности – это переход регуляции активности извне вовнутрь. На ранних стадиях развития возможно противоречие между спонтанной активностью и ее регуляцией как разновидность противоречия между внешним и внутренним. Противоречие между свободой и ответственностью в их развитых зрелых формах невозможно. Напротив, их интеграция, связанная с обретением личностью ценностных ориентиров, знаменует переход человека на новый уровень отношений с миром – уровень самодетерминации – и выступает предпосылкой и признаком личностного здоровья. Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации, кардинальную смену движущих сил личностного развития. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром. Наряду с формированием соответствующих личностных механизмов – свободы и ответственности – происходит их содержательное ценностное наполнение, что выражается в формировании индивидуального мировоззрения, системы личностных ценностей и в конечном счете в обретении человеком духовности как особого измерения личностного бытия. О духовности следует сказать несколько слов особо. Духовность, как и свобода и ответственность, – это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Поэтому принятие решений зрелой личностью – это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который вне зависимости от его исхода обогащает личность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора. Бездуховность равнозначна однозначности, предопределенности. Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня. Без нее не может быть автономной личности. Только на ее основе может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни [173, с. 225]. Формирование этих структур и механизмов продолжается, по сути, на протяжении всей человеческой жизни. Однако подростковый возраст является сензитивным периодом с точки зрения формирования базовых механизмов самодетерминации, обеспечивающих в дальнейшем полноценное функционирование личности в изменяющемся мире. В этом возрасте окончательно определяется, каким путем будет идти дальнейшее развитие личности. Впоследствии изменить этот путь, повернуть личностное развитие с тупиковой дороги на единственно достойный человека путь будет возможно только ценой огромных душевных усилий и многолетней духовной работы. Основные пути, которыми может идти развитие личности, были выявлены в проведенном на старших подростках исследовании Е. Р. Калитеевской. Автономный тип или путь развития личности был выявлен и у юношей и у девушек. Этот тип – единственный, где налицо все основания говорить о прохождении подросткового кризиса и о смене движущих сил личностного развития, выходе на уровень самодетерминации, основывающейся на свободе и ответственности. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются устойчивым положительным самоотношением, опорой на внутренние ценностные критерии в ситуации принятия решения, ощущением своей личной ответственности за результаты своих действий. Родители предоставляли им самостоятельность, сохраняя эмоциональное принятие. Симбиотический тип или путь также выделился и у юношей и у девушек. Этот тип заключает в себе предпосылки невротического развития личности. Люди, отнесенные к этому типу, испытывали эмоциональное отвержение и контроль со стороны матери, отношение как к маленьким со стороны отца. Им присуще неустойчивое и в целом негативное самоотношение, зависящее от внешней, прежде всего родительской, оценки, чувство личной ответственности за результаты своих действий, но вместе с тем принятие решений на основе из заданных извне критериев. Несвобода сочетается здесь с извращенной формой ответственности – с «ответственностью» за реализацию не своих, а чужих ценностей. По-видимому, характерное для данного типа родительское отношение складывается в период взросления ребенка как реакция на это взросление. У родителей возникает страх самостоятельности ребенка, и они, чаще всего бессознательно, стремятся сохранить его зависимость от них, делая свою любовь условной наградой за желаемое поведение. Из страха потерять родительскую любовь подросток сохраняет ориентацию на родительские ценности – внешнюю опору в поведении. Родители пристально контролируют и оценивают поведение ребенка, не принимая его в целом как личность. Тем самым у него формируется ориентация на «заработанное» признание. Импульсивный тип или путь типичен для мальчиков, хотя возможны и исключения. Для людей, относящихся к этому типу, характерно неинтегрированное, диффузное, неустойчивое самоотношение скорее с положительным, чем с отрицательным знаком, внутренние критерии принятия решения, но при этом ощущение независимости результатов действий от собственных усилий. Отношение родителей к ним противоречиво; в нем как бы подчеркивается несостоятельность ребенка без явного отвержения. Позитивное в целом самоотношение дает такому подростку внутреннее право на активность, однако неразвитая саморегуляция делает недостижимой подлинную свободу, место которой занимает импульсивный протест, противопоставление себя другим. Структура самоотношения свидетельствует, помимо его неустойчивости, о самопривязанности, нежелании меняться и отсутствии идеалов. Таким человеком очень легко манипулировать. Рано или поздно он падет жертвой своей импульсивности и, несмотря на внутреннюю опору, подчинится внешним воздействиям. Конформный тип, характерный, напротив, преимущественно для девочек, имеет общие черты с импульсивным. У людей, относящихся к этому типу, самоотношение неустойчиво, преобладает опора на внешние критерии принятия решения и чувство независимости результатов действий от собственных усилий. Для родителей таких детей характерно скрытое отвержение, выражающееся в формальном воспитании, формирующем ориентацию на внешние формальные стандарты "как все". Это же способствует формированию условно позитивного самоотношения, зависящего от внешней оценки, которую можно заслужить, ведя себя сообразно внешним требованиям. Такой человек может успешно адаптироваться к жизни ценой безоговорочного принятия внешних требований и оценок в качестве руководства к действию. Автономный путь или тип развития является единственным путем, ведущим к достижению личностной зрелости и полноценного человеческого существования. Остальные три из четырех описанных типов, моделей или путей развития личности ведут в тупик. Отсюда видно, что личностная зрелость – это понятие не возрастное, а характеризующее путь, которым движется человек. Если истинная свобода постоянно порождает еще большую свободу, то невроз порождает еще больший невроз, конфронтация – еще большую конфронтацию, а конформизм – еще больший конформизм. Вступив на один из этих путей (а выбор его во многом определяется особенностями родительского отношения в подростковом и более раннем возрасте), мы попадаем на конвейер, влекущий нас по жизни этим путем. Покинуть его возможно, однако лишь ценой больших внутренних усилий. В частности, основная задача любой серьезной психотерапии, какими бы методами она ни пользовалась, – направить человека по автономному пути развития. Если эта задача будет решена, он уже больше не будет нуждаться в психотерапии. Четыре описанных пути развития личности характеризуются разным отношением личности к собственной жизни, разной формой организации личностью собственной жизни или жизненной позицией. Это отношение или позицию можно охарактеризовать двумя параметрами: осознанностью и активностью. Осознанность характеризует степень выделения личностью себя из потока своей жизни, осознания несовпадения своего «Я» и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их «Я» неотделимо от того, что с ними происходит. "Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием" [109,с. 35]. Активность жизненной позиции – это способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку событий. Сочетания этих параметров дают четыре типа жизненной позиции, соответствующие четырем описанным моделям личностного развития. Действенная позиция характеризуется осознанностью и активностью; такой человек осознает течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею. Она соответствует автономному типу личностного развития. Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений и изменений, не связанных единой логикой и жизненной целью. Она соответствует импульсивному типу развития. Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсутствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдельное от своего «Я». Такой человек, однако, не в состоянии на них воздействовать по причине либо убежденности в невозможности это сделать, либо невротической неуверенности в себе, своих силах и возможностях, либо того и другого вместе. Эту позицию можно соотнести с симбиотическим типом личностного развития. Наконец, страдательная позиция – это отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит как неизбежного и неконтролируемого. Она соответствует конформному типу развития. "Я" – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. «Я» имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений. Первая грань «Я» – это так называемое телесное или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. При определенных психических заболеваниях или поражениях мозга может возникать чувство отчужденности от своего тела, ощущение его "не своим" или ощущение диспропорций, искажений своего тела. В форме телесного или физического «Я» мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело – через посредство которого она проявляет себя и иначе проявить себя не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного «Я» – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить для человека на передний план, а другие стороны «Я» еще отстают в своем развитии. Роль телесного «Я» можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов [383]. Этот эффект проявляется в том, что люди, в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только часто им удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей. Вторая грань «Я» – это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого «Я» – характерная черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого его «Я» не содержит. Поэтому бесполезно апеллировать к его человеческим качествам. Вместе с тем у каждого человека «Я» неизбежно включает в себя определенные социально-ролевые компоненты, поскольку социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей – достаточно важная, хоть и не самая главная характеристика личности. Третья грань «Я» – психологическое «Я». Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос "какой Я?". Психологическое «Я» составляет основу того, что в психологии называют образом «Я» или "Я"– концепцией, хотя телесное и социально-ролевое «Я» тоже в него входят. Четвертая грань «Я» – это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это то «Я», которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то «Я», которое присутствует в формулах: "Мыслю – следовательно существую", "На том стою и не могу иначе". Его можно назвать экзистенциальным «Я», поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром. Наконец, пятая грань «Я» – это самоотношение или смысл «Я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых, следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во-вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются степень целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная самооценка, ведущая к несвободе, – нелюбовью. Целостное, интегрированное самоотношение, лежащее в основе ответственности, формируется личностно-пристрастным воспитанием, а мозаичное, противоречивое самоотношение, порождающее несамостоятельность, – безлично-формальным воспитанием и т. д. Главная функция самоотношения в жизнедеятельности здоровой автономной личности – это сигнализация о том, что в жизни все в порядке или, наоборот, не все. Если мое самоотношение находится не на должном уровне – это для меня сигнал о том, что нужно что-то менять, но не в самоотношении, а в жизни, в моих отношениях с миром. Самоотношение, таким образом, является механизмом обратной связи, оно не является или по крайней мере не должно являться самоцелью или самоценностью. Но на деле бывает иначе. Главной целью для человека может стать сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В этом случае самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов и заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средством поддержания высокой самооценки. Но этот путь ведет в тупик. Высокая самооценка относится к таким «вещам», которые могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, но ускользают от него, как только он пытается сделать их целью. В качестве других примеров можно, вслед за В. Франклом, назвать счастье и самоактуализацию. В другой связи Франкл напоминал о том, что назначение бумеранга – не в том, чтобы возвращаться к бросившему его, а в том, чтобы поразить цель. Возвращается только тот бумеранг, который не попал в цель. Слишком большое внимание, уделяемое человеком своему «Я» – признак того, что он не достиг успеха в реализации своих жизненных целей. "Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир" [336, с. 120]. В заключение этой лекции, завершающей самый большой по объему и очень важный по значению раздел "Психология личности", предлагается выполнить несколько тестов, направленных на выяснение того, как вы сами к себе относитесь. Отвечая на вопросы приведенного ниже теста (№ 15), выберете тот вариант ответа, который наиболее вам подходит. 1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) Очень часто; б) иногда; в) практически никогда. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии; б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора; в) поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым. 3. Выберите одно из мнений, вам наиболее близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле – результат упорного труда; б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств; в) в сложной ситуации главное не упорство или везение, а человек, который сможет ободрить и утешить. 4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное; б) тоже попытаетесь найти смешное в вашем партнере и высмеять его; в) обидитесь, но не подадите вида; г) уйдете, хлопнув дверью. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека: а) да; б) нет; в) не знаю. 6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите: а) духи, которые нравятся вам; б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? а) Да; б) нет; в) не знаю. 8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы? а) да; б) нет; в) иногда. 9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) Да; б) нет; в) не знаю. 10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета подряд: а) голубой; б) желтый; в) красный. Какой цвет вы видели наиболее ярко? Подсчет баллов и интерпретацию результата смотрите в Разделе IX "Интерпретация тестов и опросников". Практически никто не бывает полностью доволен собой. Каждого что-то «грызет», у каждого свои комплексы. Все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что мы чего-то стоим. А как обстоят дела с вашими комплексами? Выберите из каждого пункта опросника (тест № 16) «свой» ответ, подсчитайте сумму баллов и получите результат. 1. Люди меня не понимают: а) часто; б) редко; в) такого не бывает. 2. Чувствую себя "не в своей тарелке": а) редко; б) все зависит от ситуации; в) очень часто. 3. Я оптимист: а) да; б) только в исключительных случаях; в) нет. 4. Радоваться чему попало, это: а) глупость; б) помогает пережить трудные минуты; в) то, чему стоит научиться. 5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие: а) да; б) временами; в) это меня не трогает. 6. У меня слишком много недостатков: а) это правда; б) это не мое мнение; в) неправда. 7. Жизнь прекрасна! а) и это действительно так; б) слишком общее утверждение; в) вовсе нет. 8. Я чувствую себя ненужным: а) часто; б) временами; в) редко. 9. Мои поступки окружающим непонятны: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 11. У меня масса достоинств: а) да; б) все зависит от ситуации; в) нет. 12. Я пессимист: а) Да; б) в исключительных случаях; в) нет. 13. Как всякий думающий человек, анализирую свое поведение: а) часто; б) иногда; в) редко. 14. Жизнь – грустная штука: а) вообще – да; б) утверждение слишком общее; в) это не так. 15. "Смех – это здоровье": а) банальное утверждение; б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях; в) вовсе нет. 16. Люди меня недооценивают: а) увы, это так; б) не придаю этому большого значения; в) вовсе нет. 17. Сужу о других слишком сурово: а) часто; б) иногда; в) редко. 18. После полосы неудач всегда приходит успех: а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса; б) может и так, но научного подтверждения этому нет; в) не верю в это, потому что это вера в чудеса. 19. Веду себя агрессивно: а) часто; б) иногда; в) редко. 20. Бывает одиноко: а) очень редко; б) иногда; в) слишком часто. 21. Люди недоброжелательны: а) большинство; б) некоторые; в) вовсе нет. 22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь: а) потому что не знаю того, кому это удалось; б) иногда это удается; в) это не так, я – верю! 23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности: а) часто; б) иногда; в) редко. 24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью: а) я думаю, да; б) наверное, иногда; в) я так не думаю. 25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 26. Я люблю людей: а) да; б) утверждение слишком общее; в) нет. 27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях: а) часто; б) иногда; в) скорее редко. 28. Я доволен собой: а) часто; б) иногда; в) редко. 29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям: а) да; б) не знаю; в) нет. 30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы: а) да; б) по-разному это бывает; в) нет. Вопреки общепринятому мнению, положительный ответ на вопрос "любите ли вы себя?" часто предрасполагает к успеху, счастью и хорошим контактам с другими людьми и отнюдь не является выражением эгоизма. Отвечая на вопросы этого теста (№ 17) «да» или «нет», можно попытаться разобраться в себе и в отношениях с окружающими. 1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть? 2. Считаете ли, что вас преследуют неудачи? 3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих? 4. Имеете ли привычку вспоминать прежние разговоры и ситуации, чтобы понять, что предпринимали в подобных случаях другие люди? 5. Испытываете ли вы смущение, когда вас хвалят в вашем присутствии? 6. Можете ли вы длительное время находиться в одиночестве? 7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом? 8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое? 9. Трудно ли вам проявлять свои чувства к другим? 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете? ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Понятие о личности. 2. Соотношение объема и содержание понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность. 3. Структура личности. 4. Понятия мотивации и диспозиции. 5. Основные диспозиционные составляющие: мотив, потребность, цель. 6. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека. 7. Классификация потребностей по А. Маслоу. 8. Общечеловеческие ценности в мотивационной сфере личности. 9. Понятие об интимных отношениях, их виды. 10. Структура и сущность понятий дружба, любовь. 11. Значение эмоций в жизни человека. 12. Основные функции и виды эмоций. 13. Развитие эмоциональной сферы человека. 14. Значение воли в организации социальных контактов человека. 15. Признаки волевого акта и фазы волевого процесса. 16. Становление волевых качеств личности. 17. Понятие о темпераменте. 18. Типы темперамента – их сильные и слабые стороны. 19. Темперамент и свойства нервной системы человека. 20. Типология Э. Кречмера. 21. Свойства темперамента. 22. Понятие психологической совместимости темпераментов. 23. Понятие о характере. 24. Основные черты характера. 25. Структура характера. 26. Акцентуированные характеры по К. Леонгарду, А. Личко. 27. Место характера в общей структуре личности. 28. Определение и виды способностей человека. 29. Общее представление о задатках. 3 0. Классификация способностей. 31. Особенности развития способностей человека. 32. Понятие о ролях человека и их значение. 33. Понятие о жизненном смысле. 34. Духовность – как основа человеческой жизни. 35. Модели личностного развития и типы жизненных позиций. 36. Классификация составляющих человеческого "Я". РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. 3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 4. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. 5. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990. 6. Берне Р. В. Я – концепция и воспитание. М., 1986. 7. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988. 8. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. 9. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. 10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988. 11. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989. 12. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.,1989. 13. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987. 14. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980. 15. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 16. Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989. 17. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969. 18. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 19. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. 20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982, 21. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. М., 1983. 22. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993. 23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 24. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 25. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. 26. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь,1988. 27. Немов Р. С. Психология. М., 1995. 28. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси,1989. 29. Общая психология: Курс лекций. М., 1995. 30. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 31. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. 32. Психология личности: Тексты. М., 1982. 33. Психология эмоций: Тексты. М., 1984. 34. Психология формирования и развития личности. М., 1981. 35. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983. 36. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987. 37. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988. 38. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 39. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М., 1979. 40. Симонов П. В. Темперамент – характер – личность. М., 1984. 41. Способности и склонности: Комплексные исследования. М., 1989. 42. Страхов И. В. Психология характера. Саратов, 1970. 43. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. 44. Теплой Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М., 1985. 45. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 46. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. 47. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986. 48. Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. 49. Юнг К. Психологические типы. М., 1924. Date: 2015-10-18; view: 261; Нарушение авторских прав |