Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпистемология об эмпирических и теоретических уровнях и методах познания⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
«Эмпирический» означает доступный органам чувств, а «теоретический» – доступный только мышлению без чувственной наглядности. Оба уровня познания научны ибо дают правильные результаты, но в достижении их интуиция, например, не участвует, они обходятся доступной для изучения дифференциацией в работе головного мозга. Мозг людей так устроен, что полушария работают дифференцированно. От этого у одних людей, как говорится, «светлые головы, но ручки не тем местом вставлены», а у других, наоборот, «золотые ручки, но тормоз, больше одной мысли сразу не помещается». Так люди делятся на эмпириков и теоретиков, а науки на эмпирические и теоретические. Уже в дошкольном возрасте легко понять, куда лучше профессионально ориентировать ваше дитя, которому прочите научное поприще. Если же у вас или вашего ребенка на равных работают оба полушария, то такой человек, извините, серость, и в науке ему лаборантом вечно мыть пробирки. Если же ребенок легко решает задачки, но испытывает постоянные трудности объяснить способ решения, то это будущий эмпирик. А когда ребенок легко несколькими способами докажет, как эту задачу вообще не решать, посуду и пол не мыть, то это будущий теоретик. Когда же после школы, вуза и аспирантуры бывший ребенок будет называться ученым, он будет профессионально либо собирать и проверять факты, либо генерировать отнюдь не из фактов, но для объяснения и предсказания новых фактов. Король эмпирика его величество Фактище, от которого некуда деться, который ни одной теорией не объясняется, теоретики мучаются как от острой зубной боли в пытках его понять. А теоретики служат столь же преданно ее высочеству королеве Гипотезе, которая все факты расставит как фигуры на шахматной доске да еще и предскажет новые факты, точно ткнув эмпириков туда, где они прячутся. Методы научного познания группируются на эмпирические и теоретические. Без теории факты верно не понять, а без фактов теория недоказуема и остается лишь гипотезой. Целью эмпирических методов является выявление и сбор фактов, их проверка, построение теории так называемого среднего уровня, то есть на основе непосредственного изучения данных событий. Задача теоретических методов - открыть закономерность, понять причинно-следственные связи и сущность, механизм, принцип происходящего, построить объясняющую факты теорию, с ее помощью отыскивать новые факты, делать точные прогнозы будущих событий. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, измерение, моделирование по аналогиям, эксперимент. К теоретическим методам относятся: абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация, индукция и дедукция, логико-исторический, структурно-функциональный анализ и системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Наблюдение – вид познавательной деятельности, в которой изучается по определенной программе применимость к объекту данной гипотезы. Для наблюдения важны условия, инструменты и установки, возможность устранения помех (шумов) и вмешательства наблюдателя, который не созерцает, а активно фиксирует последовательность и факты происходящего, но должен минимально влиять на события. Наряду с объективностью наблюдение должно быть систематическим, не дилетантским, а профессиональным. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным техническими средствами (скрытой камерой в магазине), прямым и косвенным (в ядерной физике в камере Вильсона след частицы пары сохраняют). Умные не пренебрегают и самонаблюдением, оно называется интроспекцией и использует метод философской рефлексии. Важнейшим этапом эмпирического познания становится эксперимент, особенно контрольный, решающий. При подготовке эксперимента роль теории не менее важна, чем технических средств проведения и точности приборов. Для эксперимента нужны дорогостоящие установки и устройства, управляющие условиями воздействия на объект: магнитные ловушки, вакуум и давление, коллектив обученных специалистов. Экспериментов нужна серия повторяющихся, чтобы удостовериться в выводах. В эксперименте на вопрос природе мы, практически вмешавшись в ее дела, получаем ответ, меняя у предмета строго фиксируемые условия и изолируя объект от помех. Экспериментально подтверждены теория относительности Энштейна и сверхпроводимость, тысячи научных гипотез. Но эксперимент недопустим и невозможен с ядром атома и Галактикой, психикой человека, биосферой Земли и мировой экономикой и т.п. В таких случаях проводится мысленный эксперимент с проверкой на моделях, в наше время в компьютерных. Для теоретического познания важны методы абстрагирования и идеализации, формализации и аксиоматизации, индукции и дедукции, сочетания логического и исторического, структурно-функциональный анализ и системный подход, восхождение от чувственно конкретного через абстрактное к мысленно конкретному. Надо выяснить, от чего и для исследования чего насколько нам надо абстрагироваться, что именно необходимо идеализировать и как это лучше сделать. Что в объекте теоретического изучения можно формализовать, а что в принципе неформализуемо. Какие положения надо принять на веру, аксиоматически положив их в основу гипотезы на том основании, что они проверены тысячекратными использованиями в эмпирическом опыте и тем, что выводимые из них теоремы-гипотезы истинны и непротиворечивы. Надо использовать методы научной индукции для выявления закономерности, а затем открытую закономерность проверить дедуктивно до дорогостоящих экспериментов. Индукция – это восхождение от частного к общему, а дедукция - восхождение от общего к частному. Найти общее в множестве предметов и выявить закономерность помогает индукция, а с помощью индуктивно понятой закономерности делать новые выводы и открытия можем с помощью дедукции. Следует досконально выяснить историю объекта исследования и вскрыть внутреннюю логику его развития именно в этом, а не иных направлениях. И, наконец, построить действующую модель объекта без всего наносного и незакономерного, только исходя из сущности противоречивого самоизменения самого объекта. Если удалось, то перед нами теория, которая будет эвристичной, поможет эмпирикам объяснить и открыть достаточно большое количество фактов, выполнив на время свою миссию. Но если открытые эмпирической наукой факты останутся навсегда, то интерпретации, теоретические объяснения их будут меняться, совершенствоваться до бесконечности, такова доля теоретиков, в отличие от эмпириков. Date: 2015-10-18; view: 314; Нарушение авторских прав |