Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЕ БРЮЗЖИТЕ. «Опять ковыряешь в носу!» «Смотри, куда идешь!» «Снова опоздал!» «Неужели ты не можешь ничего сделать как надо?» Постоянные осуждающие замечания
«Опять ковыряешь в носу!» «Смотри, куда идешь!» «Снова опоздал!» «Неужели ты не можешь ничего сделать как надо?» Постоянные осуждающие замечания, подобные этим, – не что иное, как брюзжание, а оно вредит самооценке ребенка. Исследования показывают, что брюзжание не только не способствует улучшению поведения ребенка, но в действительности усугубляет его. Брюзжание особенно угнетает детей с низкой самооценкой. Брюзжание и непрестанные упреки нервируют детей. Некоторые дети безобразничают больше положенного им по возрасту, но если вы будете постоянно одергивать их, они станут отъявленными озорниками. Лучше намеренно отметить искупающее их плохие качества какое‑то хорошее свойство и сосредоточиться на нем. («Мне нравится, что ты уступаешь дорогу сестренке».) Все недостатки, вы увидите, исчезнут. Продолжая повторять только что сказанное ребенку, вы внушаете ему мысль, что не верите, будто он способен выполнить простейшее поручение. («Загрузи стиральную машину бельем, пожалуйста».) Если вы повторяете бесконечно пояснения, вы приучаете свою маленькую помощницу думать, что она не в состоянии сделать что‑то правильно (так, как вы это делаете). Не можете не раздавать советы? Тогда переключитесь на составление записок.
Тайм‑ауты должны быть короткими. Проводите вашего ходунка к месту тайм‑аута сразу же после проявленного им непослушания. Быстрая, хладнокровная и решительная реакция с вашей стороны приостановит его протест. Поскольку вы оговорили правила заранее, вам не нужно пускаться в объяснения, сопровождать извинениями или же колебаться. Если ваш ребенок ощущает вашу неуверенность, он наверняка начнет громко протестовать. Удержитесь от восклицаний: «Но я же сказала тебе «нельзя» тысячу раз! Теперь ты пойдешь в свою комнату и не выйдешь оттуда, пока я не разрешу тебе». Такое немилосердное обращение возмутит ребенка и низведет тайм‑аут до акта мести, таким образом лишая его воспитательного значения, нацеленного на изменение поведения. Время тайм‑аута должно быть кратким – по одной минуте на каждый год жизни ребенка. Что касается детей постарше, то продолжительность тайм‑аута должна соответствовать степени непослушания: «Это тайм‑аут на пять минут». Когда наши ребятишки стали играть в хоккей, они лучше поняли смысл такой меры воспитания: «Пять минут за то, что толкнул!» Тайм‑аут должен проходить в молчании. Это время отводится вовсе не для того, чтобы ребенок плакал, а вы раздраженно читали ему нравоучения и морализировали. Если вы хотите внушить ребенку некий урок, займитесь этим позже, когда ребенок будет в состоянии воспринимать его. Таймер – это вы. Фраза: «Две минуты» – ничего не означает для ребенка, которому еще нет трех. Кухонный таймер или будильник больше запомнятся ребенку, а вам помогут следить за временем. Когда раздается сигнал, это знак того, что время истекло. Теперь позвольте ребенку решить, как он поступит дальше. Возможно, он все еще размышляет над своим поведением, когда раздается звонок. Нет необходимости прерывать эти размышления словами: «А теперь можешь встать, тайм‑аут закончился». Ребенок сам разберется. Выберите подходящее место. Вы можете выделить особый стул или табурет для тайм‑аутов, применяемых к ходунку. Одна опытная, посещающая нас мать с успехом использует «плохую ступеньку»; эту идею она позаимствовала из книги «Скверный день щенка», изданной «Голден Букс». Плохая ступенька позволила щенку умерить его резвость в тот день. Ребенка постарше можно отправить в его комнату. Если вы вне дома, воспользуйтесь любым местом, чтобы удалить ребенка «с поля». Часто одно то, что вы уводите его оттуда, где он проказничает, производит требуемое впечатление на ребенка, – а вовсе не место или продолжительность тайм‑аута, который он отсиживает или выстаивает. Позаботьтесь о том, чтобы место тайм‑аута не предполагало никаких удовольствий, а было именно наводящим скуку местом. Телевизор исключен! Как быть, если ребенок отказывается отправиться на место тайм‑аута ил и оставаться там? Сядьте рядом с ним и, если необходимо, удержите его на месте или верните на место, прибегая к физическому воздействию, а также разъясните ребенку: «Я здесь старше. У нас тайм‑аут». Если время тайм‑аута действительно коротко и вы сохраняете невозмутимость, у ребенка не будет причин протестовать. Он все‑таки поднимает крик? Заставьте его сидеть, пока не успокоится. Если ребенок восстает, слыша одно слово «тайм‑аут», с его негативным подтекстом, замените название этой воспитательной меры. Используйте, примеряясь к ситуации, какое‑то позитивно окрашенное слово или словосочетание. «Для тебя настало время покоя». Или: «Время подумать». Или же воспользуйтесь именем ребенка: «Время Лорен». В случае с детьми постарше бывает необходимо разъяснить смысл тайм‑аута, а не просто потребовать, чтобы ребенок подчинился. Попробуйте объяснить смысл, взяв как пример баскетбольный матч, транслируемый по телевизору: «Знаешь, как поступает тренер, когда команда не может настроиться на игру? Он назначает тайм‑аут. Это помогает игрокам собраться и подумать над тем, как играть лучше. Вот что от тебя и требуется сейчас». Все это кажется само собой разумеющимся, но не забывайте, что дети учатся мыслить логически примерно к шести годам. Если вы не можете убедить ребенка в необходимости тайм‑аута, примените свою родительскую власть. Внушите ребенку, что он все равно должен отсидеть тайм‑аут, закончить с этим «делом», а потом может продолжать свой день. Принимайте во внимание то, что дети старше пяти будут сопротивляться дольше. «Пять минут дополнительно – за возражения», – объявляет «судья». Если ребенок продолжает возражать, обратитесь к резервным мерам: лишение привилегий, например телепередач до конца дня или до конца недели – в зависимости от того, что́ уже оказывало свое действие раньше. Предложите ребенку выбор: «Либо ты остаешься в своей комнате в течение десяти минут, либо ничего интересного до конца дня». Тайм‑аут – время размышлений. Тайм‑аут дает ребенку время обдумать его поступок, а вам – время остыть и спокойно спланировать свои дальнейшие действия. Пока ребенок отсиживает тайм‑аут, оцените, совершил ли он неважность, с которой вы уже разобрались и о которой можно забыть, или же важность, которая требует применения дальнейших строгих воспитательных мер. Если это важность (например, он кого‑то ударил), тогда, после того как он за несколько минут придет в равновесие, скажите ему: «Я хочу, чтобы ты подумал над тем, что́ ты сделал; тебе бы понравилось, если бы твой друг ударил тебя?» Некоторые, но далеко не все дети инстинктивно понимают, что в продолжение тайм‑аута они должны поработать головой. Это не время для наставлений и разглагольствования. Лучше сухим деловым тоном скажите ребенку, как ему провести тайм‑аут. Наиболее глубокое впечатление оказывает на ребенка тайм‑аут, если набедокуривший сам осознает последствия своих поступков. Это есть самовоспитание. Тайм‑аут для родителей. Тайм‑аут может быть спасением для мамы. Когда наши ребятишки ведут себя не то чтобы плохо, а просто как и свойственно детям, шумят и кричат, Марта объявляет: «Мне нужен тайм‑аут». Она убеждается в том, что окружающая среда не представляет опасности для детей, что все они целы и невредимы, а затем уходит в другую комнату, не обращает внимание на шум и восстанавливает свое душевное равновесие. Родительский тайм‑аут также полезен в том случае, если вы играете с ребенком, но он начинает проказничать. Объявите, что вам было интересно играть, а теперь – нет. «Я пойду посижу и почитаю книгу, пока ты снова будешь в состоянии играть как надо. Скажешь мне тогда. Я вернусь, и мы будем снова играть вместе». Порой игра ребенка становится чересчур бурной, он в раздражении кричит или же постоянно цепляется за вас, несмотря на то что вы посвятили ему много «таймов». Скажите ребенку, что вам надо немного отдохнуть и успокоиться. Марта в таких случаях властным тоном объявляет: «Это нарушает мой душевный покой». Подобные слова учат детей уважать права окружающих их людей. Даже у родителей, привыкших к ребячьей возне и гаму, возникает потребность в передышке. Обстановка нормализуется. У тайм‑аутов настает конец. Ребенок «отсидел» положенное время, и теперь пора продолжить дневные занятия. Внушите ему, что теперь вы хотите, чтобы он играл как надо, спокойно. Или сами займите его чем‑нибудь. Родители в роли судей. Ходунки и маленькие дети часто слишком поглощены своей игрой. Если собирается много детей и у них много игрушек, но мало места, дети перевозбуждаются, а их возня переходит всякие границы. Это не только угнетает родителей, чьи притерпевшиеся глаза и уши способны вынести далеко не все, но является помехой в игре для самих детей. Если вы чувствуете, что игра становится неуправляемой, прервите ее, не ждите «критической точки» и не испытывайте собственное терпение. Унесите часть игрушек, разведите детей по углам и комнатам или смените их занятие. Возможно, пришло время усадить детей и пять минут почитать им; это будет нечто вроде перерыва в их бурной игре. Если в комнате играют несколько детишек и они ведут себя плохо, то бывает трудно найти зачинщика. Иногда приходится просто развести их. Велите им пять минут посидеть на стульях подальше друг от друга и успокоиться, а тогда им можно будет снова вернуться к игре. Бывает, что пространства в одной комнате не хватает, поэтому одного ребенка отправьте на стул для тайм‑аутов на кухню, а другой пусть посидит в общей комнате. Хотя ребятишки редко признаются в этом, но они обычно благодарны воспитателям, защищающим их… друг от друга. Возможно, дети сами согласятся с тем, что нуждаются в короткой передышке. Однажды, во время бурной игры, одно из наших чад, сбежав с поля «боевых действий», ворвалось в нашу комнату с криком: «Нам нужен тайм‑аут!»
Date: 2015-10-18; view: 326; Нарушение авторских прав |