Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Финансово-хозяйственная политика предприятия
Объект исследования – ОАО «Калнышевский винный завод». Полное фирменное наименование Общества: Открытое Акционерное Общество «Калнышевский винный завод». Общество создано путем преобразования федерального государственного предприятия «Калнышевский винный завод» на основании распоряжении Правительства Российской Федерации от 23.06.2002 № 851 и распоряжения Минимущества России от 16.08.02 № 2723-р о подготовке к приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Калнышевский винный завод» и является его правопреемником. Местонахождение Общества: г. Кемерово, ул. Баха, 15. Основными видами деятельности ОАО «Калнышевский винный завод» являются: · закуп и хранение вино-коньячной продукции; · закупка у изготовителей вино-коньячной продукции; · разлив, продажа и хранение вино-коньячной продукции; · закупка у изготовителя импортной вино-коньячной продукции; · разлив, продажа и хранение импортной вино-коньячной продукции; · закуп и хранение спирта, ликероводочных изделий, джин тоника, слабоалкогольной и безалкогольной продукции; · коммерческая деятельность, организация оптовой и розничной торговли; · любая иная хозяйственная деятельность внутри Российской Федерации не запрещенная действующим законодательством. Продукция ОАО «Калнышевский винный завод» занимает заслуженное место среди алкогольных напитков, выпускаемых в России, что подтверждается многочисленными наградами, полученных нами на различных выставках. ОАО «Калнышевский винный завод» имеет следующую структуру (рис. 1). Во главе ОАО «Калнышевский винный завод» стоит генеральный директор, который координирует деятельность всей организации. В его компетенции находятся все вопросы текущей деятельности ОАО «Калнышевский винный завод», за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания предприятия. В организационной структуре ОАО «Калнышевский винный завод» выделяются подразделения, выполняющие определенный круг функций. Каждое подразделение (сектор сбыта, производственный сектор, технический сектор) в организационном плане обладает в некоторой мере административно-хозяйственной самостоятельностью, то есть имеет право принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции, определенной для каждого подразделения генеральным директором. Во главе каждого подразделения стоит начальник (коммерческий директор – сектор сбыта; начальник цеха – производственный сектор; технический директор – технический сектор). Все подразделения делятся на осуществляющие непосредственно свою деятельность отделы, ради которой они создаются. Все эти отделы выполнения функции основного производства, управления, обслуживания, сбыта и т. п. Организация процессов управления ОАО «Калнышевский винный завод» построена на сочетании двух принципов построения управленческих структур: линейной и функциональной. Линейная структура управления ОАО «Калнышевский винный завод»: нижестоящее звено (подразделение, работник) полностью подчиняется вышестоящему руководителю. При генеральном директоре ОАО «Калнышевский винный завод» создан аппарат из его заместителей (руководителей структурных секторов), подготавливающих проекты решений, что требует от генерального директора высокого профессионализма при процессе принятия решения. Однако, генеральный директор во избежание негативных последствий делегирует значительную часть полномочий нижестоящим руководителям подразделений ОАО «Калнышевский винный завод» (сохраняя при этом за собой право контроля и оценки качества, принимаемых низшим звеном, управленческих решений, что сохраняет в структуре управления предприятия основные черты линейной структуры).
Рис.1 Организационная структура ОАО «Калнышевский винный завод» Функциональная структура управления ОАО «Калнышевский винный завод» выражается в том, что при каждом производственном секторе созданы специализированные, по выполняемым функциям отделы (рис. 2). Анализируя рис. 2, можно сказать, что в составе ОАО «Калнышевский винный завод» подразделения разбиваются, в соответствии с выполняемыми функциями, на 3 сектора (производственный, технический, сбытовой). Каждый сектор включает в себя ряд отделов, которые распределены по принципу специализации. Анализ структуры отделов подразделений производится с учетом порученных им обязанностей. В итоге, производственный сектор, имеет отделы занимающиеся выпуском продукции, осваивающие новые технологии и т. д. отделы технического сектора занимаются организацией деятельности ОАО «Калнышевский винный завод», а также обслуживают фирму и т. д. Сбытовой сектор организует реализацию продукции оптом и в розницу, координирует работу филиалов, магазинов и др.
Рис.2. Функционально-линейная модель организационной структуры ОАО «Калнышевский винный завод»
Сбыт продукции осуществляется как путем оптовой реализации (по договору поставки, представленном в Приложении), так путем розничной торговли в фирменном магазине ОАО «Калнышевский винный завод». Все сектора ОАО «Калнышевский винный завод» при выполнении своих функций нацелены на достижение общей цели – эффективная работа предприятия, поэтому их деятельность взаимозависима. Очень важно учитывать при выстраивании организационной структуры предприятия, чтобы деятельность отделов секторов не дублировала друг друга, поскольку это сопровождается дополнительными затратами рабочего времени и затрудняет процесс принятия решений. В целом организационная структура ОАО «Калнышевский винный завод» соответствует специфике предприятия, его целям и решению стоящих перед ним задач. Разделение секторов и отделов соответствующей предприятию спецификой. Однако, сбытовой сектор ОАО «Калнышевский винный завод» нуждается в некоторой реорганизации, конкретизации функций своих отделов. Оценить деятельность предприятия невозможно без анализа основных показателей производственно-хозяйственной деятельности. На основе данных анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности определяются потребности в финансовых ресурсах; оценивается эффективность структуры предприятия; прогнозируются финансовые результаты деятельности фирмы, а также решаются другие задачи, связанные с управлением производственными ресурсами и финансовой деятельностью ОАО «Калнышевский винный завод» (табл. 1). Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности показывает, что ОАО «Калнышевский винный завод» рентабельно. Однако, следует отметить несоответствие показателей чистой рентабельности и нормы прибыли. План по рентабельности был выполнен лишь в 2007 г. И хотя показатель чистой рентабельности в 2009 г. вырос на 9,5% относительно 2008 г., а норма прибыли всего на 4,3% - план по рентабельности не выполнен в 2007 г. на 0,6%. Снижение чистой рентабельности в 2008 г. на 0,7% относительно 2007г объясняется экономическим кризисом финансовой системы страны. Однако, в дальнейшем это сыграло положительную роль, в связи с повышением курса доллара выросли цены на импортные спиртные напитки, следовательно возрос спрос на алкогольные напитки отечественного производства. О чем свидетельствует рост выручки в 2009 г. на 36,9% по сравнению с 2008 г.
Таблица 1 Основные показатели ПХД ОАО «Калнышевский винный завод»
Рост выручки от реализации соответственно увеличил чистую прибыль, полученную ОАО «Калнышевский винный завод». Следует отметить тот факт, что увеличение валового дохода на 36,9% в 2009 г. относительно 2008 г. и рост уровня себестоимости на 31,2%, (разница между ростом выручки и себестоимости 5,7%) обусловили увеличение чистой прибыли в 2009 г. на 42,8% по сравнению с 2008 г. Анализ нормы прибыли и чистой рентабельности показывает, что в 2007 г. ОАО «Калнышевский винный завод» получило прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции на 0,3% (или 30 копеек) больше по сравнению с планом. Однако, в 2008 г. недополучило 1,1% (или 1 рубль 10 копеек), в 2009 г. – 0,6: (60 копеек) на каждый рубль затрат. Таким образом, величина недополученной прибыли в 2008 г: 119263 / 100=1311,9 рубля; в 2009 г.: 0,6 * 156524 / 100 =939,1 рубля. Увеличение уровня рентабельности в 2009 г. произошло за счет снижения уровня себестоимости продукции. Вышеизложенное подтверждает, что в ОАО «Калнышевский винный завод» наблюдается тенденция к росту объемов выручки, что ведет за собой и увеличение объемов производства. Однако, стоит отметить, что рост дохода от реализации в 2009 г. составил 28,5% к 2008 г., а рост объемов выпуска в натуральном исчислении 36,9%. Коэффициент автономии в 2007-2008 гг. был выше 0,5, значит большая часть имущества ОАО «Калнышевский винный завод» формировалась за счет собственных средств. Однако, в 2009 г. произошло снижение показателя автономии на 25,8%, что объясняется ростом кредиторской задолженности. Коэффициент общей ликвидности говорит о том, что доля собственного капитала в 2007-2009 гг. могла покрыть всю имеющуюся кредиторскую задолженность предприятия. Однако, наблюдается устойчивая тенденция к снижению общей ликвидности (на 20% в 2009 г. относительно 2008 г.), что негативно характеризует финансовое положение ОАО «Калнышевский винный завод». На фоне увеличения прибыли вместе с тем происходит снижение оборота капитала и коэффициента оборачиваемости оборотных средств, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности ОАО «Калнышевский винный завод». Данные факты повлияли на показатель производительности труда. Если в 2008 г. производительность труда персонала возросла на 3,9 тыс. руб., то в 2009 г. снизилась на 0,3% относительно 2008 г. Данным явление объясняется факт недополучения прибыли в 2009 г. В 2009 г. рост среднесписочного числа персонала составил 37,3% к 2008 г., однако число отработанных человеко-часов и человеко-дней выросло лишь на 36,7% в 2009 г. к 2008 г. Это и явилось одним из факторов снижения производительности труда. Снижение производительности труда в 2009 г. на 0,3% к 2008 г. объясняет факт несоответствия роста валового дохода в 2009 г. на 28,5% и роста количества персонала на 37,3%. Разница между ростом валового дохода и роста среднемесячного числа персонала составляет 0,4%. Рост всего персонала в 2009 г. составил 37,3%, тогда как рабочих 33,1%, что свидетельствует о росте числа специалистов и служащих в структуре штата ОАО «Калнышевский винный завод». Более низкие темпы роста прибыли от реализации (108,1%) по сравнению с показателем чистой прибыли (142,8%) обусловлены достаточно высокой рентабельностью внереализационных видов деятельности. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: В ОАО «Калнышевский винный завод» организационная структура выстроена в соответствии со спецификой предприятия и удовлетворяет предъявляемым рынком требованиям. Однако, следует отметить, что в организационной структуре ОАО «Калнышевский винный завод» отсутствует отдел маркетинга, маркетинговые исследования рынка ОАО «Калнышевский винный завод» не проводит. В основном функции маркетингового подразделения завода возложены на отдел маркетинга. Это может повлечь за собой ошибки в маркетинговой и товарной политике и отрицательным образом сказаться на финансовых результатах Общества. В целом финансово-экономическое состояние ОАО «Калнышевский винный завод» достаточно устойчивое, наблюдается тенденция роста прибыли, что однако обусловливает рост затрат, связанных с производством продукции. Коэффициент использования капитала фирмы свидетельствует о снижении эффективности производства.
2.2 Структура ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод» Рассмотрим ассортимент продукции ОАО «Калнышевский винный завод». В ассортименте вин и винных напитков ОАО «Калнышевский винный завод» можно выделить следующие ассортиментные группы: грузинские вина, полусладкие вина, сухие вина, крепленые вина, вина в сувенирной упаковке. Дадим характеристику каждой ассортиментной группе (табл. 2).
Таблица 2 – Характеристика ассортимента вин ОАО «Калнышевский винный завод»
Как видно из табл. 2, ассортимент вин представлен достаточно полно. Следует также рассмотреть структуру ассортимента в динамике за периоды с 2007-2009 гг. (табл. 3).
Таблица 3 - Структура ассортимента в динамике за периоды с 2007-2009 гг.
Анализируя данные, представленные в табл. 3, можно отметить, что наибольшую долю в структуре ассортимента вин занимают полусладкие вина (более половины), на втором месте после полусладкие вин находятся сухие вина (около 20 %), остальные ассортиментные группы занимают менее 10 %. Анализируя динамику изменения ассортиментных групп, следует отметить, что значительных изменений в структуре ассортимента не наблюдается. Лишь по группе «крепленые вина» можно увидеть, что розлив данных вин увеличился с 2 % в 2007 году до 8 % в 2009 году. Кроме того, из табл. 3 видно, что в 2009 году наблюдается снижение розлива вина «Кагор «Черный агат» в сувенирной упаковке с 1,12 до 0,01 %. Это можно объяснить снижением спроса на данную марку вина. В целом по анализу товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод» можно сделать следующие выводы. Ассортиментная политика ОАО «Калнышевский винный завод» ориентирована прежде всего на сегмент со средним уровнем дохода и классическими вкусами, так как наибольшую долю в ассортименте завода занимают классические вина средней ценовой категории. Вина в сувенирной упаковке занимают наименьшую долю в ассортименте, так как являются дорогими и спрос на них невысок. Для более полного анализа товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод» следует провести анализ товарного портфеля завода.
Date: 2015-10-18; view: 543; Нарушение авторских прав |