Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрождение
Мировая история культуры неоднократно сталкивает исследователей с феноменом неравновеликого внимания человечества к отдельным своим эпохам. Мы имели уже возможность порассуждать о трагической (в полном смысле этого слова) судьбе средневековой культурной традиции. Абсолютно противоположный характер имеет тот резонанс, те ассоциации, которые возникают и у просвещённых, и у непросвещённых слушателей при слове "Возрождение". С тем ошеломляющим успехом, который выпал на долю Возрождения - Ренессанса - Rinascimento, может сравниться разве что неизбывное преклонение перед античностью. Пожалуй, Ренессанс - это первая.культура, изучение которой начинается с художественного само осмысления в рамках самой эпохи (ещё существующей, ещё творящей). Имя Джорджо Вазари, живописца XVI в. и автора знаменитых жизнеописаний художников эпохи Ренессанса символизирует это самоосмысление; не менее славные имена Буркхардта, Тэна, Вельфлина, Хейзинги, Конрада ассоциируются с последующими этапами анализа и изучения Ренессанса, но уже с позиций иных, следующих за Возрождением культур С точки зрения типологии Возрождения (т.е. с точки зрения специфики ренессансной историко-культурной модели, её строения, её обусловленности, закономерностей функционирования; с точки зрения соотношения, с другими культурами и т.д.) особый резонанс имела концепция восточного Ренессанса, разработанная выдающимся советским историком - востоковедом Николаем Иосифовичем Конрадом. Импульсом, толчком к созданию этой концепции явилось, по словам самого Н.И. Конрада, стремление к преодолению европоцентризма в истолковании мировой истории. Как известно, идея европоцентризма восходит ещё к Гегелю, и его рассуждениям об "исторических" и "неисторических" народах, о том, что, Восток исчерпал себя, создав в прошлом великую философию и потратив на неё всю свою творческую энергию, всю креативную мощь. Евразийский характер нашей государственности, нашей культуры обусловил особый интерес к процессу преодоления европоцентризма, и в рамках этой громадной исторической проблемы в советской науке 40-50-х гг. развернулась дискуссия о восточном Ренессансе, начавшаяся после публикации в 1947 г. книги Ш.И. Нуцубидзе "Руставели и восточный Ренессанс". Максимального накала, высшей точки кипения страстей дискуссия достигла в 1966 г., когда вышла в свет знаменитая книга академика Н.И.Конрада "Запад и Восток". В этой работе Н.И.Конрад ставит вопрос о всемирном Возрождении, о Ренессансе как неотъемлемой стадии развития как на западной, так и восточной культур. Здесь же сформулировано предположение о возможности переноса всей категориальной структуры европейского историко-культурного процесса на материал Востока. При всём глубочайшем уважении к академику Н.И. Конраду, при всём понимании научной дистанции, отделяющей нас от этого глубокого и оригинального исследователя восточного мира, необходимо подчеркнуть, что концепция Н.И. Конрада имеет ряд уязвимых мест. Прежде всего, почему Восток должен калькировать Запад? Почему, при сохранении основных общемировых тенденций развития человечества, все его регионы должны проходить равноценные, равнозначные, "разнокаче-стственные" этапы исторической эволюции? Тогда как быть с древней Русью, со скандинавскими странами, с аборигенами Австралии, с бушменами Африки и т.д.? Почему нельзя вести речь о различной динамике развития культур, о различной ориентированности историко-культурных процессов, даже, наконец, о различном соотношении креативного и заимствующего начал в том или ином историко-культурном регионе? Говоря словами С.С. Аверинцева "критика европоцентризма, усматривающая везде и повсюду культуру, соответствующую специфически европейским идеалам и нормам художественного творчества, являет собой усложнённую разновидность того же европоцентризма; своего рода "европоцентризм в квадрате", когда эталоном фактически является европейский вариант развития, а восточный историко-культурный материал подгоняется по "европейской мерке и фасону". Во - вторых, Ренессанс в Европе -это начало нового времени, это качественные подвижки социально - экономического плана, это перерастание элементов предыдущей городской бюргерской культуры в культуру ран-некапиталистического, а затем и индустриального общества. Подобного качественного скачка, как известно, мы на Востоке не наблюдаем. Например, ренессанской эпохой для Китая Конрадом назван период с VIII по XV вв., когда писали свои прекрасные стихи поэты Ли Бо и Ду Фу, творили философы Хань Юй и Ва Ян-мин. Но это был "Ренессанс - подъём" культуры, Ренессанс как один из многочисленных взлетов духовной мысли и творческой энергии, но не "Ренессанс - перелом" культуры, не "Ренессане - переход" к качественно новому состоянию общественной жизни. Третье. Как известно, сам термин "Возрождение" изначально символизировал апелляцию к античности. Североренессансная культура заальпийских стран, как мы уже выяснили, в силу отсутствия этого важного компонента гуманистического мировосприятия, была отмечена "готической напряжённостью". Однако отсвет античности лежит практически на всей североренессансной культуре, проникая в неё вместе с влиянием Италии (даже изощрённо - гениальный маньерист Эль Греко испытал мощное воздействие тициановского творчества, не говоря уже о Дюрере или Шекспире, отдавшем полновесную дань неоплатонизму, стоицизму, творчеств) Плавта, языку древнегреческому и латыни). В европейском Ренессансе возрождалась не просто античность, а определённый, очень специфический, склонный к модификациям способ миропонимания. Отстаивающие позицию Н.И. Конрада исследователи (в частности, О.Л.Фишман) заявляют, что каждый народ в ренессансный период апеллирует к своей собственной древности, и если Европа обращается за вдохновением к Платону и Эпикуру, то Китай "возрождает" Конфуция. Я думаю, нет необходимости пояснять, сколь различна концепция человека в творческом наследии этих равновеликих мыслителей. К тому же конфуцианская доктрина, как известно, дошла до наших дней в своей первозданно-сти, если не считать не изменивших его глубинной сущности союза с даосизмом (2 в.до н.э) и формирования на его базе неоконфуцианства (10-13 вв., эпоха Фун). В 1989 г. вышла книга отечественного исследователя М.Т. Петрова "Проблема Возрождения в советской науке: спорные вопросы региональных ренессансов" /Л., 1989/. Этот труд в определённой степени носит резюмирующий характер по отношению к проблеме восточного ренессанса. Решая эту проблему отрицательно, М.Т. Петров предлагает набор качественных характеристик, которые, по его мнению, наличествуют и в классическом и могут служить основанием для дифференциации подлинного Ренессанса и псевдо Ренессансов. Интересующихся данной проблемой я отсылаю к этой книге, отметив в заключение, что М.Т. Петров предлагает своеобразную интерпретацию самому факту обращения европейских гуманистов к античности. Он видит в этом своего рода компенсацию, выплаченную христианской культурой античной цивилизации за насильственное пресечение её развития, за полузабвение, за физическое разрушение памятников и т.д. Кроме того, М.Т. Петров полагает, что факт включения в ткань христианской культуры языческой побеждённой когда-то и конфессионально чуждой христианам культурной традиции свидетельствует о "феномене генетического резонанса", возможного только в условиях контакта со своей по какой-либо причине не завершившей развитие древностью. Завершая разговор о типологии Ренессанса, хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Взлёт, подъем культурного развития в Китае, Индии, Японии, арабских странах среднеазиатском регионе, в Закавказье, давший повод Н.И. Конраду говорить о восточном Ренессансе_ охватывает период приблизительно с VII по X IV вв. Сопоставив эти цифры с периодизацией европейского Возрождения, можно предположить, что на Востоке в этот период шла своего рода аккумуляция духовной энергии; затем Европа подхватила эстафету, придав этому духовному импульсу присущие ей масштабы, качество и радикализм исполнения. Характеризуя классическое и северное Возрождение, обращаясь в контексте их анализа к творчеству Иеронима Босха, мы отметили гегелевское высказывание - заря новой исторической эры, а Реформация - полное сияние солнца. Эта фраза несёт в себе глубочайший смысл, ибо внимательное рассмотрение менталитета и ценностей итальянского и северного Ренессанса подводит нас к мысли, что дальнейший путь развития человечества, процесс становления нововременного сознания лежит через реализацию именно североренессансных идеологических и художественных постулатов, трактующих человека в мире, в круговерти его обыденных забот и обязанностей. Именно североренессансный гуманизм явился пролагателем путей для формирования новой протестантской этики, явившейся, по мнению Макса Вебера, духовной санкцией, разрешением и обоснованием европейского предпринимательства. Знаменитая работа Э.Р. "О свободе воли", рационалистически истолковывая "Священное Писание", утверждает, что божественное предопределение ни в коем случае не отменяет свободу воли человека, свободы морального и деятельного выбора. В противном случае обессмысливается само понятие греха. Судьба человека (в определенных, конечно, рамках) оказывается в его собственных руках, степень благоденствия зависит от проявлений личной воли и инициативы. Идеалу католического монашества, аскетизма, пустынничества противопоставляется образ деятельного, активного, преобразующего земную жизнь человека Реабилитируются виды экономической деятельности, бывшие под запретом со времён изгнания Христом торгующих из храма. Об укоренённости в массовом сознании табу, запретов на определённые формы экономических отношений свидетельствует и в ренессансную эпоху шекспировский "Венецианский купец", где с шекспировской мощью и выразительностью представлен образ ростовщика Шейлока, требующего в уплату за неустойку фунт человеческого мяса. Северный Ренессанс начинает реабилитацию всех видов человеческой деятельности; протестантизм этот процесс завершает. В интереснейшем исследовании Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" символически сопоставлены последние строки "Божественной комедии" Данте и заключительная песнь "Потерянного рая" Мильтона, обычно именуемая "Божественная комедия пуританизма". Ссозерцательность, возвышенность - с одной стороны, трактуемая как долг мирская деятельность - с другой. В художественном отношении дальнейшее развитие Европы также пошло под мощным воздействием северо-ренессансных, в особенности нидерландских традиций /имеется в виду линия Брейгель - Рембрандт Рей-саль Моментье классицизирующего взлёта будут в истории последующей западно европейской живописи, (Пуссен, Лоррен) но не они (на глобальном уровне) определят общий облик искусства.
Date: 2015-10-18; view: 354; Нарушение авторских прав |