Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные художественно-стилевые черты





Музыкальная культура Возрождения.

1. В связи с переходом от средневековой теоцентрической культуры к антропоцентрической произошли существенные изменения в музыкальном искусстве. Как и в других искусствах, в музыке необычайно усилилась тенденция к отражению разнообразия мира, его красоты. Но идея разнообразия сочеталась со стремлением к совершенству, гармонии, соразмерности. Каноничность средневекового искусства (подчиненность единым правилам, принятым католической церковью), рушится под влиянием ренессансного индивидуализма и тенденцией к обмирщению искусства (светской направленностью его развития).

Образ профессионального музыканта дополняется образом просвещенного аристократа, который обладает знанием музыкальных законов, ученостью, понимать самостоятельное значение музыки, способной строиться по собственным законам и быть источником удовольствия. Специфика взаимодействия культового и светского начала в музыке приводит к размезживанию музыкально-поэтического искусства на «новое искусство» (Ars nova) и «старое искусство» (Ars antique). Теоретиком нового искусства стал французский музыкант, поэт и философ Филипп де Витри (1291 – 1361), автор трактата «Ars nova». Этот труд определили новый вектор в развитии музыки, определив значение и выразительности гармонии, ритма, мелодики и многое другое.

2. Эти обстоятельства послужили импульсом для развития музыкальной теории Возрождени я, появлению многочисленных музыкально-теоретических трактатов. Одним из известнейших ученых-теоретиков Возрождения – Джозеффо Царлино (1517 – 1590). Широко образованный человек, владелец лучшей библиотеки в Венеции, Царлино умел ценить в музыкальном искусстве эмоциональную силу, энергию, драматизм выражения, колорит. В своих теоретических трактатах («Основы гармонии», «Исследования») он развивает мысль о проблемах гармонии, которая должна подчиняться системе эстетических взглядов эпохи Возрождения.

3. Меняются условия бытования музыки: развивается любительское музицирование, появляется демократическая публика. Возрастает роль светских вокальных жанров (мадригал, фроттола, шансон, в конце 16 века появляется опера и балет). Самостоятельное значение приобретает и инструментальная музыка, постепенно освобождающаяся отс словесной зависимости (ричеркар, канцона, импровизацияонные жанры – канцона, фантазия, токката). В композиторском творчестве возрастает идея «мастерства», изобретения материала (например, подобно тому, как в живописи происходит обогащение пространственных характеристик, появляется перспектива, в музыка отмечена стремлением к необычным пространственным эффектам – перекличке хора и соло, вокальных и инструментальных разделов). Часто композиционные приемы авторы подчиняют какой-либо чисто технологической задаче. Так, Жоскеном Депре была написана "Missa di dadi" ("Месса на игру в кости"), где при помощи контрапункта символически изображались приемы этой игры. Интересный опыт предпринял Йоханес Окегем: его мессу "Cujusvis toni" можно было петь в любом из церковных ладов (переставляя ключи в хоровых партиях). Орландо Лассо написал остроумное сочинение «Эхо» для двух хоров.

4. В эпоху Возрождения многоголосная полифоническая музыка достигает вершин мастерства и раскрывается через т.н. строгий стиль полифонии. Строгий стиль – художественно-историческое понятие, относящееся к полифонической музыке XV-XVI веков для хора a capella. Несмотря на разнообразие и неповторимость национальных композиторских школ Возрождения, их музыкальное искусство отличалось историческим и стилистическим единством и получило название строгого стиля. Нормы строгого письма были теоретически сформулированы венецианцем Дж.Царлино в трактате «Гармонические установления» («Основы гармоники»).

Для образного строя строгого стиля типичны сосредоточенность и созерцательность, здесь отображается течение возвышенной, даже отвлечённой мысли; из рационального, продуманного сплетения контрапунктирующих голосов возникают чистые и уравновешенные звучания, где не находят места характерные для более позднего искусства экспрессивные нарастания, драматические контрасты и кульминации. Выражение личных эмоций мало свойственно строгому стилю: его музыка решительно чуждается всего преходящего, случайного, субъективного; в её рассчитанном мерном движении выявляется очищенное от мирской обыденности всеобщее, объединяющее всех присутствующих на литургии общезначимое, объективное. Поэтому в музыке отсутствуют контрасты и резкие повороты в движении; нет места для волнующих нарастаний, кульминаций, спадов. Однако, в этих пределах мастера вокальной полифонии обнаруживали удивительное индивидуальное многообразие. Эстетическим качествам музыки строгого стиля адекватны применяемые в ней средства выразительности.

Ладовая основа – диатонические лады, сложившиеся еще в практике средневековой монодии. Наиболее распространенными были дорийский, фригийский, миксолидийский, позже – ионийский, эолийский.

Мелодическая первооснова строгого стиля - григорианский хорал. Конкретные особенности мелодики и метроритма в музыке строгого во многом определяются его вокально-хоровой природой. Композиторы-полифонисты тщательно устраняют из своих сочинений всё, что могло бы помешать естественному движению голоса, непрерывному развёртыванию мелодической линии, всё, что кажется слишком резким, способным привлечь внимание к частности, к детали. В мелодической линии отсутствуют скачки на трудноинтонируемые диссонирующие и широкие интервалы; преобладает поступенное движение (без ходов на хроматический полутон. Для ритмической организации характерна свобода и разнообразие; переходы от двудольного размера к трехдольному были просты и естественны. Мелодические построения складываются (в зависимости от текста) из последования фраз различной длины, поэтому музыке не свойственна квадратность, а её метрическая пульсация кажется сглаженной и даже аморфной (произведения строгого стиля записывались и издавались без тактовых черт и только по голосам, без сведения в партитуру).

В музыке строгого стиля важнейшую роль в формообразовании играли словесный текст и имитация; на этой основе создавались развёрнутые полифонические произведения.

 

5. Ряд новшеств музыки Возрождения отмечен влиянием идей Античности. В частности, зарождение оперы и балета связано с попыткой реконструировать античный синтез искусств, а также переосмыслить, возродить и перевести на новый уровень античную монодию - одноголосное пение с инструментальным сопровождением. О пера (в отличие от полифонических жанров) – это жанр, опирающийся на законы, прежде всего, гомофонно-гармонического стиля, который уже начинает формироваться в недрах полифонической музыки. Гомофонный стиль опирается на противопоставление мелодического (солирующего) голоса и инструментального сопровождения и определяется логикой последования гармонических функций. Появление оперы связано с деятельностью музыкального общества, существовавшего во Флоренции в конце XVI века. Возглавлял его граф Барди, а само общество получило название «Флорентийская камерата». Раннефлорентийские представления получили название dramma per musica (т.е. «драма через музыку»).

6. Жанровое разнообразие ведет к сближению духовной и светской музыки (введение в основу духовных композиций светского песенного материала), что привело к образованию новых жанровых гибридов – например месса-пародия (основанная на обработке хоральной или светской мелодии), месса-парафраза (основанная на многоголосном источнике).

7. Однако, несмотря на всё многообразие жанров, в центре эпохи Возрождения стояли три основных жанра – три великих «М»: месса, мотет и мадригал. Это полифонические жанры, строящиеся на основе предварительно-известного музыкального материала – тезиса, модели (сantus primus factus), представляющей собой популярный напев (мелодия из григорианского хорала или народная песня). Этот напев обычно помещался в среднем голосе (теноре) и назывался cantus firmus (прочный напев).

Слово "месса" происходит от позднелатинского missa, от латинского mitto - посылаю, отпускаю. "Ite, missa est ecclesia" - "идите, служба закончена" или "собрание распущено". Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание. В церкви после этого могли оставаться только принятые в общину. Позже мессой стали называть главное богослужение католической церкви. В него входили разнообразные виды и формы григорианского пения; основными из которых считались псалмы [1] и гимны [2].

Мотет ( фр. «мотет» - «слово», указывает на его связь с текстом) – многоголосная композиция на основе имеющегося тенора, в качестве которого брались отрывки литургических мелодий). Сверху тенора приписывался более подвижный голос – мотетус – с собственной мелодией и текстом (схема голосов – тенор, мотетус, триплум, квадраплум). Из-за того, что каждый голос имел свою мелодию и текст, понимать смысл мотетов было весьма не просто.

Мадригал (ит. Madrigale – песня на родном (материнском) языке. Возник в XIII в. Как одноголосная песня. В XIV в. – двух или трёхголосное сочинение, нередко с инструментальным сопровождением, состоящее из двух-трех куплетов с единственным общим припевом. Тексты (Петрарка, Боккаччо) – любовно-лирические, мифологические, пасторальные. В качестве поэтического фона – картины природы. Текст во всех голосах одинаковый, слоги произносятся более или менее синхронно. Верхний глосс, как правило, подвижный, изысканный, вируозный (мелизматика, колорирование). Со временем, мадригал становится важнейшим жанром светской музыки.

Помимо данных жанров большое распространение получили жанры светской музыки, в которых находил воплощение ренессансный интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. Суть ренессансного гуманизма нашла отражение в сочинении хоровых песен в стиле фроттол и виланелл (Фроттола в переводе с итальянского значит: выдумка, болтовня. Виланелла – деревенская песня). Популярны также стали французская шансон, немецкая песня (lied), баллады и др.

Date: 2015-10-18; view: 735; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию