Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 9. Экскурсия как одно из корригирующих средств в воспитательной работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
Экскурсия – одна из форм обучения, которой в школе VIII вида уделяется большое внимание. Прежде всего это обусловлено тем, что своеобразие познавательной деятельности детей-олигофренов не обеспечивает полноты и правильности сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Кроме того, в своем большинстве такие дети обучаются в условиях школы-интерната или школы с продленным днем. Это не позволяет ученикам в должной мере знакомиться с предметами и явлениями окружающей действительности. В результате представления и понятия у школьников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им недоступными.1 Все это обусловливает необходимость специально организованного обучения учащихся в естественной обстановке. Такой формой обучения является экскурсия. Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса. Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1-5 классах в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках природоведения или развития речи. Это могут быть экскурсии для систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Такие экскурсии могут проводиться 2-3 раза в сезон в зависимости от года обучения.2 Во время экскурсий изучаются такие явления природы, которые невозможно наблюдать в классе: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, весны. Дети знакомятся с местными растениями, животными. Важно показать, как изменилась жизнь растений и животных в разное время года. На экскурсиях у школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, естествознанию, истории - такие занятия имеют пропедевтический или подготовительный характер. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучаемые – школьники и обучающий – учитель или воспитатель. Учитель сообщает в соответствии с темой определенный круг знаний, учащиеся эти знания воспринимают. Процесс воздействия этих двух сторон и составляет педагогический процесс. Оценивая одну из экскурсий, Н.К. Крупская подчеркнула, что эта экскурсия “при правильной подготовке может колоссально расширить горизонт ребят, дать богатейший материал для сравнения и в силу этого дать толчок мысли, дать возможность глубже понять окружающее”. До начала экскурсии учитель или воспитатель дает предварительные установки и разъяснения, способствующие введению участников экскурсии в суть предстоящего мероприятия. Вступительное слово организует аудиторию на внимательное отношение к объекту и рассказу, дает представление об экскурсии как целостном произведении, где последовательно – звено за звеном – раскрывается конкретная тема. Необходимо так организовать экскурсию, чтобы сохранить у ребят приподнятое настроение, которое способствует повышению эффективности изучаемого материала. Многое зависит от того, как задумана и осуществлена основная часть экскурсии, с какого объекта и с какой подтемы она начинается, чем именно и как она будет завершена. Важно то первое впечатление, которое произведен на школьников “зрительный ряд”. Новизна зрительного материала вызывает интерес, нужные эмоции. При организации педагогического процесса во время экскурсии учитываются две особенности экскурсионного метода сообщения знаний, которые состоят в том, что намеченная тема изучается на материале, доступном созерцанию, и что такое изучение происходит непосредственно на месте.
Date: 2015-10-18; view: 303; Нарушение авторских прав |