Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Амфитрион
Алкмену полюбил Юпитер. Муж ее
Меж тем с врагом сражался. Царь богов ему Фигурой и обличьем уподобился И взяв с собой Меркурия в виде Сосии. Тут Сосия пришел, Амфитрион за ним. Раба и господина заморочил бог. Измену заподозрив, муж корил жену, Однако сам как блудодей был схвачен он. Но все раскрылось. Двойню родила она.
Меркурий. Сосия, раб Амфитриона. Юпитер. Амфитрион. Блефарон, корабельщик. Алкмена, жена Амфитриона. Бромия, служанка.
Действие происходит в Фивах, перед домом Амфитриона.
Каков Юпитер, мой отец, вы знаете: Свободно он к делам таким относится, Большой любитель, раз ему понравится. Тайком от мужа начал он любить жену - Алкмену, с ней сошелся, и беременной Ее он сделал тем своим объятием. 110 Теперь, чтоб об Алкмене все до точности Вы знали, так вдвойне она беременна: От мужа и великого Юпитера. Отец мой и сию минуту вместе с ней. От этого и ночь длиннее сделалась, - Пока он с ней, желанной, наслаждается, Обличие приняв Амфитрионово.
Итак, отец внутри там наслаждается Объятьями и страстью вожделенною, Рассказывает, что в походе было с ним, Алкмене, а она, конечно, думает, Что это муж, а это - соблазнитель. Он Рассказ ведет, как в бегство обратил врага, Какими был почтен затем наградами. Дары, Амфитрионом поднесенные, У нас: Юпитер властен ведь похитить их. 140 Амфитрион сегодня возвращается, А с ним и раб, которым я прикинулся. Чтоб распознать нас вы могли немедленно, Ношу на шляпе я вот эти перышки; Отец под шляпой носит золотой пучок, Амфитрион значка не носит этого. Домашние, конечно, этих всех значков Не могут видеть, вы же видеть будете. Но вот Амфитрионов раб тот, Сосия, Из гавани идет сюда с фонариком. 150 Пусть подойдет. От дома прогоню его. Вниманье! Есть на что смотреть вам, зрители: Юпитер и Меркурий лицедействуют.
Сосия
Если верить или точно знать возможно что-нибудь, В эту ночь звезда ночная спит, ей-ей пьянехонька! Ни Медведица-семерка на небе не движется, Ни луна: стоит, как вышла, и не подвигается, Ни Плеяды с Орионом заходить не думают, Стали и стоят, конца нет ночи, дня все нет и нет.
Меркурий
Ты смел назваться Сосией? А Сосия Я, не ты.
Сосия
Пропал я!
Меркурий
Хуже будет, рано плачешься! Чей теперь ты?
Сосия
Твой: меня ты в рабство кулаками взял. Ой-ой! Караул! Фиванцы!
Меркурий
Ты еще кричишь, подлец? Ну, зачем пришел?
Сосия
Тебе чтоб было колотить кого.
Меркурий
Чей ты?
Сосия
Раб Амфитрионов, говорю я, Сосия.
Меркурий
Вот тебе за пустомельство! Сосия не ты, а я.
Меркурий
Дали чашу золотую, из нее Птерела пил.
Сосия
420 Верно! Где теперь, скажи мне, чаша эта?
Меркурий
В ящичке, И печать Амфитриона есть на нем.
Связь тайная сокрытою останется. Однако ж, как сказал я, все раскроется Амфитриону. Впрочем, что из этого? Никто не укорит Алкмену. Если бог Поступок свой, свою вину на смертного Свалить допустит, дело то неправое. Однако тише! Дверь скрипит. А, это он! Амфитрион поддельный появляется С Алкменою, женой своей земною.
Сосия
Я надеялся, что сына принесет она тебе: Тяжела она не сыном, нет!
Амфитрион
А чем?
Сосия
Безумием.
Амфитрион
Негодяй! Свои словечки сыплешь на беду себе.
Меркурий
Жертвую тебе...
Амфитрион
Чего там?
Меркурий
Все мои пощечины. ........................
С этого места в рукописях начинается большой пропуск. Содержание утраченных сцен восстанавливается в самых общих чертах на основании коротеньких отрывков (всего двадцать три стиха, частью неполных), сохранившихся у римских грамматиков. Отгоняя Амфитриона от его собственного дома, Сосия-Меркурий пускает ему в голову горшок с водой. По уходе Меркурия является подлинный Сосия вместе с приглашенным на обед кормчим Блефароном. Полагая, что это и есть тот Сосия, который не пустил его в собственный дом, Амфитрион осыпает его бранью и бьет. Тогда на шум выходит Алкмена; Амфитрион подвергает ее строжайшему допросу и всячески бранит. Она сначала пробует отвечать спокойно, но в конце концов уходит в уверенности, что имела дело с человеком, несомненно, сошедшим с ума. В довершение путаницы из дому выходит Юпитер в образе Амфитриона. Оба они с бранью обвиняют друг друга в прелюбодеянии, и Юпитер тащит Амфитриона с веревкой на шее. Блефарон, которого Амфитрион просит установить его личность, не в состоянии отличить подлинного Амфитриона от его двойника.
Юпитер, Амфитрион.
Юпитер
Мужайся! Я опорою тебе, твоим. Поэтому тебе бояться нечего. Оставь всех предсказателей, гадателей, А обо всем прошедшем и о будущем Я сам скажу, Юпитер, много лучше их. Во-первых, сочетался я с Алкменою Любовью, и родился у нее мой сын; Идя в поход, и ты ее беременной Оставил: сразу двое родилось детей. Один ребенок, семенем моим зачат, 1140 Тебя прославит славой мощных подвигов. Живи опять в согласии с Алкменою; Корить ее нельзя: порока нет на ней, Я силой взял. Теперь отправлюсь на небо.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Амфитрион.
Амфитрион
Все совершу. Тебя ж молю я, сделай, что обещано! Я пойду к жене, не буду старца звать, Тиресия. В честь Юпитера погромче, зрители, похлопайте!
ПЛАВТ КЛАД
Лар, бог домашнего очага у Эвклиона. Эвклион, старик. Стафила, старая служанка. Мегадор, старик, сосед Эвклиона. Эвномия, его сестра. Ликонид, ее сын. Стробил, раб. Анфрак, повар. Конгрион, повар. Пифодик, раб. Федра, дочь Эвклиона.
Улица с двумя соседним домами - Эвклиона и Мегадора. Храм богини Верности и перед ним жертвенник.
Подобное, венки кладет. Так в честь ее Дозволил Эвклиону я тот клад найти, Чтоб легче мог он замуж выдать дочь свою. Свершил над нею некий знатный юноша Насилие: ему известно, кто она, 30 Она ж его не знает, как и сам отец Не знает про насилие над дочерью. Я сделаю, что этот вот старик-сосед Ее себе попросит в жены, все затем, Чтоб легче замуж взял ее тот юноша: Старик тот, что на ней жениться думает, Он юноше, который осрамил ее В Церерин праздник, дядею приходится. Но вот уже кричит старик: всегда он так. Старуху гонит, тайну б не проведала. На золото взглянуть он хочет, цело ли.
Эвклион
Вишь, про себя бормочет что-то, подлая! Постой ты, тварь! Глаза, ей-богу, выдеру! Подсматривать за мною я не дам тебе. Прочь! Прочь! Еще, еще! Вот так теперь. Эге, Там стой. А если с этого мне места чуть На пальчик, ноготочек пододвинешься, Оглянешься, покуда не позволю я, - Сейчас же палачу отдам на выучку! 60 Подлей старухи этой и не видывал Вовеки! Право, очень я боюсь ее: Врасплох ко мне нечаянно подкрадется, Пронюхает, где золото запрятано! Глаза и на затылке есть у бестии. Пойду взгляну, где спрятал, там ли золото? Ох, сколько мне тревоги, беспокойства с ним! (Уходит.)
Мегадор
Скажу сейчас. Эвклиона, старика, ты знаешь? Наш сосед, бедняк.
Эвномия
Как же, знаю. Человек он не плохой.
Мегадор
Я дочь его. Девушку, хочу посватать. Нет, не возражай, сестра. Бедная, я знаю, скажешь: бедная, да нравится.
Эвклион (в сторону)
Не случайно, что богатый этак липнет к бедному. Золото мое пронюхал, вот и подольщается.
Эвклион
Дай бог счастья! Но ты помни все-таки: Мы сошлись на том, что выдал дочь я без приданого.
Мегадор
Помню.
Эвклион
Я ведь знаю, как вы путаницу любите: 260 Было - не было решения, сладилось - не сладилось, Лишь по-вашему бы вышло.
Стробил
Да! Хоть голода взаймы проси, и то не даст. Обрезал как-то ногти у цирюльника: Собрал, унес с собою все обрезочки.
Анфрак
Как видно, скряга-скрягой человечек твой.
Стробил
Подумай, до чего он скуп и скареден! Недавно коршун кашу у него унес: Идет, рыдая, к претору и с плачем там И с воем просит, чтобы с поручительством К суду привлечь ему бы дали коршуна! 320 В досуг вам рассказал бы сотни случаев. Скажите, кто из вас двоих попрытче?
Эвклион, Конгрион.
Эвклион (выходит из дому, ощупывая горшок с золотом)
Здесь, при мне! Куда ни тронусь, понесу с собой теперь. 450 Уж его я не оставлю в этакой опасности! В дом хоть все теперь идите, повара и флейтщицы, И с собой вводи, пожалуй, даже целый полк рабов. Жарьте спешно и варите, сколько вам захочется.
Эвклион
Горшочек! Много у тебя врагов! На золото глядят, в тебе сокрытое. Решил я вот что сделать: унесу тебя В храм Верности, там лучше будет спрятано. Меня ты знаешь, Верность, я - тебя. Смотри, Не измени же имени, когда тебе Добро свое доверю! Я к тебе иду, В твоей, богиня, верности уверенный! (Уходит.)
Стробил
Готов погибнуть смертью злою, только бы В ловушку старика поймать. Едва ли он Решится там же снова спрятать золото. Возьмет, конечно, сыщет место новое. А, дверь скрипит. Старик выносит золото. От двери отойду сюда легонечко.
Ликонид
Вино повинно и любовь.
Эвклион
Бессовестный! С этими словами смел ты подойти ко мне, наглец! Если этим извиниться вправе ты, тогда пойдем, С женщин золото открыто посорвем средь бела дня. Схватят - повинимся: спьяну, по любви то сделано. 750 Дешевы вино с любовью станут, только делать дай, Что хотят, без наказанья пьяным и влюбившимся.
Ликонид
Да устроят так и мне! Слушай же! Кто, провинившись, ни стыда, ни совести 790 Не имеет, как ничтожен человек такой! Молю, Эвклион, перед тобою, пред твоею дочерью: В чем невольно провинился я, прости мне и меня Сочетай законным браком с ней. Я признаюсь тебе, Дочери твоей обиду я нанес в Церерин день: Действию вина и пылу юности поддался я.
Стробил
Полный золота горшок. Четырехфунтовый...
Ликонид
Странно! Что я слышу от тебя?
Стробил
Я стащил у Эвклиона, старика вот этого.
Ликонид
Где же золото?
Стробил
В шкатулке у меня. Теперь хочу Попросить тебя на волю отпустить меня.
Конец пьесы не дошел. Так как в списке действующих лиц последней сцены рукописи упоминается, между прочим, Эвклион, то, следовательно, и он принимал участие в конце сцены. Кроме того, из стихотворных резюме (arqumentum) этой комедии, принадлежащих какому-то римскому грамматику около II в. нашей эры, видно, что золото было возвращено Эвклиону. На радости он выдает дочь замуж за Ликонида и отдает им золото в качестве приданого. Судя по очень немногим отрывкам, сохранившимся у латинских грамматиков, он рад, что наконец избавился от этого клада, из-за которого он должен был рыть по десять ям в день, и не знать ни днем, ни ночью покоя, и теперь может спать.
ПЛАВТ Date: 2015-10-18; view: 393; Нарушение авторских прав |