Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы, применяемые для извлечения сломанной иглы
Чтобы вытащить иглу из мышцы, можно воспользоваться магнитом (так как он притягивает железо), игла тут же выходит. Можно мелко измельчить крошки слоновой кости в ступке, развести их в воде, смочить место укола, и тогда обломок выйдет. Можно сделать мазь из жира для смазки колес, завернуть ее в бумагу в количестве примерно цяня, и в течение дня менять 3-5 раз, обломок иглы выйдет. Можно воспользоваться птичьими перьями в количестве 3 - 5 штук, которые прожаривают на огне, пока они не превращаются в порошок. Порошок разбавляют уксусом, чтобы получилась консистенция мази. Мазь наносят на место укола и покрывают бумагой в 1 - 2 слоя. Игла выходит сама. Можно воспользоваться мазью «ла-гу-нао-цзы», которой покрывают место укола. В результате обломок иглы выходит. Можно воспользоваться мелко перетертой серой, которую перемешивают с грязью и приклеивают на месте укола. Когда вы почувствуете, что место зачесалось, это значит, что обломок вышел. Можно воспользоваться парой толченых миндалин, которые в нужных пропорциях смешивают со свежим жиром. Полученную массой наносят на ранку, в результате обломок выходит сам. Если повреждена система цзин-ло, и кровь из жилы не останавливается, тогда можно воспользоваться астрагалом хуанчи, дудником разнообразным, корицей, бэнксиевой розой, фисташка-лентикусом, алойным деревом, которые по отдельности растирают с фасолевой мукой и затем делают пилюли. 50 пилюль каждого вида принимают с горячей водой.
МЕТОДЫ БУ И СЕ ОПИСЫВАЕМЫЕ В «НЭЙ-ЦЗИНЕ»
Желтый Предок говорит: - Я слышал, среди методов иглоукалывания есть такие, которые при наличии излишков называются се, а при недостаточности бу. Ци Бо отвечает: - Все болезни живых существ по своим признакам делятся на болезни с синдромом пустоты и болезни с синдромом наполнения. Методу се соответствует пустота, методу бу - наполненность. Когда дух-шэнь оставляет место обитания, тогда появляется ложное се, истинный путь теряет свою правильность. Чжэнь-истина не может стать устойчивой, при грубом воздействии на нее она терпит поражение, это и называется небесным предопределением. Если пользоваться методом бу при синдроме пустоты, а методом се - при синдроме наполненности, дух-шэнь возвращается в место своего обитания и надолго заполняет пустоту. Это и есть искусное мастерство. Во всех случаях иглоукалывания если следуешь - даешь новое, движешь иглой навстречу - отнимаешь у него, опустошать - значит привести к наполнению, заполнять - значит привести к опустошению. После процветания следует уничтожение, а в результате расцвета ложного се приходит пустота. Когда болезнь появляется медленно, это соответствует синдрому наполненности, когда болезнь появляется резко, но течение ее проходит медленно, это соответствует синдрому пустоты. Что касается связи наполненности и пустоты, то они периодически появляются и исчезают. Связи последующего и предыдущего также периодически появляются и исчезают. Наполненность и пустота проявляются как приобретение и утрата. Сущность синдромов наполненности и пустоты составляет глубочайшую тайну 9-ти игл. Методы бу и се предполагают и свои манипуляции с иглой. Так метод се предполагает движение навстречу, следует держать иглу внутри, после чего снизить напряжение и извлечь иглу, в результате чего субстанция ян достигает иглы, а ложное се рассеивается. Надавить в месте укола и извлечь иглу. Это - внутреннее согревание, в результате кровь не должна расходиться, а ци не должен выйти наружу. Метод бу предполагает следование направлению движения канала, в данном случае следование обозначает следование желанию. Здесь периодически осуществляются движение, надавливание, остановка после мельчайшего укалывания, как после комариного укуса. Игла то задерживается, то возвращается назад, то резко выходит, словно рвется струна, покачивается то влево, то вправо. В результате, движение ци останавливается. После процедуры внешние врата закрываются, и происходит наполнение внутреннего ци. Если идет кровь, не должно оставаться крови, ее нужно тут же остановить. Если колешь по этому методу, но не приходит ци к месту укола, тогда надо колоть неопределенное количество раз, чтобы ци пришло к месту укалывания. Если же после укалывания ци приходит к месту укола, иглу следует извлечь, а укалывание не повторять. В Поднебесной существуют 5 методов иглоукалывания: 1-й - это приведение в порядок духа-шэнь; 2-й - знание питания тела; 3-й - знание снадобий и ядов; 4-й - распределение по порядку величины каменных игл; 5-й - знание признаков заболеваний органов цзан и фу, крови и ци;
Все эти методы существуют, каждый из которых древнее другого. В конце нынешнего периода было распространено укалывание, принцип которого в том, что в результате опустошения приходит наполнение, а в результате заполнения приходит рассасывание. Это известно каждому. Если закон появляется в небе, ему следует земля, отвечая реакцией и движением, она приходит с ним в гармонию и следует за движением неба, как тень. Для следующего истинному пути дао нет ни бесов, ни духов, он в одиночестве движется и в прошлом и в будущем. Желтый Предок говорит: - Хочу услышать об истинном пути дао. Ци Бо отвечает: - При истинном укалывании сначала следует осуществить упорядочивание духа-шэнь, в результате чего произойдет стабилизация 5 органов цзан, придут в готовность все 9 отделов тела человека, игла оставляется еще на некоторое время. Множество каналов остаются невидимыми, множество несчастий человек не чувствует заранее. Внутреннее и внешнее взаимодействуют между собой, и если не выставлять вперед свою телесную оболочку, тогда можно понять сущность движения времени в прошлом и будущем и осуществить эти принципы в человеческом организме. У человека может иметь место синдром пустоты и наполненности. При 5-ти видах пустоты нельзя приближаться, а при 5-ти видах наполненности нельзя удаляться. Когда достигнешь - действуй, но в промежутке нельзя и мигнуть. Рукой двигать, чтобы чувствовалась сила; игла сияет и движется равномерно; со спокойными мыслями созерцаешь происходящее, видишь перемены, которые должны произойти. Это и есть глубочайшая тайна, внешнюю форму которой никто не может познать. Вижу ее величайшую тайну, вижу ее высокий полет и не знаю, кто создал это. По направлению вниз она направлена как арбалет, а вверх устремляется, как пружина. Если колешь при синдроме пустоты - следовать синдрому наполненности, если колешь при синдроме наполнения - следовать синдрому пустоты. Когда приходит ци конкретного канала - осторожно удерживать его, чтобы не потерять. Внимательно оценить глубину укалывания - тогда далекое и близкое становится одинаковым, словно смотришь сверху в бездну и пытаешься рукой схватить тигра. Концентрироваться, не позволяя духу отвлекаться, исполнять свой долг, не уклоняясь от истинного пути, и тогда твой дух-шэнь обретет истинное состояние. Легко изложить суть малого иглоукалывания, но трудно ее уяснить. Грубые и вульгарные цепляются за внешнюю форму, а возвышенные держатся за духовное. Дух обитает во вратах (восприятия). Если не наблюдать болезни, то как же можно постичь источники их появления? Глубочайшая тайна иглоукалывания заключается в скорости. Вульгарные цепляются за соединения, а возвышенные держатся за механизм-цзи. Механизм-цзи в своем движении не отходит от пустоты. Находящийся в пустоте-пространстве механизм-цзи является сокровенной тайной чистоты и душевного спокойствия. Он идет тебе навстречу, но нельзя с ним встретиться; он уходит от тебя, но нельзя его догнать. Если знаешь путь дао действия этого механизма дао - невозможно зацепить его, уже спустив. А если не знаешь механизм действия цзи, тогда и зацепив его, не сможешь попасть в цель. Если ты знаешь его приход и уход, сможешь связать его с движением периодов времени. Вульгарная грубость невежественна и темна. А возвышенный творит в одиночестве и понимает, что уход - это движение навстречу, а приход - это следование. Если ты понимаешь суть движения навстречу и следования - ты двигаешься верно и без сомнений. Если будешь идти навстречу и захватывать - разве не достигаешь пустоты? Если будешь следовать и снабжать - разве не достигаешь наполненности? А если двигаться навстречу и следовать - достигнешь гармонии, и таким образом, исчерпывается учение об укалывании. При укалывании результатом пустоты является наполнение, результатом заполнения - разбавление, после расцвета приходит искоренение, а после апогея ложного се опять приходит состояние пустоты. В Великой сущности говорится: «Путь дао владения иглой - в том, что если крепко держать иглу, достигнешь наполнения. Правильно направляя иглу, осуществить укалывание, не двигать иглой ни влево, ни вправо. Высшая духовность-шэнь находится в кончике осенней паутинки. В этом и находится смысл происхождения разных болезней. Если ты хорошо знаешь кровеносные сосуды, лечение должно принести пользу. Укалыванием ты должен активизировать субстанцию ян, этим достигается активность двух вэй-ци. Если ты помнишь о первичности духа, ты должен знать и о причинах заболевания и его уходе. Кровеносные сосуды ориентированы в поперечном направлении в точках шу, их нужно рассматривать как ориентиры и пересекать их. Укалыванием при синдроме пустоты достигаешь наполнения. При введении иглы возникает жар, то есть в результате наполнения ци появляется тепло. Заполнение влечет рассеивание, поэтому укалывание вызывает холод. При расцвете приводишь в порядок состояние и удаляешь корни, поэтому выходит дурная кровь. При достижении апогея ложного се результатом является состояние пустоты, поэтому после укола нельзя давить на это место. Если болезнь появилась незаметно, но протекает бурно, значит имеет место синдром наполнения, иглу следует вынимать медленно и сильно надавить на место укола. И наоборот, болезнь появилась резко, но протекает незаметно - в этом случае иглу вынимать резко, а потом легко надавить на место укола. Когда говорят о связи наполненности и пустоты, тогда проводят параллели между большим и малым количеством крови и ци, изучают состояние наличия и отсутствия, проводят различие между последующим и предыдущим, чтобы знать последовательность протекания болезни. Существование и гибель заключаются в периодах биения пульса. Когда распознаешь синдромы пустоты и наполненности, стараешься вне упускать из виду основной закон. А при интересе к приобретению и утрате отделяешься от основного закона. В сущности синдромов наполненности и пустоты заключается глубочайшая тайна 9-ти игл, так как каждой из них соответствует свой метод. Когда ты пользуешься методами бу и се, необходимо согласоваться с законами закрытия и открытия ци в точках. Все 9 игл имеют разные названия и имеют разную форму, которая определяет необходимость применения метода бу или се. При синдроме наполненности следуешь пустоте, иглу оставляешь в месте укола - в большом количестве приходит инь-ци. После этого иглу вынимаешь. При синдроме пустоты следуешь наполненности, происходит расцвет субстанции ян. Укалывание можно прекращать, когда игла становится горячей. Когда ци канала приходит в точку укола, надо быть очень внимательным и не упустить его, иначе изменения будут к худшему. Помни, что надо сосредоточить свое внимание на глубине укалывания, это важно для знания внутреннего и внешнего состояний болезни. Далекое и близкое должно стать одинаковым, это значит, что для глубокого или мелкого укалывания надо подождать свое благоприятное время. Это все равно, что стоять над глубокой пропастью - то есть не должено привести к ухудшению состояния. Голыми руками удерживаешь тигра - значит, что мобилизуешь свои силы. Концентрировать свой дух и не позволять отвлекаться на множество вещей внешнего мира - значит, что свою спокойную волю направляешь на наблюдение больного, при этом не смотришь ни направо, ни налево. Исполнять свой долг, не уклоняясь в ложное се с истинного пути - значит, что стремишься к своей цели посредством истины. Дух-шэнь достигает истинного состояния - значит, что стремишься наблюдать больного, а если сам приводишь в порядок свой дух, в результате ци будет легко действовать в тебе. Легко изложить - значит, легко рассказать, трудно употребить на практике - значит, трудно утвердить эти принципы в человеке. Грубые цепляются за внешнюю форму - значит, что они неукоснительно придерживаются методов укалывания. Возвышенные держатся за духовное - значит, что они придерживаются принципов избыточности и недостаточности крови и ци в человеке и могут применять методы бу и се. «Дух-шэнь обитает» - значит, что истинное и ложное взаимодействуют. «Дух-шэнь» - означает истинное ци. «Обитание» означает ложное ци. «Обитать во вратах» значит, что ложное се циркулирует в местах входа и выхода истинного ци. «Болезнь не наблюдается» - значит, что сначала следует узнать, в каком меридиане преобладает истинное и ложное ци, в результате чего возникла болезнь. «Как узнается истинный источник заболевания» значит, что сначала следует узнать к какому меридиану относится эта болезнь, в каком месте она располагается. «Глубочайшая тайна иглоукалывания находится в скорости» означает, что болезни бывают скоротечными и медленными. «Возвышенные придерживаются механизма-цзи» значит, что они помнят о принципах действия ци. «Движение механизма цзи не отходит от пустоты» значит, что следует помнить о синдромах пустоты и наполненности, а, применяя иглу, надо помнить и о быстром или медленном характере течения болезни. «Тайна чистоты и покоя заключается в механизме-цзи, который осуществляется в пустоте» - означает, что когда ты укалываешь, захватываешь ци и концентрируешь свое внимание на том, чтобы не потерять его. «Если двигаться ему навстречу, не можешь с ним встретиться» означает, что когда ци находится в состоянии расцвета, его нельзя восполнять по методу бу. «Когда оно уходит, нельзя за ним следовать» означает, что когда ци находится в состоянии опустошения, тогда нельзя производить его разбавления по методу се. «Механизм-цзи нельзя взвести, предварительно не спустив его» означает, что ци при укалывании очень легко потерять. «Взвел его и не можешь спустить» означает, что врач не понимает смысла методов бу и се. Кровь и ци уже истощились, поэтому ци не идет вниз. «Знаешь приход и уход» означает, что знаешь движение навстречу и следование ци, его синдрому пустоты и наполненности. «Нужно знать периоды времени» означает, что надо знать, когда нельзя воздействовать на ци. «Невежеству соответствует тьма» значит, что врач не понимает сокровенной тайны движения ци. «Понимающий глубочайшее работает в одиночестве и обладает всем» означает, что врач знает смысл и значение иглоукалывания. «Движение вперед - это движение наперекор» означает, что при синдроме пустоты ци уменьшается, а уменьшение подразумевает движение наперекор. «Движение назад обозначает следование» - это значит, что в результате движения назад происходит уравновешивание ци, а уравновешивание и есть следование. «Если понимаешь движение наперекор и следование - движешься правильно» означает, что знаешь истинные места для воздействия. «Если движешься наперекор - то захватываешь» означает, что пользуешься методом се. «Движешься вслед и даешь» - означает, что пользуешься методом бу. «В результате пустоты наступает полнота» означает, что опустошается ци, находящееся во рту, и пользуешься методом бу. «В результате заполнения происходит разбавление» означает, что находящееся во рту ци достигает расцвета, пользоваться следует методом се. «Упорядочивание расцвета» подразумевает изгнание болезни из кровеносных сосудов. «В результате расцвета ложного се происходит опустошение» означает, что для всех каналов характерно состояние расцвета, поэтому пользоваться надо методом се по отношению к ложному се каналов. «Медленное развитие и резкое проявление болезни характерно для синдрома наполненности» означает медленное развитие болезни внутри и резкий ее выход наружу. «Резкое проявление и медленное течение болезни характерно для синдрома пустоты» означает резкое возникновение болезни внутри и постепенный ее выход наружу. Синдромы пустоты и наполненности периодически появляются и исчезают - это значит, что при синдроме наполненности появляется ци, а при синдроме пустоты ци исчезает. «Наблюдение последующего и предыдущего подобно существованию и уничтожению» - это значит, что существуют пустота и наполненность ци, в соответствии с которыми применяют методы бу и се. Поэтому необходимо наблюдать исчезновение и постоянное существование ци. «Проявлению синдромов пустоты и наполненности соответствуют приобретение и утрата» - это значит, что при применении метода бу имеет место приобретение, при применении метода се - утрата. Итак, применяя искусство иглоукалывания, необходимо знать местоположение ци и следить за вратами, через которые оно проходит, понимать сущность методов бу и се, разбираться в сути заболеваний - медленных и быстротечных, чтобы верно воздействовать на ци. Если ты действуешь по методу се, используй иглу юань-чжэнь, делай надрез и вращай иглу, тогда происходит движение ци. Делай резкий укол и вынимай иглу плавно, тогда выйдет ци ложного се. Сильно помассируй место укола, больной будет чувствовать боль. Если ты действуешь по методу бу, пользуйся квадратом. В точке укола оттяни кожу, чтобы наметить врата. так как слева вытягивается ось, а справа надавливается кожа. Чуть-чуть сделав вращательное движение, медленно протолкни иглу. Достигай своей цели посредством истины-чжэнь и сохраняй свой покой. С твердым сердцем, не отвлекаясь, стремись к глубочайшему. Когда ци начинает двигаться вниз, резко вынимай иглу и надави на кожу, чтобы закрыть внешние врата. Таким образом, сохраняется ци духа-шэнь. Такова основная сущность иглоукалывания, и нельзя небрежно относиться к его истинному духу. Действуя по методу се, следует использовать квадрат - это значит, что при воздействии на ци за образец берется расцвет, для месяца образцом является полная луна, для солнца-дня - тепло, для тела - стабильность, при работе с дыханием образцом является вдох, на который производится укалывание, после чего следует выждать короткий промежуток времени, а потом на вдохе производится вращение иглы. Через определенное время на выдохе медленно вынимай иглу. Все это говорит о том, что метод се нужно применять умело, и только тогда сможешь достичь правильного движения ци. Действуя по методу бу, следует воспользоваться кругом. Круг означает движение по кругу, в свою очередь движение по кругу означает смещение. При укалывании попади в жун-ци, а на вдохе удали иглу. Поэтому при укалывании нельзя сочетать круг с квадратом. Метод се соответствует синдрому наполнения, то есть когда ци достигает расцвета - укалывание направлено внутрь: укалывание осуществляй так, чтобы все ци оставалось внутри, и посредством открывания врат подобно прорубанию дверей, укалывай так, чтобы ци вышло наружу. Если не повреждается цзин-ци, то ци ложного се опускается вниз. Внешние врата не открываются, и таким образом, выходит синдром наполнения. Сильным раскачиванием иглы прокладываешь себе дорогу - такой метод называется «большим се». Сначала должен появиться контакт, а потом выводи иглу, в результате выходит большое ци. Когда держишь иглу - не отвлекайся, сосредоточь все свое внимание. Подожди немного, сделай выдох и вводи иглу. Ци выходит, а игла продвигается вперед. Отверстие от иглы закрывается 4 раза, чтобы сквозь него не могло выходить семя. Когда происходит наполнение, резко вынимай иглу. Игла вынимается по мере того, как ци входит вовнутрь, и пока вновь не появилось состояние жара, следует прикрыть отверстие укола. В результате этого произойдет рассеивание ци ложного се, а ци семени-цзин останется невредимым. Когда ци приходит в движение, подожди немного, чтобы близкое ци не было потеряно, в результате к месту укола приходит дальнее ци. Этот метод называется преследованием. Если на вдохе делаешь внутреннее укалывание, то ты не позволяешь ци приходить в беспорядок, а заставляешь его успокоиться, в течение долгого периода времени не двигая иглу, тем самым не даешь распространиться ци ложно се. Делаешь вдох и одновременно вращаешь иглу - этим ты приводишь ци в изначальное состояние и через некоторое время на вдохе вынимаешь иглу. Полностью выдыхаешь - полностью вынимаешь иглу, в результате большое ци полностью выходит. Массируешь точку и этим улучшаешь циркуляцию ци, когда делаешь разрез, этим рассеиваешь ци. Толкаешь вперед и прижимаешь, похлопываешь и понукаешь, делаешь надрез ногтем, этим даешь возможность ци проходить через точку и захватываешь его. Привлекаешь его во врата и закрываешь его шэнь. После полного выдоха действуй иглой внутри. Успокаиваешь, надолго оставляя иглу без движения, в результате, ци приходит на место укола, а ты уже поджидаешь знатного господина. Следишь за собой. Через некоторое время, сделав вдох, вынимаешь иглу, при этом ци не должно выходить наружу, а находиться на своем месте, после этого закрываешь врата ци, чтобы сохранить ци и дух-шэнь и оставить неподвижным большое ци. Этот метод называется бу. Пользуясь методом бу-се, не забывай о единстве неба и земли. Особенно будь внимательным, когда приходит ци канала - не потеряй его. Концентрируйся на правильной глубине укалывания, делай единым далекое и близкое так, как будто бы склонился над глубокой пропастью, как будто пытаешься удержать тигра голой рукой. Свой дух концентрируй так, чтобы он не отвлекался на посторонние предметы. Путь владения искусством иглоукалывания - в том, чтобы посредством истины добиваться своих целей, больного следует успокаивать посредством внутреннего достижения чистоты и покоя. Сначала нужно разобраться в синдромах пустоты и наполнения, а потом в зависимости от необходимости делать плавные или резкие движения. Левой рукой держать кость, а правой рукой производить ритмичные надавливания. Пользуясь методом се, достигать своих целей надо посредством знания истины, а применение метода бу приводит к закрытию отверстий в коже. Иглой управлять движением ци в каналах. Распутство и праздность приводят к образованию ложного се в организме, и тогда следует успокаивать истинное ци. Желтый Предок говорит: - Каким образом и для чего открывают мельчайшие отверстия, составляющие рисунок кожи, протыкая ее? Ци Бо отвечает: - Так как существуют волокнистые мышцы, в коже проделывают отверстия, осторожно продвигаются вовнутрь и плавно достигают цели, и таким образом, дух-шэнь рассеивается, а ци ложного се должно уйти. Чтобы знать место нахождения ци, сначала надо определить путь движения его, расчистить и сделать его свободным от препятствий, пройти немного вглубь и остановиться там на время, и тогда можно будет двигаться плавно вперед. Если большой жар движется вверх, тогда нужно толкать его вперед и посылать его вниз, другими словами, он направляется сверху вниз и изгоняется совсем. Поэтому чем раньше ты заметил боль и пытаешься от нее избавиться, тем лучше. Если имеет место большой холод, нужно оставить иглу и применять метод бу. Если холод входит внутрь, тогда подчиняешь его, применяя метод се. Если внизу ци недостаточно, тогда собираешь его и следуешь за ним. Если холод проникает вовнутрь, тогда толкаешь его и двигаешь вовнутрь. При присутствии синдрома пустоты ци входит вовнутрь, а при синдроме пустоты ци выходит наружу. Когда наблюдается полнота ци, у больного жар, а когда наблюдается пустота ци, тогда у больного холод. Когда иглу вводишь при синдроме полноты, то левой рукой открываешь отверстие от укола, а когда вводишь иглу при синдроме пустоты, тогда правой рукой закрываешь отверстие. Когда недостаточно ци тела, тогда в избытке ци болезни, то есть имеет место расцвет ложного се, тогда срочно нужно применить метод се. Если тела имеется в избытке, тогда мало ци болезни, следовательно, субстанции инь и ян болезни будет недостаточно, поэтому укалывание делать нельзя. В противном случае еще больше увеличится недостаточность, а если степень недостаточности возрастает, тогда происходит истощение субстанций инь и ян. Тогда истощатся запасы крови и ци, а в органах цзан появляется пустота, сухожилия, кости и костный мозг засыхают. Все это приведет к смерти больного, если он уже пожилой, резко пошатнет здоровье, и оно уже не восстановится, если он еще молод. В избытке могут быть одновременно и ци тела и ци болезни, это состояние называется одновременным избытком субстанций инь и ян, тогда нужно действовать по методу се, чтобы привести в гармонию синдромы пустоты и наполненности. Итак, избыток требует метода се, недостаточность - метода бу. А если не знаешь принципа движения навстречу и следования и, тем не менее, лечишь укалыванием, тогда начинается борьба истинного и ложного. Имеет место наполнение, а ты применяешь метод бу: в результате субстанции инь и ян растекаются во все 4 предела, кишечник и желудок переполняются, происходит беспорядок субстанций инь и ян. Имеет место пустота, а ты применяешь метод се: тогда в каналах и каналах образуется пустота, что вызывает истощение крови и ци, сжимание кишечника и желудка, слабость кожи, отмирание волосков и пор на коже, человек в конце концов умирает. Цель применения иглоукалывания заключается в приведении ци в состояние гармонии. Если имеет место завал ци в желудке - надо добиться прохождения жун и вэй, чтобы пустить их по привычным им путям. Если ци опускается вниз - надо воздействовать на точку ци-чун. Если ци направлено вверх вертикально, то надо направлять в дыхательные пути. Другими словами, если в ногах наблюдается недостаточность, это значит, что главное ци не опускается вниз, поэтому кровь в каналах становится густой, и ей трудно течь, в этом случае на нее нельзя действовать огнем. Когда ци рассеяно, его можно собрать, когда скапливается, его можно рассеять. Размышляй о глубочайшем и пребывай в покое - сможешь предсказать движение духа; закрой двери и окна - души хунь и по не будут рассеиваться, концентрируй свой ум на достижении единства духа шэнь - ты увидишь чистейшее ци и перестанешь слышать человеческие голоса, а семя будет накапливаться. И тогда будет достигнуто единство духа шэнь, которое позволит направить волю на осуществление истинного иглоукалывания. Мелким укалыванием с остановками добиваешься движения по поверхности, то есть происходит перемещение духа шэнь. Когда схватываешь ци в точке укола, перестаешь укалывать. Мужчине соответствует внутреннее, а женщине - внешнее. Если встречаешь сильное сопротивление - не отступай, если твердо держишься - не проникай вовнутрь. Все это будет получением ци. Если колешь, но ци не проходит- не стоит узнавать число, но если колешь, и ци пришло- значит, ты изгнал болезнь, больше колоть не надо. В укалывании существуют различные иглы, предназначенные для разных случаев. У них различная форма, применять их нужно правильно, каждую для своего случая заболевания, только тогда они будут эффективны. Ци приходит, виден эффект укалывания - это подобно дуновению ветра, когда появляется просвет в облаках, в котором видно синее небо. Прежде чем применять укалывание, следует исследовать синдромы пустоты и наполненности системы цзин-ло, сделать надрез, надавить, прижать и оттянуть. Пронаблюдай реакцию и только тогда вводи иглу. Болезнь не появляется, когда 6 каналов цзин находятся в гармонии. Кажется, что болезнь появляется сама по себе, но в верхней части одного канала - наполнение, а в нижней части пустота, поэтому и ци не приходит. Тогда надо воздействовать на горизонтальные каналы ло, чтобы восполнить ци больного канала, но если и после укалывания положительного результата не видно, следует применить метод се. Это называется «разрубание узла». Если в верхней части присутствует холод, а в нижней части жар, коли сначала в районе шеи канал Сверх ян, при этом игла должна долго оставаться в точке укола, после укалывания делай горячие припарки на шею и ключицы, чтобы спустить жар вниз и прекратить болезнь. Это называется «проталкиванием вверх». Если в верхней части присутствует жар, а в нижней холод, значит, в канале пустота, следовательно, надо сделать отверстие, которое соединит канал с системой цзин-ло, в результате ци направляется вниз, и болезнь прекращается. Это называется «тянуть и направлять вниз». У больного по всему телу сильный жар, невменяемый взгляд, он не разбирает слов, говорит что-то непонятное - значит, надо воздействовать на большой пункт ло канала Светлый ян на ногах. При наличии синдрома пустоты воспользуйся методом бу, при наличии синдрома наполнения воспользуйся методом се. Больной должен лечь на спину, врач, находящийся перед ним, 4-мя пальцами обеих рук давит на подвижную артерию на передней части шеи и долго остается в таком положении, закручивает и надавливает, спускается вниз и доходит до середины ключицы, а затем возвращается обратно. В результате жар проходит, болезнь прекращается. Это называется «надавливанием и рассеиванием». Желтый Предок говорит: - Методы иглоукалывания говорят, что избыток требует воздействия методом се, недостаток - методом бу. Какова сущность этого высказывания? В чем заключается недостаток и избыток? Ци Бо отвечает: - Существуют по 5 видов избытка и недостатка. О чем именно вы хотите услышать? Желтый Предок отвечает: - Меня интересует все. Ци Бо говорит: - Могут существовать избыток и недостаток духа шэнь, ци, крови, физической формы, волевых устремлений. Следовательно, существует всего 10 разновидностей. Характер ци у всех разный. Желтый Предок говорит: - У человека есть семя, слюна, влага, 4 конечности, 9 отверстий, 5 органов цзан, 16 отделов, 365 сочленений. Все они могут явиться источниками 100 заболеваний. В свою очередь, все болезни обладают синдромами наполненности и пустоты. Мудрец только что сказал, что существуют 5 видов избыточности и 5 видов недостаточности... Почему появляются эти разновидности? Ци Бо отвечает: - Эти разновидности соответствуют 5 органам цзан. Так, органу цзан-сердце соответствует дух-шэнь, органу цзан-селезенке плоть, органу цзан-легким - ци, органу цзан-печени - кровь, органу цзан-почкам - волевые устремления, а в результате их сочетания образуется физическое тело. Волевые устремления проникают в ум, внутри они связываются с костным мозгом, в результате, в физическом теле образуются 5 органов цзан. Эти 5 органов цзан в своих движениях следуют движению каналов, которое вызывает движение крови и ци. Если кровь и ци не связаны друг с другом, то происходит трансформация организма, что вызывает 100 болезней. Следовательно, необходимо придерживаться следования каналов. Желтый Предок спрашивает: - В чем заключается избыточность и недостаточность духа шэнь? Ци Бо отвечает: - При избыточности духа шэнь человека охватывает смех, которого он не в силах удержать. При недостаточности духа человека охватывает тоска. Если кровь и ци не соединяются друг с другом, 5 органов цзан успокаиваются, и тогда ложное се поселяется в теле человека, которое покрывается гусиной кожей, человек дрожит, то есть ци не попадает в систему цзин-ло. Поэтому это называется глубочайшей тайной духа шэнь. Желтый Предок спрашивает: - Каким образом в этом случае применяются методы бу и се? Ци Бо отвечает: - При избытке духа шэнь воздействуй по методу се на малые ло-пункты, чтобы из точек появилась кровь. Не попади в большой канал цзин, поэтому не укалывай глубоко. Ци духа шэнь должно успокоиться. При недостатке духа шэнь наблюдается опустошение каналов ло. После укола помассируй точку, тогда придет ци, и укалывание принесет пользу, потому что кровь выходить не будет, а ци - рассеиваться, а значит, очистится для прохождения канал, в результате ци духа шэнь успокоится. Желтый Предок спрашивает: - Какова основная тайна укалывания? Ци Бо отвечает: - Массируя точку укола, не позволяешь расслабляться, действуя иглой - не теряешь ци. И когда в результате возникает недостаток ци, восстанавливается ци духа шэнь. Желтый Предок спрашивает: - Что такое избыток и недостаточность ци? Ци Бо отвечает: - Избыточность ци подразумевает, что больной задыхается и кашляет, когда ци поднимается вверх. Недостаточность означает, что при дыхании используется мало воздуха ци, поэтому кровь и ци не соединяются, а 5 органов цзан находятся в состоянии покоя, кожа становится слабой и болезненной. Такое заболевание носит название «слабость и рассеяние белого ци». Желтый Предок спрашивает: - Как в этом случае использовать методы бу и се? Ци Бо отвечает: - При избытке ци пользуйся методом се, следуя направлению движения канала, чтобы не поранить канал, чтобы при укалывании не появилась кровь, чтобы ци не рассеивалось. При недостаточности ци пользуйся методом бу, следуя направлению движения канала, чтобы ци не вышло наружу. Желтый Предок спрашивает: - Какова тайна укалывания? Ци Бо отвечает: - Не допускай расслабления, когда массируешь точку. Вынимая иглу, не забывай говорить: - «Я буду делать глубокое укалывание.» В зависимости от конкретного больного меняется и глубина. В результате, цзин-ци самопроизвольно опускается вниз, ци ложного се рассеивается, приходя в смятение. Если не прерываться, ци будет рассеиваться через поры кожи, а истинное ци займет его место. Желтый Предок спрашивает: - Что такое избыток и недостаток крови? Ци Бо отвечает: - При избытке крови человек склонен гневаться, при недостатке - боязлив. Кровь и ци не соединяются, поэтому 5 органов цзан находятся в состоянии покоя, в мелких жилах избыток воды, а в каналах застаивается кровь. Желтый Предок говорит: - Как использовать методы бу и се в этом случае? Ци Бо отвечает: - При избытке крови воспользуйся методом се по отношению к переполненным меридианам цзин. Этим ты выведешь кровь. При недостатке крови воспользуйся методом бу по отношению к пустым меридианам. Иглу вводи, чтобы она попала в канал, оставь ее в точке укола на продолжительное время, когда появится в канале сильная боль, можешь извлечь иглу. Не допускай чтобы кровь стала жидкой. Желтый Предок спрашивает: - Как нужно колоть при остановке крови? Ци Бо отвечает: - Обрати внимание на кровеносные сосуды ло и коли, чтобы появилась кровь, так как нельзя допустить попадания в канал цзин дурной крови, иначе это вызовет болезнь. Желтый Предок говорит: - Что такое избыточность и недостаточность физического тела? Ци Бо отвечает: - При избытке физического тела появляются опухоли и отеки в области брюшной полости, есть запоры и задержки мочеиспускания. При недостаточности физического тела не действуют 4 конечности, не соединяются кровь и ци, поэтому 5 органов цзан находятся в состоянии покоя, а мышцы плохо двигаются. Это заболевание известно под названием «ветра от слабости». Желтый Предок спрашивает: - Каким образом в этом случае применяют методы бу и се? Ци Бо отвечает: - При избытке физического тела применяется метод се по отношению к янским меридианам-цзин, при недостаточности физического тела - метод бу по отношению к янским меридианам-ло. Желтый Предок спрашивает: - Какова тайна применения игл? Ци Бо отвечает: - Укалывай между мышечными волокнами, чтобы не попасть в канал цзин и не поранить канал ло, тогда произойдет восстановление вэй-ци, устраняется ци ложного се. Желтый Предок спрашивает: - Чем характеризуется избыточность и недостаточность волевых устремлений? Ци Бо отвечает: - При избыточности волевых устремлений пучит живот, после поносит, а при недостаточности волевых устремлений возникает недостаточность цзюэ. Не соединяются кровь и ци, в состоянии покоя находятся 5 органов цзан, что вызывает движение костей и суставов. Желтый Предок говорит: - А как в этом случае применяются методы бу и се? Ци Бо отвечает: - При избыточности волевых устремлений действуй по методу се впереди точки жань-гу, чтобы появилась кровь. При недостаточности - по методу бу на точку фу-лю. Желтый Предок спрашивает: - Если при укалывании не происходит соединения, что делать тогда? Ци Бо отвечает: - Находишь точку и укалываешь - но не попадаешь в канал. Это значит, что в результате ложного се установилась пустота. Кровь-спокойная, а ци-подвижное, но метод се воспринимается болезненно, в этом случае ци может легко истощиться. Кровь мутная, а ци-малоподвижное, в этом случае метод се при болезненном его восприятии очистит канал.
МЕТОДЫ БУ И СЕ В СООТВЕТСТВИИ С «НАНЬ-ЦЗИН»
В «Нань-цзине» говорится: «При синдроме пустоты применять метод бу, при синдроме наполнения - метод се». А как называется воздействие при отсутствии того или другого синдрома? При наличии синдрома пустоты применять метод бу по отношению к матери, а при наличии синдрома наполненности применять метод се по отношению к сыну. Сначала пользоваться методом бу, а потом - методом се. Если же отсутствуют и пустота и наполненность, а воздействуешь на точки канала, это значит, что болезнь относится только к данному меридиану, поэтому не надо воздействовать на другие ложные се, а на данный канал. Поэтому и говорится, что берутся точки данного канала. В каноне говорится: «Весной и летом коли мелко, осенью и зимой глубоко». Почему дело обстоит так? Это связано с тем, что весной и летом ци субстанции ян находится наверху, наверху находится и ци собственно человека. Поэтому и колоть следует неглубоко. Осенью и зимой ци субстанции ян находится внизу, внизу находится и ци собственно человека, поэтому и колоть надо глубоко. Весной и летом развитие доходит до 1-го инь, а осенью и зимой - до 1-го ян. Почему? Это связано с тем, что весной и летом преобладает тепло, поэтому и достигать надо 1-го инь. Вводишь иглу в точку, погружаешь ее до отделов почек и печени, и когда ци приходит в точку укола - удерживай субстанцию инь. Осенью и зимой преобладает холод, поэтому и достигать надо 1-го ян. Если иглой достигнешь только мелких отделов около поверхности тела, будешь воздействовать на отделы сердца и легких. Контролируя ци, продвигайся вперед, чтобы контролировать субстанцию ян. Потому и говорится, что весной и летом развитие достигает 1-го инь, а осенью и зимой - 1-го ян. В каноне говорится: «Колешь жун - не повреди вэй. Колешь вэй - не повреди жун». Что это значит? Это связано с тем, что при воздействии иглой на субстанцию ян ты просто ставишь иглу и колешь. Когда ты действуешь на субстанцию инь, левой рукой предварительно разминаешь место укалывания жун-юй, в результате ци рассеивается, а уже потом осуществляешь укалывание. Потому и говорится колешь жун - не повреди вэй, колешь вэй - не повреди жун. В каноне говорится:» Если умеешь разобраться во встречном движении и следовании движению ци - сможешь привести его в гармонию. Секреты регулирования ци находятся в инь и ян». Почему так говорится? Подразумевается, что необходимо знать законы циркуляции жун и вэй, движение которых периодично в системе каналов. Следование противоположно направлению их движения называется движением навстречу, а следование движению - следованием. «Секрет урегулирования ци находится в субстанциях инь и ян» - это означает, что следует знать взаимоотношения внутреннего и внешнего, бяо и ли. На основании этого надо следовать взаимоотношениям инь и ян и этим регулировать ци. Поэтому и говорится, что секрет урегулирования ци находится в субстанциях инь и ян. Все точки колодцев цзин могут привести к ослаблению мышц, так как в них может быть мало ци, что приводит к недостаточности. Что нужно сделать? Здесь следует помнить, что все точки колодцев цзин принадлежать к стихии дерева, а точки сияния инь - стихии огня. Огонь - сын дерева, следовательно, при укалывании точки цзин происходит воздействие точки инь. Поэтому в каноне говорится, что если применяешь метод бу - уже нельзя применять метод се, а если применяешь метод се - нельзя применять метод бу. В каноне говорится: «Восток соответствует наполнению, запад - пустоте, воздействию се соответствует юг, воздействию бу - север.» Почему так говорится? Это связано с тем, что стихии металла, дерева, воды, огня и почвы уравновешиваются, приходя на смену друг к другу. Восток соответствует стихии дерева, запад - металла. Когда вода стремится к наполнению - она уравновешивается почвой. Востоку из органов соответствует печень, следовательно, печени характерно наполнение. Западу соответствуют легкие, следовательно, легким соответствует пустота. Методу се соответствуют юг и стихия огня, методу бу - север и стихия воды; югу - стихия огня, а стихия огня - это сын дерева. Северу соответствует стихия воды, вода - это мать дерева. Вода побеждает огонь, значит, сын может привести к наполнению матери, а мать к опустошению сына. Поэтому метод се соответствует огню, а метод бу - воде, и таким образом, можно воздействовать на стихию металла, без уравновешивания стихией дерева. В каноне говорится: «Упорядочивание невозможно при наличии синдрома пустоты, не стоит в этом случае узнавать об избытке». В предыдущем предложении говорится - «без уравновешивания стихией дерева», но тем не менее, когда имеет место се стихии огня, подавляется дерево, когда имеет место бу стихии воды - приводится в порядок металл. Если желаешь воздействовать на стихию металла - следует уравновешивать с помощью стихии дерева. Но есть высказывание: «метод се соответствует стихии огня, а метода бу - стихии дерева, в результате их применения уравновешиваются и приводятся в порядок стихии, расположенные в стороне, не следует соблазняться коротким путем, уравновешивая металл стихией дерева».
Схема соответствия метода бу стихии воды и метода се стихии дерева (огонь является сыном дерева, значит, сын может способствовать наполнению матери - это называется «у сына имеется избыток», значит, он не питается за счет матери. На схеме методу се соответствует юг, и если отнимать ци у сына, им будешь кормить мать. Металл - мать воды, а мать может способствовать опустошению сына. Следовательно, если мать не имеет достатка - она не может защитить сына. На схеме методу бу соответствует север, и если наполнять ци сына - пища не достигнет матери. Это совпадает со смыслом высказывания в «81 трудности», которое говорит: «Если не можешь вылечить синдром пустоты, то что толку спрашивать об избытке, ведь таинственным является смысл наполнения и опустошения»): 1. востоку соответствует наполнение; 2. югу соответствует метод се; 3. западу соответствует опустошение; 4. северу соответствует метод бу. В каноне говорится: «Искусный врач лечит, когда болезнь еще не началась, врач посредственный лечит, когда болезнь уже закончилась.» О чем говорит это высказывание? «Болезнь еще не началась» - для примера возьмем печень, болезнь которой передается селезенке. Если заранее позаботиться о наполнении ци селезенки, ложное се не сможет попасть в печень, то есть болезнь лечат, когда она еще не началась. Если заболевание печени лечит врач посредственный, он не понимает, что болезни передаются от одного органа к другому, и тут же начинает лечить печень, то есть он лечит болезнь, когда она уже закончилась.
Схема передачи болезней 5 органов цзан (Болезнь сердца передается в легкие, из легких - в печень, из печени - в селезенку, из селезенки - в почки, а из почек - в сердце. Если болезнь 7 раз проходит через сердце, наступает смерть. Это называется «победами в результате передачи болезни.» Если болезнь сердца передается в селезенку, болезнь селезенки передается в легкие, болезнь легких - почкам, болезнь почек - печени, а болезнь печени передается обратно в сердце, при этом промежуточный орган возрождается. Это называется «передачей болезни своему сыну): 1 - передача болезни; 2 - печень; 3 - сердце; 4 - селезенка; 5 - легкие; 6 - почки. Что означают термины бу (добавление) и се (разбавление)? Как овладевают ци, пользуясь методом бу? Как устраняют ци, пользуясь методом се? Когда пользуются методом бу, ци захватывают из вэй, а когда пользуются методом се, ци устраняют из жун. Если имеет место недостаток ци субстанции ян, значит, имеет место избыток ци субстанции инь. И в этом случае следует сначала применять метод бу относительно ци субстанции ян, а потом применять метод се относительно ци субстанции инь. Если имеет место недостаток ци субстанции инь, а ци субстанции ян находится в избытке, значит, сначала надо применять метод бу относительно ци субстанции инь, а потом применять метод се относительно ци субстанции ян. Секрет успешного лечения заключается в сообщении и свободном движении жун и вэй. При укалывании применяют методы бу и се - что это означает? Это означает, что при применении методов бу и се необязательно делать вдох и выдох при введении и извлечении иглы. Это означает, что если знаешь и осуществляешь укалывание, тогда полагаешься на левую половину, а если не знаешь и осуществляешь укалывание, тогда полагаешься на правую половину. При укалывании необходимо сначала левой рукой помассировать место укалывания в точке жун-юй, придавить и оттянуть, а затем нажать ногтем на это место, с тем, чтобы ци пришло в место укалывания. Если колоть в место подвижной артерии, тогда подчиняешь иглу ее движению и после этого колешь. Если в результате надавливания и введения иглы приходит ци, это и называется применением метода бу. А если контролируешь ци в результате движения и вытягивания, это будет применением метода се. Если контроль над ци не достигается, это значит, что мужчине соответствует внешнее, а женщине - внутреннее, и это называется «10 смертей, но ни одного излечения.» Полагаться на левую половину - значит хорошее владение иглой; если ты владеешь иглой, то начинаешь воздействие с левой руки. Если ты не знаешь в совершенстве методов иглоукалывания, тогда начинай воздействие с правой руки. В каноне говорится: «Если двигаться навстречу и отнимать, разве достигнешь отсутствия пустоты? Если двигаться вслед и давать, разве достигнешь отсутствия наполнения? Когда достигаешь пустоты на основе наполнения, то приобретаешь и теряешь. А если достигаешь наполнения на основе пустоты, то имеешь и не имеешь.» О чем говорится в данном высказывании? Это значит, что когда движешься навстречу и отнимаешь, то по методу се воздействуешь на сына. Когда же движешься вслед и даешь, это значит, что по методу бу воздействуешь на мать. Допустим, что в случае заболевания сердца по методу се воздействуют на точку шу, расположенную на руке и управляющую сердцем. Это и называется «двигаться навстречу и отнимать.» А если воздействовать на точку колодец цзин, расположенную на руке и управляющую сердцем, по методу бу, это называется «двигаться вслед и давать.» Когда говорят, что производят наполнение на основе пустоты, то имеют в виду, что достигается прочность и терпение. Когда ци приходит в место укалывания и достигается прочность, это значит, что имеет место достижение, а если происходит опустошение, это значит, что имеется потеря. Поэтому и говорится, что существуют обретения и потери при укалывании. В каноне говорится: «Иногда наблюдается вхождение, а иногда - выход.» О чем здесь говорится? «Иногда наблюдается вхождение» - это значит, что левой рукой воздействуешь таким образом, чтобы ци пришло в место укалывания, а после этого вводишь иглу. Это и подразумевается, когда говорят, что иногда наблюдается вхождение, а иногда - выход. В каноне говорится: «Нет наполнения полноты и опустошения пустоты, а когда убыль, то это недостаточность, а когда прибыль - это избыток.» Подразумевает ли это характеристики пульса в точке на запястье (цунь-коу)? Означает ли это, что болезнь сама обладает пустотой и наполненностью? В чем заключается прибыль и убыль? Здесь не подразумеваются характеристики пульса в точке на запястье, а наоборот, это означает, что болезнь обладает характеристиками пустоты и наполненности. Допустим, что для печени характерна наполненность, а для легких - пустота. Печени соответствует элемент дерева, а легким - металла. Дерево и металл взаимно уравновешиваются, металл здесь выравнивает дерево. Предположим, что для легких характерна наполненность, а для печени - пустота, к тому же она обладает весьма малым количеством ци. В этом случае при укалывании нельзя на печень воздействовать по методу бу, напротив, следует увеличивать наполненность легких. Потому и говорится, что «наполняется полнота и опустошается пустота, и когда убыль, то это недостаточность, а когда прибыль - это избыточность. Это те сложности, которые могут принести вред, если этим методом пользуется посредственный врач.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ БУ И СЕ ПО ТРАКТАТУ «КАНОН О СООТВЕТСТВИИ ДУХА ШЭНЬ Истинное объяснение секрета применения метода се.
Господин Хун Ганчэнь говорит: «Истинное воздействие на точку заключается в том, что большим пальцем левой руки захватываешь точку, а правой рукой на эту точку ставишь иглу. Просишь больного кашлянуть и во время кашля вводишь иглу, опираясь на чувство меры. После завершения укалывания нескольких точек пережди некоторое время, иглу в это время держишь большим и указательным пальцами правой руки, очень осторожно раскачиваешь ее, отступаешь и наступаешь иглой, закручиваешь ее в разные стороны, если при укалывании дрожат руки - это явление называется возбуждением ци. Укалываешь примерно 5 - 6 раз, чувствуешь, что ци под иглой становится напряженным. Здесь ты применяешь метод се, если колешь левую половину. Иглу держишь большим и указательным пальцами правой руки, при этом большой палец движется вперед, а указательный - назад. В результате головка иглы продвигается немного вперед и закручивается влево. Если ты работаешь с несколькими иглами, то всеми ими действуешь по этому методу. После завершения вращения всех игл, ты берешь иглу, как и прежде, большим и указательным пальцами правой руки, действуя большим пальцем, делаешь подряд 3 закручивающих движения (этот прием называется полетом). Игла немного продвигается вперед и закручивается влево. Затем отступаешь примерно на пол-фэня. Этот метод называется «3 полета и 1 отступление». Метод применяешь 5-6 раз, когда под иглой ты начинаешь ощущать глубокую напряженность, это значит, что ци достигло своего предела. Еще раз или 2 слегка продвигаешь иглу вперед, закручивая ее; если ты колешь с правой стороны, то держишь иглу большим и указательным пальцами левой руки, при этом большой палец продвигается вперед, а указательный - назад. По этому методу делаешь 3 закручивания. Слегка продвигаешь вперед головку иглы, закручивая ее вправо. Таков метод се при укалывании правой половины. Больного просишь кашлянуть и во время кашля извлекаешь иглу. Так применяется метод се.
Date: 2015-10-18; view: 480; Нарушение авторских прав |