Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О царе, боге и чорте в сказках





А. Н. Горлин

Сказки южных славян

 

СКАЗКИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

 

 

О ЦАРЕ, БОГЕ И ЧОРТЕ В СКАЗКАХ

(Вместо предисловия)

 

Сказка — создание древнее. По ней можно судить о том, как жил народ в старину, во что он верил, как смотрел на вещи. Почти в каждой сказке говорится про царей, царевичей, королей, королевен, царь-девиц и про другие «высокие особы» старого, отжившего мира. Это, конечно, потому, что на той ступени человеческого развития, на которой сказки создавались, другого строя не было: народы и племена управлялись патриархально, — во главе их всегда стоял какой-нибудь царь или царек. Но стоит нам внимательно почитать побольше сказок, и мы увидим, что народ вовсе не думал, будто такой способ управления — самый лучший. Сказочный царь всегда изображается как самодур, а то и просто как дурак злой, жадный и завистливый. И в этой книге сказок — чего только цари не проделывают: убивают без счета подданных, забирают себе в руки то, что им не принадлежит, бессовестно обманывают тех, кто им же служит. В одной сказке царь собирается, ни с того, ни с сего, перерезать своих двенадцать сыновей и уже готовит им гробы; в другой — рубит голову старику, который просит у него награды за услугу; в третьей — всячески отлынивает от исполнения обещаний. Понятно, что народ тяготился такими правителями. Но когда сказки создавались, он другого строя жизни еще не видал и не знал, и поэтому: единственное, что он мог придумать, была мысль:

«Посадим-ка другого царя. И вот, если какой-нибудь народный герой: умный бедняк или благоприятствуемый счастьем молодой парень — посрамлял царя и удачно отражал его самодурные выпады, то сказка иной награды не находила, как посадить и такого героя в цари. Где цари — там и боги, то в единственном, то во множественном числе. Нигде так легко не познается создание человеком бога по своему образу и подобию, как в сказке. Особенно интересна в этом отношении болгарская сказка „Господь Бог и четыре брата“. Облик царя небесного тут не из завидных! Правда, чудеса он творит исправно и без всякого затруднения, но нравственно он стоит очень невысоко: чтобы помочь своему любимцу, молодому парню, он обманом отнимает у другого невесту, а потом этого же любимца заставляет зарезать и зажарить собственного сына. О сказочном чорте много говорить не приходится. В сказках этой книги он так же глуп, как и в сказках других народов. Только в отличие от чертей других народов, его удается застрелить из лука. Изображая занятных богов и чертей, сказки дают также интересные типы их служителей. Особенно хороши дервиш-обманщик и одураченный священник-разбойник в сказке. Медведь и Дервиш».

 

А. Г.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 227; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию