Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связки ударов для боя
Все стараются казаться, вместо того, чтобы быть — так в обыденной жизни. На войне же приходится быть, а не казаться.
В рукопашной схватке одиночный удар — основа, без него нет ни малейшего шанса на победу. Но реальную возможность завалить противника в большинстве случаев дает только связка из двух‑трех ударов при условии точного их попадания в цель. Именно поэтому постановка техники одиночных ударов есть лишь предварительный этап тренинга. Далее необходимо отрабатывать связки ударов по уязвимым зонам двух, трех и большего числа противников в разнообразных ситуациях безоружного и вооруженного нападения. Понятно, что ставя перед собой такую задачу, не обойтись без партнеров или целого комплекса тренажеров. Общая схема алгоритма боя в такой тренировке выглядит следующим образом: отвлечь внимание одного противника (или заставить его отпустить захват, раскрыться, пошатнуться, потерять темп) своим первым ударом, после чего без малейшего перерыва нанести еще один‑два удара, более разрушительных по своим последствиям. И немедленно перейти к устранению следующего из врагов. Я уже говорил о том, что удары требуют меньше времени на выполнение, чем захваты, броски, болевые выкручивания. Сколько времени требует связка из трех ударов ногами? Например, такая: «футбольный» стопой правой ноги по голени противника, потом круговой подъемом левой стопы в его колено и в заключение правым коленом в живот с захватом руками за плечи‑локти. Не более одной секунды! Но только при том условии, что все три удара шли один за другим без малейшей задержки, то есть выполнялись в связке. И если все они попали в цель, то вы получили, как минимум, несколько секунд на то, чтобы вывести из строя второго противника. Я уж не принимаю в расчет вероятность полной нейтрализации первого противника упомянутой здесь связкой.
Ознобишин совершенно правильно обращал внимание на необходимость длительной наработки связок приемов: «Ученик не должен останавливаться на изучении какого‑либо элемента самозащиты в отдельности, пусть не тешит себя мыслью, что в день боя он по своему желанию, считаясь лишь с обстоятельствами его, сумеет соединить джиу‑джитсу с боксом, или трость — с ножом. Пусть он не забывает, что в момент боя некогда раздумывать, и что хорошо выполняются лишь инстинктивные движения. Поэтому ученики должны… постепенно втягиваться в эту работу путем исполнения ряда хорошо подготовленных комбинаций. Пусть они почаще тренируются в различных фазах боя, составленных из движений английского и французского бокса, джиу‑джитсу и т.д.»[6]. Как следует из приведенной цитаты уважаемого эксперта, связки могут объединять не только удары руками и ногами, но также включать удары оружием и бросково‑болевую технику. Однако основа техники реального боя — удары руками и ногами. Это своего рода «скелет» всей биомеханики боевого столкновения, тем более, что оружие является лишь продолжением руки, но не ее заменой. А толчки, подножки, захваты и рычаги играют вспомогательную роль. Иногда они оказываются в высшей степени полезными, но с точки зрения излагаемой здесь общей концепции почти никогда не бывают главным средством боя.
Что же касается описания конкретных связок, то я еще раз сошлюсь на Ознобишина: «число их может быть бесконечно, а потому мы предлагаем ученикам работать самостоятельно по данным нами образцам и даем полный простор их фантазии и творческой деятельности.»[7]Материал предыдущих глав дает вам богатую пищу для конструирования, запомните только, что в любой связке желательно соблюдать следующие условия: ♦ общее число ударов не должно превышать трех‑четырех; ♦ все удары (и другие приемы) должны быть направлены на реальное поражение; обманные удары (финты) хороши на ринге, не на улице; надо не пугать, а бить, лучше всего наповал, т.е. предельно жестоко; ♦ связки бывают как комбинированные (соединяющие удары рук и ног), так и простые (только руки или только ноги); необходимы те и другие; ♦ очень важно с самого начала тренинга приучать работать против нескольких условных противников; это значит, проводить удары в разные стороны, по разным уровням, активно перемещаться, вращаться вокруг своей оси; ♦ старайтесь соединять связки между собой таким образом, чтобы переходы от одной к другой были естественными для вашего тела. Образно говоря, каждая ваша связка должна напоминать элемент детского конструктора, хорошо сочетающийся с любым другим элементом. Порядок отработки ударов может быть таким: ♦ научиться для начала выполнять указанные в книге одиночные удары руками и ногами в воздух, медленно, с фиксацией элементов траекторий; ♦ потом научиться делать эти удары быстро и точно по намеченным точкам одной мишени (листы бумаги, боксерская груша, подвесной мешок) на месте и в движении;
♦ затем перейти к отработке серий одноименных ударов и связок разноименных ударов по нескольким мишеням; ♦ еще позже дополнить работу на снарядах спаррингом с партнерами; только помните при этом, что ваша цель не в том, чтобы обыграть своих спарринг‑партнеров (иначе вы мгновенно скатитесь к маневренному бою спортивного типа), а совсем в ином — в наработке двигательных стереотипов. И все же, как самому составлять связки? Ответ содержится в предыдущем материале этой книги. Но для тех читателей, которые нуждаются в прямом указании пальцем, выскажусь немного подробнее: ♦ Вам уже известно, какие участки человеческого тела наиболее уязвимы для ударов верхними и нижними конечностями; ♦ Вы также знакомы теперь с основными видами ударов, а также с некоторыми другими приемами; ♦ Вы поняли (или приблизились к пониманию), что любой предмет, используемый в качестве оружия, всего лишь продолжение (или усиление) руки; ♦ Вам хорошо известны собственные физические данные (рост, длина рук и ног, масса, мышечная сила, быстрота реакции, координированность, подвижность, выносливость и другие); ♦ Вы запомнили, что общее число связок, по 2‑3 удара в каждой, не должно превышать тридцати. А число входящих в них разновидностей ударов (приемов) следует ограничить десятком‑полтора. С учетом перечисленных тезисов можете заняться теперь конструированием. Например, ваш рост ниже среднего (меньше 168 см). Из этого факта следует вывод о том, что удары кулаками и открытой рукой по верхнему уровню (в голову) — не для вас. Высокого крепкого мужчину вы просто‑напросто не достанете, его виски, нижняя челюсть, уши, затылок будут где‑то там, вверху. В этом случае цели для ваших рук находятся в зоне «солнечное сплетение — пах», а для ног — от голеностопных суставов до нижней части живота.
Разумеется, не надо доводить мои слова до абсурда. Межключичная выемка — горло — подбородок — верхняя губа — нос — глаза, эта линия тела в некоторых случаях тоже окажется доступной для тычков снизу‑верх по прямой траектории. Но именно «в некоторых случаях», а не «как правило». Какое оружие вы намерены постоянно иметь при себе? Нож? Заточенную монету? Гвоздь? Кастет или дубинку? Или предпочитаете ходить налегке? Если что‑то береге с собой, то умеете ли вы ловко пользоваться своим арсеналом? Проверено ли на тренажерах (я уж не говорю — на живых людях) это умение? Или вы считаете, что «когда надо будет, все сделаете наилучшим образом?» Ежели в самом деле такая мысль имеется в голове, выбросьте ее оттуда поскорее. Человек умеет делать лишь то, чему учился. Это такое животное, которое приходится учить абсолютно всему: стоять, сидеть, ходить, плавать, прыгать, есть, прятаться, притворяться, драться… От рождения мы не умеем ничего, кроме как ходить под себя. И очень печально, что в экстремальных ситуациях у некоторых индивидов не срабатывают никакие другие рефлексы кроме одного‑единственного, врожденного.
На страницах этой и следующей глав вы найдете несколько десятков примеров связок. Можете взять их в качестве образцов (рис. 246 — 294).
|