Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правоведение
В отличие от этики, в которой отражены представления людей о «добре» и «зле» «добропорядочном» и «постыдном», «справедливом» и «несправедливом», право оперирует такими понятиями как «правомерное» и «неправомерное» поведение, «юридические права», «юридические обязанности», «юридическая ответственность», «правонарушение» и т.д. По своим конечным целям мораль и право выполняют в обществе одинаковые функции – регулятивные и воспитательные, но сфера норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. А некоторые отношения – дружбы, любви, семейных традиций и т.п. могут регулироваться только нормами морали. М. Гумплович рассматривает право как «кристализовавшуюся в законе» нравственность. В идеале право должно выражать волю и интересы всех слоев и членов общества. Однако, как отмечают правоведы, в жизни этого не бывает. Стоящий у власти класс, имея в своих руках законодательные рычаги, в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, стремится воплотить в законах и других правовых актах преимущественно свое представление о добре и зле, справедливости и несправедливости и, конечно же, стремится защитить, прежде всего, собственные интересы (47). В свете сказанного становится понятной проалкогольная, протабачная и пронаркотическая политика целых государств, которые на деле защищают не интересы народа, а интересы капитала. Но не все так безнадежно. Если исходить из опыта мирового права, то хотя в праве и выражается воля господствующих классов, последние, опасаясь социальных взрывов, вынуждены идти на уступки. То, какие законы существуют в обществе, зависит и от активности каждого его члена. Поэтому, чтобы добиться принятия законов, способных отрезвить общество, необходимы серьезные усилия «снизу», а не только упование на благородство власть имущих, которые добровольно свои интересы ущемлять не станут. В системе социальных норм наряду с нормами морали и права определенное место занимают обычаи, которые в отличие от права никем сознательно не устанавливаются, а складываются стихийно, на уровне эмоционального, психического восприятия, в силу привычки. Привычка становится второй натурой, и человек ведет себя только так, а не иначе (48). В современном российском обществе прочно утвердились алкогольные обычаи. Вредная привычка к курению уже поразила значительную часть общества, в том числе детей, и способна переродиться во всеобщий обычай. Наркомания еще не распространилась так широко, но закономерности развития те же, только еще более катастрофическими последствиями. Однако то, какие обычаи получают распространение в обществе, во многом зависит от правящих классов, от выразителей их интересов так называемых «свободных СМИ», а также некоторых продажных «художников» и ученых. При той постоянной прямой и косвенной пропаганде порочного образа жизни, которая ведется повсюду в современной России, не стоит удивляться внедрению дурных обычаев. Мы живем в те времена, когда, цитируя Шекспира, «добродетель должна просить прощенье у порока». Сущность правового государства состоит в том, что, как пишет Л. Гумплович, право сегодня хочет стать выше государства, право сдерживает и ограничивает государство. Право – одно на всех, невзирая на личности (49). Однако основным признаком права было и остается принуждение. Алкоголь в современной России вновь стал легальным после отмены закона трезвости в 1925 году И.В. Сталиным, который утверждал, что возврат к алкогольной монополии – «временная мера», необходимая для изыскания средств на экономику. Деятельность Сталина оценивается в основном критически нашими современниками, но почему-то никто и никогда с высокой трибуны не говорит о том, что пора исправить и эту ошибку Сталина и вернуться к праву местного запрета на алкоголь 1914 года. Еще одна проблема, в России с мая 2004 года по февраль 2006 года была фактически отчасти легализована наркоторговля после постановления правительства «О средних и разовых дозах», разрешающего иметь при себе до 10 доз наркотика. Из Уголовного кодекса также убрана статья, предусматривающая конфискацию имущества. Теперь за счет отсутствия этой статьи преступники (наркоторговцы, взяточники и т.п.) имеют возможность сохранять орудия и плоды своей преступной деятельности – деньги - и использовать их дальше в преступных целях. Так же неутешительна и судебная практика. Согласно московской статистике за 2005-2006 гг., суды выносили от 50 до 70 процентов приговоров наркоторговцам с условной мерой наказания. Получается, что мелкие наркоторговцы отправляются у нас за решетку лишь в 1 из 2-3 случаев, причем, наркоденьги из оборота не изымаются, а продолжают работать на наркобизнес. Что касается крупных наркоторговцев, то они практически неуязвимы. В таких условиях говорить об эффективной профилактике наркомании в России весьма проблематично (50). Иные законы действуют, например, в Великобритании, Германии, Швеции, США, где господствует презумпция виновности по отношению к наркотикам. Если у тебя нашли наркотик, то вряд ли ты сможешь доказать, что это только для личного употребления. Если пойман наркоторговец, он должен доказать, что его имущество и имущество его родственников нажиты праведным путем, а не за счет торговли наркотиками. Выделяют 4 основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и его обнародование (51). 1. Законодательная инициатива. Обычно с законодательными инициативами выступают профессионалы, но то, какие законы принимаются в обществе, зависит и от самих граждан. Следует чаще выступать с законодательными инициативами. В числе безотлагательных инициативследует назвать: принятие закона о лишении лицензии тех органов СМИ, которые пропагандируют и рекламируют всякого рода безнравственность, в том числе употребление одурманивающих веществ, что было бы хорошей альтернативой отмененной в постперестроечной России государственной цензуры; повышение возраста, допускающего начало употребления алкоголя до 21 года, как это принято во многих цивилизованных странах; изъятие торговли алкоголем и табаком из магазинов, торгующих продуктами, и осуществление торговли только в специализированных магазинах; ограничение торговли спиртными и табачными изделиями по времени и предоставление права местного запрета, например, на ночную торговлю, или даже полного запрета на торговлю алкоголем в конкретной местности; суровое наказание работников торговли за отпуск алкогольно-табачных изделий детям и молодым людям, не достигшим 18, а лучше 21 года; лишение лицензии тех кафе и ресторанов, которые доводят клиента до состояния одурения, повлекшего те или иные негативные социальные последствия; повышение акцизов на алкоголь и табак; повышение цен на алкоголь и табак, прежде всего, на алкогольные коктейли и пиво, до уровней, принятых в цивилизованных странах, что делает их менее доступными для детей и молодежи; отменить позорный закон, разрешающий безнаказанно иметь при себе 10 доз наркотика и снизить количество доз, которые наркоман может иметь при себе, до 1 дозы – только для самого наркомана; возвращение пиву законного статуса алкогольного изделия, как это приято во всем мире, чтобы сделать его менее доступным для детей и молодежи; возвращение и ужесточение наказания за самогоноварение и т.д. Подобные законы были в отечественной истории, а сегодня действуют в таких странах как Швеция, Норвегия, США и других. И нам следует изучать и использовать этот позитивный опыт. Но, прежде всего, в разработке законов необходимо опираться на сегодняшнюю Конституцию РФ. Конституция РФ - Основной закон – имеет огромный потенциал для оздоровления общества, в частности она провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что она защищает «основы конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законные интересы других лиц, обеспечивает оборону страны и безопасность государства» (ч.3 ст.55). Почти ничем не ограниченные производство, торговля, реклама и пропаганда алкоголя и табака, либеральные законы в отношении наркомании находятся в явном противоречии с нашей Конституцией, что прямо и косвенно приводит к нарушению всех названных в Конституции прав человека. Сегодня в России трезвенными силами разработан и предъявлен на рассмотрение в Госдуму РФ проект «Программы первоочередных мер государственной антиалкогольной политики». Ожидаемыми результатами Программы к 2011-2015 гг. являются: снижение общего количества потребляемого алкоголя до 8-9 литров на одного взрослого (по данным ВОЗ, 8 литров – это тот предел, ниже которого начинаются катастрофические изменения в обществе - прим. ред.), снижение доли крепкого алкоголя в структуре потребления до 30%, снижение смертности в Российской Федерации на 300-400 тысяч человек в год, увеличение ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин на 5 лет, а женщин – на полтора года. В проекте Программы также сформулированы принципы государственной политики в сфере производства, оборота и потребления алкоголя. 2. О бсуждение - следующая стадия законодательного процесса. Оно бывает предварительным (неофициальным) и официальным. Предварительное обсуждение, как правило, проводится с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в таких формах, как научно-практическая конференция, семинар, заседание «круглого стола», экспертное заключение, проведение теле и радо дебатов, публикации в газетах и журналах. Официальное обсуждение закона осуществляется в компетентных органах. Странно, что, несмотря на свою высокую актуальность, вышеупомянутый проект «Программы первоочередных мер государственной антиалкогольной политики» не прошел стадию неофициального всенародного обсуждения и совершенно не известен в обществе. Не прошел он стадию обсуждения и в Государственной думе РФ даже спустя два года после его предъявления!
3. Принятияи утверждения закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. В современной России этот орган – Государственная Дума. Утверждение (подписание) осуществляется главой государства. В России еще в 2001 году был принят, но фактически бездействует «Закон об ограничении курения табака». Правительство РФ с большим опозданием от остального мира внесло в Госдуму законопроект «О присоединении Российской Федерации к Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака». Эта конвенция была одобрена еще в мае 2003 года на 56-ой сессии ВОЗ, но Россия к Рамочной Конвенции присоединилась только в 2008 году, став 177-ой в списке. Цена пятилетнего затягивания – миллионы жизней! Кандидат медицинских наук и доктор политических наук, президент Российской ассоциации общественного здоровья и координатор Национальной коалиции «За Россию, свободную от табака!» А.К. Демин считает табачную индустрию в ее современном виде угрозой национальной безопасности России и рекомендует решать табачную проблему под патронажем первых лиц государства (52). 4. Обнародование принятого закона - заключительная стадия законодательного процесса – заключается в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Даже принятый еще в 2003 году закон РФ «Об ограничении курения табака» фактически не был обнародован – о нем очень мало знают не только простые граждане, но нередко даже компетентные лица и органы. После принятия и обнародования закона следует стадия его реализации, которая имеет 4 основные формы: осуществление, исполнение, соблюдение, применение. · Осуществление закона (использование) с точки зрения прав отдельных граждан является добровольным делом, а с точки зрения правомочий государственных органов и должностных лиц является не только правом, но и обязанностью. С этой точки зрения, Закон РФ «Об ограничении курения табака» большинством государственных органов и должностных лиц попросту игнорируется на данный момент, за что неплохо было наказывать российских чиновников рублем и снижением или полным лишением официального статуса за профессиональную некомпетентность. Еще хуже ситуация с исполнением как формы реализации права. · Исполнение – это реализация обязательств физическим или юридическим лицом. Россияне слывут незаконопослушным народом, но удивляться здесь нечему, ведь часто даже должностные лица не в курсе, что тот или иной закон есть, а если и знают, то имеют о нем весьма смутное представление. Закон «Об ограничении курения табака» не используется, а значит и не исполняется, прежде всего, должностными лицами. · Соблюдение. Если о законе даже не слышали, то как же будут его соблюдать? Попробуйте в России сделать замечание курильщику в общественном месте, чаще всего нарветесь на хамство. А причина проста – закон «застрял» еще на предыдущих стадиях – осуществления и исполнения – и это на совести чиновников! · Применение. Оно всегда осуществляется от имени государства и имеет 2 формы: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Правоприменительная деятельность может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, и их неисполнение влечет за собой государственное принуждение. Но где в России увидишь применение закона «Об ограничении курения табака» или «О рекламе» с составлением акта?
Таким образом, с точки зрения отрезвления общества на всех четырех стадиях законодательного процесса ситуация в России крайне тяжелая. Значительная доля вины за это лежит на «верхах». Однако многое также зависит от «низов», пассивности самих граждан, от их нежелания отстаивать свои права, гарантированные Конституцией. В США табачные кампании только тогда были значительно потеснены с рынка, когда одной гражданке удалось доказать, что причиной ее заболевания (рак) является табак. Табачной кампании, сигареты которой она покупала, был предъявлен иск, и суд решил дело в пользу истца. Компания вынуждена была оплатить серьезный материальный и моральный ущерб (при этом надо помнить, что человеческая жизнь – бесценна и деньгами ее не измерить). Так был создан прецедент (решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел). С тех пор иски против табачных кампаний на Западе стали обычным делам, что заставляет их терпеть миллиардные убытки и приводит целую отрасль на грань краха, и они вынуждены искать другие рынки сбыта своих отравляющих изделий, в том числе, они бросились осваивать российский рынок, и более 90% табачного капитала сегодня в России принадлежит зарубежным фирмам. Правовой аспект проблемы отрезвления общества трудно переоценить. Успешность этого уровня профилактики зависит от силы и справедливости государства. Чтобы понять, что такое государство и какую роль оно может играть в отрезвлении общества, обратимся к науке политологии. После принятия и обнародования закона следует стадия его реализации, которая имеет 4 основные формы: осуществление (использование), исполнение, соблюдение, применение. Date: 2015-10-18; view: 306; Нарушение авторских прав |