Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мореходная Астрономия, как учебная дисциплина. Построение пособия. 10 pageПо этой зависимости рассчитана таблица в МАЕ «Азимут Полярной для широт от 5° до 70°. Аргументами для входа в таблицу служат местное звёздное время Sм и широта места. В реальных условиях метод не рекомендуется применять в широтах более 35° из-за невысокой точности определения пеленга при больших высотах светил. Порядок действий. 1. Наблюдают серию пеленгов Полярной, замечают время наблюдений и находят средние значения: 2. Рассчитывают звездное время Sм (местный часовой угол точки Овна). 3. По Sм и jc выбирают азимут из таблицы «Азимут Полярной», переводят в круговой счёт. 4. Рассчитывают поправку. К достоинствам метода стоит отнести простоту наблюдений и вычислений при высокой точности метода. Недостаток – ограниченный регион применения. Пример 18. Определить поправку компаса по высоте Полярной.
Часть 2. Методические указания к выполнению лабораторных и контрольных работ. Глава 1. Задания для дневного отделения. §1. Лабораторные работы. Перед занятием, студенту необходимо проработать теоретический материал из Части 1 этого пособия, курса лекций и других источников необходимый для выполнения лабораторной работы, разделы для проработки указаны в задании. Все работы выполняются на листах А4 или специальных бланках – Ш8 и Ш8Б. Вверху листа указывается фамилия студента, группа, № и название лабораторной работы. Перед каждым заданием записывается условие – заданные и искомые величины. Студенты, своевременно сдавшие, все лабораторные работы, РГР и прошедшие итоговый тестовый контроль получают допуск к экзамену. Вопросы для итогового тестового контроля приводятся в пособии. Студенты, досрочно сдавшие, все лабораторные работы и РГР получают льготы при сдаче экзамена. Лабораторная работа№1: Построение небесной сферы и графическое определение координат светил. Продолжительность занятия 2 часа Цель работы: • изучить небесную сферу и различные способы её изображения; • научиться приближенно, определять координаты светила на небесной сфере. Задание: • решить задачи №1.1, 1.2, 1.3, 1.4 выбираемые из задачника в соответствии с номером варианта; • во всех задачах указать азимут в круговом, полукруговом, четвертном отсчёте. Методические указания: Перед тем как приступать к выполнению лабораторной работы необходимо тщательно изучить теоретический материал, приведенный в Части 1 данного пособия, а так же в [2] и [3]. Все построения выполняются карандашом, дуги рисуются от руки, линии с обратной стороны сферы без необходимости не рисуются, при необходимости проводятся пунктиром. Лабораторная работа№2: Решение задач на перевод времени и хронометр. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: • изучить различные системы измерения времени, научиться переходить от одного времени к другому. • научиться пользоваться судовыми измерителями времени. Задание: • Используя данные задачи 2.1 из задачника в соответствии с номером варианта выполнить следующие задания: • по судовому времени Тс и долготе с определить приближённое гринвичское время прибТгр; • по показаниям хронометра Тхр и поправке хронометра Uхр определить точное гринвичское время Тгр, по Тгр и долготе с определить местное время Тм, поясное время Тп и судовое время Тс. • изучить судовую службу времени; • изучить особенности устройства хронометра, обращение с ним; • научиться снимать отсчёт хронометра по секундомеру, определять поправку хронометра по сигналам времени и сличению с другим хронометром; и использовать величину суточного хода часов. Методические указания: как правило задачи не вызывают больших сложностей, однако они входят в большинство задач астронавигации и им так же должно быть уделено особое внимание. Перед занятием необходимо тщательно разобрать теоретический материал, приводимый в §8 Части 1 данного пособия. Более полно теоретический материал приводятся в [2] (стр. 47-63), в [3] (стр. 53-66). Кроме того, студент должен уметь правильно использовать измерители времени в соответствии со службой времени на судах, [2] (стр. 63-71), [3] (стр. 77-88). Лабораторная работа№3: Расчёт местного часового угла tм и склонения d светил. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: изучить устройство МАЕ, научиться определять точные значения часовых углов и склонений светил. Задание: • Используя дату, Тс,, lc, Тхр, Uхр и наименования светил из задачи 2.1 и задачи 7.1 выбранные из задачника в соответствии с номером варианта выполнить следующие задания: • В задаче 2.1 определить местный часовой угол tм и склонение звезды (1 измерение); • В задаче 2.1 определить местный часовой угол tм и склонение планеты (2 измерение); • В задаче 7.1 определить местные часовые углы tм и склонения Солнца (оба измерения); Методические указания: Задача на расчёт местного часового угла tм и склонения d светил входит составной частью в большинство основных задач астронавигации и должна выполняться с особой тщательностью. Перед занятием необходимо тщательно разобрать теоретический материал, приводимый в § 9 Части 1 данного пособия. Устройство и использование МАЕ подробно описаны в самих таблицах, помимо этого в [2] [3]. В работах 3, 4, 5, 6 решаются задачи 2.1 и 7.1 по частям, т.е. результаты текущей лабораторной работы, являются исходными данными для последующих лабораторных работ. Задача 2.1 решается на бланке Ш8Б, задача 7.1 – на бланке Ш8. На каждой лабораторной работе заполняется соответствующая часть бланка. По выполнении Л.Р. №6 оба бланка сдаются на проверку. Все расчёты и построения выполняются только карандашом. На бланке указывается Ф.И.О. студента, группа, вариант и номера лабораторных работ. Лабораторная работа№4: Вычисления высоты h и азимута А при помощи таблиц. Продолжительность занятия 6 часов. Цель работы: научиться определять значения высоты и азимута по специальным таблицам ТВА-57, ВАС-58. Задание: • используя часовые углы и склонения, полученные в предыдущей лабораторной работе для задачи 2.1 и счислимую широту jс из этой задачи получить счислимые азимуты Ас и высоты hс при помощи таблиц ТВА-57 для обоих линий положения. • Используя часовые углы и склонения, полученные в предыдущей лабораторной работе для задачи 7.1, счислимые широты jс из этой задачи получить счислимые азимуты Ас и высоты hс при помощи таблиц ВАС-58 для обоих линий положения. • проконтролировать решение задач на МК или ПК; Методические указания: Перед занятием необходимо тщательно разобрать теоретический материал, приводимый в § 10 Части 1 данного пособия. Лабораторная работа№5: Секстан. Устройство и использование. Продолжительность занятия 6 часов. Цель занятия: Получить практические навыки использования секстана. Научиться исправлять высоты светил. Задание: • Изучить устройство секстана из §11данного пособия, а так же из [2] стр. 80-84, [3] стр.103-106. Студент должен знать: различные типы секстанов и их отличия; устройство и назначение основных узлов секстана; • Подготовка к работе и выверка секстана §11 данного пособия (1-4 выверки), [2] стр. 84-90, [3] стр.109-113: • Измерить по два вертикальных и горизонтальных угла. • Используя данные задач 2.1 и 7.1 исправить приведенные в условиях отсчёты секстана ОС поправками получить Ист.h и прив.h. Методические указания: Секстан является основным угломерным инструментом, применяемым в астронавигации, поэтому, умение работать с секстаном является важнейшим навыком судоводителя. Несмотря на кажущуюся простоту прибора, овладение им представляет для студентов некоторые трудности. Для уверенного владения этим инструментом необходима практика и ещё раз практика, поэтому прежде чем подходить к преподавателю для защиты л.р. студент должен произвести не менее 10-15 (а лучше ещё больше) измерений вертикальных и горизонтальных углов. Процесс измерения высоты любого светила навигационным секстаном состоит из следующих этапов: • приведение дважды отраженного изображения светила к линии прямовидимого горизонта; • отыскание вертикала светила с помощью “покачивания” секстана; • совмещение края или центра светила с линией видимого горизонта на вертикале светила; • фиксация момента измерения по хронометру с помощью секундомера и запись результатов измерения. В данной работе студенты должны твердо освоить последний этап измерения. При решении каждой конкретной задачи студент должен установить заданный условиями отсчет секстана и с помощью секундомера по сигналу преподавателя зафиксировать момент измерения высоты на хронометре. Кроме этого студент должен четко представлять получение других исходных данных задачи: поправки индекса, инструментальной поправки, высоты глаза, края светила, температуры, давления. По указанию преподавателя студент должен снять с приборов значения вышеперечисленных величин или установить показания этих величин на приборах. Лабораторная работа№6: Определение обсервованного места. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: научиться определять обсервованное место при помощи Высотных линий положения. Задание: • Используя результаты л. р. №№4,5 расчитать переносы n. • По полученным переносам n и счислимым азимутам Ас из л.р. №4 определить обсервованные места для задач 2.1 и 7.1. • Получить приращения координат и рассчитать невязки. • Проконтролировать результат аналитическими расчетами. Методические указания: Перед занятием необходимо тщательно разобрать теоретический материал, приводимый в §12, а так же полностью повторить материал Главы 3 Части 1 данного пособия. Построения выполнять карандашом на обратной стороне бланка строго в соответствии с методическими указаниями §12. Лабораторная работа№7: Решение задач на звёздном глобусе. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: • научиться при помощи звёздного глобуса определять наименование светила по времени наблюдения и пеленгу; • научиться подбирать светила на заданный момент наблюдений; • научиться примерно определять моменты восхода, захода и кульминации светил на заданную дату. Задание: • изучить устройство звёздного глобуса; • в задаче 4.1 определить наименование неизвестного светила. • используя данные из задачи 4.1 подобрать 2, 3 и 4 светила для места и времени указанные в задаче. Определить видимые планеты. • по заданию преподавателя определить время восхода, захода и кульминации светила на заданную дату; • выучить основные созвездия и звёзды на карте звёздного неба. Методические указания: на звёздном глобусе возможно приближённое решение ряда вспомогательных задач астронавигации: • Определение названия неопознанного светила; • Получение высоты и азимута светила на заданное время; • Подбор светил на время наблюдений; • Определение времени прихода светила в заданное положение. Устройство и использование звёздного глобуса подробно описано в[2] (стр. 35-37), [3] (стр. 93-99). Лабораторная работа№8: Определение места судна по одновременным наблюдениям светил. Продолжительность занятия 4 часа. Цель работы: • научиться определять место по звёздам; • освоить приведение высот к одному зениту; • освоить построение высотных линий положения и расчёт обсервованных координат. Задание: • решить задачи 3.1 и 5.1 из Части 3 данного пособия номера задач выбираются соответственно номера зачётной книжки. • оценить место радиальной погрешностью, считая СКП высотных линий положения mл1=mл2=±1,2¢. Методические указания: в лабораторную работу входит два задания: определение места судна по двум и по трём светилам. Задания отличаются только количеством линий положения. Каждая задача состоит из нескольких пунктов, большинство которых уже рассматривались в предыдущих л.р., а так же в Главе 3 данного пособия.: Лабораторная работа№9: Определение места судна по разновремённым наблюдениям Солнца. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: • научиться определять место по Солнцу; • освоить построение высотных линий положения и расчёт обсервованных координат. Задание: • решить задачи 8.1, 8.2; • оценить место радиальной погрешностью, считая СКП высотных линий положения mn1=mn2=±1,1¢, поправки лага mл=±2% и в курсе mл=±3º. Методические указания: Выполнение данной л.р. минимальным образом отличается от предыдущей и к ней применимы все требования л.р. №8. Лабораторная работа№10: Определение широты места судна различными способами. Частные случаи определения места судна. Продолжительность занятия 4 часа. Цель работы: • научиться определять широту места судна по меридиональной высоте Солнца и по высоте Полярной; • научиться определять место судна, когда одна из линий положения широта. Задание: решить задачи 9.1, 10.1, 11.1, 12.1. Методические указания: Отдельное получение широты места с достаточной точностью возможно лишь в частных случаях положения светил. Наиболее часто применяются два случая: • определение широты в момент кульминации светила [3] стр. 221-224; • определение широты по высотам Полярной [3] стр. 225-226. Оба способа дают не только высокую точность измерений, но и значительно упрощают вычисления. Лабораторная работа№11: Определение поправки компаса различными способами. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: Закрепить теоретические знания и получить практические навыки определения поправки компаса астрономическими способами. Задание: • решить задачи 13.1, 14.1, 15.1, 16.1. • описать достоинства и недостатки каждого метода определения поправки компаса. Методические указания: Перед началом занятия тщательно изучить теоретический материал, приводимый в Главе 6 данного пособия, а так же в [2] и [3]. Лабораторная работа№12: Определение места судна по измеренным высотам Солнца более 880. Продолжительность занятия 2 часа. Цель работы: Освоить единственный в мореходной астрономии способ определения места судна по изолиниям – кругам равных высот. Задание: решить задачу 17 выбранную соответствии с номером зачётной книжки. Методические указания: Для освоения этого способа необходимо чётко представлять особенности видимого суточного движения Солнца, когда его высота в момент кульминации больше 880. Для этого необходимо нанести Солнце на глобус на дату решения задачи, установить глобус на заданной широте и проследить видимое суточное движение Солнца, измерить его азимуты в моменты измерения высот записанные в условии задачи. §2. Расчётно-графические работы.
|